Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1.6 Казахская философия – СРС – 2 часа



Развитие предфилософских представлений на территории Казахстана. Народная мудрость и здравый смысл – основа философского миропонимания. Традиции философствования жирау и акынов. Место народно- демократических и просветительских идей в становлении казахской философии- Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, Ы. Алтынсарин. Ш. Кудайбердиев. Роль духовного наследия казахских мыслителей для развития суверенного Казахстана.

«Казах тоже человеческое дитя, и ему, как и другим людям, свойственно ошибаться. Но заблуждается он не потому, что глуп, а потому, что ему не хватает твердости внять голосу рассудка. Сердце виновато.

Я не верю людям, когда они говорят, что совершили зло по неразумению. Скорее, это случается от слабоволия и пренебрежения к чести. А познав вкус дурного, человек не сразу освобождается от него. Не каждому дано совершить такой подвиг.

Я заметил еще, что джигитов зачастую ввергают в беду, подогревая их громкими кличками: крепкий джигит, храбрый джигит, ловкий джигит... А ведь яснее ясного, что не только настоящим джигитом, а даже просто человеком трудно назвать того, кто потерял честь и не чувствует стыда, кто потерял над собой контроль и совершает подлость».

А. Кунанбаев. Слова назидания. Слово четырнадцатое

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для закрепления материала:

1. Перечислите основные особенности и специфику развития казахской философской мысли.

2. Каковы мировоззренческие ориентиры и первоначальные категории протоказахов.

3. Традиционные верования древних казахов.

4. Шаманизм и его место в мировоззрении казахов.

5. Распространение ислама в Казахстане и его влияние на формирование духовного облика казахского народа.

6. Мусульманский Ренессанс. Философия аль-Фараби. Махмуд Кашгари и его книга "Диуани - лугат - ат - тюрк" ("Словарь тюркских наречий"). Жусуп Баласагуни: "Кутадгу бiлiк", основная проблематика его произведения. Кожа Ахмет Йассауи "Диуани хикмет". Ахмед Югнеки, Сулейман Бакыргани. Мировоззренческое содержание казахского фольклора. Миропредставления казахских жырау и акынов 15-18 в.в.

7. Основная тематика произведений жырау, акынов, сказителей. Устное народное творчество как форма выражения мудрости казахского народа.

8. Возникновение и развитие казахского просвещения. Ч.Валиханов, И. Алтынсарин, критика им мусульманского духовенства и религии, Педагогика Алтынсарина. Абай Кунанбаев, особенности его философского мышления. Просветительский ислам А.Кунанбаева и его размышлениях о народе.

9. Философское учение Шакарима Кудайбердиева.

10. Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и решение ими проблем национального самоопределения Казахстана. Мыржакып Дулатов и его философия истории казахского народа. Магжан Жумабаев, Ж.Аймаутов, М.Чокаев и его идея "единого Туркестана". Основные черты философского мировоззрения С. Торайгырова.

11. Философия 20 века в Казахстане. Распространение марксизма в Казахстане. Алма-атинская школа диалектической логики. Постмарксистская философия в Казахстане. Обоснование историко-философских принципов изучения истории казахской философии. Основания традиционной казахской философии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.