Раздел 3. Основные проблемы философии
Тема 3. 1 Философия бытия. Исходные философские категории: Бытие, материя, сознание – СРС – 2часа Философия бытия и сознания. Категория бытия, ее смысл и специфика. Значение категории материя, основные формы ее существования. Материя и движение Пространство и время. Дуализм и монизм. Сознание и внешний мир. Сознание и язык. Сознание и общество. Идеальное и материальное. Значение философского учения о сознании для современной науки "Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 18. С.131 . Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тестовые вопросы для закрепления материала по теме: 1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов — А) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека; (даосизм) В) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; (атомисты) С) единое под, разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления; (элеаты) D) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия. (брахманизм) 2. Какому философу — Гегелю, Марксу, Платону, Плотину— принадлежит трактовка бытия? А) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; (Платон) В) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие; (Маркс) С) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; (Гегель) D) бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — прекраснейшее, совершенное. (Августин) 3. Какому философу — Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж.Беркли, Ж.- П. Сартру — какое определение бытия принадлежит? А) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; (Сартр) В) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;(Августин) С) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же; (Беркли) D) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность. (Ф.Аквинский) 4. Онтология как раздел философского знания— наука о всеобщем, в истории философии не называлась: А) первая философия; В) метафизика; С) объективная логика; D) эпистемология. 5. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: А) объективный идеализм; С) субъективный идеализм; С) диалектический материализм; D) экзистенциализм. 6. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как: А) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности; В) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира; С) высшую функцию мозга, связанную с речью; D) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей. 7. Человеческому сознанию присуще: А) пассивное отражение действительности; В) активная, творческая деятельность; С) непосредственное воздействие на действительность; D) порождение объективной реальности. 8. Самосознание человека— это: А) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования; В) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми; С) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества; D) результат рефлексии, размышления личности о себе самой. 9. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это — А) рассудок; В) разум; С) мышление; D) ум. 10. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность: А) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью; В) ориентации в обыденной жизни; С) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам; D) разложения целостных объектов на составные части. 11. Что появилось у человека раньше — мышление или язык: А) мышление; В) язык; С) одновременно; D) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен. 12. В современной семиотике естественный язык рассматривается как: А) непосредственная деятельность сознания; В) адекватное выражение мысли; С) система естественных и искусственных знаков; D) вторая сигнальная система. 13. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он: А) позволяет передавать и распространять информацию; В) способствует совершенствованию профессиональных знаний; С) является средством общения всех людей между собой; D) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации. 14. «Бессознательное» в современной философии - это: А) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; В) рефлекторные процессы в организме человека; С) все, что не осознается человеком; D) нечто, присущее только отдельному человеку.
Изучите решение проблемы ОСНОВНОГО ВОПРОСА (ПРОБЛЕМЫ) ФИЛОСОФИИ В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ
Вопросы и задания для закрепления материала 1. Раскройте идею социальной природы сознания. 2. Раскройте содержание философской категории бытия. 3. Опишите различие двух форм духовного бытия: индивидуализированного и надындивидуального, объективированного. 4. В чем вы видите специфику человеческого бытия в мире? 5. Что такое материя как таковая, в какой форме она существует и какими свойствами обладает? 6. Как соотносятся друг с другом понятия «материя» и «бытие», «материя» и «материальный мир» 7. Как развивалось понятие "материя"? 8. Что такое субстанция? 9. Дайте определение материализму, идеализму и дуализму. Укажите различия идеализма объективного и субъективного. 10. В чем состоит вторая сторона основного вопроса философии? Какие решения вы знаете? 11. Что от чего зависит: классификация наук от классификации форм движения материи или наоборот? 12. Иначе: устройство мира повлияло на устройство наук или устройство наук повлияло на картину мира (а последнюю мы проецируем на природу)? Или здесь есть и то и другое, т. е. имеет место взаимодействие природы и культуры? В чем оно состоит? 13. Как вы себе представляете социальную форму движения материи? 14. Различают онтологический и методологический редукционизм. О первом говорят, что он недопустим, о втором — что он не только полезен, но совершенно необходим. О чем идет речь? 15. Что такое субстанция? 16. Дайте определение материализму, идеализму и дуализму. Укажите различия идеализма объективного и субъективного. 17. В чем состоит вторая сторона основного вопроса философии? Какие решения вы знаете? 18. В чем разница между субстанциальным и реляционным пониманием пространства и времени? 19. Как развивались представления о пространстве и времени? 20. В чем состоят специфические черты и характеристики социального и экзистенциального пространства и времени?
Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
Тема 3.2 Философская антропология – СРС – 2 часа
Человек и его бытие как центральная проблема философии. Антропосоциогенез. Философская антропология. Человеческая природа. Коммуникация. Философские модели человеческого существования. Личность и проблема идентичности. Личность в поисках смысла в современном мире. «...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет Ф.М. Достоевский
Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации. А.Маслоу
Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовые вопросы для закрепления материала: 1. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора: А) любовь; В) страх; С) зависть; D) радость. 2. Центральная идея философии С. Кьеркегора: А) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его; В) основная антропологическая единица — народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах; С) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам; D) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны. 3. С. Кьеркегор рассматривал три стадии существования Единичного: А) гносеологическая — этическая — эстетическая; В) гносеологическая — эстетическая — религиозная; С) эстетическая — этическая — религиозная; D) эстетическая — этическая — гносеологическая. 4. По С. Кьеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу: А) оно стремится осознать себя как «вещь»; В) оно хочет осознать себя, и в то же время — боится этого; С) оно не может решить, что же такое само «мышление»; D) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно осмыслить. 5. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это: А) мышление; В) переживание; С) экзистенция; D) научный факт. 6. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали: А) трансцендентность; В) положения «бог умер»; С) конечность жизни; D) возможность жить без бога. 7. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека — это: А) завоевание цивилизации; С) великое счастье; В) неизбежное тяжкое бремя; D) недостижимая мечта. 8. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: А) мышлением; В) бессознательным; С) разумом; D) рассудком. 9.. В психоанализе среди скрытых основ души человека нетинстинкта: А) агрессии; В) смерти; С) либидо; D) социальности. 10.. Согласно психоанализу, культура человечества строится на: А) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты; В) уменьшении чувства вины человека; С) снижении тревожности индивида; D) сублимации первичных комплексов. 11. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение: А) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел; В) весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу; С) человек есть совокупность всех общественных отношений; D) человек есть мыслящая вещь. 12. В структуру человека как живой системы сегодня не включается: А) психическое; В) социальное; С) техническое; D) идеальное. 13. По мысли Ж.П. Сартра, человек— это: А) сверхчеловек; В) богочеловек; С) человекобог; D) будущее человека. 14. С точки зрения Й. Хейзинги, человек— это существо: А) изготавливающее орудия; В) рациональное; С) играющее; D) символическое. 15. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает: А) Аниму/Анимуса; В) архетипы; С) маску; D) тень. 16. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует: А) защита определенного местообитания; В) семейственность; С) социализация; D) миролюбие. 17. Социал-дарвинизм признает, что: А) человек есть и природное, и социальное существо; В) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор; С) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей; D) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода. 18. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это: А) индивид; В) индивидуальность; С) личность; D) субъект. 19. С биологической точки зрения, человек— это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду: А) гоминидов; В) приматов; С) питеков; D) парапитеков. 22. В материалистической философии душу человека ассоциируют с: А) психикой; В) сознанием; С) идеальным центром «я»; D) бессознательным. 23. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что: А) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов; В) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека; С) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас; D) жить — значит из всего извлекать пользу. 24. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в: А) саморефлексии; С) самоутверждении; С) сопереживании жизни других существ; D) соучастии в бытии других существ. 25. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: А) необходимость; В) знание; С) волю; D) произвол. 26. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как: А) произвол; В) фатум (рок); С) предопределение; D) отчуждение. 27. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии: А) выбора; В) вины; С) непреодолимой силы; D) необходимости.
Дополните таблицу «НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА», прокомментируйте ее
Изучите таблицу «НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» на ее основе напишите эссе о смысле человеческой жизни
Вопросы и задания для закрепления материала 1. Прочитайте статью Ортега-и-Гассета "Почему мы вновь пришли к философии" (Дегуманизация искусства. М., 1991) и объясните, в чем специфика философского и специально-научного подходов к обоснованию человеческой деятельности. 2. Прочитайте статью Розова "Философия и проблема свободы человека" и разъясните, как вы понимаете утверждение, что философия является службой обеспечения человеческой свободы. 3. Каковы границы человеческой свободы? Какую роль играет философия в выявлении и анализе этих границ? 4. В чем состоит единство биологического и социального в человеке? 5. Объясните, почему тезис о свободе воли не противоречит объективной обусловленности и закономерности человеческих действий. 6. В чем состоит загадка антропосоциогенеза? Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
Тема 3.3. Социальная философия – СРС – 2 часа Общество, его элементный состав. Взаимосвязь элементов общества. Характер и тенденции политической системы современного казахстанского общества. Общественные отношения и общественное сознание. Идея многофакторности общественного развития. "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202. Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критически оцените НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, предложите свой собственный сценарий будущего общества
Тестовые вопросы для закрепления материала: 1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как: А) культурология; В) социальная философия; С) гносеология; D) политология. 2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на: А) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть; В) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями; С) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей; D) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами. 3. Согласно концепции М. Вебера, общество— это: А) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания; В) понимающее «бытие-в-мире»; С) свободный практический и творческий выбор; D) система социальных действий и их смыслов. 4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из: А) жизни людей согласно их речевым актам; В) истолкования смысла социальных действий людей; С) формы материального производства; D) соответствующего общественного договора. 5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это: А) воплощение совершенной идеи справедливости; В) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»; С) продолжение природы и космических закономерностей; D) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего». 6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда: А) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества; В) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе; С) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов; D) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе. 7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится: А) антропосфера; В) социосфера; С) ноосфера; D) техносфера. 8. К источникам саморазвития общества не должноотноситься: А) взаимодействие общества и природы; В) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования; С) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека; D) развитие духовной сферы в направлении к идеалу. 9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде: А) циклов; В) стрелы; С) спирали; D) маятника. 10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогрессА) описывался, преимущественно, в трудах: А) немецкого философа К. Ясперса; В) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта; С) французского историка и культуролога Ф. Броделя; D) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева. 11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул: А) Ф. Бродель; В) П. Сорокин; С) Ф. Фукуяма; D) А. Тойнби. 12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: А) К. Сен-Симон и Г. Спенсер; В) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров; С) К. Маркс и Ф. Энгельс; D) Ф. Ницше и А. Камю. 13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: А) герменевтики; В) структурализма; С) постмодернизма; D) синергетики. 14. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является: А) популяция; В) семья; С) группа (община, анклав и т.д.); D) субэтнос. 15. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется: А) семья; В) государство; С) собственность; D) власть. 16. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, рожающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция: А) «заслужи любовь ближнего»; В) «путь ненасилия»; С) «благоговение перед жизнью»; D) «цель для человечества». 17. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена: А) государству; В) нации; С) экономике; D) науке. Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|