Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы экспертизы образовательной среды



Первый этап экспертизы — это сбор так называемой фоновой информации. В процессе психолого-педагогической экспертизы образовательной среды это могут быть как собственные впечатления от посещения образовательного учреждения, так и изучение разных документов — журналов, тетрадей, дневников, отчетов и административных распоряжений, сочинений, стенгазет, стендов, фотографий и т.п.

Параллельно начинается сбор основной информации — материалы бесед с «включенными экспертами», т.е. заинтересованными лицами — администрацией, педагогами, родителями, а также учащимися. При этом взрослые, как правило, предрасположены к определенным обобщениям, претендующим на объективность, в то время как школьники — к непосредственному самоотчету. Очень важные сведения могут быть получены в процессе специально организованных бесед за круглым столом. В такой обстановке может быть выявлен представительный набор всевозможных мнений, отражающих соответствующие позиции и установки различных участников. Такого рода информация составляет основу базовых гипотез, а впоследствии и фундаментальных экспертных оценок и предложений эксперта.

Следующий этап экспертизы — применение структурированных методик. Это позволяет перепроверить сложившиеся субъективные оценки эксперта, придать им большую убедительность в процессе доклада результатов экспертизы заказчику, а также получить определенные количественные результаты для сравнения, ранжирования, выявления динамики тех или иных процессов, протекающих в образовательной среде и т.д.

Следует еще раз подчеркнуть, что проведение психодиагностических методик должно проходить при тщательном соблюдении следующих требований: 1) тестирование не должно прерываться ни при каких обстоятельствах; 2) состав экспериментаторов на данном этапе тестирования должен быть строго постоянным, никто не должен покидать помещения и никто не должен входить в него; 3) помещение должно быть изолировано от излишнего шума и всего, что может отвлекать внимание; 4) помещение должно быть хорошо освещено и проветрено.

Еще одна проблема этического характера, которая может возникнуть в процессе психолого-педагогической экспертизы, заключается в степени конфиденциальности тех или иных сведений, полученных экспертами. Речь идет о распространении и использовании результатов исследования. Общим принципом решения этой проблемы является так называемый принцип осведомленного согласия, который заключается в том, что эксперт «должен дать обследуемому исчерпывающую информацию по всем интересующим того вопросам о целях тестирования, будущем использовании результатов, мерах по недопущению несанкционированного доступа к данным и т.д. и убедить его на этой основе принять участие в исследовании…».

Итоговый этап психолого-социальной экспертизы образовательной среды — это экспертное заключение, которое, как правило, состоит из следующих разделов:

– краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы;
– состав экспертной группы;
– полный перечень источников информации;
– общая характеристика образовательной среды;
– экспертные оценки;
– экспертные рекомендации.

«Основным критерием качества экспертизы является ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных реальных фактов, их добросовестным анализом и системным осмыслением. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.