Здавалка
Главная | Обратная связь

Просвещенные французы



· Шарль-Луи, барон де Монтескье (1689—1755). Его идеи о разделе­нии властей в правительстве оказали сильное влияние на Консти­туцию США.

· Франсуа Мари Аруэ де Вольтер (1694—1778). Романист и выдаю­щийся социальный критик, он был лидером просветителей.

· Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он считал, что лучшая политиче­ская система отражает «общую волю» всех людей. Но цивилиза­ция, по его мнению, оказывает на людей дурное влияние.

· Дени Дидро (1713—1784). Он выступил с идеей важности детства в развитии сознания, предвосхитив Фрейда, и с идеей эволюции животных, предвосхитив Дарвина. Он был редактором «Энцикло­педии», семнадцатитомного словаря по наукам и искусствам, который стал памятником эпохи Просвещения.

· Поль Анри Дитрих, барон де Голь­бах (1723—1789). Его «Система природы» отрицает существование Бога и заменяет веру в его существование верой в природу и свободу воли.

· Мыслители французского Просвещения рассматривали разум как путь к более свободному обществу и равенству.

· Деизм — это религиозная философия, которая оставляет место для разума и свободной человеческой природы.

· Руссо, в отличие от других просветителей, живших до него, говорил о важности чувств и образования для освобождения цивили­зации от диктатуры.

Заполните таблицу

№ п/п Представитель философии Годы жизни Основные идеи и понятия Основные произведения
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Представители Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, В. Лейбниц, Пьер Бейль, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ), Шарль–Луи Монтескье, Жан – Жак Руссо, Этьен Боно де Кондильяк, Жюльбен Оффре де Ламетри, И.Кант, Г.Гегель, Л. Фейербах, И. Фихте, В. Шеллинг и др.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени явилась «продуктом» научных открытий и технических изобретений, которые внесли существенные изменения на философские взгляды представителей философов этого периода. И в первую очередь этот факт подвел к иному пониманию мира и места в нем человека. Результатом учений которых стала потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира, ведущее к общей переоценке роли гуманитарного знания, единого бесконечного материального мира

Мудрые мысли и афоризмы:

 

« Бог, который создал нас без нас, не может спасти нас без нас».

Б. Паскаль

«Знание есть сила, сила есть знание» Ф. Бэкон

«Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет» Ф. Бэкон

«Я мыслю, следовательно существую» Р. Декарт

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р. Декарт

"...Нам не дано отказываться от конечных вопросов:

хотим мы того или нет, они проникнут в нас в том или ином обличье. "Научная истина" точна, однако это неполная, предпоследняя истина, она неизбежно сливается с другим видом истины — полной, последней, хотя и неточной, которую беззастенчиво называют мифом" X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия?

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тестовые вопросы для закрепления материала:

1. Определяющее значение для формирования филосо­фии Нового времени имело:

А) развитие протестантизма как нового направления миро­вого христианства;

В) формирование наук, в первую очередь, естественных;

С) становление абсолютной монархии;

D) подъем народного и революционного движения.

2. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи наукиэто:

А) развитие человеческого духа и знаний о мире;

В) достижение славы и власти;

С) общественная польза и улучшение жизни людей;

D) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

А) идеализма и стоицизма;

В) объективизма и скептицизма;

С) материализма и эмпиризма;

D) позитивизма и прагматизма.

4. По Ф. Бэкону, эмпирияэто:

А) опыт, опирающийся на эксперимент;

В) изолированное чувственное восприятие;

С) форма, присущая самой вещи;

D) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

5. Основной рабочий метод Ф. Бэконаэто:

А) анализ;

В) синтез;

С) дедукция;

D) индукция.

6. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «при­зраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:

А) рода;

В) пещеры;

С) рынка;

D) театра.

7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

А) «верую, потому что нелепо»;

В) «во всем должно сомневаться»;

С) «любовь движет солнца и светила»;

D) «знание — сила».

8. Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или ес­ли при ее посредстве возникает нечто, что мы восприни­маем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называет­ся...»:

А) субстанцией;

В) формой;

С) материей;

D) движением.

9. Для Декарта оно не нуждается «... ни в каком мес­те и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

А) абсолютное содержание;

В) реальное существование;

С) мыслящее Я;

D) очевидное явление.

10. По мысли Декарта, «материя»«substantia extensa» и «духовная субстанция» «substantia cogitas»:

А) находятся в тесной взаимозависимости;

В) существуют независимо друг от друга;

С) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

D) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой.

11. Основным методом получения истинных и практи­чески полезных фактов Декарт считал:

А) созерцательный анализ;

В) эмпирическую индукцию;

С) рациональную дедукцию;

D) спекулятивный синтез.

12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

А) картезианством;

В) сенсуализмом;

С) реализмом;

D) деизмом.

13. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:

А) социальный упадок;

В) естественное состояние;

С) природное заблуждение;

D) психическое отклонение.

14. По Гоббсу, государство это «великий Левиа­фан», началом рождения которого можно считать момент, когда:

А) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;

В) старейшины убеждают соплеменников покориться вла­сти одного человека или группы людей;

С) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знат­ных;

D) каждый человек добровольно отрекается от права вла­деть самим собой.

15. Впервые в философии политики Локк в своей рабо­те «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:

А) демократического централизма;

В) просвещенной монархии;

С) разделения властей;

D) общественного договора.

16. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

А) логический;

В) эмпирический;

С) геометрический;

D) семантический.

17. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:

А) методе;

В) акциденции;

С) субстанции;

D) боге.

18. Расположите пять частей «Этики» Спинозы в правильной последовательности:

А) О силе разума, или о человеческой свободе;1

В) О Боге;2

С) О происхождении и аффекте;3

D) О природе и происхождении мысли; 4

Е) О человеческой несвободе, или о силе аффектов. 5

19. С точки зрения Спинозы:

А) бог и субстанция (природа) — это одно понятие;

В) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;

С) бог находится в природе, являясь ее творцом;

D) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.

20. В представлении Спинозы, свобода человека состо­ит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал:

А) аффект;

В) необходимость;

С) произвол;

D) предопределение.

21. «Монада» в учении Г. В. Лейбницаэто:

А) единая субстанция;

В) простая субстанция;

С) духовный модус;

D) объективная акциденция.

22. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуа­лизма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме...»:

А) самих чувств;

В) самого разума;

С) случайного;

D) эмпирического.

23. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является:

А) философия;

В) физика;

С) логика;

D) этика.

D) существовать в человеческом представлении.

24. Беркли отрицал существование:

А) материи;

В) Бога;

С) ощущений;

D) сознания.

25. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:

А) естественные;

В) международные;

С) политические;

D) гражданские.

26. По Монтескье, естественным доисторическим со­стоянием человечества был закон:

А) войны всех против всех;

В) мира всех со всеми;

С) общественного договора;

D) борьбы за существования.

27. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье по­ложило начало направлению:

А) духовного монизма;

В) географического детерминизма;

С) европейского гуманизма;

D) социального фатализма.

28. Вольтер понимал человека как существо:

А) природное;

В) политическое;

С) общественное;

D) экзистенциальное.

29. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

А) человек и бог;

В) бог и дьявол;

С) ученый и невежда;

D) мошенник и глупец.

30. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей это равенство:

А) природное;

В) имущественное;

С) политическое;

D) сословное.

31. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю...»:

А) Бога;

В) философию;

С) добродетель;

D) культуру.

32. Руссо писал: «...силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, мо­жет руководить лишь...»:

А) общая воля;

В) воля представителей;

С) мудрый правитель;

D) здравый смысл.

33. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

А) Вольтер;

В) Руссо;

С) Д'Аламбер;

D) Дидро.

Тесты для закрепления материала по теме:

1. «Критика чистого разума» Канта являлась крити­кой познания, к которому можно прийти:

А) интуитивно;

В) способом доказательств;

С) на основе чувственного опыта;

D) в первичном ощущении.

2. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказа­тельств:

А) априорности чувственного опыта;

В) трансцендентных предметов;

С) апостериорности ощущений;

D) непознаваемости «вещи в себе».

3. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

А) все наше познание начинается с чувственного опыта;

В) познание начинается с «душевных восприятий», кото­рые упорядочиваются нашим разумом;

С) познание — это восприятие чувствами идей как сово­купности свойств, присущих ощущениям наших орга­нов чувств;

D) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

4. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

А) вещь в себе;

В) феномен;

С) ноумен;

D) интеллектуальный синтез.

5. В этике Канта обосновывается нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

А) связь между чувственным стимулом и поведением име­ет характер прямой необходимости;

В) человек — это существо, способное к абсолютно сво­бодной автономной мотивации поведения;

С) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

D) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

6. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

А) привычной формой твоего поведения;

В) принципом инстинкта самосохранения;

С) общим «естественным» законом;

D) примером для подражания других.

7. По Канту, знание нравственного закона:

А) является актуальной проблемой этики;

В) обусловлено образованием или воспитанием;

С) дается в эмпирическом опыте;

D) дано каждому доопытно.

8. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

А) соответствует действующему закону;

В) доставляет личное удовлетворение;

С) подчинен абстрактному чувству долга;

D) связан с гуманными или дружескими чувствами.

9. В «наукоучении» Фихте действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру выявляет:

А) присутствие «бытия для нас» предметов;

В) безотносительность внешних предметов эмпирическому и теоретическому «Я»;

С) содержание внешних предметов внутри сознания «Я»;

D) настойчивое воздействие предметов на биологический организм, дающее возможность проявиться еще неосоз­нанному «Я», способному их освоить.

10. По Фихте, человек отличается от животного тем, что:

А) удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимо­стью;

В) осознает инстинктивное влечение как инстинктивное;

С) противопоставляет одному инстинктивному влечению другое;

D) удовлетворяет инстинктивное влечение или нет по соб­ственной воле.

11. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

А) величие;

В) славу;

С) почет;

D) бессмертие.

12. В системе трансцендентального идеализма Шел­линга процесс познания рассматривается, так:

А) объективная природа дополняется трансцендентным бо­гом;

В) «Я» познает безусловное (Дух);

С) объективная природа взаимодополняется достоверным «Я»;

D) достоверное «Я» противостоит природе и утверждается в своей самодостаточности.

13. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, яв­ляется:

А) постоянное общение людей;

В) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;

С) взаимодействие с высшим духом;

D) неосознанная деятельность инстинктивного Я.

14. Гегель считал, что в основе реальности лежит:

А) абсолютная идентичность;

В) абсолютное бессознательное;

С) абсолютная идея;

D) абсолютное божество.

15. По Гегелю, в процессе познания последователь­ность этапов такова:

А) ощущение — внутренние и внешние идеи — размыш­ление;

В) чувственный опыт и априорные категории — чистые (неэмпирические) принципы;

С) чувственное познание и врожденные идеи — рацио­нальное познание;

D) чувственная достоверность — восприятие — рассудок.

16. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассмат­ривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:

А) противоречие;

В) превращение одного в другого;

С) тождество;

D) неустранимое противостояние.

17. Гегель полагал, что развитое общество это:

А) нравственная реальность;

В) общество всеобщего благоденствия;

С) царство божие;

D) правовое государство.

18. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:

А) Феноменология духа;

В) Энциклопедия философских наук;

С) Наука логики;

D) История философии.

19. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

А) все, что существует — разумно;

В) все, что существует — действительно;

С) разумное тождественно действительному;

D) все, что разумно — действительно.

20. Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

А) становление свободного человека;

В) самоцельное становление свободы;

С) развитие мирового духа во времени;

D) развитие мирового духа в пространстве.

21. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объек­тивных условиях, когда его активность не приводит к реаль­ным последствиям):

А) политикой;

В) философией;

С) наукой;

D) религией.

22. По Фейербаху, «воплощенные, овеществленные, осуществленные желания человека» это:

А) идеи;

В) поступки;

С) боги;

D) другие люди.

23. «Новая этика и религия человека», к которой при­зывал Фейербах, это религия и этика:

А) права;

В) государства;

С) Абсолюта;

D) Любви.

 

Изучите таблицу «ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII - XIX ВВ.), проанализируйте основные понятия, проиллюстрируйте их конкретными примерами.

 

 

ОНТОЛОГИЯ Механизм. Противостояние идеализма и материализма. Диалектика
БОГ (ТЕОЛОГИЯ) Деизм. Атеизм
АНТРОПОЛОГИЯ Механицизм. Дуализм: тело-душа. Материализм: отрицание бессмертия души и жизни после смерти. Биологическая природа человека. Биологическая или социальная сущность человека.
ГНОСЕОЛОГИЯ Рационализм и эмпиризм. Критика метафизики. Иррационализм: критика научного разума. Позитивизм.
ЛОГИКА Диалектика и ее законы
ЭТИКА Гуманизм. Свобода. Утверждение неотъемлемых прав человека. Обоснование ценности личности
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Теория «общественного договора». Теория разделения властей. Правовое государство. Критика традиционной культуры
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Идеализм: история как развитие Абсолютной идеи. Материализм; история как развитие материальных отношений (способа производства и распределения)

 

 

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Разработка Бэконом индуктивного метода.

2. Учение Декарта о дедуктивном методе.

3. Дуализм Декарта.

4. Субъективный идеализм Беркли.

5. Скептицизм Юма.

6. Учение Юма о причинности.

7. Социально-культурные предпосылки философии Нового времени.

8. Охарактеризуйте концепцию прав и свобод человека Локка и Гоббса.

9. В чем своеобразие системы Лейбница. Монадология.

10. Проблема зла в философии Лейбница.

11.Социально-культурные предпосылки философии Просвещения.

12.Сенсуализм и созерцательность теории познания французских материалистов. Непонимание социальной природы познания. Каково их учение о человеке?

«Добродетельный человек — не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, — такой человек невозможен, — а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным» (Гельвеций)

Воинствующий атеизм: "Интерес людей требует полнейшего разрушения именно религиозных заблуждений и... здравая философия должна посвятить себя, главным образом, их уничтожению" (Гольбах)

Значение деятельности французских философов атеистически- материалистического направления:

· Освободили философию от множества религиозных предрассудков

· Дали реалистическое определение субстанции

· Выдвинули идею о сознании как свойстве высокоорганизованной материи

· Критиковали «доопытное» (чистое) знание

· Обосновали теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат ощущения)

· Сделали вывод о том, что движение – свойство материи

· Ратовали за социальную справедливость

· Идеологически подготовили Великую французскую революцию

Вот имена основных представителей немецкого идеализма:

Иммануил Кант (1724—1804) описал категории разума как поня­тия, которые делают возможным понимание мира явлений.

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) описал универсальную реаль­ность как всеобщий моральный закон.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) создал теорию абсолютного Духа, который диалектически развивается в ис­тории.

Фридрих Шеллинг (1775—1854) представлял природу и сознание как выражения абсолютной реальности.

Необходимо знать:

· Немецкие идеалисты — это последователи Иммануила Канта, которые развивали идею трансцендентной реальности.

· Кант пересмотрел отношения между опытом и сознанием, описанные Юмом. Для последнего опыт предшествовал познанию, для Канта — наоборот.

· Кант пробовал создать систему объективных категорий рассудка и нравственности. Его знаменитый этический принцип — категорический императив — утверждает, что идея правильного поведе­ния применима для всех.

· Гегель изменил идеализм Канта, приняв во внимание историче­ское развитие и попытавшись моделировать идеальную (рациональную) реальность.

 

Вопросы и задания для закрепления материала

Аргументируйте историческое значение философии И.Канта:

· Дал научно обоснованное объяснение возникновению солнечной системы (из вращающейся туманности в пространстве разряженных элементов)

· Выдвинул идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»)

· Вывел 12 категорий – предельно общих понятий, которые составляют ракурс мышления

· Сформулировал категорический императив – моральный закон

· Является основоположником современного отношения к религии

 

Мудрые мысли и афоризмы:

 

Философия Гегеля «охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система, и развила в этой области еще и поныне поражающее богатство мыслей»

Ф. Энгельс

«Этика есть философия убеждения» И. Кант

«Не мыслям надобно учить, а мыслить» И. Кант

«Вникни в самого себя; отврати свой взор от всего, что тебя окружает , и направь его внутрь себя – таково первое требование, которое ставит философия своему ученику. Речь идет не о чем-либо вне тебя, а только о тебе самом» И.Г. Фихте

«Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление – корень его жизни, его бессмертия» Г.В.Ф. Гегель

«Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно» Г.В.Ф. Гегель

 

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абсолютная идея есть "подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного... выходит за пределы всех их и составляет основание всего"

· Идея выступает в трех формах (три части гегелевской философии):

1. в виде чистых логических сущностей (логика – первая наиболее совершенная часть)

2. в виде инобытия идеи — природы (философия природы – вторая часть)

3. в различных формах конкретного духа (философия духа – третья часть)

· Абсолютная идея – динственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений, мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Вклад Гегеля в развитие философии:

· разработка теории объективного идеализма (стержневым понятием является абсолютная идея – Мировой дух);

· создание диалектики как всеобщего философского метода

 

"Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку"

Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Каким образом Кант объяснил источник возникновения всеобщих и необходимых знаний?

2. Почему с точки зрения Канта вещи в себе непознаваемы?

3. В чем состоит категорический императив Канта?

4. Закономерности развития абсолютной идеи.

5. Этапы развития абсолютной идеи.

6. Учение Гегеля о государстве и праве.

7. В чем суть антропологического материализма?

8. Каковы взгляды Фейербаха на происхождение и природу религии?

9. Какова роль любви в философской позиции Фейербаха?

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.