Здавалка
Главная | Обратная связь

Дон Дж. Кэмпбелл – Эффект Моцарта



 

УДК 615.85 ББК 53.58 К98

Серия основана в 1998 году Составитель А. А. Рывкин

Перевёл с английского Л. М. Щукин по изданию: THE MOZART EFFECT: TAPPING THE POWER OF MUSIC TO HEAL THE BODY, STRENGTHEN THE MIND, AND UNLOCK THE CREATIVE SPIRIT by Don G. Campbell.— N. Y.: «Avon Books», 1997. Публикуется впервые на русском языке.

Художник обложки М. В. Драко

Охраняется законом об авторском праве. Нарушение ограничений, накладываемых им на воспроизведение всей этой книги или любой её части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.

Кэмпбелл Д. Дж. К98 Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л. М. Щукин; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО «Попурри», .1999.— 320 с.— (Серия «Здоровье в любом возрасте»). ISBN 985-438-330-Х.

 

Миллионы людей сегодня пытаются найти для себя альтернативные методы лечения, желая чего-то такого, что легко выполнить, что безопасно и эффективно, недорого и может назначаться по собственному выбору. Автор книги на личном драматическом опыте узнал, сколь мощным целительным воздействием, какой колоссальной животворящей энергией обладают звуки музыки (и не только музыки), и предлагает широкому кругу читателей рассказы и советы, помогающие каждому стать здоровым, жизнерадостным, счастливым человеком.

 

УДК 615*.85 ББК 53.58

LSBN 985-438-330-Х (рус.) © Перевод, издание на русском языке.

Оформление. ООО «Попурри», 1999 ISBN 0-380-97418-5 (англ.) © 1997 by Don Campbell

 

Оглавление

 


Увертюра. Речь ангелов и атомов 7

Интродукция. Целительный Бриз звука 9

Глава I. Начало звука 21

Глава 2. Слушание звука 43

Глава 3. Исцеление звуком , 77

Глава 4. Голос звука 105

Глава 5. . Звуковая медицина 143

Глава 6. Звуковые образы 181

Глава 7. Интеллект звука 205

Глава 8. Луша звука , 241

Кода. Вечная песнь 251

Постлюдия. Чудесные истории

о лечении и исцелении 253


 

Выражение благодарности

 

Я глубоко признателен сотням, а возможно, и тысячам музыкантов, врачей и представителей других творческих специальностей, которые привили мне более широкий взгляд на музыку, чем я мог предполагать, когда был студентом. Особая признательность Наде Буланже, которая дала мне возможность в возрасте 13 лет войти в великую «школу Буланже», университет самых талантливых студентов Парижа. Я благодарен также Бесс Йерони-мус, которая украсила мои детские годы великолепной хоровой и органной музыкой; Дейлу Петерсу, Меррилл Эллис и Финну Ви-деро, моим преподавателям в университетские годы. Благодарен Норману Голдбергу, поддержавшему публикации моих материалов по новаторским формам обучения «под музыку» и музыкоте-рапии, которые донесли новое представление о музыке до многих поколений читателей и слушателей.

Я особенно признателен доктору Альфреду Томатису, который уже почти тридцать лет занимается исследованиями по применению музыки Моцарта. Он познакомил меня с «эффектом Моцарта» более десяти лет назад. Не имея возможности перечислить здесь сотни других людей, я обязан поблагодарить их всех за те часы бесед и подготовки уроков и лекций о том, какую роль сыграла музыка в их лечении и оздоровлении. Я также благодарен Видья Шанкар из Мадраса, Пэт Кук из Сиэтла и Джин Хьюстон, которые показали мне всю мощь воздействия музыки на процесс лечения человека в различных исторических культурах. Я также благодарен великолепным музыкантам-импровизаторам, которые показали мне посредством своих импровизаций, что музыку не всегда можно детально структурировать и объяснить, почему она приносит покой и умиротворение в наш хаотичный мир.

Работу над этой книгой вдохновила Эйлин Коуп, мой проницательный литературный агент. Особую благодарность выра

 

го спасения, околдовать лидеров и целые народы, пленять и успокаивать, воскрешать и превращать.

И все же она неизмеримо больше, чем все это. Она — звуки земли и неба, шум прилива и грохот шторма. В ней — эхо поезда, громыхающего вдалеке, ритмичные удары столярного молотка в руках мастера. От первого крика до последнего предсмертного вздоха мы охвачены морем звуков и колебаний каждую секунду нашей жизни. Это первородный звук самого создателя, речь ангелов и атомов, та сущность, из которой так ладно скроены действительность и мечты, души и звезды.

 

Интродукция

Целительный бриз звука

Есть два способа прожить жизнь.

Один состоит в том, чтобы делать вид, что чудес не существует, другой – в том, чтобы видеть чудеса повсюду.

Альберт Эйнштейн

 

Со мной творилось что-то непонятное. Даже ласковый и бодрящий ветерок ничего не мог поделать с ужасной головной болью, от которой буквально раскалывалась голова. Глядя сквозь растворенную дверь на острые, как зубья пилы, цепи горных вершин, окружающие Боулдер-Сити, я с большим трудом мог разли чать белизну бледного мартовского неба из-за ярких вспышек пламени, которые терзали правую часть моего мозга.

Легкая травма головы привела к появлению этих симптомов но вместо того, чтобы пройти со временем, они становились все тяжелее. Я уже с большим трудом мог видеть правым глазом, веко начало дергаться. Головные боли стали настолько сильными, что я старался прилечь после обеда, но из-за этого ночью совсем перестал спать. Расслабиться было невозможно, каждый нерв моего существа буквально кричал от боли. Во время уроков пения, которые я давал, я обнаружил, что из-за того, что происходит у меня в голове, я не могу взять верхнюю октаву. Поскольку смысл моей жизни состоял в сочинении и исполнении музыки и я занимался изучением целительных аспектов звука, тонирования и музыки, я воспринимал свое недомогание особенно болезненно, мне было страшно.

После трех беспокойных недель, проведенных в плену мигающих огней, головных болей и галлюцинаций, я обратился за консультацией к нейроофтальмологу, который поставил диагноз моего недомогания как синдром Хорнера — воспаление части тройничного нерва, который управляет симпатическими нервами глаза и века. Далее следовало определить причину болезни. Поэтому 1 апреля (в тот день Страстная пятница выпала на традиционный день дураков) меня вкатили на каталке в склепоподобную капсулу установки магнитного резонанса одного из стационаров в Денвере.

Я представлял себя персонажем из «Звездных войн». Мне всегда хотелось взглянуть на собственный мозг, разглядеть миндалевидное тело и различные участки коры и подкорки. Как они выглядят? Нормален ли мой мозг? Вскоре меня погрузили, как в ванну, в пульсирующее поле, интенсивность которого в тридцать тысяч раз выше естественного магнитного поля Земли, загрузили мою голову протонами так, чтобы измерять и наблюдать.

Два часа, проведенные в камере магнитного резонанса, гибриде между гигантской консервной банкой и космической капсулой, были насыщены событиями. Я начал слышать звуки, тяжелые удары молота, которые позднее превратились в барабаны. Мощная ритмическая музыка продолжалась семь—десять минут, а затем прекратилась. Последовала минута или две полной тишины, а затем возник другой устойчивый и концентрированный ритм. Было бы естественно, если бы меня стала мучить клаустрофобия, но барабанная дробь, которая меня пронизывала, была такой вызывающей манифестацией звуков, вибраций и магнетизма, которые мне никогда не приходилось испытывать ранее.

Со все возрастающим возбуждением я двигался сквозь один туннель за другим, все они состояли из света и звуков. Передо мной возникали образы танцующих людей. Внезапно удары превратились в песни, исполняемые женскими голосами, затем перешли в странные интонации — наподобие ритмов острова Бали, исполняемых оркестром из гамеланов (индонезийский музыкальный инструмент), затем — в лютеранский гимн, причем все это — в прекрасном созвучии. Но слышал я все это совсем не ушами.

Казалось, что мое существо настраивается на одну духовную УКВ-станцию за другой, вызывая воспроизведение какой-то особой глубокой жизненной правды, которая до сей поры была во мне таинственным образом закодирована.

Очутившись в кабинете врача-радиолога, я узнал, что необходимо поехать в другую больницу. Дело в том, что врач-радиолог обнаружил у меня сгусток свернувшейся крови длиной около четырех сантиметров в правой сонной артерии, как раз под правым полушарием головного мозга.

Вспоминая три недели своих мучений, я не воспринял этот диагноз как полный сюрприз. Но потрясение, тем не менее, было колоссальным. Мне было всего сорок семь лет, я был достаточно моложав и здоров, а тут мне говорят, что я буквально в двух шагах от смерти.

Уже через полчаса я был в палате экстренной хирургии госпиталя святого Иосифа в Денвере, где хирург сообщил мне, что сгусток крови образовался вследствие того, что в мозгу произошло кровоизлияние. Поскольку сосуды плотно окружены костя,-ми черепа, сгусток крови попал в кровеносный сосуд и там уплотнился, образовав большую спираль в форме полумесяца, покрывшую внутреннюю стенку правой артерии. Достаточно было небольшого расширения сосуда, чтобы сгусток оторвался и по кровеносному сосуду попал в мозг, вызвав сильнейший паралич. Чудо, что я еще жив.

Через несколько часов, после множества анализов и тестов передо мной открылись три возможности. Одна заключалась в немедленной хирургической операции, причем никто не мог дать никаких гарантий. Поскольку сгусток крови располагался за костями черепа, операция предполагала трепанацию и удаление чуть не трети правой половины черепа. Вторым вариантом был больничный стационар на шесть—восемь недель под ежечасным наблюдением врачей. Третьей возможностью было подождать несколько дней и посмотреть, что произойдет.

Я твердо знал, что в тот вечер я не готов ни к какой хирургической операции, и даже сомневался, что вообще когда-нибудь смогу к ней подготовиться. Осознавая, что я прожил с этим сгустком уже три недели, я стал думать, что у меня есть шанс каким-то чудодейственным способом найти возможность самоисцелиться.

 

Воскресение

 

Легкая мелодия ветерка – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга

Шекспир. Буря

 

Сознание того, что на протяжении последних трех недель моя жизнь была под угрозой, заставило меня углубиться в воспоминания и задуматься. В течение многих лет я изучал Природу человеческой души, задавая себе вопросы о том, что на Земле вечно и эфемерно, что является сутью, а что — наносное. Как музыкант я искал ту главную мелодию или тональность, которая возвышает и держит всю Вселенную. Я знал, что с незапамятных времен звуки и музыка всегда ассоциировались с творчеством, творением, теми вибрациями, колебаниями, которые свойственны самой Вселенной. Эпические сказания «Махабхараты» повествуют, что из невероятного первичного хаоса вышли симметричные и многочисленные вариации, на основе которых были построены все физические структуры. В Китае книга «И-Чинг» («Книга перемен») отражает аналогичное понимание гармонии. В западных религиях из Евангелие следует, что «сначала было слово». В греческом языке слово логос означает не только «слово», но и «звук». Когда древние люди слушали священную лиру Давида, Орфея или Аполлона, перекладывали на музыку мистические поэмы суфиста Руми* или пытались воспроизвести легендарную музыку из высших сфер, онн жили в надежде на то, что музыка их исцелит. С древнейших времен музыка считалась таинственным и мощным инструментом для улучшения состояния духа и тела. В течение многих лет, когда я изучал древние обычаи народов Гаити, Японии, Индонезии, Индии и Тибета, общался с шаманами и лекарями, видел, что они используют звуки и музыку в лечебных обрядах. В тот день, вернувшись поздно вечером из больницы, я понял, что все знания об исцеляющей силе музыки, которые я накопил с годами, теперь подвергаются серьезному испытанию. Я не стал молиться о своем здоровье, что многие делают достаточно успешно, не старался забыться или отвлечься от своего тела или чувств. Я понимал, что нахожусь на перепутье не только физически, но и духовно.

 

* Руми Джалаледдин (1207—73) — поэт-суфий, который писал на персидском языке. Лирические сборники и поэма «Месневи-и манави» содержат толкования основных положений суфизма.

 

Кое-как мне удалось уснуть, и я спал спокойно. Моими последними словами перед тем, как забыться, были слова старой детской молитвы: «А сейчас я укладываюсь спать и молю Бога позаботиться о моей душе. Если мне суждено умереть до пробуждения, я молю Бога взять ксебе мою душу...» На следующее утро я стал размышлять над значением этих слов, особенно фразы: «Если мне суждено умереть до пробуждения». Я стал задавать себе вопрос: был ли я по-настоящему проснувшимся человеком в моей прежней жизни? Что означает быть проснувшимся, оставаться бодрствующим? Однажды Будду спросили: «Почему вы такой просвещенный?» Он ответил: «Это только потому, что я бодрствую». В санскрите слово будда означает «проснувшийся». Значит ли это, что, если мы проснулись, находимся в трезвом сознании и уме и отвечаем за свои поступки, мы не умрем, а будем жить в единстве со звуком, божественной силой и знанием?

Я позвонил своим друзьям Ларри и Барби Досси, врачу и медсестре, которые были в свое время пионерами внедрения принципов целостного здоровья и молитвы в медицинскую практику. Ларри написал книги «Пространство, время и медицина — целительные понятия» и «Молитва — прекрасное лекарство». Обе они стали значительным вкладом в новое понимание сути медицины и лечения. Друзья помогали мне в реализации карьеры и вдохновляли меня своей дружбой на протяжении многих лет жизни. Они стали молиться за меня, и в течение нескольких часов мое имя пульсировало в молитвенном «Интернете» по всей стране. Я ощущал себя частью глобальной информационной сети. По мере осознания того, что жизненные системы организма начали борьбу за выживание, я почувствовал приток вибрирующей энергии, которая вливалась в меня и стала приводить в порядок внутреннее состояние и самочувствие.

Настало время использовать мое обогащенное самосознание наряду с десятилетним опытом исследования воздействия тонирования и голоса на человеческое тело, для того чтобы исцелить самого себя. Ответ уже представлялся мне достаточно простым.

Я начал тонировать, т. е. потихоньку напевать себе под нос без слов. Очень тихо, почти неслышно, я «мурлыкал», стараясь сконцентрировать мысли на правой стороне своего черепа.

Интуитивно я чувствовал, что нужно быть очень осторожным и не издавать слишком сильных звуков, чтобы сгусток крови не оторвался от стенок артерии и не привел к инсульту. Вы, наверное, помните сцену из фильма «Семь невест для семи братьев», когда вдохновенное пение вызвало лавину, которая отделила разъяренных горожан от похищенных дочерей. Возможно, вам приходилось слышать истории о том, как высокое сопрано может взорвать хрустальный стакан просто за счет воздействия высокого тона. Мне нужен был звук голоса для мягкого и осторожного массирования артерии, для того чтобы кровяной сгусток рассосался, в противном случае он мог случайно оторваться и попасть в кровь.

Воспроизводя жужжащий тон, я стал ощущать энергию зву- . ка, которая вносила в мое тело теплоту, яркость и ясность. Я представлял себе звук в виде мягкой вибрирующей руки, которая поглаживает правую часть моей головы, как бы закачивая в несдобрую энергию. Я положил правую руку на голову, закрыл глаза и сделал глубокий вдох. После этого я представил звонкий гласный звук, который входит в мою левую руку, проходит через сердце и все тело, переходя в правую руку, а затем опускается в голову, сердце и далее вниз до самых пяток.

Это упражнение сразу успокоило меня, замедлило ритм дыхания, пульс и процессы обмена. Я взял под контроль свое физиологическое состояние, получил возможность датксвоему дыханию, крови и энергии проникнуть глубоко в мозг и тело. Я почувствовал колоссальный покой и необыкновенную силу — такое состояние, которое ученые связывают с высвобождением эндор-финов и других положительных гормонов, а также с изменениями в состоянии нервной системы.

 

Неслышный звук

 

На следующий день я разговаривал по телефону с Джейн Ах-терберг, исследовательницей человеческого мозга и тела, чьи книги по образному мышлению и целительству в свое время вдохновили меня на собственные эксперименты с образами и звуками. В течение почти двух часов Джейн пытала меня разными вопросами, определяя уровень моих знаний по самоисцелению. Она спрашивала меня, какие образы я ощущаю в больной части мозга. Моим первым ответом было: «Бурные потоки воды». Она отреагировала немедленно: «Это неверный образ. Он может привести к удару. Постарайся отбросить его и иди глубже».

Я постарался сконцентрироваться еще сильнее. Наконец я ощутил новый и необычный звук — он был почти не слышен. Это была какая-то вибрация у меня в ушах, затем как будто бы теплая рука стала гладить мое тело. Появился новый образ: я сидел на великолепном деревянном стуле в отделанной деревом комнате, повернувшись правым боком к открытому окну, на котором были вязаные вручную кружевные занавески. Занавески мягко колебались под действием прохладного ветерка, который долетал со стороны океанского побережья. Этот бриз и кружевные занавески мягко гладили правую часть головы у виска.

Мгновенно я почувствовал, что это как раз тот образ, и' понял, что главная сила в нем — не реальный физический звук, а что-то более тонкое — неслышимые звуки. Это очень трудно описать словами. Попробуйте закрыть глаза и представить себе волшебную флейту, которая играет у вашего правого уха, но вы не слышите ее и в то же время ощущаете, как прохладная энергия проникает в ваше тело с правой стороны.

Я почувствовал, как мой правый бок овевает прохлада, по телу поползли мурашки. Так бывает у меня всегда, когда я слушаю великую музыку. В отличие от всех прежних ощущений, на этот раз они продолжались почти два часа. Я все время чувствовал этот легкий бриз, его дыхание, этот дух, который как по мановению ангельских крыльев пропитывал правую часть моего тела. Когда я открыл глаза и обнаружил, что телефонная трубка все еще у меня в руке, я спросил, закончили ли мы разговор. Джейн ответила просто: «Старайся вызвать в себе этот образ, делая упражнение пять-шесть раз на день по пять минут, сидя на стуле. Посмотрим, что произойдет дальше».

Спустя несколько дней, ощущая определенные улучшения, я отправился на Восточное побережье США, чтобы прочитать лекцию в Открытом центре Нью-Йорка. В середине первой утренней лекции я вдруг ощутил динамичный поток энергии, проникающий в меня с правой стороны, и присел на стул, пытаясь успокоиться. Внезапно я увидел, что в действительности сижу в удобном деревянном кресле рядом с открытым окном в отделанной деревом комнате, а на окне — тончайшие кружевные занавески, которые нежно ласкают правую часть моего лица, И хотя за окном не было океанского простора, колоссальная мощь прежнего образа снова переполнила меня.

На следующий день я отправился навестить свою знакомую Джин Хьюстон, чьи новаторские работы по психологии коренным образом изменили мое сознание еще в начале 1980-х годов. Джин, директор фонда по исследованию мозга, и ее муж Роберт Мастере в течение тридцати лет занимались исследованиями наиболее фундаментальных связей между мозгом, мышлением и телом. Вместе со своим коллегой Пегги Рубин она выслушала рассказ о том, что произошло со мной за последние несколько недель. Затем они приложили свои руки к правой стороне моего тела, что заставило меня вновь ощутить действие прежних целительных звуков. Их руки несли тепло и ласку, и я снова почувствовал ангельские крылья, которые окружали меня в детстве во время молитвы.

Спустя три недели меня повторно подвергли серии медицинских анализов. И снова в капсуле установки магнитного резонанса я слышал песни, хоралы и барабанный бой. Я чувствовал себя несколько лучше, пропали острые головные боли. Тем не менее я боялся, что сгусток крови может превратиться в тромб и мне понадобится немедленная хирургическая операция.

Наконец принесли результаты анализов: сгусток крови уменьшился в размере с четырех сантиметров до менее чем трех миллиметров. Врач был потрясен. «На это обычно уходит от четырех до пяти месяцев,—пояснил он, — для такого типа заболеваний». На фотографиях с установки магнитного резонанса он показал мне, что зловещий полумесяц внутри моей артерии, проходящей под мозгом, почти исчез.1 «Самое страшное, — сказал он, — уже наверняка позади».

Но я прекрасно знал, что меня вылечила музыка высших сфер. Возможно, их следовало бы назвать «высшими полушариями мозга»?

 

Универсальный язык

 

Меня, исполнителя классической музыки, профессионального музыкального критика в Японии или директора просветительского центра по созданию самых крупных в Соединенных Штатах детских хоров, ничто в жизни ие готовило к этому эксперименту. Врача, конечно, заинтересовали мои спонтанные образы, но когда я спросил его о том, что он думает о лечении звуком, он ответил: «Мы еще так мало знаем о природе этого медицинского чуда».

Не дай вам бог, конечно, когда-нибудь пережить такой драматический эксперимент по самоизлечению, какой выпал на мою долю, но вы также можете получить много пользы, прильнув к животворящей энергии звука и музыки. В этой книге вы встретитесь со многими крупными врачами-практиками и просветителями, добившимися значительных успехов в этой области, а также с большим количеством простых людей и семей, на жизнь которых серьезно повлияли результаты описанных исследований. Вы узнаете, как музыка может исцелять, а также то, как можно использовать эту колоссальную жизненную среду в повседневной жизни.

Можно утверждать наверняка, что у вас уже есть более глубокое музыкальное воспитание, чем вы можете думать. И это происходит с каждым из нас. Мир сам по себе музыкален. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и Женщин, все расы, религии "и национальности, музыка является общепонятным языком, построенным из универсальных компонентов. «Музыкальные» ораторы давно и навсегда переплюнули всех великих болтунов на японском, английском, хинди, испанском, русском и других языках земного шара вместе взятых. Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. Музыка говорит с каждым — не только с человеком, но и с животным, растением. Птицы сами творят ее, змеи заворожены ею, а киты и дельфины поют друг другу серенады. С наступлением космической эры музыка высших сфер, музыка Вселенной, становится реальностью. Космический корабль «Вояджер» несет на своем борту аудиокассету с записью музыки, включая Баха, Бетховена, рок и джаз, вместе с народной музыкой нескольких стран на случай встречи с внеземными цивилизациями, которые смогут получить удовольствие, слушая ее.

Музыка становится единым языком современного мира.' Люди сегодня тратят гораздо больше денег, времени и энергии на музыку, чем на книги, кино или спорт. Самыми популярными культурными иконами нашей эры являются не лики святых, а образы певцов и музыкантов. Наряду с нашей приверженностью и страстью к концертам рок-музыки и компакт-дискам, стереосистемам и телепрограммам МТУ, модели нашего поведения также в значительной степени строятся на музыкальной основе.

Интересно, что английское слово health происходит от древнеанглийского hal, корневого слова, которое означает «цельный, исцеляющий, лечебный и вдыхающий». Слово heal на среднесеверном английском языке означает также «издавать звук», чтобы снова стать здоровым. Мы используем слово звук как синоним здоровья и цельности для обозначения жизнеспособности и незыблемости того основания, на котором вершим наши дела. Печники используют выражение «звонкий кирпич», определяя его пригодность для кладки очага. Мы говорим: «Это звучит хорошо». Используем также слово из старославянского языка слушный, т. е. толковый, полезный. Когда дела идут хорошо, мы говорим о хорошем настрое, о том, что мы в гармонии с окружающими и внешним миром. Когда нас преследуют неудачи, мы говорим, что дела расстроились или мы выбились из ритма. В любовных связях или отношениях с другими людьми мы надеемся сразу же взять нужный тон, задеть нужные струны души или общаться на одной волне. Когда случается что-то неожиданное, мы решаем импровизировать, сыграть что-то на слух. Мы восхищаемся бизнесменом, который умеет удачно дирижировать делами, восхищаемся командой, которая задала противнику хорошую трепку. Выступая публично, мы стараемся взять в руки аудиторию (от слова аудио, т. е. слышать). Бомбардируемые с утра до ночи модерновыми рекламными телевизибниыми клипами, мы говорим, что эти торговцы просто надрываются (и все, как правило, с успехом), вбивая в нас эти образы и ритмы. Когда нам нужен юрист, чтобы провести нас сквозь сложности современной жизни, мы стараемся найти такого, который не даст выбиться из ритма. На приеме у психиатра, на родительском собрании в школе или при собеседовании в отделе кадров при приеме на работу мы стараемся выразить себя как сильную независимую личность, персону, показав свои лучшие персональные качества. Все это от греческих корней персон, или «звук, проходящий насквозь». Хотя мы можем считать себя абсолютно равнодушными к музыке людьми, музыкальные метафоры и звуковые образы пронизывают всю нашу жизнь.

Сегодня миллионы людей (в Америке это один из трех, согласно последним опросам медицинских работников) пытаются найти для себя альтернативные методы лечения. Они стараются отыскать такие методы и программы оздоровления, которые помогут им укрепить здоровье, стабилизировать эмоциональный фон, оградить от наиболее распространенных недугов. Им осточертело все это традиционное, медикаментозное, несущее потенциальную опасность здоровью, дорогое лечение, которое часто хуже и неприятнее самой болезни. С другой стороны, они также настороженно относятся ко всевозможным «шаманским» методам лечения, которые навязывают им волю загадочных специалистов-психотерапевтов, заставляют принять странную систему верований, которая сопровождает все подобные оздоровительные программы, предусматривающие также немалые расходы, дополнительные взносы и вклады. По сравнению с ними оплата визита семейного врача может показаться парой пустяков. Сознательные пациенты хотят чего-то такого, что легко выполнить, что безопасно и эффективно, недорого и может назначаться по собственному выбору.

Если вы один из таких людей, кто ищет оздоровительные альтернативы, то вам не нужно далеко ходить. Ваша собственная внутренняя звуковая система (ваши уши, голос и выбор музыки или самогенерирующихся звуков) является наиболее мощной оздоровительной и целительной средой, которую только можно найти. Она практически ничего не стоит, она не находится под контролем какого-нибудь специалиста или гуру, ее можно постоянно иметь при себе. В книге все это называется «эффектом Моцарта», что представляет собой усовершенствованные формы слухового воздействия.

 

ГЛАВА 1

Начало звука

Эффект Моцарта

 

С весом всего полтора фунта (около девятисот граммов) Крисси родилась недоношенной в одном из родильных домов Чикаго, и жизнь ее была под угрозой. Врачи подключили к ней все искусственные системы жизнеобеспечения. Кроме короткого материнского поглаживания по головке во время кормления единственным положительным стимулятором, который это дитя получало из окружающего мира, были звуки музыки Моцарта, которую ее мать уговорила медсестер включать для оздоровления недоношенной крошки. Врачи не надеялись, что Крисси выживет, а ее мать теперь абсолютно уверена в том, что именно музыка спасла жизнь ее дочери.

Крисси не могла самостоятельно сидеть до года, а ходить начала, когда ей исполнилось два. Ее двигательные системы были слаборазвиты, она росла нервной, замкнутой и необщительной. Несмотря на все это уже в возрасте трех лет она по всем тестам была значительно впереди своих сверстников по абстрактному мышлению. Однажды вечером родители взяли Крисси на концерт камерной музыки. В течение нескольких дней после этого Крисси изображала игру на скрипке, прикладывая к горлу пластмассовую трубку, на которую наматывался рулон бумажных полотенец, и водя по ней вязальной спицей как смычком. Пораженная этим зрелищем, мать записала Крисси на скрипичные уроки в центре «Сузуки», которые вел педагог Вики Ворриетер из Чикаго. Вскоре четырехлетняя девочка уже могла мгновенно воспроизводить по памяти музыкальные пьесы, которые предназначались для детей на несколько классов старше. В течение последующих двух лет ее физическая сила и координация в игре на инструменте все более начали совпадать с уровнем ее умственных возможностей. При поддержке и воодушевлении со стороны родителей, преподавателей и товарищей по учебе, которые воспитывались в «духе команды», Крисси-постепенно избавилась от страхов и стала более общительной. Воплощая собой необыкновенную грациозность и нежность, эта маленькая девочка, которая родилась с весом меньшим, чем ее скрипка, теперь может полностью выражать себя и быть цельной натурой.

За последние несколько лет на свет появилось множество историй, подобных жизненной истории Крисси. Колоссальное положительное воздействие музыки (особенно Моцарта и его современников) «а развитие творческих способностей, способностей к учебе, на оздоровление и исцеление стало широко признанным. Приведем несколько примеров.

• В монастырях в Бретани (полуостров на Западе Франции) монахи исполняют музыку перед животными, которых содержат, так как пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают гораздо больше молока.

• В штате Вашингтон служащие иммиграционного бюро дают слушать музыку Моцарта и стиля барокко во время преподавания английского языка переселенцам из Камбоджи, Лаоса и других азиатских стран и сообщают при этом, что музыка значительно ускоряет усвоение языка.

• «Бетховенский хлеб» в японском городе Нагоя гораздо лучше подходит на дрожжах под звуки Шестой симфонии, которая звучит непрерывно в течение 72 часов. Он обладает исключительным вкусом.

• В госпитале святой Агнесы в городе Балтимор (США) пациентам в реанимационных палатах дают прослушивать классическую музыку. «Полчаса музыки оказывают такой же эффект, как десять миллиграммов валиума», — рассказывает, доктор Реймонд Бар, заведующий отделением сердечно-сосудистых заболеваний.

• В городе Эдмонтон (Канада) звуки струнных квартетов Моцарта, исполняемые на городских площадях, успокаивают и замедляют интенсивность пешеходного движения и, как результат, сокращают употребление наркотиков.

• В Токио продавцы лапши торгуют пакетами, которые называются «Музыкальное удовольствие», поскольку они продаются вместе с записями Вивальди из «Четырех времен года», на которых музыка исполняется на фоне щебетания птиц.

• В Северной Японии на заводе по изготовлению японской водки сакэ в городе Охара специалисты признают, что музыка Моцарта в десять раз повышает плотность дрожжей, которые используются для сбраживания этой знаменитой рисовой водки, а плотность дрожжей является знаком высокого качества.

 

Еще один камень Росетты

 

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В центре по нейробио-логии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором тридцать шесть выпускников университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Сгэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять—пятнадцать

минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

«Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", — предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. — Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект*.

На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта. Заинтригованные исследователи склонны были сравнить «эффект Моцарта» с «камнем Росетты» для выявления «кода» внутреннего языка высших мозговых функций.

В последующих исследованиях ученые изучали нейрофизиологические основы таких явлений. Дальнейшие тесты силы пространственного воображения включали в себя проецирование на большой экран в течение одной минуты шестнадцати абстракте ных фигур, по своей форме напоминающих скомканные куски] бумаги^ Упражнение состояло в том, чтобы семьдесят девять сту-^ дентов смогли «расшифровать» и объяснить потом, как могут вы-1 глядеть изображения на этих листах бумаги, если их разгладить. Щ течение последующих пяти дней одна группа студентов прослушивала сонату Моцарта в оригинальном исполнении, другая работала в тишине, а третья в сопровождении смешанных звуков, включая музыку Филиппа Гласса, слушала записанный на пленку рассказ и танцевальные пьесы.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Потерянные в пространстве — нет»

 

Конструкторы, декораторы, озеленители, летчики, игроки в гольф и другие специалисты, деятельность которых основана на визуальных представлениях, используют то, что Ховард Гарднер, профессор педагогики из Высшей школы Гарварда, назвал «пространственным интеллектом». Исследователи из университета в городе Ирвин (Калифорния) обнаружили, что прослушивание «Сонаты для двух фортепиано» Моцарта способствует усилению этих способностей. Я предпочитаю скрипичные концерты Моцарта, а также другую струнную музыку. Мой опыт показывает, что эти произведения дают больший эффект.

 

Исследователи отметили, что студенты из всех групп значительно повысили свой интеллектуальный индекс на второй день по сравнению с первым днем, но способность группы, которая прослушивала музыку Моцарта, повысилась на 62% по сравнению с 14% у тех, кто работал в тишине, и 11 % у студентов, которые слушали смешанный звуковой фон. Интересно, что первая группа продолжала повышать интеллектуальный потенциал и в последующие дни, в то время как достижения других групп не выросли сколько-нибудь заметно. Возможно, это объясняется своеобразным графиком обучения. Предлагая объяснение такого эффекта, ученые предположили, что прослушивание музыки Моцарта позволяет «упорядочить огневую мощь» нейронов в коре головного мозга. Это в особой степени усиливает творческие процессы правого полушария, которые связаны с пространственно-временным мышлением. Прослушивание музыки, по мнению ученых, действует как «модельное упражнение», улучшая симметричную организацию, которая связана с высшими функциями полушарий мозга. Говоря более простым языком, музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению и, говоря языком любителей игры в гольф, позволяет добиться результатов с меньшим количеством ударов.

В своем последнем исследовании группа Раушер и Шоу наблюдала группу из тридцати четырех детей дошкольного возраста, которые обучались игре на пианино, основным музыкальным интервалам, тонкой моторной координации, ощущениям в пальцах, беглому чтению, музыкальной нотации и игре по памяти. Через шесть месяцев дети уже могли воспроизводить на память основные мелодии Моцарта и Бетховена. Они значительно улучшили пространственные и временные навыки (до 36%) по сравнению с двадцатью детьми, которые получали компьютерные уроки, и двадцатью четырьмя, с которыми занимались по другим методам. В оаиййе от студентов университета, у которых улучшение наблюдалось всего в течение десяти—пятнадцати минут, у дошкольников интеллектуальные способности повышались по крайней мере один полный день, что представляет собой «коэффициент роста во времени более чем в сто раз».

Вслед за исследованиями в Ирвине в ряде других учебных заведений были введены в учебный процесс пьесы Моцарта в качестве базового музыкального фона. Это позволило им позднее отметить существенные улучшения в состоянии внимания и уровня успеваемости учащихся.

 

Второе «звуковое» рождение

 

Наша малышка родилась под струнный квартет Моцарта. Сразу после рождения ее положили ко мне на грудь, и это было самым восхитительным моментом в моей жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.