Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦВЕТ В ТРУДОВОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.

Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло–зеленый или светло–голубой цвет. Контрастные цвета (желтый – черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно–синий, темно–зеленый) и светлые теплые цвета (ярко–розовый, солнечно–желтый).

Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещение, его интенсивность и характер поверхности предметов.

При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у человека состояния напряжения, пробуждающие интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.

Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, но и в виде мысленных представлений, доступных человеку в любой момент.

Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д.

При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в помещении столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако если обилием и качеством съестного они будут значительно превышать то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают помещенные в кабинетах и приемных администрации школы картины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в темницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь ввиду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечало своему назначению.

 

Другие факторы и приемы.

Либропсихотерапия (лечение чтением) – этот прием предложен еще В.М.Бехтеревым. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние учащихся при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других – книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему – либо, но и все поведение.

Книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами, которые стали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических особенностей, так как одно и то же художественное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

 

 

ЦВЕТ ЛОКАЛИЗАЦИЯ
Вверху Боковые поверхности или перспективы Внизу
Красный Возбуждает, мобилизует оказывает эротогенное воздействие Возбуждает Воспринимается неестественно может “обжигать”.
Розовый Ощущение легкости и счастья Чувство нежности и счастья Часто ассоциирует ся с обонятельными ощущениями
Оранжевый Способствует концентрации внимания. Ощущение тепла, содействует релаксации. Эффект принадлежности и тепла, иногда воспринима ется неадекватно.
Желтый Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения Эффект приподнятости, иногда “парения”.
Зеленый Воспринимается неестественно Успокаивает Успокаивает, “охлаждает” может оказывать снотворное воздействие
Голубой Ощущение легкости, способствует релаксации   “охлаждает”, вызывает отчуждение “охлаждает” (более выражено чем зеленый).
Коричневый Чувство тяжести давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется) Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность Ощущение твердости, уверенности
Синий Вызывает тревожность и беспокойство Отчуждение в группе, в отношениях с психологом. Тревога, холод, ощущение “бездны”

Ионизация воздуха.

Чувствительность людей к метеорологическим явлениям неуклонно повышается. Причем, женщины ощущает это гораздо сильнее, чем мужчины, пожилые более интенсивно, чем молодые. Одним из наиболее изученных факторов являются ионы – невидимые электрически заряженные частицы газов. Обычно в одном кубическом сантиметре находится 4 – 5 тысяч заряженных ионов, а в горных районах – более 10 000. Показано также, что в городах с загрязненным климатом количество ионов резко уменьшается. Ученные установили, что многие недомогания вызываются снижением количества ионов в атмосфере. Ионы сдерживают распространение грибков, уничтожают бактерии, повышают активность живых организмов. Получены положительные результаты при лечении отрицательно заряженными ионами некоторых болезней, в том числе и психических.

Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях Центра, предназначенных для отдыха, а также в системе вентиляции здания.

 

ЦВЕТ И ВОЗРАСТ

В 1959 году были подвергнуты испытанию (цветовой тест Люшера) в медицинской клинике Лейпцигского университета 1000 человек различного возраста, от детского до старческого. При этом было установлено, что молодые люди, особенно в возрасте до 25 лет, в большинстве предпочитают красный цвет. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона.

Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано утрачивают свежесть и непринужденность и производят впечатление стариков. В цветовом тесте они отклоняют активные цвета, красный и желтый, и выбирают серый, коричневый, темно – зеленый. Эти приглушенные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми и в тех случаях, когда их жизненная сила снижена разочарованиями, невротическими нарушениями или изнурительной болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: «Конечно, физически за молодыми я не угонюсь, но чувствую себя как 35 – летний».

 

ЦВЕТ И ИМЯ

Известно, что каждому из цветов спектра соответствует определенная длина волны – от самой короткой до самой длинной (соответственно фиолетовый и красный цвет).

Именам соответствуют шесть цветов: три основных – синий, желтый и красный; три составных – зеленый, фиолетовый и оранжевый. Например, имя Мария – это небесно – голубой цвет, Михаил – красный, Ян – желтый, и это неслучайно. Голубой цвет, традиционно символизирующий душу, фиолетовый – тело, зеленый – ум, разум, желтый – рассудок, красный – страсти, оранжевый – чувства.

Разумеется, речь идет о ведущей тенденции, и не следует полагать, что, например, Мария – это сплошная духовность или, если Агнесса – это зеленое имя, то зеленый цвет является для Агнесс любимым.

На уровне цвета имя может быть сложным (если ему соответствует составной цвет, полученный в результате сложения основных цветов). Таковые имена Магдалена – фиолетовое имя, образованное путем сложения голубого и красного цветов; Филипп – зеленое (голубой + желтый); Тереза – оранжевый (желтый + красный).

 

ЦВЕТ И ХАРАКТЕР

Вы наверняка по себе заметили, что цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека.

 

Белый.

Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет – ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера.

 

Черный.

Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах. Может, стоит посоветоваться с психологом.

 

Серый.

Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что – ни будь. Этот цвет предпочитают те, кто боится «высунуться».

 

Красный.

Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение, верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению.

 

Оранжевый.

Любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции. Однако в старину ему присваивали также лицемерие и притворство.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.