Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3. 5 Проблемы теории диалектики – СРС – 2 часа



Сущность диалектики. Категории диалектики. Идея развития. Закон отрицания. Источники развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Формы развития. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений.

"Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку"

Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сердцевиной диалектики являются три основных ее закона, впервые сформулированные Гегелем и материалистически интерпретированные Марксом и Энгельсом. Все три закона равноценны, между ними существуют отношения координации, а не субординации. Основанием для их специфики является аспект рассмотрения развития, присущий каждому из них. В первом приближении это основание можно свести к главным вопросам, на которые они отвечают:

1) почему? – вопрос об истоке, причине развития;

2) как? - вопрос о механизме развития со стороны взаимодействия внешней (количество) и внутренней (качество) определенностей;

3) откуда и куда? - вопрос о направленности, ритмике, архитектонике развития.

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений описывает механизм развития; показывает, как, в какой форме происходит развитие (оно является единством количественных и качественных изменений); раскрывает порядок возникновения нового в процессе развития.

Закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Диалектическая природа отрицания проявляется в том, что оно являет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии, 3) утверждение нового. Третий закон диалектики отражает взаимосвязь этапов развития (старого и нового), общие тенденции развития, его необратимость, поступательный характер.

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Сформулируйте и прокомментируйте диалектические представления о развитии.

2. Что такое категории? Как связаны категории и законы диалектики?

3. Как сформировалось диалектическое учение?

 

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 

 

Тема 3.6 Эпистемология - СРС – 2 часа

Познание, его возможности и средства. Познание как социально-опосредованное отношение человека к миру. Диалектика субъекта и объекта в познании. Соотношение чувственного и рационального в познании. Проблема истины. Познание и практика. Научное познание. Общенаучные методы научного познания.

"Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку"

Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория познания – раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем.

Знание – объективная реальность, которая в своей действительности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание – результат, продукт; познание- процесс, обеспечивающий приращение знания в сознании.

 

 

Вопросы для закрепления материала по теме:

1. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как:

А) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

В) значимая информация в аспекте деятельности;

С) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

D) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний;

2. В философии «агностицизм» понимается как:

А) рассмотрение процесса познания;

В) рассмотрение объектов познания;

С) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

D) сомнение в возможности познания.

3. В современной гносеологии объект познания:

А) существует «сам по себе»;

В) противостоит субъекту познания;

С) в своем определении зависит от концептуальной систе­мы познающего;

D) является частью самопознающего субъекта.

4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект это:

А) чувственное отражение;

В) познавательный контакт с объектом познания;

С) представление;

D) объяснение.

5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

А) абстрактным;

В) теоретическим;

С) обыденным;

D) научным.

6. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

А) абстрактна;

В) объективна;

С) субъективна;

D) абсолютна.

7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

А) ложь;

В) заблуждение;

С) суждение;

D) предрассудок.

8. Среди современных концепций истины отсутствует:

А) когерентная;

В) соответствия;

С) системная;

D) прагматическая.

9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

А) прогнозирование;

В) предусмотрение;

С) целеполагание;

D) опережение.

10. Любое изменение, преобразование, процесс это:

А) эволюция;

В) развитие;

С) инволюция;

D) движение.

11. Субъект познания в современной гносеологииэто:

А) абстрактный индивид;

В) реальный ученый или философ;

С) технические средства (компьютер, научное оборудова­ние и т.д.);

D) мыслительный коллектив.

12. Современные гносеологические исследования пред­полагают:

А) эмпиризм;

В) рационализм;

С) интуитивизм;

D) теоретико-методологический плюрализм.

13. Формой практики не является:

А) преобразование природы с помощью орудий труда;

В) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

С) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

D) научный эксперимент.

14. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

А) основой познания и его движущей силой;

В) целью познания;

С) критерием истины;

D) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

А) представление;

В) восприятие;

С) идея;

D) ощущение.

16. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

А) рационализма;

В) реализма;

С) скептицизма;

D) сенсуализма.

17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях (словах):

А) понятие;

В) категория;

С) дефиниция;

D) термин.

18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

А) понятие;

В) категория;

С) суждение;

D) умозаключение.

19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и сужде­ния, обосновывающего знание, «Я человек», сделайте умо­заключение:

А) я отношусь ко всем людям;

В) все люди похожи на меня;

С) я мыслю;

D) животные тоже мыслят.

20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания явля­ется:

А) смысл;

В) текст;

С) «суть дела»;

D) контекст.

21. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

А) античности;

В) средних веков;

С) Возрождения;

D) Нового времени.

22. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

А) аналогии;

В) индукции;

С) дедукции;

D) анализа.

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 

 

Тема 3.7 Философия глобальных проблем – СРС – 2 часа

Диалектическая взаимосвязь природы и общества: основные исторические этапы и тенденции и взаимодействия. Пути преодоления экологического кризиса. Проблемы экологии и демографии. Экология человека. Противоречия в системе "природа - общество" в современную эпоху. Идеи Н.И. Вернадского о ноосфере, их актуальность сегодня.

"Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку"

Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202.

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.