Качество и конкурентоспособность предприятия.
Под конкурентоспособностью продукции (услуги) понимается ее способность выдерживать конкуренцию, т. е. возможность успешной продажи ее на конкретном рынке в определенный момент времени. Конкурентоспособность продукции зависит от многих факторов, в число которых входят: – цена изделия; – качество; – условия платежа; – срок поставки; – организация и расходы на рекламу; – размер налогов и таможенного обложения; – насыщенность рынка аналогичными изделиями; – платежеспособность потребителя. Однако основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции, являются две важнейшие экономические категории – это качество изделия и его цена. Качество– это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Цена является второй составляющей конкурентоспособности продукции. При этом в расчет берется не цена приобретения про-дукции, а цена потребления. Цена потребления (Цп) складывается из цены приобретения товара (Цпр), расходов на транспортировку (Рт), стоимости уста-новки или монтажа (Су), затрат на хранение (Зх), расходов по обслуживанию (Ро), затрат на ремонт (Зр), затрат на ликвидацию (Зл), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуата-цией товара (Зн), и прочих затрат (Зпр) и определяется по формуле Цп= Цпр+ Рт+ Су+ Зх+ Ро+ Зр+ Зл+ Зн+ Зпр. Необходимо различать понятия конкурентоспособность продукции от конкурентоспособности предприятия. Под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других пред-приятий, производящих аналогичную продукцию. Основными отличиями данных понятий являются: – конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день), т. е. конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, а конкурентоспособность продукции – краткосрочный; – оценку деятельности предприятия, его конкурентоспособности дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели: 1 Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия: − основной капитал; − собственный и заемный капитал; − объем продаж; − доля на рынке. 2 Производственный и сбытовой потенциал: − производственные и сбытовые мощности; − наличие сырьевой базы. 3 Научно-исследовательский потенциал: − число исследовательских центров; − ежегодные расходы на НИОКР. 4 Финансовое положение: − платежеспособность; − кредитоспособность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|