Здавалка
Главная | Обратная связь

Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй Стоимость, ф. ст.



«Канопус» w Портсмут 4 января 1897 12 октября 1897 декабрь 1899 866 516 (орудия 54800)

«Глори» «Лэрдз» 1 декабря 1896 11 марта 1899* октябрь 1900 841 014 (орудия 54800)

«Альбион» «Тэмз Айрон Уоркс» 3 декабря 1896 21 июня 1898 июнь 1901 858 745 (орудия 54800)

«Голиаф» Чатем 4 января 1897 23 марта 1898 март 1900 866 006 (орудия 54800)

«Оушен» ш Девонпорт 15 февраля 1897 5 июля 1898 февраль 1900 883 778 (орудия 54800)

«Венженс» «Виккерс» 23 августа 1898 25 июля 1899 апрель 1902 836 417 (орудия 54800)

 

Размерения, м 118.9 x22.6x 7.87/8.08

Водоизмещение , т в нормальном грузу: 12950. в полном грузу: 13150. предельное: 14320

Вооружение 4 12735 12 6740 16 76-мм (12-фунтовых) 6 47-мм (3-фунтовых) 4 457-мм торпедных аппаратов (14 запасных торпед), 5 356-мм торпед для паровых катеров.

Броня(крупповская [КЦ], гарвеевская, гарвей-никелевая), мм пояс в середине 152 КЦ (в носу 51). траверзы 254-203-152 КЦ (носовой) и 305-254-152 КЦ (кормовой), барбеты 305-152 КЦ. башни 203 КЦ, казематы 152 (гарвеевская), палубы51-25. боевые рубки 305 и 76 (гарвей-никелевая) (вес брони 3600 т)

МеханизмыМашины и котлы: «Венженс» – «Виккерс»; «Канопус» – «Гринок фаундри»; «Голиаф» – «Пенн»; «Оушен» – «Хартуорт энд Лэсли»; «Глори» – «Лэрдз»; «Альбион» – «Моделей»; два комплекта трёхцилиндровых инвертных тройного расширения, мощность 13500 л.с., скорость хода 18.3 уз, 20 котлов Бельвиля с экномайзерами

Запас топлива,т 900/1800

Экипаж, чел. 682

* всплыл в доке

 

«Канопусы» стали первыми британскими линкорами с водотрубными котлами, крупповской бронёй и спонсонами концевых казематов 6м орудий, что давало возможность этим пушкам вести огонь прямо по носу или корме. Кроме этого, они стали первыми, которые преодолели 18-узловую отметку при естественной тяге.

Первые пять кораблей серии были заложены по программе 1896 г., а последний, «Венженс», по программе следующего года. Представляя их, первый лорд Адмиралтейства отозвался об этих броненосцах как об «увеличенных «Ринаунах», в отделе же главного строителя их всегда рассматривали как линкоры 2-го класса- по причине малой толщины брони. При такой же длине, как и у «Маджес-тика», маневренные качества остались такими же, но, поскольку при более мелкой осадке имелась тенденция к большему диаметру циркуляции, оконечности у линии киля в носу и корме были «подрезаны», дабы стимулировать на повороте лучшее перетекание струи с борта на борт. Подобная форма форштевня стала самой примечательной отличительной особенностью этих кораблей – линия киля к носу сменялась протяжённым подъёмом к форштевню, образуя в итоге самый выступающий таран со времён старого «Полифемуса»; кормовой вырез не так бросался в глаза. На всех кораблях строительная перегрузка дала прирост в водоизмещении примерно на 200 т.

 

«Канопус». Схема общего расположения (1901):

1 – котельные отделения; 2 – машинные отделения; 3-бомбовые погреба; 4-крюйт-камеры; 5-барбеты 12" орудий; 6-дымоходы; 7-вентиляционные шахты машинного отделения; 8 – рулевой отсек; 9 – отсек торпедных аппаратов; 10 – боевая рубка; 11 – форпик; 12 – шпилевой отсек.

 

Продольный разрез барбетной установки, примененной на«Альбион» и«Глори»

 

Вооружение

Орудия и установки в целом воспроизводили «Маджестик», но барбеты в плане были круглыми, как на «Цезаре» и «Илластриесе»; такими же были и устройства заряжания и подачи (то есть на любом угле поворота башни, но на фиксированном угле вертикального наведения +13,5"). «Венженс» получил цепной прибойник конструкции «Викккерс», позволяющий заряжать орудия на любом угле возвышения, что дало уменьшение цикла одного выстрела с 45 до 32 сек. Его башни прикрывались наклонными плитами вместо изогнутых с фронта и плоских с боков, как на собратьях, с этих пор подобное решение на долгие годы стало общепринятым.

 

 

«Венженс». Поперечный разрез установки 12" орудий

 

Казематы концевых 6" орудий под верхней палубой для получения продольного огня вынесли на спонсоны, оси орудий отстояли от ватерлинии на 3,8 м. Шесть 76-мм орудий располагались в противоминной батарее на верхней палубе, ещё по два орудия находились в носу и корме под верхней палубой в оконечностях. 47-мм пушки составляли вооружение боевых марсов.

Броневая защита

Выдающейся особенностью защиты этих кораблей был переход к броне, выделывавшейся по методу Круппа, которая пошла на защиту пояса и барбетов. Её повышенная устойчивость характеризуется следующими соотношениями: 5,75" крупповской брони равнялось 7,5" гарвеевской, или 12" брони-компаунд, или 15" железной, т.е. соответственно 1: 1,3: 2,08: 2,6.

Распределение вертикального бронирования повторяло «Маджестик», но с общим понижением толщины – так, пояс имел толщину 152 мм против прежних гарвеевских плит в 229 мм. Он простирался на длине 59,4 м (это было меньше на 7,6 м, чем на «Маджестике») и имел высоту 4,26 м, из которых 1,52 м были ниже конструктивной ватерлинии; в носу пояс перекрывался от борта до борта траверзом в 254-203-152 мм и в корме траверзом в 305-254-152 мм (разница относится на счёт бортового бронирования в 51 мм, простиравшегося от носовой башни до форштевня).

 

 

«Канопус». Схема распределения броневой защиты

 

Можно вспомнить, что когда Уайт предложил подобное решение для «Ройал Соверена», Совет отклонил его на том основании, что броневая палуба в носу и подразделение на мелкие отсеки признавались достаточными для поддержания плавучести носовой части. Однако ко времени обсуждения проекта «Канопуса» пришло осознание всей меры риска, которому подвергался корабль в результате изрешечения его носовой оконечности снарядами многочисленных мелкокалиберных орудий, что привело к включению в систему его броневой защиты 51-мм бронирования борта. Конечно, оно было абсолютно бесполезным в качестве защиты от огня среднекалиберных орудий, разве что на очень больших дистанциях.

Совершенно ясно, что эта добавочная защита борта в носу появилась отнюдь не в результате агитации противников «мягкоконечных» предшественников «Канопуса», поскольку её совсем нельзя расценивать в качестве «полноценного броневого пояса в носу». Как и выпуклая броневая палуба, и казематы на верхней палубе, это была одна из самых ранних инициатив Уайта, наконец-то получившая признание и развитие в последующих проектах.

Примечательной особенностью конструкции стала также ещё одна надводная броневая палуба, решение о которой последовало, когда до Совета дошли слухи о планируемой установке на французских кораблях гаубичной артиллерии как средства поражения неприятельских судов навесным огнём через палубы. Уайт выдвинул предложение об оснащении «Канопуса» верхней броневой палубой 25-мм толщины, отстоящей от ватерлинии на 2,9 м (в качестве крыши всей броневой цитадели), которая должна была быть достаточно крепкой, чтобы вызвать разрыв снаряда любого калибра в уровне средней палубы. На самом деле французы не пошли дальше испытаний армейской 150-мм гаубицы, установленной на канонерской лодке «Драгонн», не давших никаких обнадёживающих результатов. Но из-за этой 25-мм палубы толщину главной (нижней) броневой палубы пришлось ограничить 51 мм по всей длине корабля.

Толщина барбетов выше бортового пояса составляла 305 мм, а за поясом – только 152 мм, броневые прикрытия башен имели толщину 203 мм. Броня казематов 6" орудий и на верхней, и на средней палубе была одинаковой толщины 152 мм (характерно, что во всех старых справочниках приводится неверная цифра 127 мм). Подобно этому, пяти первым кораблям приписывается гарвей-никелевая броня, и лишь «Венженсу» – крупповская; но в официальных документах лишь казематы указаны из гарвеевской брони и боевые рубки – из гар-вей-никелевой. Бортовая броня и барбеты выполнялись из крупповской цементированной брони.

Особое внимание было уделено подкреплению тарана. Он выполнялся из единой литой стальной отливки, в которую врезалась броневая палуба вместе с её 51-мм броневым покрытием, а также соединялся с 51-мм поясными плитами борта, притянутыми к рубашке борта и набору корпуса. Тринадцать первых шпангоутов в носу перевязывались стальными листами, а пространство между ними до уровня броневой палубы заполнялось пробкой; это была солидная конструкция, но при всём этом, эластичная. То, насколько она была способна выдерживать удар, видно из случая, когда «Оушен», двигаясь к выходу из Портлендской гавани в плотном тумане, промахнулся мимо «прохода в стене» и свернул в сторону несколько массивных каменных блоков волнолома, не получив взамен никаких повреждений форштевня (1902).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.