Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 3. Основные проблемы философии



Тема 3. 1 Философия бытия. Исходные философские категории: Бытие, материя, сознание – СРС – 2часа

Философия бытия и сознания. Категория бытия, ее смысл и специфика. Значение категории материя, основные формы ее существования. Материя и движение Пространство и время. Дуализм и монизм. Сознание и внешний мир. Сознание и язык. Сознание и общество. Идеальное и материальное. Значение философского учения о сознании для современной науки

"Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"

В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 18. С.131

.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые вопросы для закрепления материала по теме:

1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов

А) безымянное и обладающее именем; бестелесное неви­димое; неопределенное, лишенное формы; «врата рож­дения», корень земли и неба; следующее естественно­сти, но подчиняющее небо, землю и человека; (даосизм)

В) пустота; наличие бесконечного числа неделимых час­тиц; все они разнообразны по величине и форме; кру­жась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; (атомисты)

С) единое под, разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления; (элеаты)

D) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пре­бывающее; только сущее; сплошное, наполненное, от­сутствие небытия. (брахманизм)

2. Какому философу Гегелю, Марксу, Платону, Пло­тинупринадлежит трактовка бытия?

А) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (на­чала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; (Платон)

В) бытие — объективная реальность, независимая от созна­ния человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бы­тие; (Маркс)

С) бытие является вечным саморазвитием и самодвижени­ем абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; поня­тие есть истина бытия; (Гегель)

D) бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — пре­краснейшее, совершенное. (Августин)

3. Какому философу Фоме Аквинскому, Аврелию Ав­густину, Дж.Беркли, Ж.- П. Сартру какое определение бытия принадлежит?

А) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова­нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; (Сартр)

В) Бог и только Он есть истинно существующее; неизмен­но пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;(Августин)

С) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же; (Беркли)

D) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлин­ность, благородство, истинность. (Ф.Аквинский)

4. Онтология как раздел философского знаниянаука о всеобщем, в истории философии не называлась:

А) первая философия;

В) метафизика;

С) объективная логика;

D) эпистемология.

5. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

А) объективный идеализм;

С) субъективный идеализм;

С) диалектический материализм;

D) экзистенциализм.

6. В психофизиологическом аспекте материалистиче­ская философия рассматривает сознание как:

А) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;

В) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;

С) высшую функцию мозга, связанную с речью;

D) душу, использующую мозг в качестве орудия для реали­зации своих целей.

7. Человеческому сознанию присуще:

А) пассивное отражение действительности;

В) активная, творческая деятельность;

С) непосредственное воздействие на действительность;

D) порождение объективной реальности.

8. Самосознание человекаэто:

А) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

В) осознание себя человеком в процессе общения с други­ми людьми;

С) осознание себя в процессе освоения материальной и ду­ховной культуры человечества;

D) результат рефлексии, размышления личности о себе са­мой.

9. В современной философии это понимается как выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлек­сирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это

А) рассудок;

В) разум;

С) мышление;

D) ум.

10. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

А) согласовывать внутренние правила с внешней деятель­ностью;

В) ориентации в обыденной жизни;

С) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определен­ным правилам;

D) разложения целостных объектов на составные части.

11. Что появилось у человека раньше мышление или язык:

А) мышление;

В) язык;

С) одновременно;

D) они совершенно не связаны между собой, потому во­прос некорректен.

12. В современной семиотике естественный язык рас­сматривается как:

А) непосредственная деятельность сознания;

В) адекватное выражение мысли;

С) система естественных и искусственных знаков;

D) вторая сигнальная система.

13. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

А) позволяет передавать и распространять информацию;

В) способствует совершенствованию профессиональных знаний;

С) является средством общения всех людей между собой;

D) служит средством передачи традиций и является важ­нейшим условием культурной самоидентификации.

14. «Бессознательное» в современной философии - это:

А) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

В) рефлекторные процессы в организме человека;

С) все, что не осознается человеком;

D) нечто, присущее только отдельному человеку.

 

 

Изучите решение проблемы ОСНОВНОГО ВОПРОСА (ПРОБЛЕМЫ) ФИЛОСОФИИ В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ

 

Суть основного вопроса или проблемы Философское течение (школа) Представители Эпоха
Как избавиться от страданий, присущих земному бытию? Буддизм Гуатама Будда и др. Древний мир – Новейшее время
Как избавиться от сансары(круговорота перерождений души),кармы(последствий своих поступков и мыслей),достичь мокши(освобождения от земного бытия) ибессмертия в духовных мирах? Ортодоксальная индийская философия Капила, Патанджали, Вьяса, Канада, Шанкара и др. Древний мир – Новейшее время
Познания Дао и достижение бессмертия Даосизм Лао-Цзы и др. Древний мир – Новейшее время
Что лежит в основе всех вещей?(Что есть истинное бытие?) Античные философские школы Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, парменид, Демокрит, Платон, Аристотель Древний мир
Что есть Бог? Спасение души Христианская философия Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский Средние века
Воссоединение с Богом Суфизм Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби Средние века – Новейшее время
Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия Оккультная философия Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет Средневековье и Возрождение
Каков истинный метод научного и философского познания? Эмпиризм, Рационализм Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц Новое время
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?   Кант Новое время
Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития   Гегель Новое время
Соотношение материи и духа: А) что первично: материя или дух? С) способен ли дух познать материю? Диалектический материализм (марксизм) Маркс, Энгельс, Ленин Новое и Новейшее время
Что есть истинное научное познание? Неопозитивизм Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др. Новейшее время
Проблема языка Лингвистическая философия Витгенштейн, Хайдеггер и др. Новейшее время
Проблема человека Экзистенциализм Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др. Новейшее время
Почему есть нечто, а не ничто? Экзистенциализм М. Хайдеггер Новейшее время
Познание мира. Совершенствование человека и мира Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) Махатмы (Мория, Сен-Жермен, Илларион, Кут Хуми, Джул Кул и др.) Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др. Древний мир – Новейшее время

 

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Раскройте идею социальной природы сознания.

2. Раскройте содержание философской категории бытия.

3. Опишите различие двух форм духовного бытия: индивидуализированного и надындивидуального, объективированного.

4. В чем вы видите специфику человеческого бытия в мире?

5. Что такое материя как таковая, в какой форме она существует и какими свойствами обладает?

6. Как соотносятся друг с другом понятия «материя» и «бытие», «материя» и «материальный мир»

7. Как развивалось понятие "материя"?

8. Что такое субстанция?

9. Дайте определение материализму, идеализму и дуализму. Укажите различия идеализма объективного и субъективного.

10. В чем состоит вторая сторона основного вопроса философии? Какие решения вы знаете?

11. Что от чего зависит: классификация наук от классификации форм движения материи или наоборот?

12. Иначе: устройство мира повлияло на устройство наук или устройство наук повлияло на картину мира (а последнюю мы проецируем на природу)? Или здесь есть и то и другое, т. е. имеет место взаимодействие природы и культуры? В чем оно состоит?

13. Как вы себе представляете социальную форму движения материи?

14. Различают онтологический и методологический редукционизм. О первом говорят, что он недопустим, о втором — что он не только полезен, но совершенно необходим. О чем идет речь?

15. Что такое субстанция?

16. Дайте определение материализму, идеализму и дуализму. Укажите различия идеализма объективного и субъективного.

17. В чем состоит вторая сторона основного вопроса философии? Какие решения вы знаете?

18. В чем разница между субстанциальным и реляционным пониманием пространства и времени?

19. Как развивались представления о пространстве и времени?

20. В чем состоят специфические черты и характеристики социального и экзистенциального пространства и времени?

 

 

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 

Тема 3.2 Философская антропология – СРС – 2 часа

 

Человек и его бытие как центральная проблема философии. Антропосоциогенез. Философская антропология. Человеческая природа. Коммуникация. Философские модели человеческого существования. Личность и проблема идентичности. Личность в поисках смысла в современном мире.

«...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

К. Маркс

Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет

Ф.М. Достоевский

 

Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.

А.Маслоу

 

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тестовые вопросы для закрепления материала:

1. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора:

А) любовь;

В) страх;

С) зависть;

D) радость.

2. Центральная идея философии С. Кьеркегора:

А) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит поль­зы обществу и улучшает его;

В) основная антропологическая единица — народ. Он про­являет свои возможности, таланты и деятельные спо­собности в отдельных индивидах;

С) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

D) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индиви­ды безлики, анонимны и неистинны.

3. С. Кьеркегор рассматривал три стадии существо­вания Единичного:

А) гносеологическая — этическая — эстетическая;

В) гносеологическая — эстетическая — религиозная;

С) эстетическая — этическая — религиозная;

D) эстетическая — этическая — гносеологическая.

4. По С. Кьеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу:

А) оно стремится осознать себя как «вещь»;

В) оно хочет осознать себя, и в то же время — боится это­го;

С) оно не может решить, что же такое само «мышление»;

D) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невоз­можно осмыслить.

5. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, это:

А) мышление;

В) переживание;

С) экзистенция;

D) научный факт.

6. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:

А) трансцендентность;

В) положения «бог умер»;

С) конечность жизни;

D) возможность жить без бога.

7. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека это:

А) завоевание цивилизации;

С) великое счастье;

В) неизбежное тяжкое бремя;

D) недостижимая мечта.

8. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков челове­ка определяется:

А) мышлением;

В) бессознательным;

С) разумом;

D) рассудком.

9.. В психоанализе среди скрытых основ души человека нетинстинкта:

А) агрессии;

В) смерти;

С) либидо;

D) социальности.

10.. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

А) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

В) уменьшении чувства вины человека;

С) снижении тревожности индивида;

D) сублимации первичных комплексов.

11. Для антропоцентрического мировоззрения харак­терно положение:

А) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;

В) весь земной мир и человек в нем — это момент неук­лонного движения к Богу;

С) человек есть совокупность всех общественных отноше­ний;

D) человек есть мыслящая вещь.

12. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:

А) психическое;

В) социальное;

С) техническое;

D) идеальное.

13. По мысли Ж.П. Сартра, человекэто:

А) сверхчеловек;

В) богочеловек;

С) человекобог;

D) будущее человека.

14. С точки зрения Й. Хейзинги, человекэто существо:

А) изготавливающее орудия;

В) рациональное;

С) играющее;

D) символическое.

15. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бес­сознательное в психике отдельного человека включает:

А) Аниму/Анимуса;

В) архетипы;

С) маску;

D) тень.

16. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутству­ет:

А) защита определенного местообитания;

В) семейственность;

С) социализация;

D) миролюбие.

17. Социал-дарвинизм признает, что:

А) человек есть и природное, и социальное существо;

В) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;

С) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей;

D) социальные проблемы и конфликты не зависят от при­родных задатков человеческого рода.

18. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, это:

А) индивид;

В) индивидуальность;

С) личность;

D) субъект.

19. С биологической точки зрения, человекэто мно­гоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоноч­ных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, от­ряду:

А) гоминидов;

В) приматов;

С) питеков;

D) парапитеков.

22. В материалистической философии душу человека ассоциируют с:

А) психикой;

В) сознанием;

С) идеальным центром «я»;

D) бессознательным.

23. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

А) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

В) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

С) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

D) жить — значит из всего извлекать пользу.

24. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:

А) саморефлексии;

С) самоутверждении;

С) сопереживании жизни других существ;

D) соучастии в бытии других существ.

25. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:

А) необходимость;

В) знание;

С) волю;

D) произвол.

26. Лишение человека свободы, трансформация челове­ческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии пони­мается как:

А) произвол;

В) фатум (рок);

С) предопределение;

D) отчуждение.

27. Ответственность человека за свои поступки воз­можно только при наличии:

А) выбора;

В) вины;

С) непреодолимой силы;

D) необходимости.

 

Дополните таблицу «НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА», прокомментируйте ее

 

Основная идея представления Представители Мнения с которыми согласен , с которыми не согласен - Собственное представление о человеке
Человек есть микрокосмос Древняя индийская, китайская, греческая философия    
Человек есть вечный, абсолютный дух Йога, веданта, Г. Гегель, Е. Блаватская    
Человек есть политическое животное Аристотель    
Человек есть образ и подобие Бога Христианская теология и философия    
Человек есть мыслящее существо Р. Декарт    
Человек есть одушевленная машина Ж. Ламетри    
Человек есть существо, принадлежащее двум мирам: миру природной необходимости и миру нравственной свободы И. Кант    
Человек есть сгусток противоречий, война разума и страстей Б. Паскаль    
Человек есть животное, производящее орудия Б. Франклин    
Человек есть существо, делающее добро С. Кьеркегор    
         
         
         
         
         
         

 

Изучите таблицу «НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» на ее основе напишите эссе о смысле человеческой жизни

№   ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ФИЛОСОФСКО­ГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ И ШКОЛЫ
Наслаждение Древний материализм -школа чарвака, эпикуреизм
Освобождение от сансары и кармы, достижение высших духовных сфер бытия (духовное освобождение сознания) Индийская классическая философия - санкхья, йога, веданта и др.
Освобождение от страданий, присущих материальному бытию, достижение высших состояний духовного бытия (нирвана) Индийская классическая философия, тибетская философия - буддизм
Достижение духовной гармонии (совершенства) и бессмертия Китайская классическая философия - даосизм
Познание Бога и достижение вечной жизни души с Богом Религиозная философия -христианство, ислам
Совершенствование общества Диалектический материализм Нового и Новейшего времени -марксизм, марксизм-ленинизм
Познание и совершенствование мира; духовное самосовершенствование, преображение в высшее Духовное Существо, достижение бессмертия и жизни в Высших Мирах (космическая эволюция сознания) Течения, идейно близкие философии Сокровенной Мудрости - теософия, Живая Этика (Агни-Йога), Учение Храма.

 

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Прочитайте статью Ортега-и-Гассета "Почему мы вновь пришли к философии" (Дегуманизация искусства. М., 1991) и объясните, в чем специфика философского и специально-научного подходов к обоснованию человеческой деятельности.

2. Прочитайте статью Розова "Философия и проблема свободы человека" и разъясните, как вы понимаете утверждение, что философия является службой обеспечения человеческой свободы.

3. Каковы границы человеческой свободы? Какую роль играет философия в выявлении и анализе этих границ?

4. В чем состоит единство биологического и социального в человеке?

5. Объясните, почему тезис о свободе воли не противоречит объективной обусловленности и закономерности человеческих действий.

6. В чем состоит загадка антропосоциогенеза?

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 

Тема 3.3. Социальная философия – СРС – 2 часа

Общество, его элементный состав. Взаимосвязь элементов общества. Характер и тенденции политической системы современного казахстанского общества. Общественные отношения и общественное сознание. Идея многофакторности общественного развития.

"Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку"

Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критически оцените НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, предложите свой собственный сценарий будущего общества

 

1. Дальнейшее углубление духовного кризиса
2. Война с применением оружия массового поражения
3. Дальнейшее развитие экологического кризиса
4. Резкое увеличение численности населения планеты
5. Увеличение кардиологических, онкологических, эпидемиологических, психических и др. заболеваний
6. Истощение природных ресурсов
7. Осуществление концепции «золотого миллиарда»
8. Столкновение с крупной кометой или астероидом  
9. Разрушительная сейсмическая активность и тектоническая динамика материков
  10. Выход технических систем (искусственного разума) из-под контроля человека
  11. Резкое негативное изменение геофизических параметров планеты (радиация, магнитное поле, психосфера, климатические пояса, наклон оси вращения)

Тестовые вопросы для закрепления материала:

1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

А) культурология;

В) социальная философия;

С) гносеология;

D) политология.

2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

А) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

В) человека, и общество понималось как совокупность от­дельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

С) общество, как совокупность объективно данных челове­ку общественных отношений, а человек при этом нахо­дится на пересечении, в «узлах» разнообразных общест­венных связей;

D) человека и общество одновременно, поскольку они яв­ляются взаимодополняющими и постоянно взаимодей­ствующими сторонами.

3. Согласно концепции М. Вебера, обществоэто:

А) жизненный мир, построенный в соответствии с феноме­нологией сознания;

В) понимающее «бытие-в-мире»;

С) свободный практический и творческий выбор;

D) система социальных действий и их смыслов.

4. В марксизме утверждается, что структура обще­ства вытекает из:

А) жизни людей согласно их речевым актам;

В) истолкования смысла социальных действий людей;

С) формы материального производства;

D) соответствующего общественного договора.

5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхо­да, при котором общество это:

А) воплощение совершенной идеи справедливости;

В) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

С) продолжение природы и космических закономерностей;

D) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

А) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

В) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

С) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

D) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

А) антропосфера;

В) социосфера;

С) ноосфера;

D) техносфера.

8. К источникам саморазвития общества не должноотноситься:

А) взаимодействие общества и природы;

В) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенство­вания человеческого существования;

С) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

D) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

А) циклов;

В) стрелы;

С) спирали;

D) маятника.

10. Ход человеческой истории в виде линейного посту­пательного движения (прогрессА) описывался, преимущест­венно, в трудах:

А) немецкого философа К. Ясперса;

В) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

С) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

D) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

А) Ф. Бродель;

В) П. Сорокин;

С) Ф. Фукуяма;

D) А. Тойнби.

12. Против самой идеи прогресса в человеческой исто­рии выступали:

А) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

В) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

С) К. Маркс и Ф. Энгельс;

D) Ф. Ницше и А. Камю.

13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

А) герменевтики;

В) структурализма;

С) постмодернизма;

D) синергетики.

14. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем орга­низации этноса не является:

А) популяция;

В) семья;

С) группа (община, анклав и т.д.);

D) субэтнос.

15. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

А) семья;

В) государство;

С) собственность;

D) власть.

16. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, рожающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:

А) «заслужи любовь ближнего»;

В) «путь ненасилия»;

С) «благоговение перед жизнью»;

D) «цель для человечества».

17. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

А) государству;

В) нации;

С) экономике;

D) науке.

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.