Раздел 2. Западная философия в контексте культуры XX- XXI веков Тема 2.1 Основные направления развития философской мысли в 20 веке – СРС – 2 часа
Необходимо знать: · Феноменология утверждает, что наше сознание всегда имеет некоторую направленность, или интенциональностъ. · Гуссерль считает, что необходимо заключать в скобки, или оставлять в стороне, научное отношение к миру, поскольку оно затеняет наш собственный опыт. · Экзистенциализм концентрирует внимание на «бытии» и возможностях бытия ради него самого. · Хайдеггер говорит, что подлинность подразумевает, что вещи нельзя принимать за данное и не следует принимать допущения других людей. · Сартр считает, что человеческое существование абсурдно, поскольку нам приходится делать выбор, не имея на то достаточных причин. Современные точки зрения на значение · Маркс. Значение формируется идеологией, которую определяют отношения производства. Вы можете бессознательно принимать то или иное значение и тем самым оправдывать сложившиеся отношения производства. · Фрейд. Значение может быть сознательным или бессознательным. Бессознательное значение формируется под действием подавленных желаний. Эти желания могут возвращаться на поверхность в форме снов или психических симптомов. · Логический позитивизм. Значение должно подтверждаться визуальным наблюдением. · Экзистенциализм. Значение сознательно (интенционально) выбирает субъект, который может делать это без рационального обоснования.
Выучите ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ (КОН. XX - НАЧ. XXI В.)
Используя таблицу «ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (XIX - XX ВВ.)» и материал лекции составьте логическую схему современной философии
Тестовые вопросы для закрепления материала: 1.В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием: А) вещь в себе; В) эйдос; С) майя; D) монада. 2. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление: А) природы; В) бога; С) воли; D) разума. 3. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это: А) удел радостей и прогресса; В) цепь тревог, разочарований и мучений; С) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот; D) серая и безликая «жизнь насекомых». 4. Согласно Шопенгауэру, человеческая история— это: А) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия; В) неизбежное приближение Страшного Суда; С) бессмысленное сплетение событий; D) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность. 5. Основное философское понятие, которое определяет концепцию Э. фон Гартмана, — это: А) воля; В) представление; С) бессознательное; D) искупление. 6. «Философия жизни»— это философское направление, которое сосредоточено на: А) создании научных теорий и систем; В) формулировании основных нравственных законов; С) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека; D) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе. 7. В философии Ф. Ницше основным понятием является: А) безосновная воля; В) воля к жизни; С) воля к власти; D) воля как «жизненный порыв». 8. В области научного познания, по мысли Ницше, истина — это: А) цель научного познания; В) объективное отражение действительности; С) актуальное мнение; D) полезное заблуждение. 9. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу: А) государственного права; В) прав и свобод человека; С) права сильного; D) права на жизнь. 10. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»: А) «Человек — это звучит гордо!»; В) «Горе слабому!»; С) «Человек человеку — бог»; D) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи». 11. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих — хищный зверь. Так Ницше характеризовал: А) человека; В) сверхчеловека; С) богочеловека; D) человекобога. 12. Для образа «сверхчеловека» Ф.Ницше нехарактерно: А) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации; В) способность к переоценке ценностей; С) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»; D) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали. 13. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональностъ» — это: А) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания; В) анализ символических аспектов социальных взаимодействий; С) зависимость "истинностного значения высказываний не только от истинностного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний; D) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. 14. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно: А) имманентному Я; В) трансцендентальному Я; С) трансцендентному Я; D) абстрактному Я. 15. С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что: А) явление никогда не раскрывается в том, что для наблюдателя является «реальностью»; В) явление есть выявление скрытой реальности, недоступной непосредственному восприятию; С) реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет; D) реальность и явление — иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно. 16. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом: А) явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей; В) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей; С) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности; D) явление есть символическое отражение сущности 17.Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с: А) деятельностью рассудка; С) общественной потребностью; С) иррациональной интуицией; D) врожденной необходимостью. 18. Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, — это состояние: А) веры; В) поиска; С) сомнения; D) убежденности. 19. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу): А) истина — то, что доказано; В) истина — то, что полезно; С) истина — то, что привычно; D) истина — то, что непостижимо. 20. В философии прагматизма наука рассматривается как: А) система достоверных, доказанных опытом знаний и сведений; В) коллективная вера людей в представления своей эпохи; С) процесс получения новых знаний о природе и человеке; D) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода. 21. Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется: А) совокупностью производственных отношений; В) божественным предопределением; С) собственным выбором человека своей цели; D) непостижимой судьбой. 22. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это: А) исследование философских письменных памятников; В) современная интерпретация древних идей; С) толкование и осмысление текста; D) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством. 23. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является: А) предрассудок; В) объяснение; С) познание; D) понимание. Вопросы и задания для закрепления материала 1. Охарактеризуйте Ф. Ницше как родоначальник немецкой неклассической философии (Введение в философию. Ч. 1. Гл. IV. § 2). 2. Что такое "жизнь" в концепции Бергсона? 3. Согласны ли вы с утверждением Шпенглера о закате Европы? Аргументируйте ответ. 4. Существование человека и проблема свободы в экзистенциализме: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар 5. Перечислите основные проблемы и понятия философии экзистенциализма. 6. Прочитайте роман А. Камю "Чума" или рассказ П. Сартра "Стена". Как работает в этих произведениях понятие пограничной ситуации? 7. Как решается вопрос о свободе и ответственности в экзистенциализме. 8. Общая характеристика прагматизма как философского направления. 9. Пирс называет "реальным" объект, в мнении о котором должны сойтись все люди. В чем сильные и слабые стороны такого подхода к "реальности"? 10. В чем состоит прагматическая концепция истины? 11. Как вы понимаете прагматический подход - Философия как общий метод решения реальных жизненных проблем?
Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|