Здавалка
Главная | Обратная связь

Уильям Шекспир. Макбет



 

Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им и выполняли предписанное; эпоху, когда мы разделяем ответственность за свое здоровье и благополучие. Будучи пациентами, мы можем использовать музыку и специально воспроизводимые звуки для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам и циклам своего организма. Тем временем тысячи врачей, медсестер, шаманов и прочих врачевателей тела и духа во всем мире успешно применяют «эффект Моцарта».

Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в XIX—начале XX века. Но еще в 1804 году Эдвин Этли, основываясь на работах философа Жан Жака Руссо, врача и певца Декларации независимости Бенджамина Раша* и других мыслителей эпохи Просвещения, написал книгу «Вступительный обзор о влиянии музыки на лечение болезней». В ней. он показал, какое «колоссальное влияние музыка оказывает на мозг, а следовательно, и на тело». В 1870-х годах в больнице для умалишенных была проведена уникальная серия лечебных концертов. Она включала выступление духового оркестра, цение членов нью-йоркской гильдии музыкантов и выступление замечательного пианиста Джона Нельсона Паттисона. Участников концерта организовал и пригласил комиссар по благотворительным мероприятиям Нью-Йорка. За результатами этого мероприятия следили врачи и гражданские официальные лица. В 1890-х годах реформатор лечения психических заболеваний Джордж Алдер Блумер нанял эмигрантов для исполнения музыки перед пациентами госпиталя, что стало первой музыкальной лечебной программой в госпиталях США. А уже в 1899 году невропатолог Джеймс Л. Корнинг провел первое исследование по использованию музыки для лечения пациентов. В работе, озаглавленной «Использование музыкальных колебаний до и в процессе сна», он сообщает о том, что музыка Вагнера и других композиторов-романтиков снижает уровень болезненных мыслей и усиливает воздействие положительных образов и эмоций.

Первое упоминание об использовании музыкальной терапии Американской медицинской ассоциацией датировано 1914 годом, когда в журнале этой ассоциации было опубликовано письмо доктора Эвана О'Нейлла Кейна, который сообщал об использовании фонографа для «успокоения и отвлечения пациентов» во время хирургических операций. Несколькими годами позже Ева Весцелиус, основатель Национального терапевтического общества Нью-Йорка, предсказала: «Когда терапевтическая ценность музыки будет понятая оценена, она будет считаться столь же необходимым элементом лечения болезни, как воздух, вода и пища». Она предвидела то время, когда каждая больница, тюрьма или лечебница будет иметь специальную музыкальную комнату и получать на это специальные средства. В" 1918 году Колумбийский университет разработал первый курс «Музыкотерапии», который вела Маргарет Андертон, музыкант из Великобритании. Она работала с солдатами, получившими ранения во время первой мировой войны. В 1929 году больница университета Дьюка стала первым учреждением такого рода, которое предложило музыку пациентам (детям и подросткам) через громкоговорители в палатах. В 1930-х и 1940-х годах использование музыки и звука для уменьшения или ослабления боли стало применяться в зубоврачебной и хирургической практике. Университет в Чикаго провел несколько крупномасштабных исследований, включая использование музыки в качестве анестезии перед хирургической операцией по поводу язвы желудка — операции, при которой боль плохо снимается обычными медикаментозными средствами.

 

* Бенджамин Раш (1745—1813) — делегат Континентального конгресса, один из тех, кто подписал Декларацию независимости США (1776). В 1786 году организовал первую бесплатную больницу в США. Внес значительный вклад в развитие медицины, определив умопомешательство как болезнь. Автор первых трудов в области психиатрии.

 

Современная музыкотерапия начала развиваться с конца 1940-х годов, взяв за основу опыт использования музыки для снятия невроза у солдат второй мировой войны. Несмотря на то что главный хирург сухопутных войск, начальник Военно-морского управления медицины и хирургии, а также начальник медицинской службы Администрации по делам ветеранов определили в своих документах, что музыка не может считаться таким же средством терапии, как пенициллин, хинин или облучение, она заняла достойное место в реестре армейских средств терапии. Е. Тайер Гастон, преподавательница факультета музыкального образования в Канзасском университете, открыла первую интернатуру по музыкальной терапии, а также центры при Канзасском университете и в клинике Меннингера в городе Топека, где обучали использованию музыкотерапии в Соединенных Штатах. В послевоенный период госпитали, больницы и дома для престарелых часто приглашали музыкантов. Пациенты приюта для безнадежно больных в Мемфисе первыми в стране слушали молодого Элвиса Пресли и его гитару.

Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в Америке принадлежит доктору Джону X. Келлоггу, энтузиасту, директору первого курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в городе Батл-Крик (штат Мичиган) в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки. При этом, как и у многих профессионалов сегодня, у него не было ни времени, ни любопытства, чтобы докопаться до того, почему это происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.

За последние пятнадцать лет я прочитал лекции для более чем 250 тысяч слушателей, которые так или иначе хотели улучшить свою жизнь посредством музыки. Многое приходится принимать на веру, но люди не хотят этого делать. Они хотят знать, почему это действует. Никто не может ответить на этот вопрос. Тем не менее есть несколько принципов, на которые опираются музыкотерапевты и другие профессионалы, работающие в этой области.

Первое и самое важное — вовлеченность (захваченность), что означает попадание «в ритм» или «в такт» музыки. Когда мы танцуем, то чем-то напоминаем бродяг, которые, прежде чем вскочить на подножку товарного вагона, сначала «подбирают ногу» в такт движения поезда. Захваченные музыкой, наши тела автоматически подстраиваются в танце под ритм, размер и такт звука. Музыка вызывает в организме определенные модельные реакции. Эмоциональные импульсы концертной музыки захватывают аудиторию. Ритмы диско-музыки сплачивают воедино группу, занимающуюся аэробикой. Естественно, не всякая музыкальная фраза вызывает такую реакцию и синхронизирует процессы, протекающие в организме. Барабаны, которые отбивают ритм с частотой 120 ударов в минуту, не могут повысить частоту сердечных сокращений до этой величины. Однако в некоторой степени они вполне способны участить наш пульс, и через пять или шесть минут такого воздействия организм приходит в состояние глубокого успокоения.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

В вас есть ритм

Сердце — великий барабанщик. Играя на барабане, мы активно напрягаем мышцы, активизируем дыхание, ритм сердечных сокращений и волн мозга, что создает обратную связь. Десять минут игры на барабане в день снимают напряжение, заново настраивают внутренние часы мозга и организма и служат стимулятором и успокаивающим средством.

Для этого упражнения вам не нужны ни барабан, ни сложные ударные музыкальные установки. Любая пустая емкость прекрасно подойдет для этой цели. Мне доводилось наблюдать, как пенсионеры в домах престарелых используют для этого перевернутые пустые бачки для мусора, из которых умудряются извлекать необыкновенно привлекательные звуки.

Если вы не уверены в своих способностях барабанщика, помните одно: вы не можете играть плохо.Начинайте барабанить. Даже если вначале звуки покажутся вам монотонными, постарайтесь привыкнуть к ним: пройдет всего несколько минут, и вы почувствуете возбуждение н интерес. Ритм «пробьется» из ваших движений и звука.

Устройтесь поудобнее на стуле или в кресле, установите импровизированный барабан ивозьмите в руки палочки, закройте глаза и ощутите всем организмом ритм сердца. Возьмите палочку и легкими ударами попытайтесь попасть в этот ритм. Продолжайте несколько минут, затем попробуйте перейти на ритм, который в два раза чаще вашего пульса. Через три минуты вернитесь к ритму, который совпадает с сердечным ритмом, н постарайтесь заметить, замедлился он или ускорился. Затем замедлите барабанный бой так, чтобы один удар барабанной палочки приходился на два сокращения сердца.

Повторив это упражнение несколько раз, вы почувствуете, что делать его стало легче. При этом вы можете использовать множество различных ритмических комбинаций. Необходимо примерно десять минут на то, чтобы полностью подстроиться под барабанный ритм и ощутить успокаивающий эффект, который останется с вами на весь день.

 

Хороший музыкальный терапевт всегда подстраивается под клиента — он попадает в его ритм, имитирует модели его движения и дыхания, что создает успокаивающую установку. Такаясинхронизация может привести к возникновению глубокого взаимопонимания между врачом и пациентом (как и между музыкантом и слушателем). Как правило, более сильная сторона задает при этом тон. Тем не менее, согласно закону гравитации, вовлеченность подразумевает взаимное притяжение и взаимный ответ. Врач старается попасть в ритм пациента для того, чтобы постепенно увлечь его за собой и сделать ритм больного более уравновешенным.

Слушая музыку «для настроения», мы погружаемся в среду звуков. Это, как правило, лучше, чем тишина, особенно для людей, страдающих от боли, поскольку тишина усиливает чувство дискомфорта. Легкая ненавязчивая музыка может снять напряжение и волнение за счет того, что она «задевает душевные струны», «создает гармонию» или «настраивает» нас на окружающую действительность. Такой процесс настройки объясняет то, как волны мозга, сердечные ритмы, дыхание, эмоциональный тонус, чувство времени, такт и прочие ритмы организма могут плавно меняться под музыку, которую мы слушаем.

Точно так же как наступает привыкание к отдельным лекарствам, мы можем привыкнуть и к музыке. Тогда прослушивание одних и тех же фрагментов — пусть даже самых замечательных — может ухудшить нашу вовлеченность. К счастью, принцип изо (от греческого слова «изоморфный», что означает «аналогичный по форме») выступает здесь как важный инструмент музыкальной терапии, исключающий такое музыкальное привыкание. За счет плавного изменения ритма, рисунка речи или эмоционального содержания можно добиться постоянной вовлеченности, которая плавно переводит пациента из одного эмоционального состояния в другое.

«Болеро» Равеля ярко демонстрирует «принцип изо». От медленного и спокойного темпа до бешенного и возбуждающего возрастает и эмоциональная выразительность музыки, в соответствии с этим меняется и настроение слушателя. Пьеса «Ученик чародея» французского композитора Дюка и даже молитва Господу, которую миллионы людей произносят во всех протестантских церквях — начиная от «Отче наш» до возвышенного «Королевство, власть и слава», — являются иллюстрацией такого подхода. Музыка, которая отражает этот «принцип изо», никогда не претерпевает резких изменений, не вызывает чувства удивления или ощущения хаоса.

Отвлечение — третий принцип, используемый многими музыкальными терапевтами, — подразумевает применение музыки для отвлечения внимания от боли и дискомфорта. Это и понятно: вы слушаете яркую, победоносную музыку тогда, когда находитесь в подавленном состоянии. Однако отвлечение не длится долго и не меняет фундаментального взаимоотношения мозга и тела. Тем не менее, переведя свой организм в новое (и неожиданное) состояние, за счет отвлечения можно получить временный терапевтический эффект.

За последние полвека музыкальная терапия сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. К 1964 году «Журнал музыкальной терапии» предложил четко обозначенную концепцию, основанную на результатах исследований музыкотера-певтов по таким вопросам, как «Воздействие успокаивающей музыки на электромиографическую обратную биосвязь при лечении взрослых пациентов, страдающих церебральным параличом». Несколько групп ученых внесли большой вклад в то, чтобы эта профессия стала одной из поведенческих наук. В 1998 году Национальная ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ) и Американская ассоциация музыкальных терапевтов (ААМТ) слились в единую организацию — Американскую музыкальную терапевтическую ассоциацию (АМТА). Знания и ценности терапевтического воздействия музыки распространяются сои brio (в натуральном виде) среди широких кругов профессионалов-медиков.

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки более пяти тысяч «музыкальных терапевтов» работают в больницах, реабилитационных центрах, восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских домах, тюрьмах, школах и т. д. Более половины из них работают с психическими больными, умственно отсталыми и престарелыми. Остальные стараются облегчить участь хронических больных (особенно болезнью Альцгеймера и СПИДом), людей с физическими недостатками, жертв сексуального насилия, больных аутизмом, людей с ослабленными слухом и речью, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и с пониженными способностями к учебе. Семьдесят колледжей и университетов в Соединенных Штатах готовят специалистов в области музыкальной терапии.

 

Еще один вдохновляющий признак: в некоторых случаях музыкальная терапия признана официальным средством восстановления в рамках государственной системы страховой медицины. (Если вы пытались получить страховую компенсацию за нетрадиционные или «неформальные» методы лечения, то поймете, что значит такое признание.)

 

 

Медицинское пробуждение

 

Способность музыки объединять и врачевать чрезвычайно важна. Она является самым глубоким нехимическим лекарством.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.