Здавалка
Главная | Обратная связь

Слова матери, которые приведены в книге Адриенн Либерман «Как облегчить боль при родах»



 

Сила музыки может быть еще более значительной, чем об этом пишут исследователи. Но именно группа из Ирвина впервые привлекла внимание широкой общественности к «эффекту Моцарта». Нет сомнений в том, что исследования Альфреда То-матиса, доктора медицины, выявили наиболее существенные факторы целебного воздействия звуков, музыки и «эффекта Моцарта» в частности.

Пятьдесят лет этот французский врач посвятил исследованию того, что такое человеческое ухо, сколь многообразны размеры и показатели процесса слушания. Помощники считают его Эйнштейном звука, Шерлоком Холмсом звуковой детекции. Для многих пациентов он просто «доктор Моцарт». За время интенсивной работы Томатис принял более ста тысяч пациентов в своих «центрах слушания», разбросанных по всему миру и предназначенных-для людей с недостатками слуха и голоса, а также для устранения проблем, связанных с обучением. В головной конторе в Париже он работает с огромным количеством людей, включая профессиональных музыкантов, детей с психологическими и образовательными недостатками, а также с теми, кто мучается от сильных травм головы. Его новаторский подход к изучению человеческого уха привел к созданию новых методов обучения, исцеления и реабилитации.

Достижений Томатиса множество. Он был первым, кто понял суть физиологии слушания в отличие от понятия слуха. Он прояснил значение преимущественно роли правого уха в контроле речи и музыкальных способностей и разработал специальные методы для повышения его функций. Сделал открытие, которое состоит в том, что «голос может воспроизвести только то, что ухо способно услышать», теорию, которая широко применяется в развитии человеческой речи. Над ней сначала иронизировали, а затем она стала общепризнанной и был зарегистрирован «эффект Томатиса» во Французской академии медицины. Он разработал новую модель человеческого уха и вестибулярной системы, а также показал ее влияние на способности человека балансировать и регулировать мышечные перемещения.

Однако его самым существенным вкладом в науку было распознавание того, что эмбрион человека обладает способностью слышать звуки, находясь в утробе матери.

Когда Томатису было едва за тридцать, научное любопытство привело его в мир эмбриологии, где он обнаружил, что голос матери служит невидимой звуковой связью для развивающегося плода и существенным источником питания. Далее это привело к разработке специальной методики, которую он назвал «второе звуковое рождение». Суть ее состоит в том, чтобы воспроизвести звуки, которые плод слышал в утробе, для того чтобы дать дальнейшее развитие слуховым и эмоциональным способностям ребенка с целью устранения всевозможных заболеваний.

Эта история начиналась в начале 1950-х годов, когда Томатису стало известно о новаторской работе английского педагога В. Е. Негуса. Он обратил внимание на то, что птенцы, которые попадают в гнезда других птиц, перестают петь или начинают подражать звукам птиц, которые их выращивают. Это натолкнуло Томатиса на мысль исследовать роль звуков в развитии плода и задаться вопросом, не связаны ли проблемы послеутробного развития, в особенности аутизм и проблемы с развитием языка и речи, с нарушениями внутриутробного общения или внутриутробными травмами.

Вразрез с существовавшими тогда медицинскими воззрениями Томатис заявил, что эмбрион способен слышать. Невзирая на иронические насмешки своих коллег, которые стали считать его чем-то вроде ренегата, он продолжал настаивать на своих выводах и обнаружил, что человеческое ухо начинает развиваться уже на десятую неделю беременности и функционирует тогда, когда плоду исполняется четыре с половиной месяца. Для того чтобы измерить акустические воздействия, существующие в утробе, Томатис разработал специальную подводную систему, » которой использовались микрофоны, громкоговорители и боль*' шие листы специальной пористой резины, которая воспроизводила эффект воздушных «карманов».

«Плод способен воспринимать весь спектр низкочастотных звуков, — объясняет Томатис в своей книге "Сознательное ухо", которая является по сути его творческой автобиографией. — Пространство звуков, в которое погружен эмбрион, отличается чрезвычайным богатством всевозможных оттенков... Внутренние шумы, движение лимфы во время пищеварения, сердечные ритмы, которые носят характер галопа. Он воспринимает ритмичное дыхание как далекий шум прибоя и водных потоков. И в этот контекст вливается голос матери». Томатис сравнивает весь этот' «концерт» со звуками африканских прерий или буша в предвечернее время, когда они полны «далеких призывов, всевозможных шорохов и хлопанья крыльев». Когда такая аудиоголосовая связь организована правильно, то человеческий зародыш обре» тает чувство безопасности, основанное на этом постоянном диалоге, которое гарантирует ему гармоничное и спокойное созревание.

Далее Томатис заметил, что после рождения младенец чаете находится в пассивном состоянии лишь недолгое время, до тех пор пока мать не начнет говорить. «В этот момент дитя оживает и всем телом тянется к матери... Новорожденный реагирует на звук конкретного голоса, единственного голоса, с которым он познакомился еще будучи в утробе*. Инстинктивно чувствуя это, мать начинает петь младенцу песни, убаюкивая его колыбельной, прижимая его к своей груди под звук сладких мелодий, используя всевозможные детские стишки для ускорения его развития.

Предполагая, что разрыв этой естественной цепочки звуковых контактов может стать причиной детский недугов, Томатис начал искать пути для того, чтобы воссоздать весь этот звуковой фон, который существовал вокруг младенца в утробе матери. До рождения младенец слышит звуки, будучи погружен в жидкую среду. Спустя десять дней после рождения, когда жидкая оболочка плода рассасывается, младенец начинает слышать уже в воздушной среде. Наружное и среднее уши привыкают к воздуху, в то время как внутреннее ухо сохраняет водную среду околоплодной жидкости, в которую оно было погружено в течение девяти месяцев. Используя примитивные электронные устройства, Томатис воспроизвел звуковую среду, которая воздействует иа развивающийся плод. Записав голос матери, он с помощью специальных фильтров выделил все низкочастотные звуки, воссоздав таким образом звучание голоса в том виде, как оно воспринималось в утробе. Результаты были поразительные: ^место голоса матери он вдруг услышал звуки, напоминающие мягкий зов, эхо и шуршание, похожие на звуки африканской саванны, которые он уже выделил ранее.

Первым воплощением теории Томатиса в жизнь было появление в лаборатории инженера, которого он лечил от голосовых проблем. Однажды инженер пришел к нему в лабораторию в сопровождении своей девятилетней дочери. Томатис продемонстрировал свой новый аппарат, и в течение некоторого времени они прослушивали «волшебные звуки, похожие на звуки дикого леса», которые соответствовали внутриутробной среде. Неожиданно девочка, о присутствии которой они забыли, с волнением воскликнула: «Я в туннеле. Я вижу двух ангелов с обеих сторон туннеля, Двух ангелов в белых одеждах!» По мере того как девочка продолжала рассказывать «фантастическую историю своего появления на свет», Томатис и отец девочки застыли в изумлении. Вывод был однозначен: девочка визуально воспроизвела процесс своего рождения. Два ангела были, очевидно, врачом и медсестрой в белых халатах.

Спустя несколько минут девочка воскликнула с восхищением, что видит свою мать. Пораженный отец спросил, как она ее видит. Девочка продемонстрировала это, откинувшись на спину и подняв ноги вверх, приняв типичную позу роженицы. Она оставалась в этой позе, пока не кончилась пленка, затем вскочила и возобновила свои обычные занятия, как будто ничего не произошло. «Я только что воспроизвел для этой девочки звуковой фон ее появления на свет», — сказал Томатис с удивлением.

Следующее крупное событие произошло тогда, когда его коллега врач привел к нему одного из пациентов, пухленького мальчика примерно двенадцати лет от роду, у которого был диагноз «умственная неполноценность». «Он орал так пронзительно, что больные мгновенно разбежались из приемного покоя», — вспоминает Томатис в автобиографии. «Каждые пять или шесть секунд он подскакивал так высоко, что был способен ударить себя по спине обеими пятками, — трюк, который я никогда не видел даже в цирке. Он не умел говорить, но лицо его постоянно искажалось различными живописными гримасами. Создавалось впечатление, что он что-то непрерывно сосет. Мать сопровождала его, но он отстранялся от нее всякий раз, когда она к нему приближалась, как будто они были одноименно заряженными магнитами!»

Психиатр, который лечил мальчика, объяснил, что ребенок болен аутизмом. Он не знал причины болезни, но подозревал, что мальчик психологически ведет себя как «еще не рожденный ребенок».

«Еще не родившийся на свет!? — воскликнул Томатис. — Вы меня заинтриговали. Как раз в этот момент я провожу исследования различных состояний жизни и рождения».

«Да, я знаю, — ответил психиатр. — Именно поэтому я здесь с этим ребенком. Мне кажется, что вы можете помочь ему. Может быть, попробуем?»

Томатис записал на магнитофон голос матери в течение двадцати минут. После этого в день первого лечения мальчик лежал плашмя на полу и скреб пол куском мела, который он подобрал в кабинете. Ученые сидели недалеко от него, мать также присутствовала в комнате, а Томатис оставался у двери со своим оборудованием.

Сначала он воспроизвел отфильтрованные высокие частоты голоса матери, направив их с помощью управляемого громкоговорителя в сторону головы ребенка. Тот немедленно перестал рисовать, вскочил на ноги и выключил свет. «В мгновение ока мы погрузились во тьму. Этот жест ребенка буквально потряс меня — и не потому, что мне трудно было его понять, — вспоминал доктор Томатис. — Наоборот, мне было совершенно ясно, что ребенок старается воспроизвести условия освещения, которые были в его внутриутробной жизни».

По мере того как продолжалось воспроизведение записи, мальчик встал и подошел к матери. Сидя у нее на коленях, он взял ее руки и обвил их вокруг себя, начав сосать свой палец. Он оставался в этой позе до тех пор, пока не закончилась запись. «Это выглядело так, как будто он оказался в утробе матери», — рассказывал Томатис. Когда закончилась запись, мальчик встал и включил свет. Все сидели, не в силах произнести ни слова. Впервые за десять лет мальчик показал какие-то признаки узнавания своей матери, а также некоторую приязнь к ней.

Спустя неделю был проведен второй сеанс, целью которого было воспроизвести звуковой фон появления на свет. Мальчика провели через ту же последовательность реакций, что и в первом эксперименте. При этом он даже погладил лицо матери. Понимая, что «появление на свет» началось, доктор Томатис переключился от звуков, представляющих водную среду в утробе матери, к тем, которые младенец мог слышать из внешнего мира. Это вызвало новую реакцию — бормотание или невнятный разговор, который группа медиков распознала как истинный язык рождения. «Мы пробудили в нем желание общаться с матерью, желание, которое дремало в нем до того момента», — рассказывал Томатис. В конце этой серии экспериментов мальчик снова встал и включил свет, но на этот раз он вернулся к матери и стал застегивать пуговицы на пальто, наброшенном на плечи. «Ну вот и все! — воскликнул психиатр. — Он наконец родился!»

С годами Томатис усовершенствовал свою систему «звуковых родов», но суть метода осталась прежней. Молодого слушателя подвергают воздействию отфильтрованных звуков его голоса или голоса его матери, создавая что-то наподобие эмоциональной подпитки. По теории в этом случае происходит как бы возврат к бессознательному существованию или более раннему сознанию. Томатис достиг наибольших успехов в лечении детей с замедленным развитием речи — таких детей, которые могли слышать, но не научились ни слушать, ни отвечать.

В настоящее время процесс «звуковых родов» происходит более плавно, чем в ранних экспериментах Томатиса. Подготовительная фаза «звуковой возврат» сопровождается музыкальной темой, обычно музыкой Моцарта. В качестве заменителя отсутствующего родителя музыка Моцарта дает наибольший эффект. «Моцарт — прекрасная мать, — считает доктор Томатис. — За пятьдесят лет клинической и экспериментальной практики я Произвольно перебрал большое количество композиторов. Я до сих пор продолжаю испытывать новые музыкальные формы и виды музыкального искусства, такие как хоровое пение, народная музыка, классические произведения, но сила Моцарта, особенно его скрипичных концертов, оказывает наибольший целительный эффект на человеческий организм».

Оказавшись под воздействием такой музыки, которая воспринимается человеческим организмом сквозь призму отфильтрованных звуков (которые воспроизводят внутриутробную звуковую среду), слушатель подвергается массажному воздействию последовательности звуковых волн. По мере того как эти звуки проникают в каналы нервной системы, субъект воздействия развивает в себе способность разговаривать и общаться с другими. «Слушание музыки Моцарта — как поцелуй матери», — сказала шестилетняя девочка, которая брала уроки у Томатиса. «Она заставляет вас внимательно слушать, стараясь ничего не пропустить, — признался архитектор, который описывал свои ощущения от воздействия музыкальных образов. — Теперь я знаю, как научиться правильно рисовать углы».

Недоношенные дети также успешно подвергаются лечению этим методом. В детской клинике в Мюнхене Томатис организовал эксперименты с тройней, которая родилась преждевременно. Дети весили не более полутора фунтов (около девятисот граммов) и были сразу же после появления на свет помещены в инкубатор Первый из тройни находился в инкубаторе без звукового стимулирования. Он оставался малоподвижным и вел борьбу за выживание. Другого подвергали воздействию музыки Моцарта, и он сразу же стал проявлять признаки нормальной активности. Его дыхание стало более частым и глубоким, а пульс стабилизировался между ста сорока и ста шестьюдесятью ударами в минуту. Третий ребенок был погружен в звуковую среду голоса матери и сразу же начал оживленно двигаться, проявляя явные признаки удовольствия У него появилось устойчивое глубокое дыхание, пульс повысился до ста шестидесяти. Интересно, что ни голос матери, ни музыка Моцарта не производили на детей никакого впечатления, если из них не были отфильтрованы низкие частоты.

Даже если ребенок полностью здоров, Томатис постоянно подчеркивает необходимость того, чтобы фазу после рождения родители как можно чаще разговаривали с ним. «Каждый ребенок должен хорошо знать и чувствовать голос своих родителей... Если вся семья не будет вместе с ним есть, обсуждать различные проблемы и делиться впечатлениями, он не сможет развиваться самым естественным образом».

Как и у многих первопроходцев, детство Томатиса было полно предзнаменований того, чем ему придется заниматься в жизни. Сын итальянки и француза, Альфред чуть не умер во время родов в Ницце в 1920 году. Когда бабушка схватила младенца за ухо (вот предвидение!), родители и врач поняли, что ребенок жив. Так как его отец был оперным певцом, Томатис рос в музыкальной среде. Он не стал музыкантом, но сделал за четверть века столько для того, чтобы дать людям исцеляющую силу музыки, сколько никто другой, дав возможность совершенно глухим людям ощутить всю ее прелесть. Использование материнского голоса, музыки Моцарта и григорианских песнопений позволило людям с дефектами родиться заново, осваивать и изучать окружающий мир. Таким образом, Томатис отмечает, что нервная система ребенка подготавливается к тому, чтобы «расшифровывать и стабилизировать тй структуры и ритмы, на которых в дальнейшем строится язык общения с обществом».

 

Наука колыбельных песен

 

В 1962 году доктор Ли Солк продемонстрировал, как эмбрион ощущает сердечные ритмы матери. Сегодня эмбриологи соглашаются с тем, что ухо — самый первый орган, который формируется у эмбриона, что оно начинает функционировать уже после восемнадцати недель внутриутробного развития и активно «прислушивается», начиная с двадцати четырех недель от момента зачатия. В своей книге «Секрет жизни нерожденного младенца» доктор Томас Верни рассказывает историю Бориса Бротга, дирижера гамильтонско-го филармонического оркестра в городе Онтарио. На протяжении многих лет Бротта удивляла его способность исполнять некоторые музыкальные произведения на слух, в то время как над запоминанием большинства других произведений ему приходилось упорно трудиться. Позднее он узнал от матери, что во время беременности она исполняла на фортепиано большое количество различных музыкальных произведений. В своей книге Верни также приводит мнения современных исследователей о том, что плод в утробе предпочитает музыку Моцарта и Вивальди другим композиторам, как на самых ранних, так и на более поздних этапах беременности. Сердцебиение зародыша нарушалось всякий раз, когда звучала другая музыка, в особенности рок. «Это приводило большинство внутриутробных младенцев в смятение», и они начинали «активно протестовать», когда такая музыка исполнялась для беременных женщин.

В научном мире есть свидетельства того, что младенцы (как до, так и после появления на свет) столь же эмоционально реагируют на музыку, как наиболее рьяные посетители симфонических концертов. В исследовании, проведенном в середине 1980-х годов, психологи из Тихоокеанского медицинского центра в городе Сан-Франциско обнаружили, что воспроизведение мелодии «Ту-инкл литл стар» — темы, которая вдохновила Моцарта на создание ряда вариаций, — и «Хикари, дикари, док» помогало успока^ ивать дергающихся и стонущих больных детей. Компания «Филипс рекордз» недавно выпустила в свет альбом под названием «Моцарт для будущих матерей», в котором приводятся свидетельства специалистов о том, что и матери, и младенцы положительно реагируют на эту музыку. (Легенда гласит, что Моцарт держал руки на животе своей беременной жены Констанции в момент появления на свет одного из детей, в то время как сочинял и напевал музыку с другими.)

Было исследовано пятьдесят два недоношенных ребенка и новорожденных младенца с малым весом после рождения. Исследования проводились в Мемориально-региональном медицинском центре в городе Таллахасси (штат Флорида). Отмечено, что исполнение в течение часа записей вокальной музыки, включая колыбельные и песенки для детей, уменьшало срок пребывания в больнице молодых матерей и новорожденных в среднем на пять дней. Потеря веса у детей, которые прослушивали музыку, оказалась на пятьдесят процентов меньше, усвоение питания выше, а уровень стресса ниже, чем у детей из контрольной группы.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Народные песни по заявкам неродившихся детей

Разговор, чтение вслух и пение оудущему ребенку в период беременности повышают его способность различать звуки после рождения. Это явление известно под названием «звуковая память». Это может показаться научной фантастикой, но плод начинает слышать звуки, поступающие из внешнего мира, уже между третьим и четвертым месяцами развития. Много лет спустя дети узнают песий, колыбельные и даже классическую музыку, которая исполня-лась для них, когда они были еще в утробе матери. Вот , несколько полезных советов.

Читайте вслух своему ребенку во время беременности, и пусть ваш супруг делает то же самое. Рекомендуются такие классические сказки, как «Маленький принц» или «Винни-Пух». Лучше не читать сказок, где действуют отрицательные или страшные персонажи. Ваш ребенок еще успеет насмотреться и наслушаться их после рождения. Пойте лирические песни вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Скоро мы будем встречать тебя»; или «Привет, малыш, это твоя мама, мобмо тебя и пою тебе песенку». Не стесняйтесь и не относитесь к своим талантам излишне строго; пройдет еще несколько лет, прежде чем малыш выскажет вам все, что он о вас думает.

Исполняйте музыку, включая всевозможные детские песенки, колыбельные, гимны и отрывки, например из « Щелкунчика».

После рождения ребенка повторяйте эти сказки и песни время от времени, для того чтобы успокоить его и дать толчок развитию слуховых способностей и нервной системы.

 

Несколько лет назад Терри Вудфорд, музыкальный продюсер, выпустил аудиокассету колыбельных песен, основанных на ритмах человеческого сердца, которую можно было использовать для того, чтобы успокоить детей и младенцев и помочь им заснуть. Вначале он распространил кассету в ста пятидесяти детских садах, но они достались и нескольким больницам, которые сразу стали использовать их. В госпитале в Алабаме эксперименты на пятидесяти девяти новорожденных показали, что девяносто четыре процента кричащих малышей немедленно засыпают под музыку, им даже не'приходилось давать успокаивающие напитки в бутылочках. В университете штата Алабама в Бирмингеме медсестры использовали кассету «Малыш, засыпай» для подростков, которые восстанавливались после операции на открытом сердце. Один ребенок, который испытывал огромные мучения, несмотря на кислородную маску, был при смерти, когда отчаявшиеся сестры включили для него кассету с записями Терри. Они были потрясены, когда ребенок сразу успокоился и заснул.

«У меня просто перехватило дыхание, — признавался Терри, когда услышал этот рассказ. — Дети были на реабилитации после операции на открытом сердце, видеть их мгновенную реакцию на кассету с колыбельными песнями, вместо того чтобы колоть их успокаивающими препаратами, было удивительно. Это изменило систему моих жизненных ценностей. В музыкальном бизнесе мы измеряем степень успеха тиражом последнего альбома, по тому, как высоко он стоит в рейтинге. Но когда ты видишь, как твоя музыка способна успокоить ребенка, дать ему отдых, столь необходимый для выживания и исцеления... Вот это и есть подлинный успех». В течение последующих лет Терри роздал буквально тысячи своих кассет бесплатно, и его колыбельные мелодии применялись с большим эффектом в более чем семи тысячах больниц и специальных оздоровительных центров, включая четыреста из четырехсот шестидесяти центров интенсивного послеродового восстановления, которые находятся в Соединенных Штатах. Мелодии приняли «на вооружение» в армии США, где их дают прослушивать слишком воинственным офицерам. Эти ленты оказывали положительное воздействие на малолетних жертв пожаров, детей, рожденных от матерей-наркоманок, и детей, которые проходили лечение химиотерапией.

Как Томатис и предполагал в своих ранних работах, современные исследования подтверждают, что младенец в утробе матери воспринимает не только музыку, но и эмоциональную окраску голоса матери, а также, возможно, значение ее слов. В 1993 году журнал «Саинс» сообщил о новых исследованиях, электрической активности мозга младенцев, которая может быть связана с их способностью распознавать простые звуки. Тем временем в университете штата Северная Каролина в городе Гринсборо доктора Тони Де Каспер и Мелани Спенс рекомендовали беременным женщинам читать стихотворение доктора Сойсса «Кошка в шляпе» вслух в течение последних трех месяцев беременности. После рождения младенцев тесты показали, что они способны отличить это стихотворение от других Стихов, выделяя его среди другого литературного материала.

Я уверен в том, что сильные эмоции матери — от злости и решимости до глубокого успокоения, чувства благодарности и смирения — могут вызвать гормональные изменения и нервные импульсы, воздействующие на зародыш. Во многих обществах, имеющих многовековые традиции, считалось, что влияние на развивающийся и созревающий плод вносит свой вклад в его здоровье и благосостояние в будущем. В Японии учение «Тай-кио», или «Эмбриональное образование», использовалось до начала XX века как часть подготовки семьи к появлению на свет младенца. Голоса, мысли и чувства матери, отца, бабушки, дедушки и других членов семьи, как считалось, воздействуют на развитие эмбриона.

При этом старались избегать всяческих негармонирующих вибраций.

«Созревание плода воспроизводит 2,8 миллиарда лет биологической эволюции жизни в водной среде, — поясняет педагог Мичио Куши. — Утроба матери воспроизводит среду первобытного океана, в котором зародилась жизнь. Беременность длится девять месяцев, т. е. примерно двести восемьдесят дней. Каждый день в утробе матери представляет собой около десяти миллионов лет эволюции жизни. Неправильная диета, громкие звуки, негармоничные мысли и дикое неестественное поведение или образ жизни могут оказать колоссальное влияние на будущую умственную, физическую и духовную жизнь и развитие человека».

 

Почему именно Моцарт?

 

Почему бы не назвать эту колоссальную преобразующую мощь музыки «эффектом Баха», «эффектом Бетховена» или «эффектом "Битлз"»? Потому ли, что Моцарта считают более великим, чем Бетховена, Гершвина или Луи Армстронга? Или потому, что музыка обладает уникальными свойствами, вызывающими всеобщую реакцию, которые только в наши дни можно измерить?

Томатис ставил перед собой эти вопросы. Он сделал вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и давала возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Он обнаружил, что Моцарт оказывает на слушателей более длительное воздействие.

Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мо-тивационные области головного мозга. Возможно, ключом к пониманию его величия является то, что звуки его музыки чисты и просты. Моцарт не плетет захватывающую и тонкую ткань, как великий «математический» гений Баха. Он не вздымает приливные волны эмоций, как мощный Бетховен. Его произведения не отличаются поразительной ровностью григорианских хоралов, тибетских молитв или гимнов Шейкера. Он не успокаивает тело, как хорошая фольклорная музыка, и не принуждает его бешено двигаться, как на представлениях рок-звезд. Его ум, нежность и простота неизменно потрясают нас. Для меня музыка Моцарта подобна великой архитектуре Индии времен Великих моголов. Вспомните янтарный дворец в Джайпуре или Тадж-Махал. Им свойственны прозрачность, сводчатость и ритмичность, которые создают безбрежное пространство, столь волнующее человеческий дух.

Моцарт очень близок Гайдну и другим композиторам его времени, но Томатис так отвечает на поставленный вопрос: «Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы даже сказал целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников или последователей».

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное-погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной Системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, т. е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Став одаренным исполнителем уже в возрасте четырех лет, Моцарт был одним из самых знаменитых вундеркиндов в истории. Подобно юному Иисусу Христу, который поражал пожилых людей в храме, юный Вольфганг буквально потряс всех глав ко: ролевских династий в Европе. Музыканты, композиторы и аудитория в залах, где он выступал, неистово аплодировали его гениальному таланту и виртуозности. Он сочинил свой первый менуэт и трио для клавишных инструментов в шесть лет, а последняя пьеса вышла из-под его пера под номером 626. К двенадцатилетнему возрасту он уже сочинял без перерыва, создав за свою блистательную карьеру семнадцать опер, сорок одну симфонию, двадцать семь фортепианных концертов, десятки фортепианных сонат, множество музыкальных произведений для органа, кларнета и других инструментов. Не успев записать одно произведение, он уже сочинял другое. Казалось, он видит уже все сочинение целиком, еще не успев положить его на бумагу. В письме отцу Моцарт объяснял: «Все уже давным-давно сочинено, просто не все еще записано».

Вероятно, именно потому, что его талант столь ярко проявился & детском возрасте, он никогда не терял ауры «вечного ребенка». Моцарт отличался склонностью к детским шалостям. «Вскоре такие черты Моцарта, как безответственность и детскость, слились воедино с другими его причудами и фантазиями, создав единый, автоматический, почти сомнамбулический творческий процесс, — пишет Мейнард Соломон в биографическом труде "Моцарт". — Это была связующая нить между детством и творчеством. Эстетам раннего романтизма он представлялся неотразимым, поскольку напоминал им возрождение в детском возрасте благословенного и ушедшего в прошлое ЗОЛОТОГО ВЕКА».

Исследователи в Ирвине сумели увидеть эту неразрывную связь между столь ранним созреванием Моцарта и мощью его музыки. Раушер и Шоу объясняли, что выбрали музыку Моцарта для экспериментов по той причине, что он начал сочинять ее в раннем возрасте и она наиболее близка к «естественному репертуару простран-„ ственно-временных фигур раннего головного мозга».

Как и у многих молодых виртуозов, композиторский и исполнительский гений Моцарта соседствовал с хаосом его личной жизни. Став взрослым, он очень беспокоился о своем внешнем виде и тратил огромные деньги на парики и одежду, пытаясь компенсировать недостаток роста—всего пять футов и четыре дюйма (162,5 см). Его лицо было обезображено перенесенным в детстве сифилисом. Он был несчастлив в любви, женившись на некрасивой сестре своенравной красавицы, которая бросила его. Даже после свадьбы он безнадежно влюблялся в молоденьких студенток, что создавало напряженность в семье. Он любил разыгрывать злые шутки и остался проказником до конца своей жизни.

Как ни парадоксально, все эти аспекты личности Моцарта • питали его творчество, а сегодня питают легендами его биографию. Они подчеркивают элегантность его музыки и выделяют серьезнейшие достижения. Человек «явно не от мира сего», многословный и наивный, Моцарт и не пытался понять, кто он есть на самом деле, но его детская наивность была прекрасным сосудом для вмещения божественного дара. Как бы ни была абсурдна и трагична его жизнь (кстати, и его смерть в тридцать пять лет), божественная связь с небесной гармонией никогда не прерывалась. Он мог создавать наиболее яркие, сладостные и полные любви мелодии в самые сложные периоды своей жизни. В самый последний год жизни, среди семейных неурядиц и судебных интриг, он сумел написать самое жизнеутверждающее произведение — оперу «Волшебная флейта», а также грустный, но вдохновляющий «Реквием» — яростное противостояние смерти.

Моцарт воплотил и превзошел свою эпоху. С музыкальной точки зрения он стоит между высочайшим расцветом барокко и высотами романтизма. Но он жил в радикальную эпоху Джона Уэсли, Вольтера, Томаса Джефферсона, Мери Уоллстоункрафт и Гёте, когда происходила ломка политических и религиозных основ западного общества. Именно поэтому в его работах нашли свое отражение свобода и простор человеческого духа, который стал проявляться из-под белил, румян и напудренных париков феодального общества Европы и колониальной империи Америки. Искусство Моцарта очень искренне. Как и вся современная западная цивилизация, которая родилась из классического средневекового Возрождения, Моцарт воплотил в себе невинность, изобретательность и обещание появления талантов при рождении новой эпохи.

Моцарт не мог предполагать, что его творчество станет своеобразным «философским камнем» — универсальным ключом к исцелению с помощью музыки и звука.

Слово музыка происходит от греческого корня мюзе. Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка — это дитя естественной любви, обладающее грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе. Крисси, Томатис и Моцарт являются ярким примером того, как музы начинают ткать свое волшебное полотно в нас с самого рождения.

 

ГЛАВА 2

Слушание звука

Анатомия звука, слушания и слышания

 

Он приывает с вагонами и убывает с вагонами, он бесполезен для вагонов, но вагоны не могут двигаться без него.

Загадка

 

В середине 1980-х годов мне звонили люди со всей страны, которых интересовало, как исцеляет музыка. Это были профессиональные музыканты, которые рассказывали о физиологических изменениях, которые они обнаруживают в себе и своих слушателях; пациенты, которым удавалось взять под контроль повышенное кровяное давление; преподаватели, которые хотели знать, почему исполнение определенных музыкальных произведений в классе повышает внимание и улучшает память учеников.

Пытаясь ответить на эти вопросы, я основал Институт музыки, здоровья и образования в 1988 году в Боулдере (штат Колорадо). Начиная с основ, я пояснял слушателям, что звук — это энергия, которая может быть организована в форму, модели, фигуры и математические пропорции. Звук или слово — это то, что наши предки называли «началом». Это то, что на Востоке называют «ом», а на Западе «уорд». Это самый первый шум формирования галактик, симфония ветра и воды, вечный спутник поездов и движущихся объектов, а также диалог, который мы ведем друг с другом (и сами с собой).

 

Звук перемещается в воздушном пространстве в виде волн и измеряется частотами и интенсивностью. Понятие частота касается тона, высоких или низких качеств звуков и измеряется в герцах (количество колебаний в секунду, которые совершает звуковая волна). Чем выше тон, тем быстрее вибрация; чем ниже тон, тем вибрация медленнее. Звуковые волны, которые крайне низки, гораздо длиннее и покрывают огромные пространства. Возможно, вам приходилось видеть органы с большими медными трубами, которые достигают в длину тридцати двух или шестидесяти четырех футов (9,8 или 19,6 метра). (Некоторые трубы в молельных домах мормонов в городе Солт-Лейк-Сити создают звуковые волны длиной более шестидесяти футов.) Представьте себе свистящий звук, как у флейты, когда вы дуете поверх горлышка бутылки. Звуки в этих трубах создаются подобным образом.

Человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне 16—20 ООО герц. На фортепиано, например, клавиша самого нижнего регистра издает звук на частоте 27,5 герца, а самого высокого — 4186 герц. Порог слышания звука также зависит от культуры народа и среды обитания. В Африке племя маабанов живет в такой тишине, что они способны расслышать шепот с расстояния более тридцати метров. Нет сомнений, что они признали бы способность нью-йоркцев, парижан и представителей других современных племен вести разговор в ревущем поезде метро или в оживленном супермаркете как поразительное свойство человеческой натуры. Томатис уверен в том, что высокочастотные звуки (от 3000 до 8000 герц и выше) вызывают резонанс в мозгу и воздействуют на мыслительные функции, такие как мышление, пространственное воображение и память. Звуки среднего частотного диапазона (от 750 до 3000 герц), считает он, стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (от 125 до 750 герц) воздействуют на физическое движение. Низкочастотное жужжание может вывести нас из себя. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Интенсивность или громкость звука измеряется в децибелах (в честь Александера Грейама Белла — изобретателя телефона). Шуршание листьев оценивается в 10 децибел, шепот — до 30 децибел. Спокойная обстановка в доме или конторе обычно оценивается уровнем от 40 до 50 децибел, а разговор обычной громкости — около 60 децибел. Транспортный поток в часы пик отличается громкостью около 70 децибел. Крик, звук отбойного молотка и рев мотоцикла оцениваются в 100 децибел, звук мотопилы — 110 децибел, громкая рок-музыка и автомобильный сигнал — около 115 децибел. Ракета при запуске может издавать звук до 180 децибел. Болевые ощущения в человеческом ухе начинаются на уровне 125 децибел. Шкала громкости в децибелах, как шкала Рихтера по измерению силы землетрясений, является логарифмической шкалой, когда увеличение в 10 децибел удваивает предыдущее значение. Громкая музыка в ПО децибел в два раза громче звука отбойного молотка, издающего 100 децибел, и в тридцать два раза громче обычного разговора на уровне 60 децибел. Отношение по громкости между самым слабым и самым громким звуками, которые способно воспринимать человеческое ухо, — триллион к одному. Что касается музыки, то здесь диапазон воспринимаемых звуков — миллион к одному.

Другой основной характеристикой звука является его тембр — качество голоса или инструмента, которое выделяет его среди других, вне зависимости от частоты или интенсивности. Не существует научно обоснованной шкалы для измерения тембра, поскольку это в основном свойство звуковой волны. Субъективные оценки, наподобие тех, которые используют гурманы при оценке вкусовых качеств вина («богатый», «вибрирующий», «глухой»; «насыщенный», «яркий»), часто применяются для описания тембра. Скрипка Страдивари, например, имеет чистый теплый тембр по сравнению с обычной скрипкой массового производства.

 

Фома звука

 

Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. В своей работе «Сайматика», описывающей то, как звук и вибрация воздейству-10* на вещество, Ханс Дженни, швейцарский инженер и врач, ЯВЖазал, что с помощью звука можно строить сложные геометрические фигуры. Например, он вызывал вибрацию в кристаллах с помощью электрических импульсов и передавал ее на такую среду, как пластина или струна. Он также получал колеблющиеся фигуры в жидкостях и газах.

Формы и контуры, которые могут быть созданы звуками, бесконечны и могут изменяться с помощью изменения частоты, гармоник тона и материала, который вибрирует при звуке. Если добавить к этому струны, результаты могут быть или чудодейственными, или наоборот. Низкий звук «ом», например, создает несколько концентрических кругов с точкой в центре, а высокий звук «ЕЕЕ» создает множество окружностей с размытыми краями. Эти формы мгновенно меняются при изменении ноты или тоиа звука.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Как увидеть звук

Поставьте бумажный стаканчик, наполненный водой, у стереопроигрывателя и обратите внимание на то, как звуки будут вызывать вибрацию поверхности воды. Если у вас есть старый барабан, насыпьте немного мелкого песка на кожаную поверхность и поставьте барабан на громкоговоритель низкого тона динамика. Теперь издайте какую-нибудь ноту с помощью синтезатора. Песок начнет «танцевать». Если будете держать этот звук, он начнет складываться в определенный контур.

В музее «Эксплураториум» в Сан-Франциско можно наблюдать, что происходит с опилками, насыпанными на вибрирующую поверхность металла, тарелки или пилы. Если провести смычком по краю тарелки, можно получить различные калейдоскопические формы (мандалы).

 

Представьте себе, какое колоссальное воздействие звуки могут оказывать на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на дыхание, пульс, давление крови, напряжение мышц, температуру кожи и на другие внутренние ритмы организма. Открытие Дженни помогает нам понять, как звуки формируют нас, подобно тому, как горшечник на гончарном круге лепит посуду различных форм.

В зависимости от формы волны и прочих характеристик звуки могут оказывать успокаивающий или раздражающий эффект. В некоторых случаях они несут положительный заряд. Иногда громкая, пульсирующая музыка может напитать нас энергией и затушевать боль или напряженность. Некоторые из наиболее положительно заряженных звуков издаем мы сами с помощью собственного голоса. Такие звуки помогают снять напряжение с челюстей и горла, разряжают напряжение, помогают прорваться к новым горизонтам. В системах айкидо и каратэ, например, звуки сопровождают определенные движения. Когда специалист в области восточных единоборств вскрикивает «Хай!» или издает какой-то другой сильный звук, это помогает ему мгновенно разрядиться и направить в нужное русло свою энергию.

Звуки могут вызывать негативные изменения. "Громкие зву--ки, например заводские шумы, свистки и гудки поездов или звук реактивного самолета, способны привести к полному истощению организма. Проникающие, высокие, зубодробящие звуки (если что-то распиливать моторной пилой около уха) могут вызвать головную боль и вывести из равновесия. Низкочастотные звуки также могут воздействовать на организм, пронизывать .слух, создавать напряжение, вызывать сокращение мышц, даже боль.

Однажды я читал лекцию в конференц-зале гостиницы вблизи аэропорта Лос-Анджелеса. Зал был великолепно оформлен в стиле голливудских фильмов, но как только я вошел, организм дал мне команду: «Берегись!» То, что выглядело так привлекательно и комфортно, на самом деле оказалось одним из самых отвратительных звуковых ящиков, которые когда-либо были созданы человеком.

Огромный комплекс был построен с четырехэтажным внутренним двориком, который шел параллельно основным посадоч-но-взлетным полосам аэропорта. Всякий раз, когда реактивный лайнер отрывался от земли, здание превращалось в гигантский усилитель низкочастотных волн. Но это еще не все. Стоя перед группой студентой в одной из промежуточных комнат, я вдруг почувствовал острую боль в спине. После двух часов лекций я был просто истощен. Я обычно редко устаю во время лекций, поэтому стал подозревать какое-то скрытое звуковое воздействие. До этого я заметил неоновые огоньки и жужжание кондиционера, который вносил мягкую отрицательно заряженную энергию в помещение, но этим нельзя было объяснить такую боль.

Вечером я решил посмотреть, что находится за стеной. Это не заняло много времени. Через служебный вход я проник впять огромных сушильных комнат, где вращалось оборудование, издавая низкочастотное жужжание. В аудитории я не мог «слышать» звуки этих механизмов, но мой организм воспринимал их в виде сильных вибрационных воздействий. Представляете, сколько семинаров, проведенных в этой комнате, повлекли за собой возникновение стресса у слушателей! Сколько гостей чувствовали себя утомленными после «отдыха» в таком «внутреннем дворике», поглотив вместе со своими коктейлями и ужинами низкочастотные звуки двигателей взлетающих и идущих на посадку самолетов!

 

Шумовые раздражители

Однажды человеку придется сражаться с шумом так же, как он когда-то сражался с холерой и чумой

Роберт Кох

 

Мы воспринимаем способность слышать как данность. Тем не менее правильному и нормальному восприятию звука препятствует угроза, исходящая от шума окружающей среды. «Я порицаю Бога и его ангелов за шум, который возникает от их полета, от шуршания их одежд и за скрип двери», — говорил английский поэт Джон Донн. С нашей точки зрения ему можно только позавидовать. Сегодня положение людей еще более абсурдно (от латинского сурдус, что означает «неспособный слышать» или «оглушающий»): автомобили, холодильники, часы, телевизоры, компьютеры, автоответчики, дистанционные устройства для открывания гаражных ворот испускают звуки, с которыми мозг и тело должны постоянно сражаться. Нас бомбардирует в сотни раз более громкая и насыщенная информация, чем та, с которой сталкивались наши отцы и деды.

По некоторым оценкам, около 60 миллионов американцев имеют ослабленный слух, треть их связана с воздействием громких звуков. Такая частичная потеря слуха имеет множество причин, начиная с того, что люди пережили бомбардировки во время войны или работали в условиях повышенного шума, кончая слушанием сверхгромкой музыки. По мере того как люди, родившиеся в послевоенные годы, достигают пятидесяти лет, общество должно быть готово к резкой вспышке болезни, которую можно назвать рок-н-ролльное сумасшествие: естественная потеря слуха и повышенная нервозность, чувствительность к стрессу и утомляемость, что объясняется приверженностью рок-н-роллу. Доктор Сэмюэль Роузен, специалист из Нью-Йорка, который провел исследования слуховой способности многих людей во всем мире, сообщает, что в Африке средний житель в возрасте шестидесяти лет слышит столь же хорошо или даже лучше, чем двадцатипятилетний американец.

Ученые Американской академии отоларингологии полагают, что более двадцати миллионов американцев регулярно подвергаются воздействию шумов опасного уровня. Наиболее страдают от этого дети. Недавно мне довелось проходить мимо огромного крытого стадиона, на котором проводились соревнования так называемых «чудовищных грузовиков», снабженных гигантскими тракторными колесами. Когда эти чудовища устремлялись на трассу длиной в сотни метров, низкочастотные звуки достигали такой силы, что дети, которых было множество в толпе, начинали кричать и плакать от боли, зажимая уши руками. Торговцы продавали одновременно поп-корн, бутерброды и затычки для ушей отчаявшимся молодым людям. Я полагаю, что уровень создаваемого грузовиками шума намного превышал 120 децибел. Эти дети были сильно травмированы. Тем не менее многие из взрослых, казалось, не представляют степени опасности, которая усугубляется воздействием ядовитых дымов наряду с вредным воздействием шума и грохота.

Частичная потеря слуха из-за шумового воздействия является наиболее распространенным видом заболеваний слуха в Соединенных Штатах. В большинстве случаев его можно было бы избежать. Исследования, проведенные в одной из начальных школ Нью-Йорка, показали, что за четыре года учебы школьники, окна класса которых выходят на надземную эстакаду метро, на одиннадцать месяцев отстали от сверстников, которые не слышали грохота проходящих поездов. Когда ребят перевели в другое помещение, уровень успеваемости резко повысился. В Калифорнии исследования показали, что 61% студентов-первокурсников колледжа имели очевидные проблемы со слухом, что было вызвано длительным воздействием сильного шума.

Люди, которые работают с отбойными молотками, снегоуборочными машинами, тракторами, заводскими станками, газонокосилками и даже с пылесосами, подвергаются постоянному риску. Некоторые автомобили н-даже электробритвы создают угрозу нормальному слуху. Винтовочные или ружейные выстрелы также представляют собой серьезную опасность. Почему-то вместе с охотничьими лицензиями не продают страховые полисы от глухоты, поскольку каждый выстрел из винтовки или ружья является, по существу, выстрелом в собственную голову. Чем больше выстрелов делает охотник, тем меньше вероятность, что он услышит грабителя, который однажды влезет к нему в дом.

Концерты рок-музыки также являются больтйои^паснбс^ тью. Вот почему большинство рок-музыкантов затыкают уши пробками, когда играют на концертах. Вокалисты также находятся под угрозой от звуков собственного голоса, громкость которого может достигать ПО, 120 и даже 140 децибел, превосходя в некоторых случаях рев реактивного самолета на взлете. Оперная звезда Мария Каллас однажды частично оглохла от собственного пения.

Существует и другая опасность: от бульваров Нью-Йорка, Москвы и Токио до окраин Найроби, Бангкока и Рио десятки миллионов-людей носят стереонаушники, бегая трусцой, катаясь на велосипедах или работая. Наушники очень удобны и доступны, они дали возможность миллионам людей познакомиться с великими музыкальными произведениями, но они, к сожалению, могут привести к потере слуха, как показали исследования в Медицинском институте города Луисвилл.

Например, во время занятий аэробикой кровь и кислород начинают активно поступать к конечностям, а чувствительные и нежные внутренние поверхности ушей остаются опасно незащищенными. Наушники, которые передают в основном низкочастотные звуки (те, которые оказывают самое сильное воздействие на физическое состояние), могут привести к потере слуха, звону в ушах и даже к полной глухоте.

Я не являюсь членом какой-то «звуковой полиции», которая будет отбирать наушники или другие средства современных технологий, облегчающие нам жизнь. Но я хочу предупредить вас о том, что наушники следует использовать только в течение небольшого периода времени. Громкость должна быть невысокой, особенно когда вы бегаете трусцой, занимаетесь аэробикой или другими видами физической деятельности. (Большие прижимные наушники с хорошим качеством воспроизведения лучше тех, которые вставляются в уши.) Французский парламент недавно принял закон, который требует ограничивать громкость звука на индивидуальных стереосистемах до 100 децибел (по сравнению с предыдущим разрешенным максимумом в 126 децибел). При этом в инструкциях указывается, что громкая музыка создает угрозу слуху.

В США стандарты, регулирующие уровни звука и шума, разрабатываются администрацией по технике безопасности и охране труда, которая входит в состав Министерства труда США Стандарты эти предназначены для производственных объектов с числом работающих десять человек и более. Любой работник, который подвергается воздействию уровня шума в 85 децибел ежедневно, должен иметь дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. По этой причине всем нам рекомендуется время от времени проверять слух.

Среди всего этого шума и грохота современной жизни все громче раздаются голоса в пользу тишины и покоя. В Японии бюро по охране окружающей среды недавно выделило сто мест в качестве «звуковых достопримечательностей», включая те, где особенно слышны водные потоки, стук лодок, грохот трамваев, брызги водопадов и колокольный звон церквей и храмов. На острове Хоккайдо, самом северном острове Японии, бюро выбрало двадцать две «звуковые достопримечательности» для включения в туристическую карту из более чем двух тысяч пятисот рекомендованных общественностью, а в одном из районов Токио выделено десять мест, где особенно тихо и спокойно.

В больницах, где также очень шумно, стараются создать спокойную обстановку. Палаты интенсивной терапии, которые напичканы пикающими и звенящими контрольными приборами, шумом автоматизированных кроватей, вентиляционными насосами, можно поставить в один ряд с пассажирскими креслами в авиалайнерах и заводскими цехами, где велика угроза здоровью и слуху. Исследования, проведенные в Медицинском институте города Висконсин (штат Милуоки), показывают, что специальные наушники, снижающие воздействие окружающего шума, способствуют скорейшему выздоровлению пациентов.

 

Слух, диета и окружающая среда

 

Наш слух также зависит от того, что мы едим и где живем. Педагог и пропагандист естественного питания Мичио Куши рассказал потрясающую историю. В 1960-е годы он со своими партнерами основал «Эрихон» — одну из первых сетей продовольственных магазинов, где продавалась натуральная пища в пакетах и консервных банках, которая хранилась в контейнерах. Очень скоро перед ними встала проблема борьбы с мышами..Не желая убивать мышей с помощью мышеловок, служащие магазинов решили установить отпугивающую сирену, которая издавала звуки на сверхвысоких частотах. Производитель таких систем гарантировал, что звук навсегда выгонит мышей из зданий. Ко всеобщему удивлению, мыши не ушли. Они изменили диету. Оставив в покое свою любимую еду — мед, слаДкие бобы и другие сладости, крекеры, хлопья и различные мучные продукты, — мыши перешли на зерно и морские водоросли. Оказалось, что эти продукты имеют свойство нейтрализовать всепроникающий и душераздирающий звук сирен. «Это была исцеляющая пища, способствующая их выживанию, — вспоминает Мичио. — Она показала, что у животных часто более сильная интуиция, чем у людей. Встретившись с угрозой их существованию, мыши немедленно почувствовали, как можно приспособиться к новым условиям».

Научные исследования подтвердили взаимосвязь между диетой и уровнем слуха. Финские исследователи сообщают, что у людей, которые питаются нежирной пищей с низким содержанием холестерина, лучше кровообращение в области ушей и более качественный слух. Проведя исследования более тысячи четырехсот пациентов, страдающих заболеваниями и нарушениями внутреннего уха, исследователи из университета Западной Вирджинии пришли к выводу, что слух улучшался у тех, кто соблюдал диету с низким содержанием жиров, сахара и соли, но высоким содержанием злаковых, овощей и свежих фруктов. У многих больных исчезло головокружение, ощущение давления в ушах пропало, уменьшился шум в ушах, а в некоторых случаях исчез полностью. Доктор Томатис применил аналогичный подход. Он рекомендует более традиционную диету, богатую содержанием злаков и свежих овощей, но также предупреждает, что не следует употреблять пищу, которая повышает кислотность, например йогурты и продукты питания, прошедшие интенсивную переработку. Это, по его убеждению, может ухудшить слух.

Климат и окружающая среда также влияют на слух. Томатис сделал наблюдение, что звук цикад становится все более носовым, когда приближается к Марселю со стороны Парижа. Исследуя это явление, он обнаружил, что виды насекомых в двух регионах одни и те же. Они одинаково бьют крыльями, производя один и тот же характерный звук. Ученый сделал вывод, что изменилось качество его слуха, его восприятие. Этому способствовало изменение климата и высоты над уровнем моря.

В своих многочисленных путешествиях Томатис неоднократно наблюдал, как звуки, производимые людьми, изменяются под воздействием условий окружающей среды. Жители лесной местности, которые постоянно погружены в среду звуков леса, сами создают полифоническую музыку, в то время как обитатели пустынь и равнин обычно играют только на одном инструменте, предпочтительно барабане. Цивилизации, населяющие горные местности, также пишут своеобразную музыку. Из-за атмосферного давления на внутреннее ухо и голосовые связки их звуки насыщены басовыми нотами и высокими частотами. Жители Тибета, потомки древних инков в Андах, люди, живущие в Альпах, на Аппалачах или Урале; часто поют и разговаривают грубоватым голосом, полным низких тонов, которые смешиваются с фальцетом и другими высокочастотными звуками, что отражает тот уникальный ритм жизни среди гор и долин, который они ведут.

 

Слушание всем телом

 

Для чтобы слышать, не всегда нужно слушать. Несколько величайших слушателей и музыкантов в человеческой истории были абсолютно глухими. Они не могли слышать, как большинство людей, но были в состоянии воспринимать ритмические удары и звуковые образы посредством вибрации, которую воспринимали с помощью рук, костей скелета или других органов тела. Хелен Келлер, великий педагог, была слепой и глухой, но научилась слышать с помощью ладоней рук. Эвелин Гленни, солистка на ударных инструментах из Шотландии, которая объездила весь мир, исполняя сложные симфонии, обучалась музыке, навесив на себя стереомагнитофон или положив кассетный плейер на колени. Она настраивает литавры, воспринимая вибрацию лицом и ногами, а во время исполнения обычно чувствует музыку босыми ногами через вибрации деревянной сцены. Ее потрясающие способности заставили музыкальный мир признать, что можно воспринимать звуки и великолепно исполнять музыку, не пользуясь традиционными слуховыми каналами.

Гленни училась распознавать высокие и низкие ноты, прикладывая ладони к стене музыкальной комнаты в школе с наружной стороны. Она вспоминает, что некоторые ноты вызывали легкое пощипывание и трепет в пальцах, а другие ноты заставляли вибрировать кисть. «У меня такое ощущение, что я воспринимаю звуки из множества источников, в то время как обычные люди слышат их только с помощью ушей», — говорит она. Несколько лет назад ученые из Глазго обследовали Гленни и обнаружили, что ее мозг не показывает никакой реакции на речь. Но в нем сразу же возникала активная деятельность, когда внешним раздражителем была музыка.

Среди других известных музыкантов, кто страдает или страдал от глухоты или частичной потери слуха (не говоря о Бетховене, который к тому времени, когда написал и заканчивал свои крупнейшие произведения, был абсолютно глухим), можно назвать Брайана Уилсона и Бедржиха Сметану, чешского композитора. Музыкальный талант у слабослышащих людей встречается гораздо чаще, чем это может показаться. В Институте для глухих имени святого Иосифа в Бронксе (Нью-Йорк) несколько студентов в последнее время проявляют исключительные музыкальные способности.

Талант Боуди Фоули обнаружился, когда ему было семь лет. Родители этого мальчика из Египта, оба врачи, переехали в Соединенные Штаты в начале 1990-х годов, чтобы их сын смог посещать специальную школу для детей с дефектами слуха. Однажды вечером Халил и Ахмед Фоули решили сходить на концерт симфонического оркестра. Няня не пришла, и они решили взять Боуди с собой, рассчитывая на то, что он уснет во время концерта. К их удивлению, музыка разбудила ребенка, и он начал постукивать пальцами в такт симфонии. После этого родители Боуди пригласили Соню Хайдон, пианистку и преподавателя из Вашингтонского университета, для работы с их сыном. Она учила его базовым ритмам и мелодиям, постукивая пальцами по спине. Сейчас Боуди играет на пианино и, по мнению Сони, является вундеркиндом. Она считает, что он вырастет и будет писать музыку, как Бетховен, который, кстати, является его любимым композитором.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Закройте глаза и откройте уши

Наш слух обычно становится острее, когда на нас не действуют визуальные раздражители. Найдите спокойное место у себя дома (где вас не смогут отвлечь посторонние звуки) и поэкспериментируйте в течение получаса, сидя, закрыв глаза и прислушиваясь к окружающему миру. Можно завязать глаза чем-нибудь (полотенцем или шарфом) , чтобы свет ие отвлекал вас.

Скорее всего вскоре вы начнете различать звуки, которые издают различные приспособления и устройства. Способны ли вы различать их? Отличается ли звук холодильника от звука кондиционера, часов и других приборов? Можете ли вы слышать пение птиц или другие звуки, доносящиеся с улицы?

Людей с ослабленным слухом часто обвиняют в том, что они не обращают внимания на то, что им говорят. Это может привести к озлоблению и непониманию с обеих сторон. Стресс, нервозность и усталость также могут быть вызваны недостатками слуха. Депрессия, кризисы среднего возраста или острые симптомы менопаузы также могут быть результатом изоляции человека, которая объясняется, может быть, временной или частичной потерей слуха или недостаточным уровнем слуховой стимуляции.

Когда ослабление или потеря слуха незначительны, человек не слышит отдельные полосы частотг но звук целиком кажется ему неизменившимся. Например, если вы уберете басы, то сможете различать речь диктора в УКВ-радиоприемнике. С помощью эквалайзера вы можете убрать средние частоты и, тем не менее, будете слышать музыку. Однако очень трудно понять человеческую речь, если убрать из нее высокие частоты. К сожалению, многие люди не осознают того, что их слух постепенно ухудшается до тех пор, пока болезнь не становится очень серьезной.

Потеря слуха может влиять на голос таким же образом, как и на ухо. Это открытие было сделано в конце 1940-х годов, когда молодой врач Томатис обнаружил, что у него проблемы в общении с друзьями-музыкантами его отца — оперного певца. Медики твердили многие годы, что голос в основном контролируется гортанью. Для налаживания его в случаях болезней голоса стандартным рецептом был стрихнин — очень опасное лекарство, вызывающее смертельный исход, если принимать его в больших дозах. Однако Томатис обнаружил кибернетическую связь, которая показала, что голос контролируется в основном ухом.

В качестве примера Томатис всегда приводил историю великого итальянского тенора Энрико Карузо. До 1902 года голос Карузо не был богат и великолепен, но после этого стал особенно чудесным. Карузо никогда не объяснял эту перемену, однако, основываясь на своих исследованиях слуха, Томатис заподозрил, что с певцом произошел какой-то случай, который частично заблокировал его евстахиевы трубы. После этого Карузо стал слышать «высокочастотные звуки, которые особенно богаты гармониками, в отличие от низких базовых звуков». Внимательно изучив историю болезни певца, Томатис обнаружил, что Карузо в 1902 году в Испании была сделана хирургическая операция на правой части лица, в процессе которой были, очевидно, задеты евстахиевы трубы. Это вызвало частичную глухоту и потерю слуха на низкие частоты. Я уверен в том, что этот дефект в большей степени, чем все тренировки Карузо и тяжелейший труд, объясняет великолепие его голоса.

«Карузо пел столь замечательно по той причине, что не мог слышать других звуков, кроме высокочастотного певческого диапазона, — сделал вывод Томатис. — Он слышал в основном через костные структуры, которые превратили его в величайшего певца всех времен». Позднее Томатис побеседовал с друзьями великого певца, которые подтвердили, что он ие различал низких частот и был глух на правое ухо. Певец всегда просил своих друзей идти от него слева.

 

Искусство слушания

 

Прежде всего, вы должны научиться снимать часть нагрузки с глаз. Мы привыкли использовать зрение для того, чтобы судить об окружающем мире с самого рождения. Мы разговариваем с другими и сами с собой в основном о том, что видим. Однако воин-победитель всегда прислушивается к звукам окружающего мира.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.