Тема 3. 5 Проблемы теории диалектики – СРС – 2 часа
Сущность диалектики. Категории диалектики. Идея развития. Закон отрицания. Источники развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Формы развития. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений. "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202. Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сердцевиной диалектики являются три основных ее закона, впервые сформулированные Гегелем и материалистически интерпретированные Марксом и Энгельсом. Все три закона равноценны, между ними существуют отношения координации, а не субординации. Основанием для их специфики является аспект рассмотрения развития, присущий каждому из них. В первом приближении это основание можно свести к главным вопросам, на которые они отвечают: 1) почему? – вопрос об истоке, причине развития; 2) как? - вопрос о механизме развития со стороны взаимодействия внешней (количество) и внутренней (качество) определенностей; 3) откуда и куда? - вопрос о направленности, ритмике, архитектонике развития. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений описывает механизм развития; показывает, как, в какой форме происходит развитие (оно является единством количественных и качественных изменений); раскрывает порядок возникновения нового в процессе развития. Закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Диалектическая природа отрицания проявляется в том, что оно являет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии, 3) утверждение нового. Третий закон диалектики отражает взаимосвязь этапов развития (старого и нового), общие тенденции развития, его необратимость, поступательный характер. Вопросы и задания для закрепления материала 1. Сформулируйте и прокомментируйте диалектические представления о развитии. 2. Что такое категории? Как связаны категории и законы диалектики? 3. Как сформировалось диалектическое учение?
Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
Тема 3.6 Эпистемология - СРС – 2 часа Познание, его возможности и средства. Познание как социально-опосредованное отношение человека к миру. Диалектика субъекта и объекта в познании. Соотношение чувственного и рационального в познании. Проблема истины. Познание и практика. Научное познание. Общенаучные методы научного познания. "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202. Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Теория познания – раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем. Знание – объективная реальность, которая в своей действительности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание – результат, продукт; познание- процесс, обеспечивающий приращение знания в сознании.
Вопросы для закрепления материала по теме: 1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: А) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; В) значимая информация в аспекте деятельности; С) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; D) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний; 2. В философии «агностицизм» понимается как: А) рассмотрение процесса познания; В) рассмотрение объектов познания; С) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; D) сомнение в возможности познания. 3. В современной гносеологии объект познания: А) существует «сам по себе»; В) противостоит субъекту познания; С) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего; D) является частью самопознающего субъекта. 4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: А) чувственное отражение; В) познавательный контакт с объектом познания; С) представление; D) объяснение. 5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: А) абстрактным; В) теоретическим; С) обыденным; D) научным. 6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: А) абстрактна; В) объективна; С) субъективна; D) абсолютна. 7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: А) ложь; В) заблуждение; С) суждение; D) предрассудок. 8. Среди современных концепций истины отсутствует: А) когерентная; В) соответствия; С) системная; D) прагматическая. 9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности: А) прогнозирование; В) предусмотрение; С) целеполагание; D) опережение. 10. Любое изменение, преобразование, процесс — это: А) эволюция; В) развитие; С) инволюция; D) движение. 11. Субъект познания в современной гносеологии— это: А) абстрактный индивид; В) реальный ученый или философ; С) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.); D) мыслительный коллектив. 12. Современные гносеологические исследования предполагают: А) эмпиризм; В) рационализм; С) интуитивизм; D) теоретико-методологический плюрализм. 13. Формой практики не является: А) преобразование природы с помощью орудий труда; В) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений; С) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека; D) научный эксперимент. 14. Практика по своим функциям в процессе познания не является: А) основой познания и его движущей силой; В) целью познания; С) критерием истины; D) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: А) представление; В) восприятие; С) идея; D) ощущение. 16. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: А) рационализма; В) реализма; С) скептицизма; D) сенсуализма. 17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах): А) понятие; В) категория; С) дефиниция; D) термин. 18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как: А) понятие; В) категория; С) суждение; D) умозаключение. 19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение: А) я отношусь ко всем людям; В) все люди похожи на меня; С) я мыслю; D) животные тоже мыслят. 20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является: А) смысл; В) текст; С) «суть дела»; D) контекст. 21. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: А) античности; В) средних веков; С) Возрождения; D) Нового времени. 22. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода: А) аналогии; В) индукции; С) дедукции; D) анализа. Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
Тема 3.7 Философия глобальных проблем – СРС – 2 часа Диалектическая взаимосвязь природы и общества: основные исторические этапы и тенденции и взаимодействия. Пути преодоления экологического кризиса. Проблемы экологии и демографии. Экология человека. Противоречия в системе "природа - общество" в современную эпоху. Идеи Н.И. Вернадского о ноосфере, их актуальность сегодня. "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. 1.С. 202. Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|