Тема 2.3. Генезис позитивизма – СРС – 2 часа
Идеи О. Конта – основоположника позитивизма. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Венский кружок и неопозитивизм. К. Поппер и теория роста научного знания. Поспозитивизм. Структурализм. Герменевтика. Постмодернизм. Необходимо знать: · Структурализм. Значение является частью системы, например системы языка. Смысл идеи зависит от ее логических отношений к другим идеям и системе. · Фердинанд де Соссюр был основателем структурной лингвистики, которая рассматривает язык как систему. · Клод Леви-Стросс применил структурализм к культуре и пришел к выводу, что культура работает так же, как язык. · Жак Лакан применил структурализм к бессознательному и сказал, что бессознательное организовано так же, как язык. · Вот что вам обязательно надо знать: · Философия постмодерна подчеркивает важность неоднозначности понятия и поэтому часто критично относится к самой идее философии. · Фуко связывает знание, в том числе и философское, с нормализующей властью. · Деррида утверждает, что значение никогда не бывает стабильным, поскольку ускользает в другие контексты и выходит за пределы слова. · Рорти считает, что нестабильность значения не должна оправдывать радикальную революцию взглядов. "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202. Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ К какому направлению относятся данные представители О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Э. Нагель, У. Куайн, К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Леви-Стросс, Г. Гадамер, Шлейермахер, М. Фуко, М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Жак Деррида, Жиль Делез, Юлия Кристева, Ролан Барт и др.
Тестовые вопросы для закрепления материала по теме: 1. Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы...»: А) умозаключать; В) распознавать; С) не ошибаться; D) быть способным делать. 2. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом...»: А) что; С) зачем; С) сколько; D) как. 3. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа: А) мифологическую — философскую — позитивную; В) теологическую — метафизическую — позитивную; С) религиозную — позитивную — натуралистическую; D) философскую — позитивную — религиозную. 4. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику: А) менеджмент; В) синергетика; С) социология; D) эпистемология. 5. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы: А) точные и гуманитарные; В) теоретические и прикладные; С) философские и естественные; D) позитивные и негативные. 6. Социальным принципом О. Конта была формула: А) жить, чтобы жить; С) жить ради дела; С) жить для себя; D) жить для других. 7. В позднем учении О. Конта обосновывалась неизбежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет: А) «Индивид»; В) «Государство»; С) «Философ»; D) «Человечество». 8.. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной: А) дедукции; В) индукции; С) этики; D) семантики. 9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая: А) Воля; В) Материя; С) Сила; D) Душа. 10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это: А) эволюция; В) революция; С) стагнация; D) трансформация. 11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию: А) постоянного развития; В) неизбежного разложения; С) равновесия; D) преобразования. 12. Неокантианец Г. Гельмгольц писал: «...качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано это ощущение, — поскольку ощущение может считаться...»: А) изображением; В) знаком; С) вещью в себе; D) идеей. 13. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является: А) вещь в себе; В) комплекс ощущений; С) понятие о вещи; D) акт категориального синтеза. 14. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания» для Г. Когена была: А) физика; В) математика; С) химия; D) физиология. 15. Представитель марбургской школы неокантианства П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии: А) Древнего Востока; В) античности; С) средних веков; D) Возрождения. 16. Представитель фрайбургской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки: А) о природе и о духе; С) о законах и о событиях; С) о материи и о сознании; D) об ощущениях и об идеях. 17. В соответствии со своим делением наук, В. Виндельбанд различал два основных метода научного познания: А) номотетический и идеографический; В) аналитический и синтетический; С) индукция и дедукция; D) эмпирический и теоретический. 18.. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»): А) процесса; В) ценности; С) индивидуальности; D) смысла. 19. С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в: А) обобщении достижений естественных наук; В) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества; С) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений; D) создании целостной картины мира. Вопросы и задания для закрепления материала 1. В чем суть проблемы демаркации науки и философии? 2. Логический позитивизм как программа обоснования знания. 3. Что такое принцип верификации? 1. В чем состоит принцип фальсификации К. Поппера? 2. Концепция развития науки Т. Куна. 3. Прочитайте работу П. Фейерабенда "Наука в свободном обществе". Согласны ли вы с его идеями? Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
Прокомментируйте таблицу « ВАЖНЕЙШИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ УЧЕНИЙ, ПОРОЖДЕННЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ ПОЗНАНИЯ»
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|