Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Л.В. Никифорова


Материалы рекомендованы к публикации кафедрой художественной культуры,


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Человек в системе культуры» имеет пропедевтический харак­тер, в ходе ее изучения студенты-первокурсники смогут «в первом приближе­нии» познакомиться с миром культурологического знания, узнать об особен­ностях культурологического взгляда на сущность человека и проблемы челове­ческого существования. В дальнейшем те студенты, которые изберут специаль­ность «культурология», будут изучать дисциплины культурологического цикла в полном объеме. Учебные планы по специализациям «философия», «связи с общественностью», «реклама», «художественное образование» также предус­матривают изучение ряда культурологических дисциплин. В том ив другом случае курс «Человек в системе культуры» станет началом культурологичес­кой составляющей гуманитарного образования. Цель учебного курса:дать об­щее представление об особенностях культурологического подхода к изучению мира человека, а также помочь студентам-первокурсникам факультета фило­софии человека сориентироваться в выборе специализации.

Задачи курса:

• дать представление об освоении человеком культуры как обретении им
мира;

• представить культуру как целостность и человека как «жизненное един­
ство» природы и культуры;

• познакомить с основными понятиями культурологии, с наиболее об­
щими законами ее развития, с различными подходами к изучению че­
ловека как «существа культурного»;

• охарактеризовать роль и место культурологии в пространстве совре­
менного гуманитарного знания, основные разделы культурологическо­
го образования;

• акцентировать внимание на тех возможностях изучения человека и
понимания его места в мире, которые предоставляет материал художе­
ственной культуры;

• продемонстрировать своеобразие языков различных искусств и создан­
ных с их помощью «текстов» о человеке.


Принципы отбора содержания и организация учебного материаласо­ответствуют цели и задачам курса, определяются системным представлением о мире культуры и месте человека в нем. Структура курса представлена в двух частях: «Человек как творец и творение культуры», «Мир человека в зеркале художественной культуры». Логика построения курса предполагает, что тео­ретический материал первой части, построенный в соответствии с основны­ми разделами культурологического знания о человеке, будет развернут во вто­рой части на конкретно-историческом материале художественной культуры. Содержание лекционных занятий обусловлено соображениями целостности, проблемности, дидактичное™, доступности.

Самостоятельная работа студентовпо курсу включает знакомство с ори­гинальными культурологическими текстами и выполнение творческого зада­ния. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется в ходе текущей и итоговой аттестации.

Текущая аттестация качества усвоенных знанийпроводится в течение семестра на основе посещаемости занятий и отчета студентов о ходе выпол­нения самостоятельной работы.

Итоговая аттестация по курсу:изучение курса завершается экзаменом, в ходе которого проверяются усвоение основных тем изучаемой дисциплины и результаты самостоятельной работы.


тематический план


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


 


 

 

№п. п. Название темы Кол-во часов
Лекции Практ. Сам ост. работа
Раздел 1 «Человек как творец и творение культуры»
1. Культура как мир человека '2
2. Строение культуры как мира человека '2
j. Культура в системе бытия
4. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры
5. Художественная культура как способ осмысления мира человека
6. Искусство в жизненном мире человека   0  
Раздел 2 «Мир человека в зеркале художественной культуры»
7. Образ человека в изобразительном искусстве  
8. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека
9. Музыка в культурном пространстве человека
10. Театр в культурном пространстве человека
11. Экранные искусства в культурном пространстве человека
Итого:

РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ»

Тема 1. Культура как мир человека. Понятие «человек». Этимология сло­ва «культура». Многообразие явлений культуры. Деятельностная природа куль­туры. Сущность культуры как способа бытия человека. Различные подходы к изучению мира культуры.

Тема 2. Строение культуры как мира человека. Философско-культуроло-гическое представление о структуре культуры. Материальный мир человека. Духовный мир человека. Характер взаимосвязи между материальным и ду­ховным в культуре. Функции культуры, их типология. Культура как генерали­зация человеческого опыта. Основные сферы культуры: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая); культура познания мира, человека и человеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопле­ния, хранения и передачи наследия; культура физической и психологической репродукции и релаксации человека. Культурное наследие и проблема его со­хранения. Культурное наследие и образование.

Тема 3. Культура в системе бытия. Природа и культура. Культурогенез как становление и развитие мира человека. Человек в системе бытия. Чело­век как творец и творение культуры. Культура и общество. Системные пред­ставления о культуре: субъекты, средства и результаты человеческой деятель­ности. Культуротворчество: традиции и инновации.

Тема 4. Развитие мира человека как смена исторических типов культу­ры. Понятие «тип культуры». Основные исторические типы культуры и их общая характеристика. Традиционная культура первобытного общества. Ран­ние цивилизации Востока и Европы. Средневековый тип культуры. Типоло­гия культуры Нового времени: Ренессанс, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм. Типология культуры Новейшего времени: Модернизм и Пост­модернизм. Соотношение исторических типов общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и исторических типов культуры.

Тема 5. Художественная культура как способ освоения мира человека. Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Художествен­ная культура как система, ее основные измерения: духовно-содержательное, морфологическое, институциональное. Соотношение сфер художественной


как контекст изучения искусства. Место произведения искусства, художника, зрителя в системе художественной культуры.

Тема 6. Искусство в жизненном мире человека. Наука и искусство как раци­онально-логическое и эмоционально-чувственное восприятие мира. Реальность историческая и реальность художественная: правда факта и правда искусства. Искусство как ситуация познания, искусство как провокация разума.

Изменение представлений о специфике искусства: искусство как дело рук, искусство как дело разума, искусство как дело сердца. Цели и задачи искусст­ва в исторической ретроспективе: искусство как ритуал, искусство как воспи­тание, искусство как бегство от мира, искусство как откровение, искусство как скандал. Искусство и картина мира.

РАЗДЕЛ 2. «МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема 7. Образ человека в изобразительном искусстве. Язык изобрази­тельного искусства: живопись как искусство цвета, графика как искусство линии и пятна, скульптура как организация объема. Телесность человека как проблема художественного творчества. Мир человеческих характеров в изоб­разительном искусстве. Мир человеческих чувств и эмоций в изобразитель­ном искусстве.

Тема 8. Архитектура как пространство жизни и деятельности челове­ка. Триада Витрувия («польза, прочность и красота») как универсальное оп­ределение архитектуры. Типы архитектурных построек и виды человеческой деятельности. Архитектурные доминанты исторических типов культуры (эпоха пирамид, эпоха дворцов, эпоха музеев, эпоха фабрик и т.п.). «Человеческая мера» архитектуры. Образ человека средствами архитектурной метафоры: «зодчество мысли» и «шлифовка характера», «чертоги души» и «руины сердца».

Тема 9. Музыка в культурном пространстве человека. Основы философ-ско-культурологического понимания музыки. Особенности музыкального язы­ка, специфика создания музыкального образа. Музыковедческий и культуро­логический анализ музыкального произведения. Особенности восприятия музыкального произведения. Взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства. Музыка как «язык» культуры: морфология музыки в ее историческом развитии. Проблема «Запад-Восток» в истории музыкальной культуры.

Тема 10. Театр в культурном пространстве человека. Особенности про­странственно-временных, зрелищных искусств и их состав. Театр как фено­мен культуры. Разновидности театрального искусства (драматический, опер­ный, танцевальный, кукольный и т.д.) и динамика их развития в культурно-


историческом процессе. Морфология театра. Театр в современном мире че­ловека.

Тема 11. Экранные искусства в культурном пространстве человека. Кино как историческое явление культуры и вид искусства. Природа киновырази­тельности. Основы восприятия экранного образа. Специфика существования образа человека на экране: социально-психологические нормы восприятия. Типажно-пластический образ актёра и личность экранного персонажа в ху­дожественной структуре экранного произведения. Виды экранных искусств и их место в современном мире. Проблемы жанра и стиля в экранных искусст­вах. Функции кино в культуре. Роль экранных искусств в становлении лично­сти.

Основные понятия курса:культура, природа культуры, духовная культу­ра, материальная культура, художественная культура, театральная и музыкаль­ная культура, экранная культура, зрелищная культура, художественный образ, исторический тип культуры, диалог культур, искусство, морфология искусст­ва, вид искусства, жанр, средства выразительности художественного произ­ведения, текст культуры, самосознание культуры, «язык» культуры, современ­ная культура, культурное наследие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.