Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2.3. Генезис позитивизма – СРС – 2 часа



Идеи О. Конта – основоположника позитивизма. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Венский кружок и неопозитивизм. К. Поппер и теория роста научного знания. Поспозитивизм. Структурализм. Герменевтика. Постмодернизм.

Необходимо знать:

· Структурализм. Значение является частью системы, например системы языка. Смысл идеи зависит от ее логических отношений к другим идеям и системе.

· Фердинанд де Соссюр был основателем структурной лингвисти­ки, которая рассматривает язык как систему.

· Клод Леви-Стросс применил структурализм к культуре и пришел к выводу, что культура работает так же, как язык.

· Жак Лакан применил структурализм к бессознательному и ска­зал, что бессознательное организовано так же, как язык.

· Вот что вам обязательно надо знать:

· Философия постмодерна подчеркивает важность неоднозначно­сти понятия и поэтому часто критично относится к самой идее фи­лософии.

· Фуко связывает знание, в том числе и философское, с нормализу­ющей властью.

· Деррида утверждает, что значение никогда не бывает стабиль­ным, поскольку ускользает в другие контексты и выходит за пре­делы слова.

· Рорти считает, что нестабильность значения не должна оправды­вать радикальную революцию взглядов.

"Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку"

Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К какому направлению относятся данные представители О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Э. Нагель, У. Куайн, К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Леви-Стросс, Г. Гадамер, Шлейермахер, М. Фуко, М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Жак Деррида, Жиль Делез, Юлия Кристева, Ролан Барт и др.

 

Позитивизм Эмпириокритицизм Неопозитивизм Постпозитивизм Структурализм Герменевтика Постмодернизм
             
             
             
             
             

 

 

Тестовые вопросы для закрепления материала по теме:

1. Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы пред­видеть, и предвидеть, чтобы...»:

А) умозаключать;

В) распознавать;

С) не ошибаться;

D) быть способным делать.

2. О. Конт был убежден, что во всех научных исследо­ваниях необходимо стремиться «к замене слова почему сло­вом...»:

А) что;

С) зачем;

С) сколько;

D) как.

3. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или со­стояния человеческого духа:

А) мифологическую — философскую — позитивную;

В) теологическую — метафизическую — позитивную;

С) религиозную — позитивную — натуралистическую;

D) философскую — позитивную — религиозную.

4. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэконо­мию, правоведение и этику:

А) менеджмент;

В) синергетика;

С) социология;

D) эпистемология.

5. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

А) точные и гуманитарные;

В) теоретические и прикладные;

С) философские и естественные;

D) позитивные и негативные.

6. Социальным принципом О. Конта была формула:

А) жить, чтобы жить;

С) жить ради дела;

С) жить для себя;

D) жить для других.

7. В позднем учении О. Конта обосновывалась неиз­бежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет:

А) «Индивид»;

В) «Государство»;

С) «Философ»;

D) «Человечество».

8.. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной:

А) дедукции;

В) индукции;

С) этики;

D) семантики.

9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изна­чальная, всеобъемлющая и непостижимая:

А) Воля;

В) Материя;

С) Сила;

D) Душа.

10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение сущест­вующих телесных частиц и их движений это:

А) эволюция;

В) революция;

С) стагнация;

D) трансформация.

11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоя­нию:

А) постоянного развития;

В) неизбежного разложения;

С) равновесия;

D) преобразования.

12. Неокантианец Г. Гельмгольц писал: «...качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воз­действия, которым вызвано это ощущение, поскольку ощущение может считаться...»:

А) изображением;

В) знаком;

С) вещью в себе;

D) идеей.

13. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является:

А) вещь в себе;

В) комплекс ощущений;

С) понятие о вещи;

D) акт категориального синтеза.

14. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания» для Г. Когена была:

А) физика;

В) математика;

С) химия;

D) физиология.

15. Представитель марбургской школы неокантианст­ва П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии:

А) Древнего Востока;

В) античности;

С) средних веков;

D) Возрождения.

16. Представитель фрайбургской школы неоканти­анства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:

А) о природе и о духе;

С) о законах и о событиях;

С) о материи и о сознании;

D) об ощущениях и об идеях.

17. В соответствии со своим делением наук, В. Вин­дельбанд различал два основных метода научного познания:

А) номотетический и идеографический;

В) аналитический и синтетический;

С) индукция и дедукция;

D) эмпирический и теоретический.

18.. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»):

А) процесса;

В) ценности;

С) индивидуальности;

D) смысла.

19. С точки зрения представителей эмпириокритициз­ма, задача философии состоит в:

А) обобщении достижений естественных наук;

В) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

С) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

D) создании целостной картины мира.

Вопросы и задания для закрепления материала

1. В чем суть проблемы демаркации науки и философии?

2. Логический позитивизм как программа обоснования знания.

3. Что такое принцип верификации?

1. В чем состоит принцип фальсификации К. Поппера?

2. Концепция развития науки Т. Куна.

3. Прочитайте работу П. Фейерабенда "Наука в свободном обществе". Согласны ли вы с его идеями?

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 

Прокомментируйте таблицу « ВАЖНЕЙШИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ УЧЕНИЙ, ПОРОЖДЕННЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ ПОЗНАНИЯ»

 

ОНТОЛОГИЯ И НАТУРФИЛОСОФИЯ Абсолют. Монизм. Субстанция – духоматерия (Единый Элемент). Цикличность существования (проявлений) космоса. Многомерность бытия и постоянная космическая эволюция. Вечность жизни и сознания в Космосе, существование их в различных видах и формах. Причинная обусловленность и закономерность явлений и процессов в природе.
ТЕОЛОГИЯ Пантеизм. Бог – высший абстрактный Закон (Идея) бытия; духовный Принцип Жизни; Энергия Абсолютного Пространства. В природе – Космическая Иерархия существ различного уровня духовного развития.
АНТРОПОЛОГИЯ Происхождение человека под влиянием космоса и космического Разума. Духовная сущность человека. Многомерная природа и структура человека. Бессмертие и реинкарнация духовного ядра человека. Существование сознания (духА) человека после смерти. Скрытые духовные силы человека. Беспредельная эволюция человека.
ГНЕСЕОЛОГИЯ Познаваемость мира. Знание выше веры. Относительность познаний человека на современном этапе эволюции. Чувственные, рациональные,иррациональные способности познания человека.
ЭТИКА Этические законы – важнейшие регуляторы человеческой жизни и эволюции. Приоритет этического сознания перед интеллектом. Опасность знания, лишенного этики. Значимость Этики для выживания и развития личности и общества.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Влияние Космоса и Космической Иерархии на развитие общества. Направляющая роль Космической Иерархии в истории человечества. Диалог культур. Приоритет культуры перед цивилизацией.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.