Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие общества и типы экономических систем



Экономическая система живет и развивается в рамках человеческого общества, существование которого подчинено действию объективных законов. Познание этих законов, глубина их исследования являются факторами, существенно влияющими на развитие человечества. Субъективное восприятие исторического процесса приводит к глубоким социальным потрясениям, тормозящим прогресс.

В экономической науке можно выделить два подхода к развитию человеческого общества. Первый – формационный – рассматривает общественный прогресс как процесс последовательной смены одной общественно-исторической формации другой. Второй – цивилизационный – описывает данный процесс как прогресс человеческой цивилизации.

Формационная концепция исходит из точки зрения, согласно которой конкретное общество является общественно-историчес­кой формацией. Она представляет собой исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства – этой движущей силы, обеспечивающей смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной. Способ производства есть единство взаимообусловленных сторон – производительных сил и производственных отношений. При этом производительные силы, и особенно их активная часть – рабочая сила, являются более прогрессивным элементом по сравнению с производственными отношениями, которые на определенном этапе развития начинают сдерживать рост производства. Дальнейший прогресс обеспечивается только путем смены производственных отношений, что знаменует собой переход к новой общественно-экономической формации. Данной точки зрения, являющейся теоретической базой социальной революции, придерживаются сторонники марксизма.

Согласно марксистскому учению об общественно-экономи­ческой формации (формационный подход) типы экономических систем, или формации, бывают следующие: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая с двумя фазами развития – социализм и собственно коммунизм. К. Маркс говорил также о специфике азиатского способа производства и об античном обществе, не вписывающихся в эту классификацию.

При конкретных исторических условиях социальная революция, опережая объективные процессы развития, может создать неэффективную экономическую систему и затормозить развитие экономики в стране на целые десятилетия. Именно такая ситуация и складывалась в России с 1917 г.

Существуют и другие подходы к классификации типов экономических систем. Например, Д. Белл, У. Ростоу выделяют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. В доиндустриальном обществе определяющие факторы богатства – труд и земля, в индустриальном – деньги и капитал, в постиндустриальном – знания и информация.

Сущность цивилизационной концепции заключается в том, что социально-экономический прогресс общества протекает постепенно в эволюционной форме. При цивилизационном подходе внимание акцентируется не на общественном богатстве, а на развитии человеческой цивилизации. Под цивилизацией понимают страны и их группы, объединенные историко-культурной традицией. С этой точки зрения, в частности, выделяют атлантическую (западную), исламскую, китайскую (конфуцианскую), славяно-православную, индуистскую, латиноамериканскую, африканскую цивилизации. Переход от одной стадии общественного развития к другой осуществляется в рамках единого исторического процесса – прогресса человеческой цивилизации.

Развитие экономической системы – также эволюционный процесс и составляет неотъемлемую часть развития общества. Конкретно-исторические условия развития каждой страны порождают многообразие моделей в рамках существующих типов экономических систем. На практике можно выделить три типа экономических систем: рыночную, командную и смешанную.

Рыночную экономическую систему иногда называют рыночной экономикой свободной конкуренции, или чистым капитализмом. Характерные признаки этой системы: частное владение экономическими ресурсами; саморегулирующийся механизм макроэкономических процессов, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок существования рыночной системы является личная свобода всех участников экономической деятельности – от капиталиста-предпринимателя до наемного работника.

Экономический прогресс при этой системе достигается на основе экономической свободы предпринимательской деятельности владельцев экономических ресурсов. Важно отметить, что наемный работник выступает как самостоятельная, равноправная сторона рыночных отношений и продает единственный принадлежащий ему экономический ресурс – труд. Экономическая свобода наемного работника предполагает свободу передвижения в пределах рынка труда.

Механизм решения проблем макроэкономического регулирования при этой экономической системе действует через цены и рынок. Колебание цен, их уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получить бóльший доход, предельно экономно использовать все экономические ресурсы. Успех деятельности зависит от их умения применять свои теоретические и организационные способности, свой предпринимательский талант. Государство практически не вмешивается в процесс экономического регулирования. Поэтому главными недостатками системы являются: высокая вероятность нарушения макроэкономических пропорций, которые должны восстанавливаться естественным путем, что требует длительного времени; социальная незащищенность граждан в случае болезни, безработицы и старости.

Возможно выделение таких типов экономических систем, как закрытая и открытая. Закрытая экономика представляет собой независимую производственно-хозяйственную систему с ограниченными внешнеэкономическими связями. Эту систему иначе называют автаркической. Ее разновидностью можно считать централизованно-плановую, или командно-административную, экономику. Существенно отличаясь от автаркической модели экономики (признавая необходимость международной торговли), командно-административная экономика показала свою неэффективность, а потому сейчас она постепенно уступает дорогу открытой экономике.

Открытая экономическая система ориентирована на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда. Считается, что по основополагающим принципам и параметрам открытая экономика совпадает с рыночной.

Степень развития рыночных отношений в экономической системе служит одним из важнейших критериев типологии экономической системы и периодизации ее развития. Уровень и характер взаимодействия рыночных институтов может отличать один тип экономической системы от другого или лежать в основе периодизации развития экономической системы.

Командная экономическая система, будучи полной противоположностью рыночной, представляет собой продукт практической реализации формационной концепции развития общества. Она возникла в результате социалистической революции в России и до начала 90-х годов XX столетия существовала в странах Восточной Европы и ряде других государств. Ее также называют административно-командной, централизованной, плановой, коммунистической.

Характерными чертами командно-экономической системы являются: общественное, а на практике – государственное владение экономическими ресурсами; бюрократизация и монополизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа макроэкономического регулирования.

Механизм макроэкономического регулирования при такой системе имеет ряд особенностей. Во-первых, он предполагает управление всеми предприятиями из единого хозяйственного центра и полное отсутствие самостоятельности хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов и готовой продукции, централизованно формируя хозяйственные связи между предприятиями. В-третьих, процессы хозяйственного руководства основаны на административно-распорядительных методах, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Централизованное управление объективно требует постоянного укрупнения предприятий, так как при этом наблюдается сокращение их количества, что упрощает процесс управления. Тем самым система порождает небывалый уровень монополизации экономики. Отсутствие конкуренции практически полностью останавливает технический прогресс на таких предприятиях. Положение усугубляется тем, что государственная монополия внешней торговли ликвидирует конкуренцию со стороны иностранных производителей. Экономика оказывается изолированной от мирового технического прогресса. В первую очередь это касается производства предметов потребления и средств производства в отраслях, прямо не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны. Искусственное поддержание научно-технического прогресса в производстве современных средств вооружения требует громадного количества всех видов ресурсов, порождая их хронический дефицит даже в такой богатой ресурсами стране, как Россия.

Указанные причины, а также ряд других, менее важных, сделали систему крайне не эффективной, не способной обеспечить научно-технический прогресс общества и высокий жизненный уровень основной массы населения. Главное преимущество системы – обеспечение минимальных социальных гарантий трудящихся – потеряло свое значение в 70-х годах ХХ столетия, так как в это время в развитых странах закончилась трансформация рыночной системы в смешанную, которая в основном избавилась от недостатков своей предшественницы.

Смешанная экономическая система, иначе называемая современной рыночной экономикой, или современным капитализмом, по существу, является логическим завершением развития рыночной системы. Если рыночная система развивалась под воздействием внутренних и внешних факторов, боролась с внутренней экономической и социальной нестабильностью, старалась выжить в соревновании с социалистической командно-административной системой, то смешанная получила свое название потому, что воплотила все лучшие черты рыночной и командной систем. Она обеспечивает необходимый уровень государственного экономического регулирования, развивает систему социальных гарантий граждан.

Данная система на основе государственного регулирования создает условия для конкуренции в тех отраслях, где такая ситуация повышает эффективность производства.

Механизм макроэкономического регулирования в целом претерпел существенные изменения. Хозяйствующие субъекты фактически обеспечивают пропорциональное развитие экономики на основе выпуска такой продукции, которая гарантированно находит своего покупателя. Это обеспечивается развитой системой маркетинговых исследований, позволяющих определять объем и структуру производимой продукции. Отдельные фирмы также проводят анализ приоритетных направлений развития науки и техники и дают прогноз развития общественных потребностей, попадающих в поле действия фирмы. Прогноз рынка способствует заблаговременному сокращению выпуска устаревающих товаров и переходу к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством позволяет привести индивидуальные затраты фирмы в соответствие с общественно необходимыми затратами, т.е. обеспечить будущую прибыль.

Государственные органы управления стремятся к пропорциональности развития экономики путем разработки отраслевых и общенациональных программ. Задача рационального использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. Перераспределение ресурсов на развитие важнейших отраслей происходит за счет государственных средств; государство также активно финансирует важнейшие научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки.

Распределение созданного валового национального продукта осуществляется как на основе традиционных рыночных форм, так и выделенных государством и крупными компаниями ресурсов на развитие «человеческого фактора», средств на финансирование образования, включая повышение квалификации кадров, медицинское обслуживание, социальные нужды.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию различных программ борьбы с бедностью направляется не менее 30–40% всех государственных расходов. Отдельные фирмы также заботятся о своих сотрудниках с целью активизации работы персонала, повышения производительности труда, сокращения потерь рабочего времени, чтобы тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

Иногда в качестве самостоятельного типа экономической системы выделяют так называемую традиционную систему, существующую в экономически менее развитых странах. Однако подобные системы являются в своей основе рыночными, но сохранившими элементы натурального и мелкотоварного производства; в них также присутствуют элементы современного рыночного хозяйства.

В рамках существующих экономических систем в каждой стране развивается своя национальная модель организации хозяйства. Так, в смешанной системе развиваются экономические модели хозяйствования передовых стран. Рассмотрим наиболее известные.

Американская модель строится на всемерном поощрении предпринимательской активности, возможности обогащения наиболее действенной части населения. Для малообеспеченных групп населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства при этом вообще не ставится. Данная модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе по уровню заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и наблюдается резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствия имущественному расслоению не ставятся. Существование модели возможно только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства при этом находится лишь 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет более 70% стоимости создаваемых за год товаров и услуг, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды, что становится возможным только в условиях высокой нормы налогообложения. Данная модель получила название «функциональная социализация», так как в ней функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, финансирование научных и опытных разработок) – на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Модель сформировалась взамен ликвидированных промышленных концернов гитлеровских времен за счет предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним и мелким) возможности устойчивого развития. Особым покровительством пользуются так называемые мительштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

В России в последние годы предпринимаются попытки создания современной рыночной экономической системы, состоящей из элементов командной, рыночной и смешанной систем, т.е. эклектическая система. В бывших советских среднеазиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной многоукладной экономики.

Современные экономические отношения в России назвать экономической системой можно только условно, поскольку отсутствует одна из главных характеристик системы – устоявшиеся взаимосвязи между элементами и подсистемами, состав которых тоже постоянно меняется. Такое состояние экономики можно назвать переходным. Судя по глубине происходящих процессов и историческому опыту других стран этот переход растягивается на десятилетия, что позволяет назвать существующую систему экономикой переходного периода (от административно-командной системы к смешанной). У этой экономической системы уже есть немало моделей: восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская, китайская и др. Окончательное формирование модели современной рыночной экономики в России должно происходить на основе использования эффективного зарубежного опыта и, что более важно, учета национальных, экономических и исторических особенностей развития страны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.