Здавалка
Главная | Обратная связь

Эластичность спроса и ее показатели



Важным показателем, характеризующим спрос, является эластичность спроса от цены, или ценовая эластичность спроса, которая показывает процентное изменение объема спроса на 1% изменения рыночной цены данного товара. Для измерения эластичности спроса от цены служит коэффициент ценовой эластичности спроса Ed:

где – процентное изменение объема спроса;

– процентное изменение цены данного товара.

Поскольку процентное изменение переменной определяется как отношение абсолютного изменения переменной к ее первоначальному уровню, выраженному в процентах, то

Тогда

где – количественное изменение объема спроса;

– количественное изменение цены;

– первоначальный объем спроса;

– первоначальная цена.

Поскольку между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость, определяемая законом снижающегося спроса, то коэффициент ценовой эластичности спроса имеет отрицательное значение. Если числитель является положительным, то знаменатель – отрицательным, и наоборот. Однако экономисты обычно игнорируют отрицательный знак, учитывая только абсолютную величину коэффициента эластичности спроса, т.е. берут значение коэффициента по модулю . В противном случае математически меньшее отрицательное число показывало бы более высокую ценовую эластичность спроса (например, число «–6» по сравнению с числом «–3»). Поэтому в дальнейших расчетах мы будем использовать положительные значения расчетных величин и самого коэффициента.

Существуют три основных типа ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный и единичный эластичный.

Если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению объема спроса, то спрос является эластичным. Например, снижение цены товара на 2% вызывает рост объема спроса на 8%. Абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса при эластичном спросе больше 1. В нашем примере .

Если данное процентное изменение цены вызывает меньшее процентное изменение объема спроса, то спрос является неэластичным. Например, при повышении цены товара на 6% объем спроса снизился только на 3%. Абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса при неэластичном спросе меньше 1. В нашем примере .

Если данное процентное изменение цены ведет к равному процентному изменению объема спроса, то этот случай называют единичным эластичным спросом, или единичной эластичностью. Например, снижение цены на 4% ведет к увеличению объема спроса тоже на 4%. Абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса при единичном эластичном спросе . Особенностью определения равных процентных изменений цены и объема спроса при единичном эластичном спросе является то, что в качестве первоначальной цены и первоначального объема спроса выбирают их значения не в одной из крайних точек данного участка графика спроса, а их либо минимальные, либо максимальные базовые показатели, которые находятся в разных крайних точках данного интервала кривой спроса. В противном случае, при общей базовой точке, процентные изменения цены и объема спроса при единичном эластичном спросе не будут равны.

Представим графически примеры трех основных типов ценовой эластичности спроса, используя условные данные о цене и объеме спроса на рынке пшеницы (рис. 6.5).

 
 

 


а) эластичный спрос б) неэластичный спрос в) единичный эластичный спрос

Рис. 6.5. Типы ценовой эластичности спроса:
Q – объем спроса в месяц, млн т; Р – цена за 1 т, р.

При определении коэффициента ценовой эластичности спроса следует иметь в виду, что он не является неизменным на данном графике спроса, а приобретает различные значения по мере движения вниз или вверх по кривой спроса. Это связано с тем, что при перемещении по графику спроса постоянно изменяется комбинация «цена – объем спроса», а следовательно, и соотношение между ними . Может изменяться и соотношение . Поэтому коэффициент ценовой эластичности спроса отличается в каждой отдельной базовой точке любого участка кривой спроса.

В связи с этим существует математическое затруднение при расчете коэффициента эластичности. В зависимости от выбора первоначальной базовой цены на определенном конкретном участке графика спроса для расчета процентных изменений в формуле коэффициента ценовой эластичности спроса мы получим различную величину этого коэффициента. Причем в отдельных случаях коэффициенты, полученные на одном и том же участке кривой спроса, но при разных базовых ценах, могут свидетельствовать даже о разных типах эластичности. Например, если мы на графике эластичного спроса (см. рис. 6.5а) примем за первоначальную цену 600 р. в точке А, то

Если же мы на данном участке примем за базовую цену 500 р. в точке В, то получим другой коэффициент эластичности:

Иными словами, в обоих случаях мы получили коэффициент ценовой эластичности спроса больше 1, что свидетельствует об эластичном спросе на данном участке кривой спроса, однако значения коэффициента существенно отличаются.

На графике единичного эластичного спроса (см. рис. 6.5в) при выборе первоначальной базовой цены 600 р. в точке А коэффициент эластичности имеет значение:

Если же мы будем определять коэффициент на данном участке, исходя из базовой цены 500 р. в точке В, то

Проблема усложняется, поскольку в первом случае коэффициент ценовой эластичности спроса больше 1, что должно свидетельствовать об эластичном спросе на этом участке; во втором случае коэффициент меньше 1, что означает неэластичный спрос на том же участке АВ. В приведенном примере вообще нельзя однозначно установить тип ценовой эластичности спроса (см. рис. 6.5в), используя обычную формулу определения коэффициента ценовой эластичности спроса.

Таким образом, в зависимости от выбранной базы на конкретном участке графика спроса мы получим различные коэффициенты его ценовой эластичности, которые не всегда позволяют однозначно определять ее тип. Для решения этой проблемы экономисты используют в качестве исходных не крайние, а средние уровни цен и объема спроса на данном участке кривой спроса. Тем самым эластичность определяется не в крайних точках ценового интервала, а в центральной (средней) точке данного участка графика спроса. Формула центральной (средней) точки для определения ценовой эластичности спроса имеет следующий вид:

где – коэффициент ценовой эластичности спроса в центральной (средней) точке участка АВ кривой спроса;

– цена в центральной точке участка АВ;

– объем спроса в центральной точке участка АВ;

– цена в крайней точке А участка АВ;

– цена в крайней точке В участка АВ;

– объем спроса в крайней точке А участка АВ;

– объем спроса в крайней точке В участка АВ.

При использовании формулы центральной точки коэффициент ценовой эластичности спроса на графике эластичного спроса (см. рис. 6.5а) составит:

Нами получен коэффициент эластичности больше 1, и спрос на данном участке действительно является эластичным.

На графике единичного эластичного спроса (см. рис. 6.5в) получим:

Здесь коэффициент ценовой эластичности спроса по формуле центральной точки равен 1, что является показателем единичного эластичного спроса на данном участке.

При рассмотрении всей кривой спроса на данный товар можно отметить, что тип ценовой эластичности спроса различается на отдельных участках. Обычно на верхних участках графика при сравнительно высоких ценах и низких объемах спроса наблюдается эластичный спрос, на нижних отрезках при ином соотношении цен и объема спроса – неэластичный, а в какой-то точке между эластичными и неэластичными участками – единичный эластичный спрос.

Кроме трех основных, существуют также два крайних типа эластичности: совершенно (абсолютно) эластичный спрос и совершенно (абсолютно) неэластичный спрос. При совершенно (абсолютно) эластичном спросе объем спроса увеличивается при неизменной цене, и коэффициент эластичности спроса равен бесконечности. При совершенно (абсолютно) неэластичном спросе изменение цены не ведет к изменению объема спроса, а коэффициент ценовой эластичности спроса равен 0 (рис. 6.6).

В качестве примера совершенно эластичного спроса можно привести график спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы, которая вынуждена продавать любое количество продукции по одной и той же цене, сформировавшейся на конкурентном отраслевом рынке (подробно эта рыночная ситуация будет рассматриваться в главе 9). Примером совершенно неэластичного спроса может служить часть графика спроса на товары, не имеющие заменителей, в частности на соль, объем спроса на которую в конкретном диапазоне цен будет одинаковым, так как потребность в ней ограничена определенным пределом, который нет смысла увеличивать при более низких ценах.

 
 

 

 


Рис. 6.6. Графики совершенно
эластичного и совершенно неэластичного спроса

Знание типов эластичности спроса на различных участках кривой спроса имеет практическое значение, так как позволяет определить изменение валовой выручки продавцов. Это связано с тем, что существует зависимость между типом ценовой эластичности спроса и изменением валовой выручки. Валовая выручка (валовой доход) рассчитывается по следующей формуле:

где – валовая выручка (валовой доход);

– цена товара;

– объем спроса (количество реализованной продукции).

При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению валовой выручки и, наоборот, рост цены – к ее уменьшению, т.е. изменение цены вызывает изменение валовой выручки в противоположном направлении.

При неэластичном спросе снижение цены ведет к уменьшению валовой выручки, и наоборот, рост цены – к ее увеличению, т.е. изменение цены вызывает изменение валовой выручки в том же направлении.

При единичном эластичном спросе изменение цены не ведет к изменению валовой выручки.

Зависимость изменения валовой выручки от типа ценовой эластичности спроса можно проиллюстрировать, определив валовую выручку в точках А и В, используя цифровые данные рис. 6.5. Так, на графике эластичного спроса (см. рис. 6.5а) валовая выручка составит:

в точке А: = 600 р. ´ 3 млн т = 1,8 млрд р.;

в точке В: = 500 р. ´ 6 млн т = 3 млрд р.

Снижение цены на эластичном участке АВ ведет к увеличению валовой выручки и заинтересованности продавцов (при прочих равных условиях) в снижении цены товара.

На графике неэластичного спроса (см. рис. 6.5б) валовая выручка составит:

в точке А: = 600 р. ´ 3 млн т = 1,8 млрд р.;

в точке В: = 500 р. ´ 3,3 млн т = 1,65 млрд р.

Следовательно, при снижении цены на неэластичном участке кривой спроса АВ уменьшается валовая выручка продавцов, что вызывает их заинтересованность (при прочих равных условиях) не в снижении, а в росте цены товара с целью получения большей валовой выручки.

На графике единичного эластичного спроса (см. рис. 6.5в) валовая выручка составит:

в точке А: = 600 р. ´ 3 млн т = 1,8 млрд р.;

в точке В: = 500 р. ´ 3,6 млн т = 1,8 млрд р.

Как видим, при единичном эластичном спросе валовая выручка не изменяется, и продавцам в этом случае безразлично, если не учитывать издержки и прибыль, продавать 3 или 3,6 млн т.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие основные факторы.

1. Возможность замены данного товара другими товарами. Чем больше существует заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него, так как у покупателей больше возможностей заменить данный товар при увеличении его цены. Объем покупок данного товара при определенном увеличении цены сократится в большей степени.

2. Удельный вес расходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей. Чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов потребителей, тем выше эластичность спроса. При прочих равных условиях покупатели в большей степени сократят в данный период времени покупки сравнительно дорогого товара при увеличении цены на него, а не дешевого, затраты на покупку которого относительно невелики.

3. Принадлежность данного товара к предметам роскоши или предметам необходимости. Спрос на предметы роскоши обычно является эластичным, а на предметы необходимости – неэластичным. Так, при увеличении цены на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, рыбу и т.д.) покупатели незначительно сократят покупки этих товаров, так как они определяют возможности физиологического существования человека. В то же время при росте цены на товар, относящийся к предметам роскоши, потребители могут отказаться от него вообще или перенести покупку на более поздний период.

4. Фактор времени. Спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений. Это связано с относительной устойчивостью вкусов, привычек, предпочтений потребителей. Так, при увеличении цены на предпочтительный для данного потребителя товар он в краткосрочном периоде не обязательно сократит его покупки или откажется от него. Однако в долговременном периоде при сохранении такой ситуации потребитель может изменить свои предпочтения и переключиться на покупки более дешевого товара-заменителя.

Эластичность спроса зависит не только от цены данного товара, но и от других переменных, в частности от дохода потребителей и цен на другие товары. Поэтому, наряду с ценовой эластичностью спроса, различают эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса от цен.

Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение спроса на 1% изменения дохода потребителей:

где – коэффициент эластичности спроса по доходу;

– процентное изменение спроса;

– количественное изменение спроса;

– первоначальный спрос;

– процентное изменение дохода потребителей;

– количественное изменение дохода;

– первоначальный доход.

Для большинства товаров (высшей категории или нормальных) коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное значение, т.е. по мере роста доходов потребителей спрос на них увеличивается. Для товаров низшей категории коэффициент эластичности спроса по доходу будет отрицательным, так как по мере роста доходов потребители обычно сокращают покупки этих товаров.

Перекрестная эластичность спроса от цен показывает процентное изменение спроса на один товар при изменении на 1% цены на другой товар:

где – коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен;

– один товар;

– другой товар;

– процентное изменение спроса на товар х;

– количественное изменение спроса на товар x;

– первоначальный спрос на товар x;

– процентное изменение цены на товар у;

– количественное изменение цены на товар у;

– первоначальная цена на товар у.

Если товары х и у взаимозаменяемые, то коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен имеет положительное значение, так как увеличение цены на один товар ведет к повышению спроса на другой.

Если товары x и y сопутствующие или взаимодополняющие, то коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен имеет отрицательное значение, поскольку увеличение цены на один товар вызывает снижение спроса на другой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.