Здавалка
Главная | Обратная связь

Производственная программа: сущность, измерители и показатели



Устойчивое финансовое состояние предприятия, работающего в рыночной экономике, может быть обеспечено при условии постоянного совершенствования и развития производства с целью выпуска продукции в соответствии с меняющимся потребительским спросом.

Важнейшим разделом плана развития предприятия является производственная программа (план производства и реализации продукции).

Производственная программа –это плановый объем производства и реализации продукции, которая по номенклатуре, ассортименту и качеству соответствует требованиям потребителей.

Предприятие формирует производственную программу на основе государственного заказа, заказов потребителей и выявленного на основе маркетинговых исследований потребительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, производящим продукцию, имеющую важное народно-хозяйственное значение (применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой). Их размещение производится на конкурсной основе (проведение тендера).

Производственная программа состоит из трех разделов:

- план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении;

- план производства продукции в натуральном выражении;

- план производства продукции в стоимостном выражении.

Производственная программа на предприятии разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенной в план, объем ее реализации в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием. Ассортимент характеризует состав продукции по видам, типам, сортам и др. признакам. Например, номенклатура НПО «Интеграл» - это микросхемы, резисторы, конденсаторы, диоды, которые в свою очередь подразделяются по параметрам.

2. Определяется объем производства каждого вида продукции в натуральном выражении с календарным распределением внутри планового периода на основе объема реализации и планируемой величины остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

3. Обосновывается объем производства по отдельным видам продукции расчетами производственной мощности по ведущим подразделениям.

4. Рассчитываются стоимостные показатели производственной программе на основе объема реализации и производства продукции в натуральном выражении.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах.

6. Планируется производственная программа по основным цехам предприятия.

При планировании объема производства и реализации важно учитывать возможные сезонные колебания спроса на продукцию, обеспеченность производственными мощностями, трудовыми и материально-техническими ресурсами.

Производственная программа может быть представлена в натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения.

Натуральные измерители (штуки, метры погонные, квадратные, кубические, литры, тонны), а также условно-натуральные показатели (мыло 40-% жирности, млн. штук условного кирпича) используются для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях.

Трудовые измерители выражают объем производства в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах и в сочетании с натуральными показателями используются для определения производительности труда, размера заработной платы, норм выработки, для оценки объема производства и реализации определенного вида продукции.

Стоимостные измерители позволяют определить общий объем и структуру производства, доходы и прибыль.

В плане производства и реализации продукции в стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы как реализованная продукция и товарная (произведенная) продукция.

Реализованная продукция (выручка от реализации) – стоимость готовой продукции, которая должна быть реализована потребителям в плановом периоде. Она определяется по формуле

где - количество реализованной продукции i-го вида, нат. ед.;

- отпускная цена единицы продукции i-го вида, ден. ед./нат. ед.

Продукция предприятия считается реализованной в случае:

- получения денег на расчетный счет предприятия;

- оформления документов по отгрузке продукции покупателю.

Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, выполненных по заказу со стороны, полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих реализации на сторону и может быть представлена следующей формулой

где - номенклатура продукции, полуфабрикатов и услуг предприятия;

– объем продукции, полуфабрикатов и услуг, нат. ед.;

Товарная продукция исчисляется в действующих ценах предприятия, а также в неизменных (сопоставимых) ценах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли, рассчитать средние издержки на один рубль товарной продукции, а вторая – темпы роста производства и изменение ее структуры.

Товарная продукция определяется на основе плана реализации по формуле

где - остаток готовой продукции на начало года, ден. ед.;

– остаток готовой продукции на конец года, ден. ед.

Реализованная продукция отличается от товарной не величину остатков готовой продукции на складе (нереализованная продукция).

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят:

1. Готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк;

2. Отгруженная продукция, срок оплаты по которой не наступил;

3. Отгруженная продукция, не оплаченная в срок покупателем;

4. Продукция на ответственном хранении у покупателя.

На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженной продукции, срок оплаты которой не наступил. Остатки готовой продукции на начало года оцениваются в действующих ценах периода, предшествующего плановому периоду; на конец год – в действующих ценах планового периода.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.