Здавалка
Главная | Обратная связь

Кадастры природных ресурсов



Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов- это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально- адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров:

· государственная регистрация природопользователей;

· количественный учет природных ресурсов;

· бонитировка природных ресурсов;

· экономическая оценка природных ресурсов.

Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.

В практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов:

земельный кадастр - свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель. бонитировки почв и экономической оценки земель;

водный кадастр- систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;

лесной кадастр- систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;

кадастр месторождений полезных ископаемых- свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых;

промысловый кадастр - свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия; к промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов.

Кроме того, создан кадастр особо охраняемых территории: содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).

Кадастры составляются на основе данных государственного учета, порядок которого останавливается правительством РФ. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательством РФ и субъектов РФ.

Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры.

Основныепроблемы существующей системы отраслевых ресурсных кадастров заключаются в следующем:

· обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексною оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;

· требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;

· существует несопоставимость отраслевых кадастров по содержанию, кругу показателей, нет оценок эффективности использования конкретного ресурса.

Новый элемент кадастрового учета- комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР) - призван преодолеть указанные недостатки. Кроме того, КТКПР должен содержать в себе дополнительную систему сведений:

· о правовом режиме природных ресурсов и природно- ресурсного потенциала в целом;

· о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам, составу природно-ресурсного потенциала, его количественным и качественным характеристикам, включая ценность природных ресурсов.

Особое место в КТКПР занимает количественная оценка при- родно-ресурсного потенциала, поскольку на любой территории он является основой ее экономического развития, позволяя решать текущие и долгосрочные задачи по выходу из социально-экономического и экологического кризиса. Целью КТКПР является обеспечение органов государственной власти и управления достоверной информацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона. Ведение КТКПР включает сбор, учет, обработка, анализ и выдачу природно-кадастровой информации. Таким образом- КТКПР можно рассматривать в двух аспектах:

· как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территориально- административной единицы и экологической ситуации на определенный момент.

· как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновывающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием.

КТКПР дает возможность производственным предприятиям получить необходимую информацию для принятия хозяйственных решений связанных с предполагаемым использованием природных ресурсов данной территории.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой в деле совершенствования управления хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.