ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтр 1 из 4Следующая ⇒
Л.В. Никифорова Материалы рекомендованы к публикации кафедрой художественной культуры, ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Человек в системе культуры» имеет пропедевтический характер, в ходе ее изучения студенты-первокурсники смогут «в первом приближении» познакомиться с миром культурологического знания, узнать об особенностях культурологического взгляда на сущность человека и проблемы человеческого существования. В дальнейшем те студенты, которые изберут специальность «культурология», будут изучать дисциплины культурологического цикла в полном объеме. Учебные планы по специализациям «философия», «связи с общественностью», «реклама», «художественное образование» также предусматривают изучение ряда культурологических дисциплин. В том ив другом случае курс «Человек в системе культуры» станет началом культурологической составляющей гуманитарного образования. Цель учебного курса:дать общее представление об особенностях культурологического подхода к изучению мира человека, а также помочь студентам-первокурсникам факультета философии человека сориентироваться в выборе специализации. Задачи курса: • дать представление об освоении человеком культуры как обретении им • представить культуру как целостность и человека как «жизненное един • познакомить с основными понятиями культурологии, с наиболее об • охарактеризовать роль и место культурологии в пространстве совре • акцентировать внимание на тех возможностях изучения человека и • продемонстрировать своеобразие языков различных искусств и создан Принципы отбора содержания и организация учебного материаласоответствуют цели и задачам курса, определяются системным представлением о мире культуры и месте человека в нем. Структура курса представлена в двух частях: «Человек как творец и творение культуры», «Мир человека в зеркале художественной культуры». Логика построения курса предполагает, что теоретический материал первой части, построенный в соответствии с основными разделами культурологического знания о человеке, будет развернут во второй части на конкретно-историческом материале художественной культуры. Содержание лекционных занятий обусловлено соображениями целостности, проблемности, дидактичное™, доступности. Самостоятельная работа студентовпо курсу включает знакомство с оригинальными культурологическими текстами и выполнение творческого задания. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется в ходе текущей и итоговой аттестации. Текущая аттестация качества усвоенных знанийпроводится в течение семестра на основе посещаемости занятий и отчета студентов о ходе выполнения самостоятельной работы. Итоговая аттестация по курсу:изучение курса завершается экзаменом, в ходе которого проверяются усвоение основных тем изучаемой дисциплины и результаты самостоятельной работы. тематический план ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ» Тема 1. Культура как мир человека. Понятие «человек». Этимология слова «культура». Многообразие явлений культуры. Деятельностная природа культуры. Сущность культуры как способа бытия человека. Различные подходы к изучению мира культуры. Тема 2. Строение культуры как мира человека. Философско-культуроло-гическое представление о структуре культуры. Материальный мир человека. Духовный мир человека. Характер взаимосвязи между материальным и духовным в культуре. Функции культуры, их типология. Культура как генерализация человеческого опыта. Основные сферы культуры: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая); культура познания мира, человека и человеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и передачи наследия; культура физической и психологической репродукции и релаксации человека. Культурное наследие и проблема его сохранения. Культурное наследие и образование. Тема 3. Культура в системе бытия. Природа и культура. Культурогенез как становление и развитие мира человека. Человек в системе бытия. Человек как творец и творение культуры. Культура и общество. Системные представления о культуре: субъекты, средства и результаты человеческой деятельности. Культуротворчество: традиции и инновации. Тема 4. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры. Понятие «тип культуры». Основные исторические типы культуры и их общая характеристика. Традиционная культура первобытного общества. Ранние цивилизации Востока и Европы. Средневековый тип культуры. Типология культуры Нового времени: Ренессанс, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм. Типология культуры Новейшего времени: Модернизм и Постмодернизм. Соотношение исторических типов общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и исторических типов культуры. Тема 5. Художественная культура как способ освоения мира человека. Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Художественная культура как система, ее основные измерения: духовно-содержательное, морфологическое, институциональное. Соотношение сфер художественной как контекст изучения искусства. Место произведения искусства, художника, зрителя в системе художественной культуры. Тема 6. Искусство в жизненном мире человека. Наука и искусство как рационально-логическое и эмоционально-чувственное восприятие мира. Реальность историческая и реальность художественная: правда факта и правда искусства. Искусство как ситуация познания, искусство как провокация разума. Изменение представлений о специфике искусства: искусство как дело рук, искусство как дело разума, искусство как дело сердца. Цели и задачи искусства в исторической ретроспективе: искусство как ритуал, искусство как воспитание, искусство как бегство от мира, искусство как откровение, искусство как скандал. Искусство и картина мира. РАЗДЕЛ 2. «МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема 7. Образ человека в изобразительном искусстве. Язык изобразительного искусства: живопись как искусство цвета, графика как искусство линии и пятна, скульптура как организация объема. Телесность человека как проблема художественного творчества. Мир человеческих характеров в изобразительном искусстве. Мир человеческих чувств и эмоций в изобразительном искусстве. Тема 8. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека. Триада Витрувия («польза, прочность и красота») как универсальное определение архитектуры. Типы архитектурных построек и виды человеческой деятельности. Архитектурные доминанты исторических типов культуры (эпоха пирамид, эпоха дворцов, эпоха музеев, эпоха фабрик и т.п.). «Человеческая мера» архитектуры. Образ человека средствами архитектурной метафоры: «зодчество мысли» и «шлифовка характера», «чертоги души» и «руины сердца». Тема 9. Музыка в культурном пространстве человека. Основы философ-ско-культурологического понимания музыки. Особенности музыкального языка, специфика создания музыкального образа. Музыковедческий и культурологический анализ музыкального произведения. Особенности восприятия музыкального произведения. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Музыка как «язык» культуры: морфология музыки в ее историческом развитии. Проблема «Запад-Восток» в истории музыкальной культуры. Тема 10. Театр в культурном пространстве человека. Особенности пространственно-временных, зрелищных искусств и их состав. Театр как феномен культуры. Разновидности театрального искусства (драматический, оперный, танцевальный, кукольный и т.д.) и динамика их развития в культурно- историческом процессе. Морфология театра. Театр в современном мире человека. Тема 11. Экранные искусства в культурном пространстве человека. Кино как историческое явление культуры и вид искусства. Природа киновыразительности. Основы восприятия экранного образа. Специфика существования образа человека на экране: социально-психологические нормы восприятия. Типажно-пластический образ актёра и личность экранного персонажа в художественной структуре экранного произведения. Виды экранных искусств и их место в современном мире. Проблемы жанра и стиля в экранных искусствах. Функции кино в культуре. Роль экранных искусств в становлении личности. Основные понятия курса:культура, природа культуры, духовная культура, материальная культура, художественная культура, театральная и музыкальная культура, экранная культура, зрелищная культура, художественный образ, исторический тип культуры, диалог культур, искусство, морфология искусства, вид искусства, жанр, средства выразительности художественного произведения, текст культуры, самосознание культуры, «язык» культуры, современная культура, культурное наследие. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|