технологий в сфере образования
Экономическая эффективность информационных Т.В. Абрамичева Ухтинский государственный технический университет, г.Ухта, Россия
Процесс информатизации общества в сфере производства, образования и других отраслей постоянно развивается. Информационными системами охвачены административно-управленческие процессы учета, планирования и накопления производственной информации. Информатизация технологических процессов различных производств и их мониторинг явились прорывом в этом направлении в смысле экономической эффективности и предотвращения нарушений и ущерба. В системе образования создается огромное количество ПО для поддержки учебного процесса. Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие осуществлять администрирование учебного процесса. Кроме обучающих программ, успешно внедряются программные продукты для учета и контроля учебного процесса. Внедряются информационные системы по учету работы учителей, ведению журналов и дневников учащихся в общеобразовательных школах. В высших учебных заведениях внедряются программы учета и контроля представляемых курсовых, контрольных и других работ студентов. Школы используют программы Министерства образования и собственные накопленные методические разработки для представления самых разнообразных презентаций по учебным предметам, начиная от занятий и уроков для дошкольников, заканчивая интерактивными уроками для старшеклассников и семинаров для преподавателей. Регулярно используются для проведения открытых уроков мультимедиа, интерактивные учебники, выделенные школам в рамках проекта образования, а так же достаточный набор офисных и учебных программ. Инициатива Министерства образования и соответствующая материально-техническая база позволяет в кратчайшие сроки перейти на электронный документооборот, сэкономив организации время и минимизировав почтовые затраты на пересылку корреспонденции и документации. Стоимость разработки информационных программ для школ можно удешевить за счет студенческих разработок. По данным Минобрнауки РФ и РосНии ИС расходы на ИТ на душу населения в 1997 г. в России — 14 $US, в США — 1095 $US, в Германии — 613 $US). В качестве практической иллюстрации внедрения ИС в школах можно оценить внедрение автоматизированной системы создания и оперативного изменения в расписаниях, составления нагрузки учебного плана. Функциональность системы: ü Учет списочного состава действующих преподавателей; ü Учет событий и документов, связанных с преподавательским составом (заявления, командировки, приём на работу); ü Формирование, изменение, хранение и учет , составляющих расписание на учебный день и неделю; ü Учет учебного плана и проведенных занятий; ü Учет плановой и фактической нагрузки сотрудников, расчет премиальных; ü Учет эффективности занятий, нет ли отставания от графика; ü Быстрый поиск и сортировка данных по различным критериям, а так же автоматическое формирование необходимых видов отчетности. Система предусматривает возможность переноса занятий и замены уроков с учетом погодных условий и актированных дней для школьников. В результате создания системы уменьшается время обработки информации и составления отчетов, повышается безопасность и качество хранимой информации.
Для оценки экономической эффективности внедрения программы можно применить следующую формулу: Эг = Зд – За где: - затраты до внедрения АИС; - затраты после внедрения АИС. *12 где: N - минимальное число пользователей системы К - коэффициент учитывающий дополнительные затраты времени на логические операции при обработке до внедрения Т - усредненное время необходимое исполнителю для заполнения 1 документа в месяц (в часах) - среднее количество заполненных документов в месяц одним сотрудником - стоимость одного часа работы сотрудника (без АИС) - стоимость одного часа работы машины (АИС) *12 где: - усредненное время для составления одного документа - среднеее количество заполненных документов в месяц Экономический эффект обусловлен экономией рабочего времени исполнителей (пользователей), упрощением и облегчением работы при формировании документов.
Библиографический список: 1.Данные проекта по разработке и внедрению автоматизированной системы. 2.Е.И. Виштынецкий, главный специалист Минобразования РФ,.А.О. Кривошеев, канд. техн. наук, РосНИИ ИС «Применение информационных технологий в сфере образования и обучения»
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|