Здавалка
Главная | Обратная связь

Библиографический список



Барр, Р. Политическая экономия: в 2 т. / Р. Барр. М., 1995. Т. 1. Гл. 2.

Ильяшенко, В. В. Микроэкономика / В. В. Ильяшенко. Екатеринбург, 2004. Тема 6.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 2003. Т. 2. Гл. 23.

Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой. М., 1999. Гл. 6, 7.

Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. М., 2001. Гл. 7.

Томпсон, А. Экономика фирмы / А. Томпсон, Д. Формби. М., 1998. Гл. 2, 10.


Глава 10

Фирма
в условиях несовершенной конкуренции

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. В табл. 10.1 приведены характерные черты трех укрупненных типов несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Классификацию рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных переменных (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Основные типы рынков несовершенной конкуренции

Структурная характеристика Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число продавцов Много Мало Один
Барьеры вхождения Нет Обычно есть Да (нет вхождения)
Дифференциация продукции Есть Возможна Нет (один продукт)
Контроль над ценами Небольшой Значительный Ценоустановительный

Рассмотрим основные типы несовершенно конкурентных рынков.

10.1. Чистая монополия и ее виды.
Выпуск продукции, цена и предельный доход
в условиях монополии. Монополия и эффективность.
Регулируемая монополия

Начнем с понятия «монополия», которое происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Существует ли монополист в строгом смысле слова? В реальной действительности довольно сложно найти ситуацию, когда на рынке одна фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Хотя монополия в очень точном смысле слова фактически не существует, можно привести примеры фирм, приближающихся к ней по типу: алмазный синдикат «Де Бирс», производитель компьютеров IBM.

Самыми первыми монополиями были монополии царей и императоров. Они вошли в историю под названием «государственные монополии» и точно отвечали смыслу этого слова. Государственные монополии как таковые родились в XVII веке. Государство провозглашалось единственным правомочным продавцом какого-то товара, обычно товара широкого потребления: табака, вина, соли и спичек. В России, например, соляная монополия была установлена указом Петра I в 1705 г. и просуществовала почти до 1862 г. – более полутора веков, еще дольше продержалась винная монополия, возникшая в XVII веке. Она была отменена фактически только в 1992 г.

Сегодня в термин «монополия» вкладывается более широкий смысл. Монополия – это ситуация на рынке, возникающая тогда, когда продавцы или покупатели могут, опираясь на свою экономическую мощь, навязывать наиболее выгодные для себя условия продаж остальным участникам рынка.

В обыденной жизни монополия зачастую отожествляется с крупным предприятием. Но монополия – это не обязательно гигантское предприятие. Монополией может быть местный банк, кинотеатр или книжный магазин в маленьком городке. Довольно необычно, но чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для национальных. Например, в маленьких городках местные монополии представляют такие коммунальные услуги, как газ, электричество, транспорт.

Чистая монополия – рыночная структура, в которой существует единственный продавец товара, не имеющего заменителей. Этот продавец не находится под влиянием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов.

Главным признаком монополии является монопольная власть. Фирма имеет монопольную силу (власть), если она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объемы производства продукции. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Поэтому, чтобы обладать монопольной властью на рынке, необязательно быть чистым монополистом, но при этом именно чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.

В связи с этим возникает два вопроса. Во-первых, как можно измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у ряда фирм монопольная власть больше, чем у других. В экономической теории и практике регулирования деятельности монополий существуют особые методы оценки степени монопольной власти. Один из способов определения монопольной власти был предложен в 1934 г. А. Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Еще один метод оценки степени монопольной власти связан с использованием «индекса концентрации рынка», названного по имени его авторов «индексом Херфиндаля – Хиршмана». Индекс Херфиндаля – Хиршмана ННI определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

где S1 – доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;

S2 – доля рынка следующей по величине фирмы и т.д.

Этот индекс измеряет концентрацию рынка и служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики государства.

Различают закрытую, открытую и естественную монополию.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, например, патентной защиты, института авторских прав.

В случае открытой монополии фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже.

Естественная монополия возникает вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы. В этом случае при любом объеме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает единственная фирма. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних издержек. Примеры естественной монополии – электрические и газовые компании, железнодорожный транспорт, предприятия водоснабжения и связи.

В этом случае монополия может быть оправдана с точки зрения наивысшей экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Монополия – это крайняя противоположность совершенной конкуренции. Будучи единственным поставщиком товара, монополист фактически воплощает целую отрасль, что предопределяет отличие его поведения от поведения совершенного конкурента.

Теперь обратимся к изучению процесса принятия монополией решения об объеме производства продукции и установления цены.

Главное различие конкурентной фирмы и монополии заключается в способности монополии определять цену продукции. Рассмотрим кривые спроса, с которыми сталкиваются на рынке конкурентная фирма и монополия.

Кривая спроса на выпуск продукции монопольной фирмой имеет вид наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия. Это объясняется обычными причинами. С одной стороны, если монополист поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самым поднимает цену. Однако если кривая спроса на продукцию чистого конкурента совершенно эластична, то у монополиста она стремится к максимальной неэластичности. Поэтому всякое изменение объема продукции монополиста сопряжено с изменением ее цены, тогда как совершенный конкурент продает любой объем по существующей рыночной цене. Конкурентная фирма, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь изменяя объем производства. Монополист в отличие от конкурентной фирмы может достичь этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены.

Как мы уже показали, монополист должен снизить цену товара, чтобы продать больше. Поэтому предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена в отличие от совершенно конкурентной фирмы, где они равны. Числовой пример сделает это более понятным. Фирма-монополист производит и продает 10 000 шт. товара в месяц по цене 100 р. за единицу. Увеличение объема продаж вызовет уменьшение цены. Посмотрим, какое увеличение выручки фирмы даст каждая дополнительная единица товара. Для этого рассчитаем выручку при разных объемах продаж и предельный доход (табл. 10.2).

На рис 10.1. приведены кривые спроса и предельного дохода монополии. Эти кривые всегда начинаются в одной точке, потому что предельный доход от первой продаваемой единицы продукции равен цене товара. Однако в силу причин, которые мы уже рассмотрели, начиная со второй единицы предельный доход монополиста ниже цены. Таким образом, кривая предельного дохода монополии лежит ниже кривой спроса. Предельный доход может быть и отрицательным. В этом случае при производстве дополнительной единицы продукции цена падает настолько, что вызывает снижение валового дохода фирмы, даже при условии, что фирма увеличивает объем продаж.

Таблица 10.2

Расчет предельного дохода
при расширении производства товара монопольной фирмой

Объем продаж, ед. Цена, р. Выручка, р. Предельный доход, р.
10 000 1 000 000  
12 000 1 140 000
15 000 1 275 000
18 000 1 368 000

Рис. 10.1 иллюстрирует также взаимосвязь между выпуском продукции, ценой и доходом для случая монополии. Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, валовой доход фирмы изменяется. По мере роста выпуска совокупный доход сначала возрастает, затем достигает максимума на уровне выпуска, равном Q1, и после этого падает. Как известно, если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение валового дохода. Когда же спрос неэластичен, то доход падает при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой, то ее верхняя часть отражает эластичный спрос, а нижняя неэластичный. Именно в этом заключена причина эффекта «холма дохода» (см. рис. 10.1). Монополист никогда не захочет понижать цену на неэластичном отрезке кривой спроса, потому что при этом сократится совокупный доход и увеличатся издержки производства, а значит, прибыль снизится.

Теперь встает вопрос, какую определенную комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет монополист, чтобы максимизировать валовую прибыль.

 

 

 
 

 

 


Рис 10.1. Спрос, валовой и предельный доход монополиста

Рассмотрим, как монополистическая фирма максимизирует прибыль в краткосрочном период. Как было показано в предыдущей главе, конкурентная фирма максимизирует прибыль, регулируя объем продаж так, чтобы предельные издержки производства равнялись предельному доходу. Хотя монополия и может влиять на цену своего товара, предельный анализ максимизации прибыли одинаков как в случае конкуренции, так и при наличии монополии. Максимизация прибыли подразумевает, что предельный доход должен равняться предельным издержкам на выпускаемое количество продукции. Но предельный доход у монополиста всегда меньше, чем цена, по которой реализуется товар, т.е. для конкурентной фирмы:

P = MR = MC.

Для монополии:

P < MR = MC.

Таким образом, равенство предельного дохода и предельных издержек при максимизирующем прибыль объеме выпуска справедливо в случае конкурентной фирмы и монополии. Разница только в том, как соотносится цена с предельным доходом и предельными издержками.

На рис. 10.2 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые издержек фирмы-монополиста. Этот рисунок иллюстрирует такую комбинацию «цена – количество», которая приносит максимальную прибыль.

 
 

 

 


Рис. 10.2. Максимизация прибыли чистой монополией

Кривые спроса, предельного дохода и предельных издержек содержат всю информацию, необходимую для определения объема выпуска, максимизирующего прибыль монополиста. В соответствии с правилом максимизации прибыли фирма устанавливает такой объем выпуска Qm, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Следовательно, объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. На рис. 10.2 это точка А.

Как монополия определяет цену, которая максимизировала бы прибыль? Монополист изучает спрос на свой товар и устанавливает цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объем продукции. Итак, монополия определяет объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, и использует кривую спроса для нахождения цены, соответствующей этому объему (точка В).

Теперь посмотрим, какую прибыль получает монополия. Вспомним, что прибыль равна разности совокупного дохода и совокупных издержек:

Валовая прибыль = TR – TC.

Разделим и умножим правую часть на Q:

Валовая прибыль =

где – средний доход, равный цене Р;

– средние валовые издержки АТС.

Следовательно, валовая прибыль = (P – ATC) ´ Q.

На нашем графике величина прибыли измеряется площадью четырехугольника FВСD.

Итак, сформулируем принцип максимизации прибыли для фирмы-монополиста: монополист максимизирует прибыль при таких уровнях производства и цены, при которых МR = MС, а предельная прибыль от последней проданной единицы продукции равна нулю.

До сих пор мы предполагали, что монополист назначает одну и ту же цену для всех покупателей. Однако не все фирмы продают все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Ценовая дискриминация – это такое поведение, при котором фирмы, обладающие властью над рынком, назначают различные цены для разных категорий покупателей на основе разницы в эластичности их спроса. Например, автотранспортное предприятие устанавливает разные цены на проездные билеты для обычных граждан, студентов и школьников. Музеи меньше берут за вход со студентов и пенсионеров. Цены билетов в театр варьируются в зависимости от того, какие ряды и места зала предпочитают зрители.

Отметим, что ценовая дискриминация невозможна на конкурентном рынке, так как фирма может продать все, что пожелает, по рыночной цене. Для того чтобы она имела возможность осуществлять ценовую дискриминацию, ей необходимо обладать определенной властью над рынком.

Существует несколько распространенных заблуждений насчет поведения монополий по отношению к цене и выработке. Один из таких мифов: монополия взимает самую высокую цену. На деле цена монополиста, пусть и выше той, которая может установиться в условиях конкуренции, достаточно низка, чтобы позволить потребителям покупать максимизирующее прибыль количество товара. Другой миф: монополист зарабатывает астрономические суммы. На самом деле спрос на продукцию может быть незначительным или неэффективность монополиста будет такой, что прибыль не будет выше средней. Более того, недостаток конкуренции не способствует повышению эффективности и контролю за издержками. Неэффективность и высокие издержки могут значительно снизить прибыль монополиста.

Вместе с тем экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность. Во-первых, рыночная цена обычно выше на монопольном рынке, чем на конкурентном. Во-вторых, объемы производства, как правило, ниже на монопольном рынке, чем на конкурентном. В-третьих, на монопольном рынке эффективность использования ресурсов ниже по сравнению с конкурентным. И последнее, монополист обладает властью над рынком, которая позволяет ему диктовать потребителям цены и объемы производства.

Существует и другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности. Дж. Гэлбрейт и Й. Шумпетер выделяют следующие преимущества монополий.

1. Монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, существующие для входа новых фирм в отрасль, дают монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли привлекают другие фирмы войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба, например, естественная монополия.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства. Первый законодательный акт, направленный на ограничение власти монополий, был принят в США – закон Шермана (1890 г.). Он, отражая интересы покупателей, объявлял недействительным договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополий. Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России сделана в 1908 г. За образец был принят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей выступили против принятия этого закона, поэтому закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией появился в России только в 1991 г.

Еще один способ решения проблемы монополии – регулирование. Это обычная практика в случае естественных монополий. В большинстве стран применяются различные меры законодательно-правового контроля, главными из которых являются прямое регулирование цен, предоставляемых услуг и уровня прибыльности, а также косвенное регулирование посредством налога на сверхприбыль. Важно отметить, что антимонопольное законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового (размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию), а против деловой ограничительной практики, подрывающей эффективную конкуренцию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.