Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Западная философия в контексте культуры XX- XXI веков Тема 2.1 Основные направления развития философской мысли в 20 веке – СРС – 2 часа



Необходимо знать:

· Феноменология утверждает, что наше сознание всегда имеет некоторую направленность, или интенциональностъ.

· Гуссерль считает, что необходимо заключать в скобки, или оставлять в стороне, научное отношение к миру, поскольку оно затеня­ет наш собственный опыт.

· Экзистенциализм концентрирует внимание на «бытии» и воз­можностях бытия ради него самого.

· Хайдеггер говорит, что подлинность подразумевает, что вещи нельзя принимать за данное и не следует принимать допущения других людей.

· Сартр считает, что человеческое существование абсурдно, поскольку нам приходится делать выбор, не имея на то достаточных причин.

Современные точки зрения на значение

· Маркс. Значение формируется идеологией, которую определяют отноше­ния производства. Вы можете бессознательно принимать то или иное зна­чение и тем самым оправдывать сложившиеся отношения производства.

· Фрейд. Значение может быть сознательным или бессознатель­ным. Бессознательное значение формируется под действием по­давленных желаний. Эти желания могут возвращаться на поверх­ность в форме снов или психических симптомов.

· Логический позитивизм. Значение должно подтверждаться визу­альным наблюдением.

· Экзистенциализм. Значение сознательно (интенционально) выбирает субъект, который может делать это без рационального обоснования.

 

Выучите ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

(КОН. XX - НАЧ. XXI В.)

 

 

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМ НЕОИНДУИЗМ ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМ ПСИХОАНАЛИЗ СТРУКТУРАЛИЗМ ПРАГМАТИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ГЕРМЕНЕВТИКА СЦИЕНТИЗМ И ТЕХНИЦИЗМ НЕОТОМИЗМ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ
ТЕЧЕНИЯ, ИДЕЙНО БЛИЗКИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ПОЗНАНИЯ – ФИЛОСОФИИ «оказывают влияние как на восточную, так и на западную философию» ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ-ЙОГА) ТЕОСОФИЯ

 

 

Используя таблицу «ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (XIX - XX ВВ.)» и материал лекции составьте логическую схему современной философии

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ Шопенгауэр, Ницше, Бергсон
ПОЗИТИВИЗМ Первый позитивизм Конт, Спенсер, Милль
Второй позитивизм (эмпириокритицизм) Мах, Авенариус
Неопозитивизм Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн
НЕОТОМИЗМ Жильсон, Маритен, Мерсье
ТЕОСОФИЯ Блаватская, Синнет, Безант, Ла Дью, Дауэр, Мэнли-Холл
АНТРОПОСОФИЯ Штейнер
ЭКСИСТЕНЦИАЛИЗМ Кьеркегор, Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер
ПСИХОАНАЛИЗ Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм
НЕОРТОДАКСАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ Тейяр де Шарден, Бубер, Генон, Бультман, Тиллих, Кокс
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДНОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Бердяев, Шестов, Булгаков, Франк
ПРАГМАТИЗМ Пирс, Джемс, Дьюи, Хук
НЕОПРАГМАТИЗМ Куэйн, Гудмен, Рорти, Решер
ПЕРСОНАЛИЗМ Бердяев, Шестов, Боун, Ройс, Мунье, Лакруа
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Гуссерль и последователи
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Шелер, Гелен, Плесснер
НЕОКАНТИАНСТВО Коген, Наторп, Виндельдбанд, Риккерт
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО Стерлинг, Кэрд, Брэдли, Ройс
МАРКСИЗМ Маркс, Энгельс, Хоркхаймер, Маркузе, Лефевр, Адорно, Сартр и др.
УЧЕНИЕ ЖИВАЯ ЭТИКА Рерихи и последователи
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Поппер, Кун, Лакатос
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Шпенглер, Сорокин, Ясперс, Тойнби
СТРУКТУРАЛИЗМ Леви-Строс, Альтюссер, Фуко, Деррида, Лакан
СЦИЕНТИЗМ Ростоу, Белл, Тофлер, Масуда, Нэсбит
СИНЕРГЕТИКА Хакен, Пригожин
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Ролс, Нозрик, Новак, Бжезинский, Киссинджер, Пиментел

 

Тестовые вопросы для закрепления материала:

1.В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием:

А) вещь в себе;

В) эйдос;

С) майя;

D) монада.

2. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

А) природы;

В) бога;

С) воли;

D) разума.

3. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе это:

А) удел радостей и прогресса;

В) цепь тревог, разочарований и мучений;

С) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

D) серая и безликая «жизнь насекомых».

4. Согласно Шопенгауэру, человеческая историяэто:

А) прогрессивное движение к обществу всеобщего благо­денствия;

В) неизбежное приближение Страшного Суда;

С) бессмысленное сплетение событий;

D) непредсказуемая игра случайности, отражающая внут­реннюю закономерность.

5. Основное философское понятие, которое определя­ет концепцию Э. фон Гартмана, это:

А) воля;

В) представление;

С) бессознательное;

D) искупление.

6. «Философия жизни»это философское направле­ние, которое сосредоточено на:

А) создании научных теорий и систем;

В) формулировании основных нравственных законов;

С) полноте переживаний в духовной внутренней жизни че­ловека;

D) созерцании бесконечных изменений в природе и обще­стве.

7. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

А) безосновная воля;

В) воля к жизни;

С) воля к власти;

D) воля как «жизненный порыв».

8. В области научного познания, по мысли Ницше, ис­тина это:

А) цель научного познания;

В) объективное отражение действительности;

С) актуальное мнение;

D) полезное заблуждение.

9. В области социальных явлений Ницше рассматри­вал волю к власти как основу:

А) государственного права;

В) прав и свобод человека;

С) права сильного;

D) права на жизнь.

10. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

А) «Человек — это звучит гордо!»;

В) «Горе слабому!»;

С) «Человек человеку — бог»;

D) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

11. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих хищный зверь. Так Ницше характеризовал:

А) человека;

В) сверхчеловека;

С) богочеловека;

D) человекобога.

12. Для образа «сверхчеловека» Ф.Ницше нехарак­терно:

А) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;

В) способность к переоценке ценностей;

С) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;

D) возвращение к истинной, первоначальной христианской

морали.

13. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональностъ» это:

А) существенное свойство всех актов сознания, направлен­ность сознания на объект, находящийся вне самого соз­нания;

В) анализ символических аспектов социальных взаимодей­ствий;

С) зависимость "истинностного значения высказываний не только от истинностного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих вы­сказываний;

D) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.

14. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:

А) имманентному Я;

В) трансцендентальному Я;

С) трансцендентному Я;

D) абстрактному Я.

15. С точки зрения феноменологии, реальность и явле­ние связаны между собой так, что:

А) явление никогда не раскрывается в том, что для наблю­дателя является «реальностью»;

В) явление есть выявление скрытой реальности, недоступ­ной непосредственному восприятию;

С) реальность и есть явление, за которым ничего не скры­вается и вообще ничего нет;

D) реальность и явление — иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.

16. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом:

А) явление обнаруживает сущность, будучи тождествен­ным ей;

В) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;

С) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности;

D) явление есть символическое отражение сущности

17.Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с:

А) деятельностью рассудка;

С) общественной потребностью;

С) иррациональной интуицией;

D) врожденной необходимостью.

18. Наиболее положительное и ведущее к действию со­стояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, это состояние:

А) веры;

В) поиска;

С) сомнения;

D) убежденности.

19. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

А) истина — то, что доказано;

В) истина — то, что полезно;

С) истина — то, что привычно;

D) истина — то, что непостижимо.

20. В философии прагматизма наука рассматривается

как:

А) система достоверных, доказанных опытом знаний и сведений;

В) коллективная вера людей в представления своей эпохи;

С) процесс получения новых знаний о природе и человеке;

D) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода.

21. Согласно экзистенциализму, сущность человека оп­ределяется:

А) совокупностью производственных отношений;

В) божественным предопределением;

С) собственным выбором человека своей цели;

D) непостижимой судьбой.

22. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, это:

А) исследование философских письменных памятников;

В) современная интерпретация древних идей;

С) толкование и осмысление текста;

D) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

23. Центральной характеристикой существования че­ловека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

А) предрассудок;

В) объяснение;

С) познание;

D) понимание.

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Охарактеризуйте Ф. Ницше как родоначальник немецкой неклассической философии (Введение в философию. Ч. 1. Гл. IV. § 2).

2. Что такое "жизнь" в концепции Бергсона?

3. Согласны ли вы с утверждением Шпенглера о закате Европы? Аргументируйте ответ.

4. Существование человека и проблема свободы в экзистенциализме: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар

5. Перечислите основные проблемы и понятия философии экзистенциализма.

6. Прочитайте роман А. Камю "Чума" или рассказ П. Сартра "Стена". Как работает в этих произведениях понятие пограничной ситуации?

7. Как решается вопрос о свободе и ответственности в экзистенциализме.

8. Общая характеристика прагматизма как философского направления.

9. Пирс называет "реальным" объект, в мнении о котором должны сойтись все люди. В чем сильные и слабые стороны такого подхода к "реальности"?

10. В чем состоит прагматическая концепция истины?

11. Как вы понимаете прагматический подход - Философия как общий метод решения реальных жизненных проблем?

 

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.