Здавалка
Главная | Обратная связь

Оптимизация управления дебиторской и кредиторской задолженностями



Любое предприятие стремиться к разумному сокращению текущих финансовых потребностей и этого можно достичь путем уменьшения запасов сырья и материалов и дебиторской задолженности, и увеличения срока оплаты кредиторской задолженности.

В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие – производитель реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции. В связи с обесцениванием денег невыгодно держать их в наличности и продавать в долг. Возникает необходимость оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Процедура расчета будет следующей [9].

Падение покупательной способности денег за период характеризуется с помощью коэффициента Кv, обратного величине индекса цен (Iц):

Кv = 1: Iц (3.1)

Для анализируемого предприятия ОАО «ПЭМЗ» годовая выручка, по данным формы № 2 (приложения № 6, 7, 8), составила 288436 тыс. руб. Известно, что на конец года примерно 82% выручки от продажи продукции (236517,52 тыс. руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности).

Дебиторская задолженность за отчетный период выросла на 1450 тыс. руб. или на 9,7 %. Это свидетельствуют о том, что на предприятии существует проблема неплатежей.

По данным таблицы 2.5 известно, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии к концу отчетного периода составил 20 дней. Ежемесячный темп инфляции равен 1,083% (при ставке рефинансирования ~13%), тогда индекс цен Iц = 1,01083. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь 98,93% (1 : 1,01083 · 100) договорной стоимости продукции.

Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,9708 (1:1,02). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 20 дней, предприятие ОАО «ПЭМЗ» реально получает лишь 97 % стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей ~3 %, т.е. 29,60 руб.

Можно сказать, что от годовой выручки за продукцию, продаваемую на условиях последующей оплаты, предприятие в 2006 году получило реально лишь 279782,92 тыс. руб. (288436 тыс. руб. · 0,97). Следовательно, 8653,08 тыс. руб. (288436 тыс. руб. – 279782,92 тыс. руб.) составляют скрытые потери от инфляции. В этой связи для предприятия было бы целесообразно установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору.

Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала [9]. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.

Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

 

 

Как видно из данных таблицы 3.1, предоставление 2%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 9,6 руб. с каждой тысячи рублей договорной цены и получит экономию в размере 2270,6 тыс. руб. (236517,52 · 9,6 : 1000),

Итак, результатом предложенных мероприятий по альтернативному способу расчета с покупателями и заказчиками стала реальная экономия (высвобождение) денежных средств в размере 2270,6 тыс. руб. при сохранении прежнего объема продаж и предоставлении 2%-ной скидки.

Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя. Вероятно, что отказ от выгодной сделки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений [9].

Деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, сырья, продукции. Если расчеты за продукцию производятся на условиях последующей оплаты, то можно говорить о получении предприятием коммерческого кредита у своих поставщиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. Поэтому от того, насколько велики сроки, на которые предприятию предоставляется коммерческий кредит, соответствуют общим условиям его производственной и финансовой деятельности, зависит финансовое благополучие предприятия [2].

 

Тоб (КЗ) = КЗср ·Д / Вр (3.2)

КЗср 2005 = (20609 + 28883) : 2 = 24746 тыс. руб.

Тоб 2005 = 24746 · 360 : 240730 = 37 дней

КЗср 2006 = (28883 + 54066) : 2 = 41474,5 тыс. руб.

Тоб 2006 = 41474,5 · 360 : 288436 = 51,8 дня

Рассчитаем срок товарооборота в 2005 и в 2006 годах по формуле:

То =Д · А2 : В, где (3.3)

То – срок товарооборота, в днях;

А2 – оборотные активы предприятия;

В – выручка.

Таким образом, То 2005 г. = 365 · 73752 : 240730 = 110,3 дней

То 2006 г. = 365 · 96492 : 288436 = 120,4 дней







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.