Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА «Экономическая оценки эффективности инвестиций»

 

1. Понятие инвестиций, их классификация

 

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Наиболее общим и распространенным считается понимание под инвестициями процесса вложения средств в любой форме для получения дохода или какого-либо другого эффекта.

В рыночной экономике инвестиции сочетают две стороны инвестиционной деятельности: затраты ресурсов и результаты. Инвестиции осуществляются с целью получения результата (дохода или иного результата) и являются бесполезными, если они не оправдывают ожиданий.

Инвестиционная деятельность и принимаемые инвестиционные решения оказывают комплексное воздействие на все стороны предпринимательской деятельности предприятия и социально-экономическую ситуацию в регионе, что обусловливает необходимость технической, информационной и организационной обоснованности принимаемых решений.

Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Под инвестиционными решениями понимаются решения, принимаемые инвесторами, т.е. физическими и юридическими лицами, осуществляющими инвестиционную деятельность.

Процесс разработки инвестиционной программы начинается с подготовки бизнес-планов по отдельным (локальным) инвестиционным проектам. Анализ эффективности этих инвестиций выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями [1].

При принятии решений по реализации инвестиционных проектов разрабатывается специальный документ, который в литературе называется технико-экономическое обоснование, бизнес-план или инвестиционный меморандум. Разница между данными терминами прежде всего определяется периодом времени их разработки (рис.1).

 

Рис.1. Периоды времени разработки технико-экономического обоснования,

бизнес-плана и инвестиционного меморандума

 

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) (точка 1) разрабатывается, как правило, внутренними силами работников организации с целью определить, является ли бизнес-идея коммерчески эффективной и перспективной.

Бизнес-план (точка 2) - детальный план реализации бизнес-идеи, включающий в себя планы организационной структуры, инвестиций, продаж, производства, денежных потоков и базирующийся на основании исследований внешней и внутренней среды организации. Разработка бизнес-плана связана с определёнными затратами на проведение различных исследований и оплатой услуг консалтинговых фирм.

В случае если бизнес-план подтвердил гипотезы ТЭО, проект начинает реализовываться и получает финансирование (точка 3). На данном этапе начинается реальное воплощение бизнес-идеи, появляется фактическая информация о результатах.

Инвестиционный меморандум (точка 4) направлен на привлечение в уже существующий проект нового стратегического инвестора с целью расширения бизнеса.

Западная экономическая наука рассматривает теорию инвестиций как центральную с макро- и микроэкономический позиций. С макроэкономических позиций проблема инвестирования рассматривается с позиций государственной инвестиционной политики, политики доходов и занятости. С микроэкономических позиций в теории инвестиций основным является процесс принятия инвестиционных решений на уровне предприятий и предоставление в их распоряжение конкретных научно-обоснованных методов формирования оптимальной инвестиционной политики.

Разнообразие экономических отношений, которое присуще инвестиционному процессу, предопределяет необходимость классификации инвестиций

- по объектам вложения капитала инвестиции делятся на три основные группы:

· финансовые,

· реальные;

· инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции - это вложения капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги с целью получения доходов.

Реальные (прямые) инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства и предполагают образование реального капитала (здания, сооружения, товарно-материальные запасы и т.д.).

Инвестиции в нематериальные активы - вложения капитала в приобретение интеллектуальной собственности, имущественных прав, в повышении цены фирмы (деловая репутация, имидж фирмы).

- по характеру участия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Прямые инвестиции подразумевают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения капитала. Обычно прямые инвестиции осуществляются путём непосредственного вложения средств в уставный капитал других предприятий. Прямые инвестиции осуществляют инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

Непрямые инвестиции - вложения капитала инвестора, опосредованное другими лицами (финансовыми посредниками).

- по воспроизводственной направленности выделяют валовые и чистые

инвестиции.

Валовые инвестиции - это общий объём капитала, инвестируемого в воспроизводство основных средств и нематериальных активов в определённом периоде.

Чистые инвестиции - объём капитала, инвестируемого в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов.

- по формам собственности инвестируемого капитала выделяют частные, государственные и смешанные инвестиции.

Частные инвестиции представляют собой вложения капитала физических лиц, а также юридических лиц негосударственных форм собственности.

Государственные инвестиции - это вложения капитала государственных предприятий, а также средств государственного бюджета.

Смешанные инвестиции - вложения, как частного, так и государственного капитала в объекты инвестирования предприятия.

- по региональным источникам привлечения капитала выделяют отечественные и иностранные инвестиции.

Отечественные инвестиции - это вложения национального капитала в объекты инвестирования резидентами данной страны.

Иностранные инвестиции - вложения капитала нерезидентами (юридическими или физическими лицами) в объекты инвестирования данной страны.

- по региональной направленности инвестируемого капитала различают инвестиции на внутреннем и международном рынках.

Инвестиции на внутреннем рынке характеризуют вложения капитала как резидентов так и нерезидентов на территории данной страны.

Инвестиции на международном рынке характеризуют вложения капитала резидентов данной страны за пределами её внутреннего рынка.

 

Тестовый контроль знаний

по п.1 «Понятие инвестиций, их классификация»

 

1. Классификация инвестиций необходима с целью:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) долговременного перераспределения средств и ресурсов между теми, кто ими располагает, и теми, кто в них нуждается;

б) планирования и анализа;

в) определения состава материально-вещественных элементов для создания (развития, модернизации) объекта предпринимательской деятельности.

 

2. По формам собственности инвестируемого капитала различают … инвестиции:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) финансовые и реальные;

б) начальные, экстенсивные и реинвестиции;

в) государственные и частные;

г) пассивные и активные.

 

2. Жизненный цикл и фазы проекта

Жизненный цикл любого явления представляет собой промежуток вре­мени между его началом и завершением. Промежуток времени между появ­лением проекта и его ликвидацией называется жизненным циклом проекта (проектным циклом)

Началом инвестиционного проекта можно считать момент зарождения идеи или момент начала ее реализации. Как правило, в инвестиционном про­ектировании началом проекта принято считать момент, с которого на проект начинают затрачиваться средства.

Конец инвестиционного проекта может быть определен как момент ввода объекта в эксплуатацию или достижения проектом заданных результа­тов, или прекращения финансирования проекта, или начала модернизации, или ликвидации проекта.

Жизненный цикл любого проекта состоит из трех фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис.2).

На прединвестиционной фазе осуществляются предварительные тех­нико-экономические исследования, включающие в себя:

-формулировку целей, достижение которых обеспечивается реализа­цией проекта;

-формирование предварительных альтернативных вариантов (сценари­ев развития проекта), удовлетворяющих целям инвестора;

-отбор вариантов проекта, приемлемых с точки зрения сроков реали­зации и других условий;

-обоснование экономической целесообразности и эффективности ин­вестирования. разработку перечня конкретных мер по реализации проекта.

Результаты работ на этой стадии являются основным содержанием биз­нес-плана инвестиционного проекта.

Инвестиционная фаза, или фаза внедрения проекта, включает в себя широкий спектр работ в области управления проектом. Она может быть раз­делена на следующие стадии:

- установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта;

- приобретение и передача технологии, включая основные проектные работы;

- детальная проектная проработка и заключение контрактов (участие в тендерах, оценка предложений, проведение переговоров);

- приобретение или аренда земли, подготовки строительного участка;

- строительство объекта и работы по монтажу и установке оборудо­вания;

- предпроизводственный маркетинг;

- формирование администрации фирмы;

- набор и обучение персонала;

- техническая подготовка производства;

- сдача в эксплуатацию и пуск предприятия.

 

Рис.2. Фазы жизненного цикла проекта

 

На эксплуатационной фазе осуществляется запуск предприятия и его вывод на проектную мощность, а также регулярная деятельность по управле­нию проектом, его мониторингу, замене оборудования, внедрению инноваци­онных продуктов или технологий, ликвидации проекта.

Структура затрат и доходов от реализации инвестиционного проекта по фазам проектного цикла представлена на рис. 3.

Рис.3. Распределение затрат по стадиям жизненного цикла инвестиционного проекта: I – прединвестиционная фаза, II – инвестиционная фаза, III – эксплуатационная фаза.

Исходя из представленной структуры, становятся ясными основные задачи по управлению жизненным циклом проекта:

- максимально возможная (в рамках экономической целесообразно­сти) тщательность и обоснованность расчетов на прединвестиционной фазе;

- четкая организация и короткие (настолько, насколько это технически осуществимо) сроки реализации инвестиционной фазы;

- постоянный мониторинг эксплуатационной фазы и своевременное принятие решения о выходе из проекта.

 

Тестовый контроль знаний

по п. 2. «Жизненный цикл и фазы проекта»

 

1. Инвестиционный проект включает следующие фазы:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) предварительное технико-экономическое обоснование проек­та, инвестиционную иэксплуатационную;

б) проведение научных исследований, инвестиционную иэксплуатационную;

в) прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

 

 

2. Решение о реализации инвестиционного проекта принимается на следующей стадии:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) инвестиционной;

б) предварительного ТЭО;

в) окончательного ТЭО.

 

3. Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла сложных технических систем железнодорожного транспорта

 

Для оценки эффективности инновационных мероприятий, в том числе на железнодорожном транспорте, используется показатель – затраты жизненного цикла (Life Cycle Cost-LCC).

Стоимость жизненного цикла (далее - СЖЦ) сложных технических систем железнодорожного транспорта, включающая все затраты потребителя при их использовании, характеризует с экономической точки зрения их конкурентоспособность и предопределяет выбор потребителя.

Как правило, рост уровня качества изделия сопровождается снижением эксплуатационных расходов и ростом затрат на его изготовление. Поэтому новые сложные технические системы железнодорожного транспорта, хотя и могут на протяжении срока службы иметь более высокую первоначальную стоимость, должны обеспечивать значительно более низкие по сравнению с существующей техникой эксплуатационные расходы.

При определении эффективности новых сложных технических систем железнодорожного транспорта уже на стадии конструкторских проработок необходимо оценивать уровень лимитной, то есть предельно допустимой, цены новой техники. При этом важен выбор техники-аналога и безусловная сопоставимость условий эксплуатации сравниваемых технических решений.

Затраты жизненного цикла технического средства включают все затраты потребителя, связанные с его приобретением и владением им, то есть цену приобретения, сопутствующие единовременные расходы, а также эксплуатационные издержки за весь срок службы и расходы на утилизацию. При этом в случае, если при внедрении нового технического средства необходимо осуществлять дополнительные вложения денежных средств в смежные отрасли, они также должны быть учтены в составе затрат жизненного цикла. Кроме того, аналогично расчетам эффективности новой техники должен быть соблюден принцип сопоставимости по таким параметрам расчета, как долговечность изделий, их производительность, эксплуатационные условия и прочие. При определении стоимости жизненного цикла новой техники необходимо также читывать экологические, социальные и качественные изменения, сопровождающие ее внедрение.

СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта включают в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы (срок полезного использования). Кроме того, учитываются ликвидационные расходы, связанные с исключением объекта из эксплуатации.

Технические средства имеют шесть стадий жизненного цикла:

1) выработка концепций и определений;

2) опытно-конструкторские работы;

3) изготовление технического средства;

4) внедрение технического средства в эксплуатацию с проведением сопутствующих мероприятий по обучению персонала, дооснащению ремонтной базы и т.п.;

5) эксплуатация и техническое обслуживание;

6) изъятие (ликвидация, утилизация).

Для потребителя затраты первых трех - четырех стадий опосредованно выражены в первоначальной стоимости изделия (технических систем) - цене приобретения.

Общая СЖЦ (всех шести стадий) изделия разделяется на две основные части:

- затраты, связанные с приобретением (1-4 стадии);

- затраты, связанные с владением и утилизацией (5-6 стадии).

0цёнка СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта может производиться на любой и/или на всех стадиях жизненного цикла. Как правило, анализ СЖЦ осуществляется на этапе приобретения - сравнение с аналогом, а также эксплуатации - мониторинг экономических показателей в целях подтверждения первоначальных оценок стоимости жизненного цикла.

СЖЦ (Life Cycle Cost-LCC) – сложных технических систем железнодорожного транспорта определяется по формуле:

СЖЦ (LCC) = Цпр+ (1)

где Цпр – цена приобретения объекта (первоначальная стоимость), тыс.руб. На стадии разработки концепции и опытно-конструкторских работ (1-2 стадии жизненного цикла) в качестве цены приобретения техники может выступать её лимитная цена. Лимитнаяцена новой техники - уровень (величина) цены нового технического средства, рассчитанный на основе изменения его потребительских свойств, улучшения качества, технико- экономических, социальных и экологических параметров па сравнению с техникой-аналогом. Рассчитывается с учетом полезного эффекта у потребителя, определяемого за срок службы техники (жизненный цикл). С позиции потребителя лимитная цена является предельно допустимой ценой нового подвижного состава и сложных технических систем;

Иt – годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.;

ΔКt – сопутствующие единовременные затраты, связанные с внедрением техники в эксплуатацию, тыс. руб.;

Лt – ликвидационная стоимость объекта, тыс. руб.;

αt – коэффициент дисконтирования;

t – текущий год эксплуатации;

Т – конечный год эксплуатации, который устанавливается в соответствии с техническими требованиями или иной документацией (в том числе и учётной политикой предприятия, на балансе которого числится объект).

СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта определяется суммированием индивидуального оттока денежных средств (расходов) на каждом временном этапе (шаге расчета) срока службы техники.

Расчет СЖЦ может осуществляться как с учетом, так и без учета фактора времени.

Без учета дисконтирования СЖЦ определяется при анализе структуры расходов за весь срок службы сложной технической системы, выявлении наиболее затратных статей с целью принятия мер по возможному их снижению.

Поскольку СЖЦ рассчитывается за определенный временной период, учитываются различные аспекты фактора времени:

· несопоставимость во времени одних и тех же затрат;

· инфляция;

· неопределённость и риск.

Учет фактора времени производится путем приведения стоимостных показателей к ценности начального периода, то есть путем дисконтирования.

Дисконтирование осуществляется посредством введения в расчеты коэффициента дисконтирования αt .

Коэффициент дисконтирования для постоянной нормы дисконта определяется из выражения:

αt = (1+Е)-t = 1/(1 +Е)t ; (2)

где t - шаг расчетного периода (t = 0,1,2,... Т);

Т - горизонт расчета (продолжительность жизненного цикла);

Е - норма дисконта (ставка дисконтирования).

При изменяющейся по годам норме дисконта коэффициент дисконтирования определяют по формуле:

 

αt = 1/ (1+Ек α0 = 1 (3)

При определении СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта особое внимание должно быть уделено выбору нормы дисконта.

Норма дисконта определяет реальную стоимость денег в конкретный момент времени. Различия в стоимости денежной единицы в разные моменты времени обусловлены возможностью их альтернативного использования, величиной процентных ставок по долгосрочным кредитам, инфляционными изменениями в экономике в целом и в отношении отдельных продуктов и ресурсов, а также уровнем различных видов риска, присущих долгосрочным мероприятиям.

Для расчета общественной эффективности инноваций применяется социальная (общественная) норма дисконта, устанавливаемая централизованно государственными органами в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.

Для определения коммерческой эффективности инновационного мероприятия применяется коммерческая норма дисконта, равная приемлемой для инвесторов норме дохода на капитал.

В качестве базового значения коммерческой нормы дисконта обычно принимается умеренно-пессимистическая ее величина без учета инфляции (то есть реальная норма дисконта), риска и неопределенности, соответствующая скорректированной на темп инфляции депозитной процентной ставке или среднегодовой ставке LIBOR ([1]) по полугодовым еврокредитам, освобожденной от инфляционной составляющей, или величина, отражающая реальную доходность альтернативных безрисковых вложений.

Также в качестве нормы дисконта может приниматься скорректированная на годовой темп инфляции рыночная ставка доходности по долгосрочным (не менее 2 лет) государственным облигациям.

качестве нормы дисконта может приниматься цена капитала. Цена капитала - это та сумма денежных средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему.

Основными источниками финансовых средств (инвестиций) выступают:

внутренние источники: средства собственников или акционеров в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов собственных средств: амортизационных отчислений, резервного капитала и т.п.;

внешние источники: заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов), средства от продажи акций, облигаций, благотворительные и иные взносы, средства инвесторов, холдинговых и акционерных компаний, финансово-промышленных групп и т.д., а также субсидии и ассигнования из бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, взносы организаций всех форм собственности, в том числе иностранных.

Стоимость источников капитала (инвестиций) определяется величиной выплачиваемых по акциям дивидендов, процентами за кредит и процентами, выплачиваемыми по облигациям.

Стоимость акционерного капитала определяется по формулам: по привилегированным акциям:

kps = D / Рм, (4)

где kps - цена источника средств "привилегированные акции", проценты;

D - ожидаемый дивиденд, рублей;

Рм - текущая рыночная цена акции, рублей;

по обыкновенным акциям:

kt = (D1 / Ро) + q, (5)

где kt - стоимость обыкновенного акционерного капитала, проценты;

D1 - ожидаемый в текущем году дивиденд, рублей;

Ро - рыночная цена акции на начальный момент, рублей;

q - постоянный темп роста дивидендов, проценты.

Стоимость кредита (займа) является функцией от процентной ставки, ставки налога на прибыль и связанных с получением кредита затрат и определяется по формуле:

ке = еr (1 - h), (6)

где ке - цена заемного капитала (кредита), проценты;

еr - процентная ставка по кредиту, проценты;

h - ставка налога на прибыль, доли единицы.

При наличии нескольких источников инвестирования в качестве нормы дисконта выбирается средневзвешенная цена капитала, определяемая из выражения:

Е=WACC= (7)

где WACC – средневзвешенная цена капитала, проценты;

ki - цена i-го источника капитала, проценты;

п - число источников капитала;

di - удельный вес i-го источника средств в общей сумме.

 

Учет инфляции.

Поскольку определение СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта осуществляется на протяжении всего срока их службы, необходимо учитывать изменение во времени цен на потребляемые в процессе эксплуатации объектов ресурсы, обусловленное инфляцией. Соответственно, изменятся и затраты жизненного цикла, определяемые исходя из количества потребляемых в процессе эксплуатации ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и цены единицы ресурса. С течением времени даже при неизменном объеме (количестве) потребляемых ресурсов общая величина затрат изменяется под влиянием инфляции. Цены в зависимости от способа отражения в них инфляции подразделяются на постоянные, переменные и дефлированные.

Постоянные (неизменные) цены - фиксированные цены на определенный момент времени (на начало расчетного периода), которые считаются действующими на протяжении всего расчетного периода.

Переменные (прогнозные) цены - меняющиеся во времени цены, которые, как ожидается, будут действовать на соответствующих шагах расчетного периода.

Динамика переменных цен прогнозируется либо непосредственно (например, путем экстраполяции сложившихся тенденций или исходя из уровня мировых цен), либо рассчитывается исходя из прогнозируемых Минэкономразвития темпов инфляции.

Дефлированными ценами называются переменные цены, приведенные к базисному значению путем деления на общий (базисный) индекс инфляции (индекс-дефлятор валового внутреннего продукта).

Темп изменения (роста) затрат жизненного цикла, выраженный в переменных ценах, называется номинальным; если затраты выражены в постоянных или дефлированных ценах, темп называется реальным.

При оценке влияния инфляции различают реальную и номинальную нормы дисконта, рассчитываемые по формулам для постоянного по годам расчетного периода темпа инфляции i:

1 + Ен Ен - i

Ер = -------------- - 1 или Ер = --------- (8)

1 + i 1 + i

 

Ен = Ер+ i + Ер* I (9)

где Ер - реальная норма дисконта, доли единицы;

Ен - номинальная норма дисконта, учитывающая инфляцию, доли единицы;

i - темп инфляции, доли единицы;

Ер * i - реальная норма дисконта с поправкой на темп инфляции. При невысоких значениях индекса (темпа) инфляции (<0,05) данная составляющая может не учитываться. При этом используется упрощенная формула определения номинальной и реальной нормы дисконта.

 

Ер = Ен-i или Ен = Ер + i (10)

При изменяющемся по годам темпе инфляции используется корректировка денежного потока с помощью множителя к, учитывающего темп инфляции в каждый конкретный год расчетного периода и номинальное значение ставки дисконтирования:

т

к = П (1+it) (11)

t=0

В случае невозможности спрогнозировать динамику цен (инфляцию) на весь расчетный период (жизненный цикл), составляющий, например, при проведении модернизации локомотивов до 20 лет, а при внедрении в эксплуатацию локомотивов нового поколения до 40 лет, определение СЖЦ проводят в постоянных (неизменных, базовых) ценах.

В качестве нормы дисконта принимается в этом случае реальная ставка дисконтирования.

Проведение оценки и анализа СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта сопряжено с факторами неопределенности и риска, которые необходимо учитывать в расчетах.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о затратах жизненного цикла на различных шагах расчета. Неопределенность, связанная с возникновением неблагоприятных ситуаций и дополнительных расходов, характеризуется понятием "риска".

Риск - это вероятность потери части ресурсов, недополучения доходов, возникновения дополнительных расходов.

Применительно к оценке СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта оценивается вероятность возникновения следующих рисков:

коммерческого риска, обусловленного изменением экономической ситуации в отрасли, стране или регионе, налогового законодательства и т.п.;

производственного риска, связанного с возникновением нештатных ситуаций, изменением условий эксплуатации, отказами технических средств и оборудования и т.п.;

форс-мажорных обстоятельств - стихийных бедствий, аварий, пожаров и т.п.

При оценке эффективности инновационных мероприятий используются различные методы учета риска и неопределенности:

· корректировка исходных параметров и экономических нормативов;

· оценка математического ожидания предполагаемых затрат и доходов;

· имитационные модели учета риска, методы построения безрискового эквивалента денежного потока;

· метод поправки на риск нормы дисконта и др.

Риск и неопределенность при определении СЖЦ сложных технических систем железнодорожного транспорта учитываются путем корректировки денежного потока или методом поправки на риск нормы дисконта. Анализ устойчивости проекта в полном объеме проводится, как правило, после завершения расчетов ожидаемой величины СЖЦ сложных технических систем на основе изменения исходных параметров проекта в ту или иную сторону. Например, могут рассматриваться ситуации повышения первоначальной стоимости объектов или годовых эксплуатационных расходов, снижение показателей надежности и операционной готовности на 10, 20, 30% .

Метод корректировки денежного потока, предусматривает увеличение затрат на величину возможного ущерба от возникновения нештатных ситуаций на соответствующих шагах расчетного периода. _

Метод поправки на риск нормы дисконта предусматривает применение в расчетах коэффициента дисконтирования, рассчитанного на базе нормы дисконта, включающей уровень риска. При этом норма дисконта определяется из выражения:

Еr = Е - z/100, (12)

где Еr - норма дисконта с учетом фактора риска;

z - процент поправки на риск.

Поскольку расчет СЖЦ осуществляется по затратным статьям приобретения и эксплуатации сложных технических систем и не учитывает доходную составляющую инновационного мероприятия, снижение нормы дисконта на возможный риск увеличивает затратный денежный поток.

Таким образом, необходимо отметить, что оценка и учет стоимости жиз­ненного цикла являются важным усповием повышения качества и надежности техники, так как затраты на ее эксплуатацию будут в значительной степени зависеть от долговечности, безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и других качественных ха­рактеристик технических средств.

Более полный и объективный мониторинг затрат на поддер­жание работоспособности изделия позволит выявить и фактиче­ский уровень его качества на различных стадиях жизненного цик­ла. Накопление и обработка такой информации позволит делать выводы о наиболее эффективных и целесообразных направление ях повышения качества технических средств.

Использование данного методического подхода в работе ОАО "РЖД" позволит решать такие взаимосвязанные задачи, как:

- оптимизация технической политики по критерию минималь­ной стоимости жизненного цикла изделия;

- экономия эксплуатационных расходов и снижение себестои­мости перевозок;

- повышение качества эксплуатируемых технических средств.

 

Тестовый контроль знаний

по п. 3. «Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла сложных технических систем железнодорожного транспорта »

 

1. Норма дохода, приемлемая для инвестора, должна включать:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) минимально приемлемый для инвестора безрисковый доход в расчете на единицу авансируемого капитала;

б) минимально безрисковый (реальный) доход в расчете на единицу авансированного капитала, а также компенсацию обеспечения денежных средств в связи с предстоящей инфляцией и возмещение инвестиционных потерь от наступления инвестиционных рисков;

в) минимально приемлемый для инвестора процент по долгосрочным кредитам, скорректированный на потери в связи с предстоящим риском.

 

2. Какие факторы определяют зависимость потребности во внешнем финансировании инвестиционного проекта на инвестиционной фазе:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) потребность в инвестициях на формирование основного и обо­ротного капитала;

б) размер собственного капитала;

в) объем потребных инвестиций и размер собственного капитала.

 

3. От каких факторов зависит уровень нормы дисконта:

Тип вопроса – выбор нескольких правильных ответов

а) от направления инвестиций

б) от цены капитала

в) от вида эффективности инвестиций

г) от уровня инфляции

д) от уровня риска

 

4. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов

 

Всякий раз, при принятии решении об инвестировании значительных средств, сразу же возникает проблема анализа эффективности инвестиций, так как:

· во-первых, вложенные средства должны быть полностью возмещены;

· во- вторых, полученная прибыль должна быть достаточно для компенсации временного отказа от использования средств, а также риска, возникающего в силу неопределенности конечного результата.

Учитывая огромное значение инвестиционных решений для предприятия (компании), крайне важно, чтобы тщательно анализировались все инвестиционные предложения и выбирались только лучшие. Экономические обоснования, связанные с инвестиционными проектами, неизбежно сталкиваются с решением следующих основных вопросов: • Какие дополнительные средства потребуются, чтобы осуществить выбранное решение?

• Какие дополнительные доходные статьи будут созданы помимо и сверх уже существующих?

• Какие затраты будут добавлены или устранены на основании принятого решения?

Подготовить и оценить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств и размерах требуемых инвестиций можно с помощью методов оценки экономической привлекательности инвестиционного проекта.

Проблема оценки привлекательности проекта заключается в определении его доходности (нормы прибыли).

Рассмотрим каждый из этих методов, отметим их достоинства и недостатки.

Эволюция развития подходов к решению данной проблемы дает возможность выбора как простых решений, так и более сложных, в соответствии с которыми методы оценки эффективности инвестиций делятся на две группы (рис.4).

 

Рис.4. Классификация методов оценки экономической эффективности инвестиций

Простые методы

 

Срок окупаемости вложений (РР) рассчитывается как отношение суммы инвестиций к размеру годовой прибыли. Результатом такого расчёта является число лет, необходимых для возмещения первоначальных затрат:

РР= (лет), (13)

где I -объём (сумма) инвестиций, руб.;

Р - среднегодовая прибыль, руб.

Метод срока окупаемости обладает определенными преимуществами - он прост для понимания и использования: проект считается более привлекательным при меньшем периоде его окупаемости и быстром возвращении инвестору его вложений.

Существенными недостатками данного метода являются: нечувствительность к продолжительности экономической жизни проекта, скорость возмещения денег ничего не говорит о прибыльности проекта, неприменимость к проектам, имеющим различные распределения притока денежных средств по годам.

Следовательно, критерий окупаемости должен использоваться осторожно и должен сопровождаться дополнительным анализом и расчётами.

Рентабельность инвестиций (ROI), т.е. первоначальных затрат:

ROI = (14)

Этот критерий обладает теми же недостатками, что и срок окупаемости, поскольку он также не учитывает срок жизни инвестиционного проекта. Рентабельность альтернативных проектов может быть одинаковой, а период жизни различаться на год, два, пять и более лет.

Третьим простым критерием экономического обоснования инвестиционного проекта является критерий средней рентабельности проекта (ARR):

ARR = · 100, (15)

где - средняя за период времени величина инвестиций, руб.

Этот критерий уже учитывает срок жизни инвестиционного проекта, хотя и очень приблизительно.

В отечественной практике для оценки эффективности вариантов капвложений чаще всего используется критерий минимума приведённых затрат (для равновеликих объёмов производства):

Zi = Сi + EIi—>min,

где Zi - приведённые затраты по i-му варианту;

Сi, - текущие затраты по i-му варианту;

Ii - капвложения по i-му варианту;

Е - норматив эффективности капвложений.

Таким образом, можно сделать вывод, что главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций заключается в игнорировании фактора неравноценности одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени. Понимание и учёт этого фактора имеет чрезвычайно важное значение для правильной оценки проектов, связанных с долгосрочным вложением капитала.

Поскольку принимать решение приходится «сегодня», все показатели будущей деятельности инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учётом снижения ценности (значимости) денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением. Практически корректировка заключается в приведении всех величин, характеризующих финансовую сторону осуществления проекта в масштаб цен, сопоставимый с имеющимся «сегодня». Операция такого пересчёта называется дисконтированием (discounting = уценка).

Для оценки эффективности инвестиционных проектов с учётом фактора времени используются динамические методы, основанные на дисконтировании денежных потоков.

 

Методы дисконтирования

 

Показатель чистой текущей стоимости (NPV) представляет собой разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учётом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).

Обоснование данного метода заключается в том, что если суммарное значение денежных потоков равно нулю, то поступлений от проекта хватает только на возврат вложенного капитала и получение минимального требуемого уровня доходности на этот капитал. Если же это суммарное значение положительно, значит проект обеспечивает больше поступлений, чем необходимо для обслуживания долга и выплат минимального уровня дохода потенциальным инвесторам. Отрицательная величина NPV свидетельствует о неэффективности инвестирования денежных средств в проект.


где PV, CI — приток и отток денежных средств, соответственно (т.е. результаты и затраты на t-ом интервале);

i - ставка дисконта на t -ом интервале.

Значительное влияние на итоговый результат расчёта NPV оказывает ставка дисконта.

Индекс доходности (PI) определяется как относительный показатель, характеризующий соотношение дисконтированных денежных потоков и величины начальных инвестиций в проект.

Правилом принятия решений об экономической привлекательности проекта является условие, что если PI> 1, то проект считается экономически выгодным. В противном случае, если PI< 1, проект следует отклонить.

Внутренняя норма прибыли (IRR) определяется аналитически, т.е. методом итерационного подбора значений ставки дисконта, при которой дисконтированная стоимость поступлений денежных средств по проекту равна дисконтированной стоимости платежей (подбирается ставка дисконта, при которой NPV обращается в 0).

Проект считается экономически выгодным, если внутренняя рентабельность (норма прибыли) превышает минимальный уровень рентабельности, установленный для данного проекта, т.е. значение 1RR может трактоваться как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат.

Дисконтированный период окупаемости инвестиций (DRR) - период времени (в годах) от начала реализации проекта, за который инвестиции покрываются суммарными эффектами. Период окупаемости соответствует точке, в которой показатель NPV, становится равным нулю и в дальнейшем проект начинает приносить чистый доход.

Очевидно, если период окупаемости проекта превышает инвестиционный период, проект не окупается и является экономически невыгодным.

Приведённые показатели оценки экономической эффективности проектов выступают в роли необходимых критериев, на основе которых участники проекта могут оценить привлекательность проекта. Следует отметить и то, что решение об участии в проекте или его поддержке должно приниматься исходя и их других оценок критериев, которые в каждом конкретном случае формируются исходя их целей, стоящих перед участниками проектов, условий реализации проекта и связанных с ними рисков, других факторов, которые часто могут не иметь количественного выражения. В связи с этим процедура отбора и оценки инвестиционных проектов должна включать как формальные методы расчёта количественных критериев оценки экономической эффективности, так и неформальные экспертные методы анализа различных аспектов проекта.

Формирование инвестиционной программы осуществляется в рамках жёсткой ограниченности ресурсов, что вызывает необходимость качественной оценки инвестиционных проектов на основе максимизации совокупного и чистого дисконтированного дохода и максимального индекса прибыльности.

Критерии выбора экономической целесообразности представлены на рис.5.

 

 

 

 

 


Рис. 5. Критерии выбора экономически целесообразного инвестиционного проекта

Краткие выводы:

• Критерием эффективности инвестиций в проект является способность его сохранить покупательную способность вложенных средств и обеспечить приемлемый уровень прибыли.

• Проект будет привлекательным для потенциальных инвесторов, если его реальная норма доходности будет превышать рентабельность размещения средств на банковские депозиты или любой иной способ вложения капитала.

• Для оценки эффективности инвестиции применяются две группы методов в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:

- простые - не учитывают всю продолжительность жизни проекта, а также время поступления денежных средств (РР, ROI, ARR, Z);

- методы дисконтирования - учитывают время поступления денежных средств т.е. временную стоимость работ (NPV, IRR, PI, DPP).

• Простые методы оценки эффективности инвестиций имеют ряд

существенных недостатков, обусловленных тем, что они не учитывают временной компоненты денежных потоков.

• Дисконтирование представляет собой операцию приведения разновременных экономических показателей (денежных поступлений и платежей) к какому-либо моменту времени - точке приведения (обычно начальный период).

• Факторами, влияющими на ставку дисконтирования, используемую при оценке проекта являются: инфляция, упущенные проценты, рисковая премия.

• Чистая текущая стоимость проекта (NPV) представляет собой сумму дисконтированных чистых доходов в течение всего срока его жизни.

• Внутренняя норма прибыли (IRR) - это такая ставка дисконтирования, применение которой для расчёта NPV проекта обращает последнюю в ноль.

 

Тестовый контроль знаний

по п. 4 «Критерии и методы оценки эффективности

инвестиционных проектов»

1. К простым методам оценки инвестиционных проектов относятся:

Тип вопроса – выбор нескольких правильных ответов

а) приведенные строительно-эксплуатационные затраты;

б) срок окупаемости;

в) сравнительный интегральный эффект;

г) внутренняя норма доходности;

д) коэффициент сравнительной эффективности;

е) рентабельность инвестиций;

ж) индекс доходности.

 

2. Дисконтированием называется процедура приведения разновременных затрат и результатов на ... расчетного периода:

Тип вопроса – выбор единственно правильного ответа

а) начало

б) конец

 

5. Особенности инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте

 

На железнодорожном транспорте рассматривается и принимается к реализации большое количество проектов, разрабатываемых на нижних уровнях управления.

Значительная часть эффектов от этих проектов может проявляться за рамками отдельного участка, железной дороги или отрасли, оказывая влияния на другие области экономики.

Многие эффекты, в отдельных (локальных) проектах, при переходе на более высокий уровень анализа (управления) могут дополняться и взаимоисключаться. На стадии подготовки проектов, исследуя воздействие косвенных эффектов, ограничивается глубина исследования. Так как косвенные эффекты могут быть не столь значительны для отдельного проекта, однако в рамках Копании они накапливаются и оказывают влияние на показатели её работы.

Выше перечисленные проблемы связаны с трудностью определения «границ проекта», за пределами которых эффекты, связанные с его реализацией, пренебрежимо малы. Как правило, при оценке локальных проектов «границы проекта» необоснованно сужены до конкретного предприятия, на котором он реализуется. Это приводит к ошибочной оценке эффективности проекта и неверным инвестиционным решениям. Это может происходить, несмотря на то, что все расчёты в бизнес-плане выполнены в соответствии Методическими рекомендациями. Довольно часто возникает ситуация, при которой локально эффективный проект может оказаться не эффективным при расширении «границы проекта».

В настоящее время принято трехлетнее планирование развития ОАО «РЖД», которое носит «скользящий» характер и предусматривает возможность внесения уточняющих корректив, учитывающих объективных изменения факторов внешней и внутренней среды. Результаты анализа должны обеспечивать возможность построения планов с учётом прошлой деятельности, с возможностью анализа и внесения корректировок, в зависимости от стратегии развития.

Компания ОАО «РЖД» обладает колоссальным производственным потенциалом, суммарная стоимость которого составляет 80% их стоимости по транспорту в целом. Однако наличие мощной материально технической базы говорит лишь о количественной способности удовлетворения в перевозках. В то же время устойчивость работы отрасли во многом зависит от качественного состояния основных фондов, которые в настоящее время можно характеризовать как критическое.

Наибольший износ накоплен по активной части производственных фондов, прежде всего, по подвижному составу: более 72% - по электровозам, около 84% - по тепловозам, свыше 86% - по грузовым вагонам.

Доля парка локомотивов, превышающая нормативный срок, составляет 31% и электровозов - 45%.

Оценка реального состояния объектов инфраструктуры свидетельствует о значительной их доле с истекшим сроком службы в общем количестве. Так, доля количества сделок ЭЦ со сроком службы выше среднего составляет 71%, доля мостов - 70%, автоблокировки - 44%, ДЦ - 37%.

С целью сохранения и укрепления существующего потенциала российских железных дорог и решения накопленных технических проблем, вызванных старением основных средств ОАО «РЖД», определены основные факторы качественного прорыва - это совершенствование системы управления финансово- экономической деятельностью компании, увеличение объёмов инвестиций, качественного изменения подходов к реализации инвестиционных проектов, направленных на получение гарантированных эффектов от капитальных вложений, а также определены первоочередные мероприятия по оптимизации инвестиционной деятельности:

1. увеличение инвестиционной программы компании для финансирования проектов, направленных на повышение рентабельности по видам деятельности ОАО «РЖД» и видам перевозок;

2. определение целевых показателей дополнительного привлечения средств для финансирования инвестиционной программы;

3. определение целевых показателей финансирования инвестиционных проектов;

4. достижение целевых показателей финансирования инвестиционного фонда и инвестиционных проектов в стратегическом плане ОАО «РЖД».

В настоящее время при формировании инвестиционной программы ОАО «РЖД» выделяют три основных раздела (рис.6):

- выделенные инвестиционные проекты, т.е. проекты реализация которых приводит к получению обособленного экономического эффекта предусмотренного инвестиционной программой;

- проекты хозяйственные;

- обновление подвижного состава.

 

ИНВЕТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ОАО «РЖД»

 

                             
     
 
 
ПРОЕКТЫ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯ
 
   
 
     
 
   
 
 

 

 


Рис. 6. Направления формирования инвестиционной программы ОАО «РЖД»

 

Отдельно планируются средства для внесения в устойчивый капитал вновь формируемых дочерних обществ.

Основным разделом инвестиционной программы ОАО «РЖД» является раздел «Выделенные инвестиционные проекты» (45,6% от всего объёма запланированных средств), который состоит из проектов, направленных на развитие и модернизацию инфраструктуры основных направлений, обеспечивающих повышение доходов компании за счёт освоения дополнительных объёмов перевозок грузов (табл. 1).


Таблица 1.

 

Классификация инвестиционных проектов ОАО «Российские железные дороги»

№ п/п Вид проекта Определение проекта Примеры
1. Проекты капитальных вложений
1.1 Выделенные инвестиционные проекты Инвестиционные проекты, реализация которых приводит к получению обособленного экономического эффекта, предусмотренного инвестиционной задачей
1.1.1 Проекты комплексного развития направлений Инвестиционные проекты, направленные на комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры на отдельных транспортных направлениях • Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел • Перевод на переменный ток участка Мин.Воды-Кисловодск • Организация скоростного пассажирского движения на участке С.Петербург-Бусловская • Организация высокоскоростного пассажирского сообщения на направлении Москва-С.Петербург (модернизация инфраструктуры)
1.1.2 Проекты развития технологических комплексов, обеспечивающих основную деятельность железнодорожного транспорта Инвестиционные проекты развития отдельных видов деятельности или хозяйств на участках, не вошедших в транспортные направления, подлежащие комплексному развитию • Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте • Развитие и реконструкция средств связи технологического сегмента сети связи (II этап) • Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии
1.2 Проекты обновления и модернизации основных средств Инвестиционные проекты, реализация которых не приводит к получению обособленного экономического эффекта
1.2.1 Проекты обновления парка подвижного состава Инвестиционные проекты, направленные на формирование парка подвижного состава ОАО «РЖД», необходимого для обеспечения прогнозируемых объемов перевозок, путем закупки и модернизации подвижного состава ОАО «РЖД» • Тяговый подвижной состав • Грузовой подвижной состав • Пассажирский подвижной состав • Моторвагонный подвижной состав  
1.2.2 Проекты обновления и модернизации производственной инфраструктуры   Инвестиционные проекты, направленные на обновление и модернизацию основных фондов транспортной и обеспечивающей инфраструктуры общества, реализуемые централизованно через департаменты и управления ОАО«РЖД» • Хозяйство пути и сооружений • Хозяйство грузовой и коммерческой работы • Хозяйство материально-технического снабжения • Комплексные проекты обновления и модернизации производственной инфраструктуры  
1.2.3 Проекты обновления и модернизации социальной инфраструктуры Проекты, связанные с: • обеспечением условий труда • обновлением объектов здравоохранения • строительством технологического жилья • обновлением объектов образования • обновлением и развитием объектов санаторно-курортного лечения и отдыха • выполнением иных социальных обязательств ОАО «РЖД» • Программа обеспечения условий охраны труда • Обновление объектов здравоохранения и образования • Строительство технологического жилья  
1.2.4 Проекты обеспечения безопасности Проекты, направленные на: • обновление объектов, связанных с обеспечением безопасности перевозочного процесса • обновление объектов гражданской обороны • обновление объектов экологической безопасности • установку дополнительных средств защиты от террористической угрозы • Обновление объектов повышенной опасности • Антитеррор • Обеспечение экологической безопасности • Модернизация подвижного состава пожарных поездов • Объекты гражданской обороны • Повышение безопасности движения (без 2-сторонней АБ)  
1.2.5 Проекты обновления и модернизации основных фондов филиалов Проекты обновления основных фондов, не предусмотренные выделенными проектами и проектами хозяйств, направленные на поддержание текущей деятельности филиалов общества • Обновление и модернизация основных фондов филиалов – железных дорог • Обновление и модернизация основных фондов функциональных филиалов общества  
2. Проекты долгосрочных финансовых вложений
2.1 Проекты внесения активов в уставный капитал акционерных обществ и концессионных соглашений Проекты, направленные на создание дочерних и зависимых компаний, а также увеличение объема участия общества в их уставном капитале • Внесение в уставной капитал акционерных обществ  
2.2 Проекты приобретения акций сторонних организаций Проекты, направленные на приобретение акций и долей в организациях, не являющихся дочерними или зависимыми по отношению к ОАО «РЖД» • Приобретение акций сторонних организаций  

Приоритетность инвестиционных проектов, представленных в табл.1 очевидна.

1. Грузовые перевозки являются основным и наиболее рентабельным видом деятельности ОАО «РЖД».

2. Вагонная составляющая в грузовом тарифе является наиболее рентабельной.

3. Наличие специализированного вагонного парка обеспечивает присутствие и лидерство ОАО «РЖД» в секторах транспортного рынка.

4. За счёт наличия разработанных нормативов ремонта и межсервисных пробегов возможна достоверная оценка экономического эффекта от инвестиций в новый подвижной состав.

 

 

6. Пример методика экономической оценки эффективности

внедрения АПК-ДК с учётом и без учёта риска

 

Одним из приоритетных видов инвестиционных проектов являются проекты обновления и модернизации производственной инфраструктуры, к ним относятся и проекты внедрения АПК-ДК. Их приоритетность вытекает из следующих факторов:

· необходимость увеличения провозных и пропускных способностей и расшивки «узких мест» с целью увеличения объёма перевозок и скорости доставки грузов и как следствие, доходов компании;

· необходимость при наличии достаточных экономических обоснований электрификации железнодорожных линий с целью увеличения скорости движения, снижения затрат и зависимости от конъюнктуры цен на топливные ресурсы;

· необходимость снижения до нулевого уровня объёма просроченного капитального ремонта пути, а следовательно – уменьшение количества крушений, увеличение скорости движения, снижения затрат.

Для расчёта экономической эффективности проекта внедрения АПК-ДК необходимо учесть состав затрат на создание системы и экономию эксплуатационных расходов при её функционировании на участке.

Экономия эксплуатационных расходов при внедрении АПК-ДК на участке будет достигнута за счёт:

- сокращения неплановых перерывов движения;

- сокращения времени простоя поездов при сокращении времени поиска отказов в устройствах СЦБ;

- сокращения оперативного персонала дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

В состав затрат на создание АПК-ДК входят:

- инвестиционные (капитальные) вложения, включая стоимость:

· технических средств;

· строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

· программное обеспечение.

- дополнительные эксплуатационные расходы, включая:

· амортизационные отчисления;

· затраты на сопровождение ПО.

В табл. 2 представлены статистические показатели эффекта от внедрения АПК-ДК, которые будут использованы при расчёте экономии эксплуатационных расходов.

Таблица 2.

Статистические показатели эффекта от внедрения АПК-ДК (СТДМ)

№ п/п Показатели Обозначение Ед. измерения Значение
Сокращение количества отказов устройств ΔNотк %
Сокращение количества отказов устройств, приведшее к задержкам поездов ΔNоткК/зп %
Сокращение времени поиска отказа в устройствах СЦБ ΔTотк %
Сокращение времени простоя поездов ΔTп % 0,86

 

Технико-эксплуатационные показатели работы объекта представлены в табл. 3 усреднены по дистанциям СЦБ.

Таблица 3.

Технико-эксплуатационные показатели работы объекта, на котором внедряется АПК-ДК

Показатель Значение
Вид тяги Электротяга
Средняя протяжённость участка 59 км
Количество стрелок на станциях
Среднесуточные за год размеры движения (пар поездов)
Среднее число вагонов в поезде
Среднее количество отказов устройств СЦБ (отк/год) 85 отк/год
Среднее количество отказов устройств СЦБ, приведших к задержкам поездов (отк/год) 18 отк/год
Среднее сокращение количества задержанных поездов при сокращении времени устранения отказа
Приведённые затраты, связанные с одной остановкой поезда 5300 руб.
Стоимость 1 часа простоя грузового поезда 7850 руб.
Стоимость 1 часа простоя пассажирского поезда 11350 руб.
Стоимость 1 часа простоя пригородного поезда 5350 руб.
Сокращение общего времени задержек поездов за год по дистанции 70 час

Далее производится расчёт экономии за счёт сокращения неплановых перерывов движения.

Экономия за счёт сокращения неплановых перерывов движения:

Эпрскр• (Спгппппр)= 70•(7850+11350+5350)= 1718,5 (тыс. руб.)

где Тскр - сокращение общего времени задержек поездов за год по дистанции;

Спг - стоимость 1 часа простоя грузового поезда;

Спп - стоимость 1 часа простоя пассажирского поезда;

Сппр - стоимость 1 часа простоя пригородного поезда.

Экономия за счёт сокращения времени простоя поездов при сокращении времени поиска отказов в устройствах СЦБ (на один отказ):

Эпо(1)= ΔТп• (Спгппппр)+Соп•ΔNп=0,86•(7850+11350+5350)+5300•30=180,1

где ΔТпэкономия поездо-часов при уменьшении времени устранения

отказа;

Соп - приведённые затраты, связанные с одной остановкой поезда;

ΔNп - сокращение количества задержанных поездов при уменьшении

времени устранения отказа.

Общая экономия за счёт сокращения времени простоя поездов при сокращении времени поиска отказов в устройствах СЦБ составит

Эпо= Эпо(1)•Nотк

При внедрении АПК-ДК (СТДМ) обеспечивается возможность эксплуатации устройств СЦБ на станциях и перегонах меньшим количеством электромехаников за счёт перехода на обслуживание по состоянию. Это позволит произвести расчёт экономии эксплуатационных расходов за счёт сокращения оперативного персонала дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

Эшч= 16•ЗПср•(1+Котч)•Кзам

 

Суммарный эффект от внедрения АПК-ДК на участке составит за год:

 

Э= Эпр+ Эшч+ Эпо

Дополнительные эксплуатационные расходы на обслуживание технических и программных средств АПК-ДК (Эд):

Эдамм

где Эамамортизационные отчисления на систему АПК-ДК;

Эмрасходы на материалы, запчасти, электроэнергию и сопровождение ПО АПК-ДК.

Далее рассмотрим определени




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.