Здавалка
Главная | Обратная связь

Уильям Конгрив, британский драматургXVJIвека



 

Каждый орган нашего тела имеет свою память. Исследования показывают, что то, как сокращаются и расслабляются наши мышцы, то, как мы спим, разговариваем, думаем и беспокоимся, записано у нас внутри — не только в сознании, но и в клетках организма. Доктор Дипак Чопра объясняет, что все атомы, клетки и ткани организма находятся в «невидимой связи», которая представляет собой микроскопические вибрации — то, что традиционная медицина Индии называет «первородным звуком». Те микроскопические колебания, которые удерживают вместе ДНК, утверждает он, являются самой великой силой в природе. Тем не менее бывают случаи, когда последовательность и порядок молекулы ДНК нарушаются, например, как результат болезни или несчастного случая. «В таком случае, — утверждает Чопра, — традиционная медицина Индии рекомендует нам применять специально подобранный первородный звук в качестве формы или шаблона, надетого на нарушенные клетки и позволяющего поставить их на место, не чисто физически, а с помощью вибраций или звуков, которые доходят до сердца Каждой клетки».

Специалисты пй традиционной китайской медицине и философии соглашаются с тем, что звуки и образы воспринимаются, сохраняются и передаются не только посредством мозга, но и через другие структуры и функции организма. Это означает, что в результате заболевания, несчастного случая или травмы болезненные эмоции и негативный опыт могут оказаться замкнутыми внутри организма, оставаясь там в течение недель, месяцев и даже лет, ожидая своего высвобождения. Во многих случаях этого можно добиться с помощью правильного применения звуков и образов.

Вот вам иллюстрация. Однажды ночью во время поездки на машине вместе со своей двенадцатилетней дочерью Лиззи Алана врезалась в другой автомобиль. Автомобили разбились, но, к счастью, никто из пассажиров серьезно не пострадал. Однако мать Лиззи стала страдать от очень сильных болей и судорог в левом плече, поэтому прибегла к помощи звукового терапевта Джой Гарднер-Гордон, чтобы снять эти болевые ощущения. Гарднер-Гордон заставила Алану вспомнить аварию и издавать звуки» которые выражали боязнь за свою жизнь и жизнь ребенка.

«Ее тело мгновенно скрючилось, поскольку мозг дал сигнал мышцам и тканям быть в состоянии готовности, — пишет Гарднер-Гордон в книге "Исцеляющий голос". — Крик был сигналом подсознанию о том, что столкновение произошло и теперь можно расслабиться». Через два месяца лечения тонированием Алана стала чувствовать себя совершенно нормально.

Голос — наиболее мощное средство для снижения боли и других отрицательных эмоций и возвращения к нормальному самочувствию. В книге «Медицина звука» Ли Мэгги Гарфилд приписывает популярность оперного искусства способности этого жанра вызывать сильные эмоции. «Любители оперы слушают певцов не только ради их блистательного исполнения, но и для того, чтобы испытать особые чувства от нот, которые певцы берут в своих ариях, — пишет она. — Чаще всего любители оперного искусства с Нетерпением ждут особой верхней ноты в драматическом сопрано, которое необыкнбвенным образом задевает тайные струны их души. После этого любитель пения чувствует себя успокоенным и вдохновленным весь вечер».

В 1980-х годах я потратил три года на то, чтобы создать музыку, основанную на ритмах дыхания и наблюдениях за циклами расслабления. Такую музыку, которая обеспечивала бы более свободную циркуляцию энергии и могла бы поддерживать внутренние органы, системы и функции в «тонусе». В это время я сочинял музыку для замечательного проекта, который реализовал доктор Виктор. Бисли, автор книги «Ваше электро-вибрирующее тело». Вместо обычного процесса расслабления, во время которого вы мысленно перемещаетесь по своему телу от головы до кончиков пальцев на ногах и обратно, Бисли предлагает пациен--ту рассматривать систему организма в целостном виде. Например, он просит вас подумать о собственной коже и представить каждую ее клеточку. После этого он просит вас представить себе жидкость, которая пульсирует в вашем организме, или все нейроны, которые действуют в вашей нервной системе. Моя задача превратить все эти странные умственные образы в звук и музыку. В результате родились произведения: «Симфония для внутреннего употребления», балет «Танцы для лунатика», а также другие произведения, направленные на активизацию образности и изменение физических функций. Наряду с этим я сочинял музыку для экспериментов Ламазе по новым формам деторождения. Музыка предполагает глубокое дыхание, которое даст возможность роженице чувствовать себя более комфортно.

 

Музыка и «внутренний пейзаж»

 

Музыка может изменять восприятие пространства. Это одно из самых великих достижений синтезатора. До 1960-х годов композиторы и исполнители полагались только на соборы, водоразделы и создающие эхо горы для того, чтобы создать чувство архитектурного пространства и придать музыке объемность. Григорианские песнопения, усиленные длинными реверберациями в монастырях, часовнях и соборах, как и повторяющиеся буддистские песнопения, являются примером звуков, которые использовались для того, чтобы усилить в человеке чувство осознания самого себя, продлить молитву и повысить концентрацию. Медленные композиции романтического, классического и барочного периодов также давали бальзам душе, позволяя мозгу свободно «плавать» в струях звука. С наступлением эпохи синтезаторов композиторы получили возможность воссоздавать различные звуковые эффекты, возникающие в замкнутом пространстве, чтобы пробудить таким образом память, которая дремлет в организме человека. Многие связывают зарождение этой музыки с Тони Скоттом и Полом Винтером в 1960-х годах. Однако этот жанр музыки имеет более чем вековую историю. Гуляя по Булонскому лесу в 1889 году, Клод Дебюсси услышал очень странную музыку. Казалось, она буквально ввинчивается в пространство вокруг него. Молодой французский композитор понял, что он слышит не мелодии, а само пространство. Эта странная пентатоническая музыка обволакивала его, переполняла чувством цвета и контрапункта. То, что он в действительности слышал, было оркестром гамеланов из Индонезии, который играл в честь открытия всемирной выставки, которая проводилась в дни столетия Французской революции и в честь окончания строительства Эйфелевой башни. После этого открытия Дебюсси понял, что музыка имеет пространство, дух, запах и цвет, которые до того момента никому не удалось выразить. После этого написанная им музыка приобрела новое качество. Из таких его композиций, как «Следы на снегу», «Утонувший собор», «Лунный свет» и «Полдень фавна», родился импрессионизм. Был дан толчок атмосферной и современной музыке.

Традиционные индонезийские фольклорные оркестры, известные под названием гамелан, приезжали в Париж в 1960-х годах. На мой взгляд, никакой звук не оказал столь глубокого влияния на новое музыкальное искусство Запада, тем не менее далеко не все на Западе знакомы с таким музыкальным явлением, как гамелан. В каждой из моих поездок в Бали, на один из наиболее прекрасных индонезийских островов, я вспоминал мощь древних индуистских мифов, которая отражена в металлических звуках гонгов и ксилофонов. Звуки га-мелана с их отчаянными каскадами и плавными вспышками пробуждают глубины и высоты нашего духа. Как и Дебюсси, я понял, что мир звуков существует далеко за пределами нашего консерваторского образования. Я могу легко понять, почему ему так не хватало возможностей фортепиано, этой «выжимки» из звука. Поэтому музыка Дебюсси является бальзамом и фимиамом для души.

По мере того как мы постигаем новые электронные формы глубокого слушания, соединяя вместе музыку окружающей среды, синхронизацию волн мозга и минималистские структуры, мы все чаще обнаруживаем, подобно Дебюсси, важность замедления ритма жизни для того, чтобы сохранить контакт с самим собой. «По мере того как наш мир становится все более динамичным, — пишет Джозеф Ланза в книге "Музыка подъема", — наша музыка становится все более заполненной пространством, чтобы уравнять свой бег с внутренними биологическими часами». Музыка окружающей среды создается не для того, чтобы развлекать или стимулировать интеллект. Она призвана воздействовать на организм и чувства человека, позволяя восстановить наш «внутренний пейзаж», придать нашей жизни ощущение пространства и воссоединиться с ритмами природы.

Несмотря на все эти достоинства, расслабляющая музыка имеет определенные ограничения. Зачастую активная, динамичная музыка, которая связывает нас с конкретным моментом, является более подходящей. В некоторых ситуациях джаз может даже спасти жизнь или по крайней мере не потерять связь с нею, в то время как «Нъю-эйдж» и музыка окружающей среды способны поставить ее Под угрозу. Таковы выводы исследования, проведенного в 1993 году.

Во время эксперимента/который длился десять недель, служба социальной защиты штата Флорида ставила различную музыку в то время, когда звонившим предлагалось подождать, пока освободится психолог для разговора с ними. Каждый день кризисный центр получал около тысячи звонков с жалобами на насилие или эксплуатацию детей, неуважительное отношение к инвалидам или пожилым людям. Система автоответчика проигрывала различные типы музыки: классическую, популярную, расслабляющую, кантри и современный джаз. После этого эксперимент был повторен. Во время эксперимента самое меньшее число рассоединений, когда ожидающий клал трубку, происходило во время исполнения джаза, куда входили отрывки из музыки Майлса

Дэвиса, Арта Фармера, Джона Мак-Лаулина или Эстера Филлипса. Расслабляющая, естественная музыка давала самое большое количество рассоединений.

 

Образность и расслабление

 

Музыка для расслабления и снятия стресса позволяет организму высвободить и разрядить накопившуюся внутри отрицательную энергию. Тем не менее приближение и доступ к подсознанию требуют особой заботы. Слишком глубокая степень расслабления может привести к усилению боли, вызвать симптомы, которые слишком быстро проявляются. Это то же самое, что вмешаться в естественный процесс выздоровления. В том, что касается глубоко укоренившихся психологических проблем, вызванное музыкой расслабление иногда может дать поверхностный эффект. Если у слушающего нет соответствующей подготовки или руководства, музыка может стать катализатором и вызвать в его мозгу всевозможные темные образы.

Пугающие образы можно вызвать и без помощи музыки. Рассмотрим такой случай. Приезжает скорая помощь, пострадавшего укладывают на носилки, звучит громкая сирена, которая вызывает панику во всем районе. Транспортировка в больницу может вызвать заболевание! Гораздо лучше с терапевтической точки зрения (а также и более гуманно) было бы в машине скорой помощи надеть на больного наушники и включить успокаивающую музыку. Предпочтительно, чтобы это была музыка без вокала, построенная по принципу шестидесяти импульсов или ударов в минуту. Такая музыка помогла бы пострадавшему расслабиться, стабилизировала, его дыхание и смягчила последствия экстренной эвакуации.

Аналогичный подход целесообразно применять и в больнице. Моя знакомая Джуди сопровождала мужа в приемный покой больницы, когда у него возникли сильные боли в груди. После того как мужа проводили в палату, она перешла в комнату ожидания и увидела, что по телевизору показывают хирургическую операцию. На следующем канале преступник стрелял в полицейского из револьвера. Переключив телевизор на следующий канал, она увидела льва, пожирающего газель. К тому моменту, когда Джуди выключила телевизор, она от волнения не находила себе места. А ведь она не была пациентом! В книге по психологии медицины Норман Коузинс вспоминает историю, связанную с одним исследованием. В больнице пациенты с сердечными заболеваниями гораздо чаще умирали в присутствии лечащих врачей, чем в другое время. Очевидно, что их страхи в присутствии доктора нарастали и способствовали смертельному исходу!

Использование спокойных образов в качестве подготовительной меры перед хирургической операцией также оказывается чрезвычайно эффективным. Я рекомендую, чтобы больной подобрал альбом или сборник легкой классической музыки, не слишком медленной и не слишком быстрой, которая не связана с текстом, ведь он может вызвать нежелательные образы. Лучше всего использовать музыку без вокала, инструментальные записи ваших любимых мелодий, которые могут оказаться наиболее полезными. В течение трех дней перед операцией слушаете эту музыку, закрыв глаза. Представляйте себе успешный исход операции и повторяйте такие слова: «Я выздоравливаю». Это будет репетицией послеоперационного восстановления и поможет вам скорее привести себя в норму под ритмы музыки. Нужно сказать врачу или сестре, чтобы они включили музыку в послеоперационной палате, когда вас привезут туда. При этом магнитофон или проигрыватель можно поставить на автореверс. По мере того как вы начнете выходить из наркоза, музыка поможет вам: Вы почувствуете, что операция окончилась и начался процесс восстановления.

 

«Эффект плацебо»

 

Образность часто трактуется как своеобразное плацебо, т. е. таблетка, которая не содержит лекарства, но за счет самого факта часто дает положительный эффект. Конечно,.трудно сравнить клинический эффект от позитивного мышления, веры в выздоровление и образности. Даже наиболее подготовленные медики не могут разобраться в таких тонкостях. Тем не менее, признавая и неоднократно убедившись в «эффекте плацебо», современная медицина вынуждена признать, несмотря на весь свой скептицизм, .что плацебо «работает».

В своей профессиональной деятельности я постоянно сталкивался со свидетельствами силы ума. Я постоянно напоминаю студентам, среди которых в основном специалисты по охране здоровья, Преподаватели и музыканты, что для большинства излечимых болезней двадцать пациентов всегда поправляются вне всякой зависимости от системы, методов лечения или врача. К сожалению, другие двадцать процентов не поправятся независимо от того, сколько скрипичных концертов Моцарта они прослушали. Наша задача — сосредоточиться на тех шестидесяти процентах, которые остаются между этими категориями и могут получить большое облегчение от терапии с помощью музыки.

Истинным чудом являются не случаи чудодейственного исцеления от неизлечимых болезней, а сама возможность использования музыки и тонирования для того, чтобы повысить качество нашей жизни. Начиная от простейших земляных червей, которые выполняют колоссальную работу в области эволюции (по Дарвину), до учения Зен Догена о том, что «каждая капля воды делает море чуть-чуть глубже», нам постоянно напоминают, что самые великие изменения в жизни являются результатами медленных, постепенных и накапливающихся эффектов.

«Эффект плацебо» имеет уникальную музыкальную историю, которая чрезвычайно важна для понимания «эффекта Моцарта». В латыни слово плацебо означает «я понравлюсь». Оно пришло в английский язык в конце XI века. Плацебо является первым словом первого антифона псалма 114, который распевали во время вечери, особой католической службы, которая проводится по воскресеньям в святые дни. Вечеря представляет собой шестой ежедневный канонический час, время для молитвы после полудня или вечером. В это время псалмы обычно пели во славу Господа, для исцеления больных и во имя вечной памяти павших.

Нетрудно проследить, как «концепция плацебо» стала привычным словом. В средние века плацебо означало силу слушания священной музыки, которая исцеляет мозг, тело и душу. В более позднее время, когда власть церкви уменьшилась, а священная музыка, в частности григорианские песнопения, почти полноетью были забыты, это слово перешло в медицинский лексикон. Медицинский словарь Хупера 1811 года объясняет плацебо как «любое лекарство, которое дают, чтобы успокоить пациента, а не принести ему конкретную.пользу». Сэр Вальтер Скотт использовал это слово в романе «Сент-Руан»: «Ничего серьезного мы не планируем. Просто плацебо — небольшое отвлечение для поднятия духа и увеличения эффекта прогулки по воде». Многие произведения Моцарта, как и музыка стиля барокко и классическая музыка тех времен, замышлялись как фоновая музыка — дивертисмент, а плацебо — для сановных вельмож и знати.

Сегодня под плацебо понимают не только то, что предназначено для снижения боли, но и пассивное вещество, которое используется в качестве «контрольного» при проведении научных экспериментов. Медицинские исследования постоянно показывают, что около одной трети испытуемых пациентов, которым дают таблетки из сахара, легкий соляной раствор или какой-нибудь другой заменитель, а не лекарство, замечают улучшение своего состояния. Врачи часто прибегают к плацебо при лечении таких заболеваний, как кашель, простуда, головные боли, морская болезнь, нервозность и различные виды болей.

Поэтому если образность имеет «эффект плацебо», то как она работает? Ключ можно найти в экспериментах, которые датируются еще 1930 годом, когда Эдмунд Якобсон разработал свою прогрессивную для того времени систему мускульного расслабления. В исследованиях физиологии мышц в университетах Чикаго, Корнелла и Гарварда Якобсон пришел к выводу, что когда он помещал электроды на соответствующую мышцу и просил пациента думать, например о ходьбе, то ЭМГ (электромиография) показывала возникновение электрических сигналов только в тех мышцах, которые работают при ходьбе. То же самое оказывалось верным, если он просил испытуемых представить себе отдых, пережевывание пиши или прыжки. Нам легче будет это понять, если мы вспомним мышечное напряжение, которое возникает у нас в организме в процессе сна. Образы, которые мы видим во сне, вызывают соответствующие сигналы в мышцах и органах тела.

В настоящее время проводятся многочисленные исследования, которые должны пролить свет на физиологические механизмы, которые стоят за «эффектами плацебо». В Калифорнийском университете в городе Сан-Франциско двадцать три пациента, у которых были удалены зубы, получили укол с плацебо спустя несколько часов после этой зубоврачебной операции. Более трети сообщили о том, что плацебо уменьшило боль. Само предложение и факт введение этого лекарства стимулировали выработку собственных эндорфинов — естественных веществ анестезии человеческого организма, которые повышают чувство комфорта и снимают боль. Когда эти же испытуемые позднее получали другие лекарства, которые блокируют образование эндорфинов, боль возвращалась в любом случае. Сила воображения или умственных образов была нейтрализована. Этот эксперимент показывает, что взаимосвязь, которая существует между мозгом и телом, позволяет организму выделять собственные, реальные и действенные болеутоляющие вещества в ответ на лечение «пустышкой».

В процессе исследований влияния образности, записанной на пленку музыки и активного расслабления на рабочих одного предприятия Джин Ахтенберг и Френк Лоулис пришли к выводу о положительном воздействии этих приемов на повседневные ритмы и гормональный уровень организма. В другом исследовании Ахтенберг, Лоулис и их коллеги обнаружили, что образы и музыка приводили к образованию более высоких уровней основных меток (маркеров) в иммунной системе (IgA).

Результаты этих и подобных экспериментов наряду с возникновением психо-нейро-иммунологии новой отрасли знаний много сделали для того, чтобы устранить сомнения относительно влияния музыки и образности. Норман Шили, доктор медицины, который активно занимается уменьшением боли и восстановлением здоровья в клинике в городе Спрингфилд, штат Миссури, сообщает о том, что расслабление, музыка и методы визуализации являются самыми важными приемами терапии, которые он предлагает пациентам. Доктор Нил Олшан, другой специалист по хроническим заболеваниям, сообщает, что почти шестьдесят процентов его пациентов научились контролировать свою боль с помощью образности и практически вернулись к активному образу жизни.

Плавание в подсознании

 

Кажется, что сознание является лишь островком, окруженным океаном подсознания, о котором мы ничего не знаем и о существовании которого часто не подозреваем.

Кен Уилбур

 

Каким образом образное мышление, воображение и музыка могут проникнуть в подсознание? На протяжении последних двадцати пяти лет одним из наиболее выдающихся исследователей, которые ставили перед собой этот вопрос, была Джин Хьюстон, в экспериментах которой используются музыка и творческая визуализация, чтобы возродить в каждом человеке мистические образы. Во время своих сеансов, которые длятся от трех до пяти дней, Хьюстон и ее актерская труппа, музыканты и танцоры, стараются воссоздать различные мифические истории, такие как «Одиссея», «Персифаль», «Волшебник изумрудного города» или легенды об Изизе и Осирисе. Они используют это для иллюстрации того, каким образом испытуемые могут легко воспроизвести образы и ритмы, так как они очень похожи на их собственные.

Сколько современных Орфеев дремлет внутри нас. Талант нужно обнаружить и вывести наружу. Кто из нас не подпадал, подобно Одиссею и его товарищам, под волшебное влияние хора сирен, который убаюкивает и тянет за собой в пропасть? Хьюстон приходит к выводу, что использование актеров для восстановления этих архетипичных драматических произведений создает гораздо более сложные образы, чем простая визуализация.

Музыка и образность могут заставить нас погрузиться в наш собственный мир. Я часто сравниваю это с путешествием. С одной стороны, люди испытывают похожие страхи — страх оставить свой дом и путешествовать в местах, где странные знаки и символы, где другой язык и незнакомый климат. Иногда хочется исследовать такой мир самостоятельно, не руководствуясь ничем, кроме собственной интуиции. С другой стороны, приносит пользу чтение всевозможных справочников, изучение карт. Мы можем также заказать строго спланированное путешествие, которое выполняется по графику. Несмотря на все страхи, любопытный путешественник всегда найдет способы исследовать новое, выстроив свой баланс между тягой к приключениям и чувством опасности.

На моих учебных семинарах я стараюсь быть таким гидом для слушателей. Иногда я совершаю с ними путешествия посредством музыки, поскольку очень важно, чтобы они обнаружили для себя новое в музыке и научились существовать в новой обстановке. С другой стороны, я часто веду себя более активно, работая над более глубоким внедрением музыки в их подсознание.

Для того чтобы путешествовать по нашему внутреннему миру, нужно оставить позади свою логику. Мы по-разному плаваем в бассейне и у побережья моря и ощущаем совершенно другой опыт, попав в Тихий океан. Существует много способов испытать душевные глубины, находясь у себя дома. Для одних океан является замечательным местом, полным чудесных рыб. Для других это темная, холодная пропасть, кишащая невидимыми акулами, готовыми проглотить вас. Все это есть в подсознании, от самого приятного до самого ужасного. Правильно подобранная музыка может помочь нам исследовать эти глубины, как будто мы опытные ныряльщики, готовые увидеть прелесть и ужас внутреннего подводного мира.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Дирижируя собственной Жизнью

Представьте себе, что вы обладаете мощью великих дирижеров современности: Тосканини, Бернштейна, Осавы или Джона Уильямса. Совершенно немузыкальные люди, музыканты-любители и даже опытные профессионалы могут получить пользу от простого упражнения, которое начинается и оканчивается в нашем воображении. Выберите музыкальную запись (например, «Второй концерт си-минор для скрипки» Паганини, увертюру к «Летучему голландцу» Вагнера, какую-нибудь из симфоний или фортепианных концертов Бетховена или звуковую дорожку к фильму «Звездные войны»). Закройте глаза и спокойно постойте минуту или две, стараясь расслабиться, снять напряжение с ног, колен, бедер, позвоночника, кистей рук, плеч, локтей и головы. Когда музыка зазвучит, представьте себе, что вы великий дирижер и стоите перед знаменитым оркестром. Пытайтесь выплеснуть из своих рук ритмы, эмоции, всю прелесть музыки. В то же время почувствуйте, что музыка дирижирует вами,наполняет ваше тело, оживляет руки и йоги.

Старайтесь попеременно дирижировать коленями, бедрами и головой. Только ие нужно танцевать, просто дайте возможность рукам и туловищу двигаться в такт музыке, представляйте себя скульптором, который лепит свои произведения из звука.

Проделайте этот эксперимент с одной и той же музыкой в течение пяти дней. Когда вы хорошо узнаете ее, пусть ее дух окружает и наполняет вас. Затем представьте, как будто оркестр сидит перед вами: слева от вас скрипки, далее виолончель, духовые инструменты, литавры в середине, ударные инструменты сзади, контрабасы справа. Пусть музыка наполняет вас.

Делая такое упражнение десять или двадцать минут каждый день, вы приведете в норму волны мозга. Оно позволит раскрыться вашим творческим способностям.

В отличие от наркотиков, которыми пользуются некоторые 1юди для того; чтобы создать внутри себя различные психические :остояния, музыка не приводит к образованию диаболических моделей и наркотической зависимости. Когда мы путешествуем в лире музыки, у нас становится ясной голова и мы осуществляем больший контроль над своим сознанием. Мы всегда можем уменьшить громкость музыки или выключить ее совсем, а если что-то «естественное или угрожающее всплывет из глубин нашего со-шания, мы можем дать этому страху исчезнуть.

Наш выбор музыки, то время, которое необходимо нам для того, чтобы попробовать это, ощутить все подводные течения, в каждом случае уникально. Музыка может казаться столь безопасной и комфортной, что воды будут представляться нам богатыми и питательными, нам будет казаться, что мы видим толщу насквозь до самого дна. Слушая другую музыку, нам будет казаться, что мы глядим в пустоту, как бы видим образ собственной смерти. Поскольку в жизни время от времени приходится заглядывать в эту пустоту, музыка и образность помогают нам пережить такие моменты и преодолеть самые сильные страхи. Мы можем научиться преодолевать водные преграды или плыть вокруг источника проблем. В то же время музыка может научить нас любить невидимое и даст уверенность в поисках вечности.

Во время одной из поездок 1956 года Маргарет Тилли, пианистка и музыкотерапевт, посетила Карла Юнга в его доме в Кус-нахте. Во время разговора она спросила великого психоаналитика о его отношении к музыке. «Моя мать была прекрасной певицей, как и е& сестра, а моя дочь — прекрасная пианистка, — ответил Юнг. — Я знаю всю музыкальную литературу. Я слышал практически всех великих исполнителей, но больше не слушаю музыку. Она истощает и раздражает меня». Удивленная таким ответом, Тилли спросила, почему. На это Юнг ответил: «Дело в том, что музыка имеет дело с таким глубоким архетипным материалом, что даже те, кто исполняет ее, до конца не понимают этого».

Во время этой встречи Юнг попросил Тилли продемонстрировать, как она использует музыку для лечения своих пациентов. Очень удивленный, он воскликнул: «Это открывает новую страницу исследований, о которых я никогда не думал. Из-за того; что вы показали мне сегодня, я чувствую, что отныне музыка станет существенным элементом любого психоанализа. Она поможет добраться до самого глубокого архетипного материала, до которого мы иногда можем только дотянуться в работе с пациентами. Это просто великолепно».

Несмотря на то что Юнг так и не стал использовать музыку в своей работе к концу жизни, он стал считать музыку воротами, через которые можно проникнуть в коллективное подсознание. Его особенно интересовали циклические формы многих композиций, он рассматривал сонату, основанную на четырех движениях, как символ подсознательных процессов. «Мы знаем, что творческая энергия подсознания захватывает художника или музыканта своей силой инстинктивной волны, — высказала свое наблюдение Патриция Уорминг, последователь Юнга в Сиэтле, использующая музыку. — Она часто так захватывает человека, вне зависимости от прошлой жизни, здоровья или счастья. Такой человек становится средством личностного переноса. Такие великие музыканты, как Моцарт и Бетховен, знали, что дух вселится туда, куда они укажут».

В конце 1980-х годов Уорминг проводила вместе со мной семинар, и я попросил ее провести вокальное сканирование. По мере того как звуки, издаваемые ею, становились все более сильными, я дал ей мысленную команду превратить их в песню. Ее глаза были закрыты. Я подвел ее к пианино и стал ей аккомпанировать. Казалось, что она «пела на голоса». Патриция рассказала после, что ей никогда не могло бы прийти в голову, что песня как бы родится у нее из самой глубины. Но это еще не было концом опыта. В ту ночь ей приснился сон, что она находится на берегу океана в небольшой хижине, где должна готовить себе еду. Но тут случилось небольшое землетрясение, и она не смогла найти кухонные принадлежности. Она истолковала этот сон таким образом, что в ее сознании произошел какой-то сдвиг и она больше не сможет готовить себе пишу по-старому. Таким образом, через свой голос Уорминг обнаружила в себе необходимость перейти на новую Диету, а впоследствии помогала пациентам добраться до глубин своего архетипного материала.

 

Управляемая образность и музыка

 

Самое современное терапевтическое использование музыки и образности сегодня известно под названием «Управляемые образность и музыка» (УОМ). Этот способ помог Джерри выбраться из глубочайшего аутизма в той истории, которая была рассказана в начале этой главы. В 1960-х годах начались исследования в университете Джона Хопкинса в городе Балтимор. Поначалу изучались наркотик ЛСД и его воздействие на искусство, художество и другие формы проявления творчества. Из ранних экспериментов возникли наука искусствотерапии (которая включает спонтанное рисование кругов, фигур и прочих образов), система дыхания, а также изобразительные средства под музыку, которые используются в клинической практике.

Впервые метод УОМ, открытый музыкотерапевтом Хелен Боиии, доктором философии, развился в современную модель лечения «одни иа один» в частной психологической практике. В ранних исследованиях, связанных с наркотиком ЛСД в Мериленде, Боиии обнаружила, что музыка помогает пациентам восстановить контроль иад собой и полиостью погрузиться в свой опыт, разбудить эмоции и поддерживать сознание в течение длительного времени. Это стало основой естественного выздоровления. Бонни обнаружила, что пиковые примеры опыта — моменты великих прозрений и мудрости — может пробудить музыка. Опираясь на опыт во времени, музыка создает чувство вечности, безвременья. Боиии с коллегами удалось показать, что музыка находит дорогу к самым глубоким областям нашей психики через эмоциональную боль, потери и даже смерть. Музыка дает возможность мозгу исследовать неведомое безопасным и целенаправленным образом, а не посредством хаотичной, иервиой перегрузки, которая часто сопровождает использование наркотика ЛСД.

Несмотря на то что термин неправильно понимают, да и вообще назвали неверно (в этом процессе нет никакой «управляемой образности»), метод УОМ представляет собой методику, при которой музыка сама становится гидом, позволяющим создавать образы. «УОМ подразумевает слушание в расслабленном состоянии избранных музыкальных фрагментов для того, чтобы сбросить оковы с творческой фантазии, символического мышления и глубоких чувств, которые возникают из глубокого осознания самого себя», — поясняет Бонни. Во время сеансов УОМ терапевт помогает клиенту (которого обычно называют «путешественником») исследовать образы по мере их появления, вместо того чтобы интерпретировать символику и ставить диагноз. Самый главный диагноз терапевта здесь — поддерживать поток сознания, последовательность образов, которые появляются из глубин сознания, и поощрять «путешественника» выражать свои эмоции.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Музыка для массажа

Музыка помогает делать массаж.

В этом упражнении вам нужно поставить три разных музыкальных отрывка для друзей, членов семьи или клиентов, которым делают массаж.

Во-первых, для того чтобы ввести человека в расслабленное состояние, нужно поставить медленную, фоновую музыку, которая создает безопасную среду, способствует глубокому дыханию и высвобождает мысли и чувства. Как пример можно назвать «Гимнопедии для фортепиано» Эрика Сатье и музыку «Нового века», исполняемую на флейте (например, работы Карлоса Накай и Джона Ранье).

Во время массажа обычно происходит глубокая проработка мышц и органов организма, а мозг при этом впадает в расслабленное полусонное состояние. Здесь пригодится музыка с медленным пульсом или такая, которая позволяет организму «выпустить» напряжение. Это «Глубокое слушание» Полин Оливерос, «Вечером в четверг» Брайана Эно или «Музыка для аббатства святого Клемента» Стюарта Пемпстера.

На заключительном этапе поставьте такую музыку, которая приятна, мелодична и имеет несколько более быстрый ритм (между 50 и 60 ударами в минуту). Это медленные и плавные пьесы Моцарта из концертов для фортепиано или арфы, которые помогают построить мост между теми ощущениями, которые вызывает массаж, и миром, в который мы вынуждены вернуться.

Если расслабить челюсти и издавать звуки («мычать», бормотать или напевать), пока массажист над вашим телом, можно добиться еще большего эффекта. Можете попросить, чтобы тот, кто делает вам массаж, тоже что-нибудь напевал или произносил полустонущий звук «а-а-а» в течение первых десяти минут. Это добавит массажу внутренний резонанс.

Если слушать музыку в расслабленном состоянии, она становится чем-то вроде катализатора, дающего волю состоянию, похожему на сон наяву. Во время сеансов УОМ, которые обычно длятся от тридцати до сорока пяти минут, сознательное и подсознательное состояния начинают общаться друг с другом посредством музыки, речи, символов и эмоций. УОМ создает то, что Бонни называет «почвой для встречи подличностных основ или различных частей человеческой сущности». Посредством символов музыка служит «полем дружественной битвы, а также удобным вместилищем, где противоречия человеческой личности мирно сосуществуют».

Специалисты-практики, применяющие УОМ, составили для себя комплекты записей классической музыки, основанные на принципах вовлечения (согласования физического и эмоционального ритмов) и «изо» (плавное изменение скорости). При этом медицинские исследования документально подтверждают положительные физические и психологические результаты. В госпитале Джефферсона в городе Порт-Таунсенд (штат Вашингтон) врачи и сестры фиксировали снижение ритма сердечных сокращений и кровяного давления у пациентов, которые слушали записи, составленные Бонни. При этом наблюдались положительные изменения по шкале эмоционального рейтинга. Эта шкала широко используется как мера степени взволнованности и общего состояния пациентов. При испытаниях с пациентами из отделения хирургии боль и напряжение снижались, и таким больным нужно было меньше болеутоляющих медикаментов.

После многих лет упорных тренировок профессионалы научились анализировать любой образ, который возникает в сознании пациента во время сеансов. Такие специалисты проходят специальную сертификацию в Ассоциации музыки и образов (АМО). Некоторые высшие школы также предлагают курс подготовки по УОМ, но большинство студентов получают необходимую подготовку в институтах. Этот метод помог тысячам людей.

Метод УОМ повлиял и на мою теорию обучения. Йоханнес, студент выпускного курса, который изучал поэзию и живопись, учился в одном из моих классов. То, что он писал как поэт, было мечтательным и расплывчатым. Преподаватели называли его романтиком без структуры. Как и многие молодые люди, кто перегрузил себя музыкой «Нового века», он нуждался .в том, чтобы воплотить свою чувствительную натуру в реальность. Во время третьего занятия произошло озарение. «Богоявление» началось тогда, когда Йоханнес закрыл глаза, расслабился, стал глубоко дышать в течение десяти минут, в то время как я рассказывал ему о том, как разные виды творчества влияют на самочувствие. Затем я стал играть первые музыкальные фразы Второй симфонии Сибелиуса, после чего продолжил исполнить «Парящего жаворонка» Воэн-Уильямса, «Санктус» Фавра, «Прелюдию си-минор для фортепиано» Баха и наконец «Аллилуйя» Моцарта.

Во время первого произведения Йоханнес «увидел» образы, которые были связаны с увечьем, которое он получил во время автомобильной аварии, когда ему было восемь лет. Он рассказывал о кошмарах и страхах, которые переживал в начальной школе, боясь, что кто-то неожиданно ударит его сбоку. Когда он слушал «Парящего жаворонка», то представлял себя птицей, летающей высоко в облаках, чувствуя, что там его никто не ударит. В этом полете он чувствовал себя в полной безопасности. Во время пьесы Фавра он рассказывал о плавании, когда ты погружаешься в морскую пучину и не можешь достать ногами дна.

Во время исполнения Баха началось превращение. Йоханнес увидел себя твердо стоящим на суше. Он увидел себя в выпускном классе школы, над головой облака и чистый воздух, невдалеке небольшой пруд, а перед ним старая деревянная парта. Он видел, как садится за парту и начинает писать стихи обеими руками, «забирая» мысли и слова прямо из воздуха и воды, ощущая силу организма. Во время исполнения Моцарта Йоханнес видел себя соединяющим воедино все отчаяние и неприятности своей жизни. Все его страхи исчезли, он почувствовал, что может двигаться вперед.

После проведения этих занятий стихи, которые писал Йоханнес, очень изменились. Он начал писать эпическую поэму, у которой была четкая структура. Йоханнес стал журналистом, пишет великолепные статьи и всегда укладывается в жесткие сроки работы.

Как показывают истории Джерри, Патриции Уорминг и Йоханнеса, энергия музыки может многое изменить в нашей жизни, не только здоровье и благосостояние.

 

ГЛАВА 7

Интеллект звука

Повышение качества обучения и развитие творчества с помощью музыки

 

Мне кажется, что нация, которая списывает музыку со счетов, находится под угрозой быть уничтоженной.

Ричард Дрейфус, лауреат премии «Грэмми» за 1996 год

 

Бобби был сверхактивным ребенком в моем классе. Он не юг усидеть на месте. Почти все время кричал, мешая другим детям. Когда он писал что-то, можно было буквально ощутить напряжение и злость, которые накопились в нем. Закрученная пру-синой сила его личности выливалась в слова. Дома Бобби был толь же неуправляемым, и его родители не могли контролировать его действия.

Спустя несколько месяцев занятий с ним по образности, ко-орая была связана с потребляемой пищей или с_его активной деятельностыо, мне наконец удалось заставить Бобби закрыть глаза и несколько секунд «промурлыкать»: «м-м-м, м-м-м». Он проделал это в течение нескольких минут, и вдруг произошло то-то поразительное: напряжение ушло из его плеч, а голос стал мягче. Учителя также заметили, что когда Бобби начинал бормотать или напевать, его нервное напряжение снижалось. На следующий год, когда он стал заниматься музыкой, атмосфера в школе изменилась.

«Учитель музыки в нашей школе добивался большего успеха с помощью песенки "Раз картошка, два картошка, три картошка, четыре", чем все психологи, детские психиатры и консультанты вместе взятые с их таблеточной индустрией», — рассказал бывший директор начальной школы в городе Вашингтон.

Дело здесь не только в эмоциональной нагрузке. Исследование, проведенное в Техасе, показало, что у студентов, которые участвуют в оркестрах, показатель SAT всегда выше среднего.

К сожалению, из-за недопонимания важности музыки для развития нервной системы подростка финансирование музыкальных кружков неуклонно сокращается. История, которая рассказана в фильме «Опус мистера Холл айда», звучит поздним сигналом. Фильм повествует о путешествии композитора-исполнителя (Ричард Дрейфусе), которому нужны деньги. Он решил год преподавать в школе до тех пор, пока не наступят лучшие времена. Тридцать лет спустя всеми любимого учителя выгоняют из школы накануне его полной победы, поскольку ученики и коллеги стали ненавидеть его за исполнение его великого произведения.

Мистер Холланд представляет тот тип учителей, которые лишились работы из-за того, что у них не хватало знаний по психологии, чтобы отстоять и защитить свое дело. Тем не менее звук и музыка являются условием обеспечения хорошего здоровья и выработки искусства общения. В этой главе мы попробуем исследовать то, как «эффект Моцарта» может улучшить память, качество учебы и повысить творческие способности человека. Мы покажем, как музыка используется в процессе образования и бизнесе.

 

Более гармоничная учеба

В произведении «Диалоги» Платон описывает банкет, на котором обсуждаются великие идеи. На фоне легкой музыки и непринужденного разговора появляется пьяница Альцибиад, который нарушает всю атмосферу, создав хаос громкими грубыми звуками. Платон описывает, как Сократ пытается образумить Альцибиада. У него ничего не получается, тем не менее банкет удался. Сократ хорошо знает о собственных ритмах и ритмах других людей и не дает беседе угаснуть. Если мы восстановим знания Сократа, то сможем достаточно успешно «дирижировать» ритмами сегодняшнего дня и создать оптимальную обстановку для учебы.

Для начала можно использовать ритм в качестве инструмента для развития памяти и интеллекта. Краткосрочные воспоминания могут находиться в нашем сознании в качестве образов, но они часто представляют собой коллекции звуков, особенно тогда, когда мы запоминаем слова. Краткосрочная память имеет свойство сохранять около семи бит информации (примерно длина этой фразы). Однако связанные группы информации запоминаются как один бит. Таким образом, объем материала, который можно запомнить, возрастает по экспоненциальному закону. Если выдавать информацию в ритмической последовательности, ее легко запомнить как единое целое.

Наряду с тем, чтобы понять, как ритмика помогает памяти, исследователи пришли к выводу, что память имеет свой суточный ритм. Краткосрочная память имеет пик утром, в то время как долгосрочная память лучше всего работает после полудня.

Как уже отмечалось, игра на музыкальном инструменте или участие в музыкальных программах в школе (использование музыки на таких уроках, как история и наука) оказывают положительный эффект на процесс учебы и поведение. Вот некоторые факты из последних исследований.

• Комиссия по вступительным экзаменам в колледжи сообщила в 1996 году, что студенты, у которых был опыт музыкального исполнительства, показали результаты в словесной части теста SAT на пятьдесят один пункт выше, а по математике — на тридцать девять пунктов выше, чем средний показатель по стране. «Изучение музыки и других искусств обычно оказывает кумулятивный (накопительный) эффект и повышает показатели студентов по стандартизированному тесту», — делает вывод Эдвард Дж. Квет, директор музыкальной школы Центрального университета штата Мичиган в городе Маунт-Плезант.

• Примерно 7500 студентов университетов в 1983—1988 годах, которые имели музыкальное образование, показали лучшие результаты по английскому языку, биологии, химии и математике.

• Фильмы Уолта Диснея и музыка «Нового века» оказали наибольшее положительное влияние на настроение 255 студентов первого и второго курсов, а классическую музыку они поставили на третье место. Студентов попросили сделать рисунки, прослушав эту музыку, и дать оценку услышанному, нарисовав улыбающуюся или грустную рожицу.

• Это исследование обнаружило еще кое-что удивительное для исследователей. Рисунки выявили гораздо более высокую степень неблагополучия, чем о том говорили студенты перед прослушиванием музыки. Одна исследовательница, у которой был опыт работы с подростками из группы риска, сказала, что она была поражена той злобой и депрессией, которые проявились в рисунках. Исследователи сделали вывод, что сочетание музыки и искусства дает возможность разрядиться и выразить свои эмоции.

• Исследователи сообщают, что легкая музыка, в основном песни «Битлз», снижает степень неадекватного или неправильного поведения детей в школе.

 

Музыкальный интеллект

 

Глава7.

Интеллект звука

В начале 1980-х годов Ховард Гарднер из Гарвардского университета написал книгу «Кадры мозга» — одну из наиболее эффективных книг по образованию современного поколения. В ней он утверждает, что мы обладаем множественным интеллектом. В дополнение к лингвистическому, логико-математическому, пространственному и органо-кинестетическиму интеллекту у нас есть еще межличностный, внутриличностный и музыкальный интеллект. Он цитирует результаты исследований, которые показывают, что младенцы способны подстраиваться под громкость и мелодичный контур песен матери, а э четыре месяца они могут угадывать уже ритмическую структуру. Ученые обнаружили, что дети предрасположены к восприятию этих аспектов музыки гораздо сильнее, чем к базовым элементам речи. Их легче втянуть в игру звука, чтобы раскрыть их творческие возможности.

Анализируя традиционное музыкальное образование в Африке, Гарднер рассматривает общину из Нигерии. Когда детям исполняется неделя от роду, их уже вводят в круг музыки и танцев, отцы начинают изготавливать для них маленькие барабанчики. Достигнув двух лет, дети объединяются в группы, где изучают пение, танец и игру на музыкальных инструментах. К пяти годам дети знают уже сотни песен, играют на нескольких ударных инструментах и исполняют десятки сложных танцевальных движений. В некоторых культурах делается акцент на различиях личностей. В племенах из Ганы, например, менее талантливых детей заставляют ложиться на землю. Учитель музыки, наклоняясь над ними, буквально вбивает ритмы в их тело (и, как они полагают, в душу).

С тех пор как книга «Кадры мозга» помогла ввести музыкальный интеллект в образовательную систему, сотни книг продолжают развивать эту тему. В своей книге «Введение в музыкальный мозг» я стараюсь доказать то, что чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Стимулирование должно сопровождаться тишиной, в противном случае все окажется тщетным. «Музыкальная диета» не делает детей более талантливыми и способными, если она не подкреплена другими занятиями.

Музыка вносит положительную расслабляющую атмосферу во многие классы, дает возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой, долгосрочной памяти. Она служит основой для того, чтобы заглушить промышленные или транспортные шумы, поэтому может с успехом использоваться для снижения возбуждения, расслабления перед экзаменами, а также повышения уровня знаний. В углубленном обследовании сотен трудов, написанных в 1972—1992 годах, три преподавателя обнаружили, что музыкальные занятия способствуют чтению, развитию языков, включая иностранные, и общей успеваемости. Исследователи отметили, что музыка стимулирует творческие способности, повышает самооценку у студентов, чувственные моторные навыки и улучшает психомоторное развитие.

 

В 1997 году во время дискуссий по поводу художественного образования в средних школах Гарднер расширил свои взгляды и говорил о том, что музыкальный интеллект воздействует на эмоциональную и духовную сферу развития. Он говорил о том, что музыка помогает структурировать мышление человека и его производственную деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве. Законодатели и члены школьных советов, которые «вырубают» музыку из начального образования, просто невежды в том, как развивались человеческий мозг и сознание. Я согласен с Гарднером и считаю, что детей нужно как можно раньше знакомить с искусством и культурой.

 

Языковые навыки и музыка

Начиная с песни Джимини Крикета «Энциклопедия» до более сложных ритмов, звуки и музыка в Америке используются в качестве фона при обучении языкам, спеллингу и даже базовым общественным знаниям в начальной школе. Это не музыкальное образование, а просто обучение при помощи ритмических и звуковых компонентов.В течение пяти лет, когда я участвовал в образовательном проекте Гуггенхайма в Чикаго, я понял, что многие студенты не могут грамотно писать из-за того, что звуковая стимуляция и их способность следить за информацией были слаборазвиты. Я обнаружил, тем не менее, что ритмические средства в сочетании с движениями способствуют улучшению памяти.Эта идея появилась у меня однажды утром, когда симпатичная учительница делала перекличку и произносила фамилии и имена детей по-своему, используя необыкновенные трифтонги. Девочка, которую звали Алора Смит, у нее превращалась в «Я-л-о-р-а-а С-м-и-т», а Майра Сью Роббинс становилась «М-а-й-с-у-р-о-б-н». Эти дети были из хороших семей, но в разговоре не уделяли внимания согласным. Мы стали заниматься с ними, определяя букву «л» как изгиб локтя, произнося звук «с», подняв пальцы вверх, а звук «т» — указывая на кончики ног и на землю. Мы начали соединять вместе имена всех детей в классе, называя их побуквам, делая движения то подбородком, то носом. Вообразив список класса, который парит где-то в облаках, мы изображали буквы сначала левой частью тела, затем правой, головой и пятками. В течение двух дней весь список фамилий и имен дети по буквам произносили в темпе рэпа. При этом каждый ребенок показывал эти буквы и звуки, придумывая самые невероятные жесты. И то, что казалось вначале игрой, вскоре стало мощным инструментом дальнейшей учебы и развития. Нет смысла говорить о том, насколько улучшилось правописание у детей.

Исследования подтвердили существенную роль музыки в развитии детей. Исследование 1993 года показало, что афро-американские студенты называли своих учителей музыки в качестве основных ролевых моделей (36%), за ними следовали учителя английского языка (28%), истории и социальных наук (14%) и, наконец, тренеры и инструкторы по физкультуре (7%). Другие исследования показали, что студенты первых курсов, которые ежедневно занимались музыкой, реже отсутствовали на занятиях, чем другие, а курсы музыки, как искусства и драмы, положительно влияли на решение школьников старших классов продолжать учебу в школе или колледже.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Чтение nog «раз-два-три»

В Брайнуорксе, новаторской школе города Кэрролтон в Техасе, можно видеть, как ребенок, у которого проблемы с чтением, читает вслух под метроном, установленный на 60 ударов в минуту. Проходит несколько минут, и голос ребенка становится более плавным и ритмичным.

В качестве упражнения попробуйте читать вслух под музыку концерта в стиле барокко (например, Баха или Генделя). Вначале звуки могут вас отвлечь, но вскоре вы почувствуете, что мягкая музыка повышает концентрацию.

В экспериментальной школе в Токио я был свидетелем новаторского использования музыки, как и в Чикаго. Учителя исполняли классическую, японскую или фольклорную музыку и даже

«Моя дорогая Клементина» во время языковых уроков для того, чтобы дети лучше запоминали команды и могли быстрее развивать лингвистические навыки, опираясь на четкий тональный ритмический рисунок. В это время дети изучали кану, японский фонетический строй письма. При этом у детей были большие кисти диаметром три или четыре дюйма, которые они опускали в акварель. Под музыку они рисовали на стенах большие иероглифы размером с самих себя, а также различные фигуры, например овалы и всевозможные контуры, а не только буквы. Они учились делать движения, прислушиваясь к звукам, выполняя грациозный танец, которые делали эти граффити одновременно элегантными и примитивными. Спустя несколько недель большие кисти, которые я назвал «Методом Тома Сойера», были заменены обыкновенными фломастерами. Дети перешли на изображения гораздо меньшего размера, продолжая рисовать на бумаге, наклеенной на стены. Третьим этапом было нормальное письмо шариковыми ручками обычного цвета на обычных листах бумаги за партами.

В течение месяца, во время которого я испытывал удовольствие от наблюдения за такими уроками, я заметил, что звуки, издаваемые детьми, преобразились от агрессивных и ритмичных до расслабленных. Наконец ученикам были выданы мягкие карандаши, которые^ни держали в руках впервые в жизни. Спустя несколько недель дети начали легко писать на бумаге. За счет такого сочетания ритмов и динамики музыки и голоса с постепенным обучением письму удалось снять напряжение, которое обычно маленькие дети испытывают, когда им пытаются привить сенсомоторные навыки выполнения движений, необходимых при письме.

 

Ускоренное обучение

Наиболее глубокое использование музыки для ускорения обучения было разработано болгарским психологом Георгием Лозановым, который провел исследование творческих функций, воображения и релаксации и стал одним из ведущих методистов по обучению мозга и тела. Его система, разработанная для взрослых, изучающих иностранные языки, и метод, известный под названием «Суггестопедия», внесли существенные изменения в систему преподавания в Европе и Соединенных Штатах. Она сделала общепризнанным тот факт, что медленная музыка в стиле барокко способствует обучению.

Международный бестселлер «Суперучеба» Шейлы Острэн-дер и Линн Шредер стал очень популярным. В книге описывается, как Лозанов начал использовать музыку, когда работал над докторской диссертацией в Харьковском университете. Исследуя внушение для обучения во время сна, Лозанов обнаружил, что в больницах и санаториях России, Украины и Болгарии используется музыка для ускорения восстановления пациентов в реабилитационных палатах. Оказалось, что музыка позволяет регулировать ритм сердечных сокращений и кровяное давление.

В Академии наук Болгарии и в Софийском медицинском институте Лозанов продолжал свои исследования, обнаружив, что медленная музыка в стиле барокко может ввести студентов в состояние расслабленности. В этом состоянии они воспринимают знания лучше, чем во сне. При помощи педагога доктора Алеко Новакова он разработал метод разбиения информации на четырех-секундные «сгустки данных». Эти короткие звуковые байты, перемежающиеся четырехсекундными паузами, состояли из семи-восьми слов, которые повторялись в различных комбинациях, с различным выражением и интонациями. На фоне мягко звучащей инструментальной струнной музыки декламирование этих сгустков данных улучшало память и значительно ускоряло запоминание. Лозанов обнаружил, что лучшими для этой цели являются скрипичная музыка и другие струнные инструменты, которые богаты гармоничными обертонами и исполняются с ритмом 64 удара в минуту. При этом значительно сокращалось время учебы и выполнения таких сложных задач, как моделирование новых нарядов или проектирование станков. При использовании музыки программа, на которую раньше уходил семестр, могла быть пройдена за несколько часов.

Программа ускоренного обучения Лозанова распространилась во всех социалистических странах и получила развитие в Софии, где существовал финансируемый государством институт. За считанные дни студентам удавалось выучить половину активного словаря, до тысячи слов или фраз на иностранном языке, при среднем уровне запоминания 97%. «Память человека практически уникальна», — утверждал Лозанов после демонстрации невероятных навыков, которые можно развить практически у любого человека.

Подобно Томатису, Лозанов выделил часы суток и позы, при которых слушающий оказывается под наибольшим воздействием музыки. Он обнаружил, что волны мозга воспринимают информацию как в высокостимулированных (бета) состояниях, так и в чрезвычайно расслабленных, близких ко сну. Лозанов сделал вывод, что, когда информация закодирована в сознании и подсознании, доступ к памяти значительно ускоряется.

Ставка Лозанова на аудирование и визуальную опору привела к разработке того, что в школах ускоренного образования теперь называется активными и пассивными концертами. Пассивный концерт представляет собой чтение рассказов или словаря преподавателем после полудня, когда свет приглушен, а студенты удобно расположились в креслах. Это похоже на пассивное слушание, которое я наблюдал в школе Гуггенхайма в Чикаго. Поскольку у школы не хватало средств для приобретения специальных кресел с регулируемым наклоном спинки, детям приходилось сидеть в шезлонгах, которые были приобретены на распродаже в магазине. Надо было видеть это зрелище: маленькая комната, до отказа уставленная многоцветными пляжными шезлонгами, и десятки детей, подскакивающих один выше другого, чтобы показать учителям, как глубоко они могут расслабляться и внимательно слушать.

На пассивном концерте при ускоренном .обучении, которое продолжается около сорока пяти минут, новый материал, новый словарь и новые звуки вводятся неспешным голосом под медленную музыку барокко. Концерты Телеманна, Вивальди, Скарлатти, Корелли, Генделя и Баха наполняют атмосферу, их ритм — от 52 до 68 ударов в минуту. Голос учителя льется плавно в такт музыке, он не жалеет времени на то, чтобы акцентировать или повторить новые слова, произнося каждое с особой тональностью.

Однажды ко мне обратилась одна женщина, выказав озабоченность по поводу моих «гипнотических» занятий с детьми. Она заметила большие успехи у дочери, снизилась напряженность, а самооценка повысилась. Однако религиозные убеждения заставили эту женщину задаться вопросом о допустимости глубокого расслабления детей в школе. Я пригласил ее посетить один из уроков и понаблюдать самой. «Это просто великолепно! — воскликнула она. — То, что вы сделали для моей дочери, похоже на то, чему недавно доктора учили моего мужа, чтобы у него не было сердечного приступа из-за высокого давления. Даже если моя дочь не выучит иностранных языков, она будет наверняка знать, как бороться с повышенным давлением. Продолжайте свою замечательную работу».

На следующее утро после урока ускоренного обучения учитель начинает активный концерт, который закрепляет то, что было введено во время пассивного концерта. Учитель, как правило, рассказывает тот же текст, произносит те же фразы, стихи или истории, используя при этом новый словарь. Только на этот раз он использует драматичную музыку XIX века, например скрипичный концерт Паганини. Голос учителя нарастает и снижается, повторяя музыкальные контуры, воспроизводя основные фразы и акцентируя эмоциональную текстуру материала. Используемые при этом композиции включают концерты Моцарта, Бетховена и Брамса. После такого концерта студенты должны сами воспроизводить ключевые слова и фразы, называя их по просьбе учителя. Только после того как ухо и голос вовлечены в процесс познания, подключается чтение и письмо, студенты впервые видят текст и слова, написанные на бумаге.

 

Музыкальное образование и школа Орфа*

 

Изучение музыки может быть столь же важным для воспитания интеллекта ребенка и его эмоционального развития, как и уче6а под аккомпанемент музыки. К счастью, современное музыкальное образование проделало длинный путь. В Соединенных Штатах Америки оно зародилось еще во времена преподавателя Хораса Манна, который предлагал ввести музыку, рисунок и изучение естественных объектов в школьную практику еще в 1844 году. Благодаря Манну и Лоуэллу Мэйсону, на которых огромное влияние оказали труды великого швейцарского реформатора Иоганна Хайнри-ха Песталоцци, музыка проникла в общеобразовательные школы в начале XX века. К сожалению, в последующие десятилетия музыкальное образование было излишне структурированным, а учителя стали слишком академичными. Уже к середине 1920-х годов акцент сместился от исполнительства к «оценке».

 

* Карл Орф (1895—1982) — немецкий композитор и педагог. В 1924 году основал в Мюнхене школу гимнастики, танца и музыки. Начиная с первого значительного произведения (сценической кантаты «Кармина Бурана») Орф разрабатывал новый тип музыкального спектакля, основанный на тесной связи музыки, "лсста и сценического движения. В 1950—1954 годах он издал 5-томное собрание «Музыка для детей», ставшее основой музыкально-педогагической системы Орфа, которая получила мировое признание и распространение. В 1961 году был открыт Институт Орфа.

 

Колледж Оберлина впервые предложил четырехгодичный курс обучения педагогов по музыке. К началу 1940-х годов множество навыков, включая слушание, композиторство и исполнительство (в совокупности известные как музыкальный процесс), начали использоваться в школах и консерваториях. Сегодня большинство программ базируются на европейских и японских методах обучения, которые синтезируют движение, импровизацию и сольфеджио — методы, которые получили развитие в Германии усилиями Карла Орфа, в Венгрии — Золтана Кодали, в Швейцарии — Жака Далкрозе и в Японии — Шиничи Сузуки. Кроме этого, компьютеры, синтезаторы и электронные системы MIDI предлагают школьникам и студентам множество разнообразных новаторских учебных программ.

В 1930-х годах Карл Орф, прогрессивный композитор, автор «Кармины Бураны», разработал систему интегрирования естества человека в «мир движений, выражения и звуков». Его подход, который получил название «школа Орфа», включает обучение в сочетании с ритмикой, речитативной речью, искусством жеста и движения, а также импровизацию с пением и игрой на простейших ударных инструментах. Таким образом, в классной комнате дети рассказывают стишки, рассказы, в то же время перемещаясь по классу и играя на барабанах и -ксилофонах. Народная традиция понимания музыки без необходимости читать ноты «по бумаге» помогает изучать музыку посредством движения, песен, танца и игры на инструментах, а не за счет сложной аналитической мыслительной работы.

«Как гумус в природе делает возможным рост растений, так и элементарная музыка дает ребенку основы, которые другим образом в него не заложить, — пояснял Орф, приводя аналогию из мира природы. — В возрасте начальной школы следует особо стимулировать воображение ребенка; возможности для эмоционального развития, которые содержат опыт умения чувствовать и энергию контролировать выражение этих чувств, также должны быть обеспечены. Все, что ребенок испытывает в этом возрасте, все, что пробуждается и воспитывается в нем, является определяющим фактором для его дальнейшей жизни».

С помощью метода Орфа дети пробуждаются в мире, где музыкальный словарь преобразуется в словарь движений, речи, ритма и музыки. В настоящее время более трех тысяч школ в Соединенных Штатах Америки используют школьную модель Орфа в программах начальной школы. Международная деятельность в этой области координируется Институтом Орфа, который находится в Зальцбурге (Австрия).

История Лиз Джилпатрик иллюстрирует притягательность метода Орфа. Джилпатрик проводила все свои дни в бездумном веселье, пении, игре на трубе и скрипке, а также упражнениях на старой фисгармонии, которую она обнаружила в подвале родительского дома. Лиз училась игре на гитаре с помощью дешевого инструмента, но она была столь счастлива. Песни, которые она писала, были естественным выражением ее детства, когда единственным разумным поводом встать с постели было приняться за сочинительство музыки.

Даже когда таких блестящих интерлюдий стало меньше и появилось чувство одиночества, музыка оставалась единственным другом, который сопровождал Лиз в ее прогулках по берегам озера Мичиган, а также в минуты, когда она наблюдала заход солнца из окон своей спальни. Иногда это была музыка Мендельсона из «Сна в летнюю ночь» или «Реквием» Моцарта, в другие дни — Гарри Белафонте или ее собственные импровизационные мелодии. «Но она всегда присутствовала, звучала наяву или в моем сознании. Именно музыка делала мои дни значимыми, — вспоминает Джилпатрик. — Мне не нужны были религиозные занятия, поскольку музыка восполняла мои духовные потребности. Весь экстаз, который нужен был моей душе, был звуковым сигналом, песней или проигрыванием старой записи на магнитофоне».

В старших классах школы Джилпатрик открыла для себя французский рожок и начала петь мадригалы. В университете штата Висконсин она продолжала совершенствоваться в игре на рожке и вскоре стала преподавать, однако поняла, что музыкальное образование было «скорее болотом, чем полем». В течение первых четырех лет она убедилась, что сделала ошибку. Радость приходила только тогда, когда она преподавала детям музыку, которую обожала сама, или писала простые аранжировки для школьного хора.

Пытаясь противопоставить что-либо удушающейся атмосфере формального музыкального образования, Джилпатрик записалась на курс школьной программы Орфа. «Первый класс, — вспоминает она, — был похож на острую боль, которую мы испытываем, когда влюбляемся. Господи, кто-то стал вдохновлять меня, взрослого музыканта, на создание своих музыкальных и танцевальных произведений. Не было никаких музыкальных знаков на бумаге — просто мои уши и мои исполнители». Выстукивая простые, повторяющиеся звуковые мелодии







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.