Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие цены, сущность, функции и виды цен.



Ценовая политика в системе маркетинга

1. Понятие цены, сущность, функции и виды цен.

2. Ценовая политика, факторы, влияющие на ценообразование.

3. Типы рынков, их структура и влияние на установление цены.

4. Этапы установления исходной цены.

5. Методика расчета исходной цены.

6. Виды ценовых стратегий.

Понятие цены, сущность, функции и виды цен.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Цена - это все объективные затраты потребителя, которые связаны с приобретением товара (услуги), носителя необходимых потребительских свойств (рента за квартиру; оплата обучения; стоимость пользования общественным транспортом; банковский процент по вкладу; подоходный налог за возможность зарабатывать деньги и т.д.)

Цена - важнейшая составная часть комплекса маркетинга. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.

Принятие маркетинговых решений в области установления цен на товары представляет собой достаточно сложную задачу для предприятия, что обусловлено особой ролью цены в качестве средства получения прибыли, а также ее специфическими функциями в комплексе маркетинга.

Сущность цены определяется ролью и теми функциями, которые она выполняет. Это показатель благополучия не только предприятия, но и всего общества, поскольку она включает в себя прибыль, за счет которой формируются все виды бюджетов (предприятия, района, города, области, края, региона, государства).

При установлении цен руководство предприятия должно уделять особое внимание следующим взаимосвязям:

«цена – товар» - цена отражает полезные свойства товаров для потребителей;

«цена – распределение» - организация продажи влияет на величину цены продаваемого товара;

«цена – реклама» - осведомленность покупателей о ценах повышает их чувствительность к уровню этих цен.

На корпоративном уровне цена представляет собой основной фактор долгосрочной рентабельности, предопределяя методы проведения ценовой или неценовой конкуренции:

§ Ценовая конкуренция ведет к установлению цен ниже сложившегося рыночного уровня и связана с достижением преимуществ в минимизации издержек;

§ Неценовая конкуренция допускает установление цен на уровне сложившихся рыночных цен и даже выше и ориентирована на политику дифференциации.

В условиях рыночной экономики основными функциями цены являются:

ü Учетная – цены на продукцию служат средством учета и определения валового общественного продукта и национального дохода, учета и сопоставления затрат и результатов производства, определения эффективности использования производственных ресурсов и инвестиций;

ü Стимулирующая – цены на продукцию должны обеспечивать интересы покупателей и продавцов. Они должны способствовать развитию производства и выпуску рентабельной высококачественной продукции и одновременно учитывать платежеспособность покупателей;

ü Распределительная – посредством цен созданный в обществе национальный доход перераспределяется между отдельными отраслями, регионами, слоями населения, между накоплением и потреблением, не допуская дефицита товаров и инфляции;

ü Балансирующая – цены должны балансировать спрос и предложение товара на рынке.

Классификация цен

 

Система цен— это единая, упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономиче­ские взаимоотношения участников рынка.

Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы, несет строго определенную экономическую на­грузку. В основе формирования цен по группам лежит их функци­ональное назначение и различные признаки:

 

1. В масштабе обслуживаемых рынков:

ü мировые цены, формирующиеся на международном рынке;

ü национальные (внутренние) цены, которые наиболее полно от­ражают конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;

ü внешнеторговые цены — обслуживают обороты импортируе­мой и экспортируемой продукции.

2. В сфере национальной экономики:

ü производственные цены, по которым производители постав­ляют товар оптовым торговцам крупными партиями. Подобная цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек плюс ожидаемая прибыль. В странах с развитой экономикой про­изводственная цена составляет 40 —60 % от розничной;

ü оптовые цены — это цены, по которым реализуются большие партии товаров, уже поставленных предприятиями оптовым фир­мам. Последние и формируют подобные цены. Такая цена равна производственной плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы, плюс ее прибыль. Оптовая цена обычно составляет 60 —70 % от розничной;

ü розничные цены соответствуют ценам продажи товара в магази­нах в розницу и небольшими партиями. Данная цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы, плюс ее прибыль.

3. По степени жесткости регулирования государством:

ü рыночные (свободные) цены — это цены, по которым идет купля-продажа на данном рынке в данное время. Они свободны от прямого вмешательства государства;

ü регулируемые цены. Изменение их допускается в определенных пределах, регулируемых государством. Цены этого вида достаточ­но распространены и устанавливаются на товары и услуги, тради­ционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транс­порт, связь и др.).

4. По способу установления фактических сделок:

ü твердые цены фиксируются в договоре купли-продажи и не изменяются в течение всего срока действия этого договора. Как правило, используются при сделках, предусматривающих немед­ленную или краткосрочную поставку товаров;

ü базисная цена формируется путем переговоров между продав­цом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учиты­вается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюн­ктура рынка. На основе этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда его качество (сорт) от­личается от оговоренного в контракте поставки. При этом преду­сматриваются скидки и надбавки на цену продукции;

 

 

ü подвижные (скользящие) цены исчисляются в момент испол­нения контракта путем пересмотра договорной, базисной цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Они могут быть пересмотрены и в случае изменения условий, оговоренных в контракте;

ü контрактные цены — это цены, по которым товар может быть продан. Однако в результате переговоров покупателя и продавца часто происходит снижение цены, для чего в величину контракт­ной цены заложен небольшой резерв. Поэтому иногда такой вид цен подразделяют на цены продавца и покупателя. Контрактная цена может быть твердой (фиксированной), которую окончатель­но устанавливают в момент подписания контракта;

ü цена купли-продажи (фактурная цена) определяется усло­виями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значи­тельной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для обозначения которых используют целый ряд условных обо­значений (например, «франко», когда продавец обязан доста­вить товар в обусловленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, таможенные и страховые расходы включаются в цену товара).

 

5. По характеру ценовой информации:

ü номинальные (справочные) цены публикуются в прейскуран­тах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номи­нал). Подразделяются на цены прейскурантов и цены предложе­ний (устанавливаются производителем на специально заказанную продукцию без согласования с потребителями);

ü биржевые цены — цены по сделкам, заключаемым с использо­ванием посредника — биржи.

 

6. По типам рынков:

ü цены спроса — складываются на том или ином рынке в резуль­тате свободных рыночных отношений конкуренции, спроса и пред­ложения;

ü монопольные цены — это цены, устанавливаемые монополия­ми выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров, а ниже — при закупке сырья и материалов для их произ­водства, приобретаемых у других фирм и поставщиков. В особен­ности характерны для монопольного рынка;

ü экспортные цены, на уровень которых влияет множество фак­торов: объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономи­ческого, политического, правового и культурного развития стра­ны-импортера. Они формируются на основе так называемых ба­зисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, а также обязанности продавца по оплате расходов на транспорти­ровку и страхование продукции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.