Здавалка
Главная | Обратная связь

Малый бизнес: значение развития, инфраструктура поддержки.



Малый бизнес – один из важнейших компонентов рыночных отношений. Он способствует развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест, быстрому перетеканию капитала в новые сферы деятельности, ускорению инновационных процессов, более полному раскрытию творческого потенциала человека. Малые предприятия отличаются гибкостью, способностью быстро переориентироваться на новые потребности, значительно повысить эффективность используемых ресурсов. Следовательно, формально малые предприятия определяются заранее оговоренным размером, но практически они имеют качественные преимущества, оговоренные выше. Малые предприятия имеют и ряд недостатков. Крупные предприятия могут аккумулировать значительно большие капиталы, иметь филиалы в различных регионах, в других странах и т.д. Но следует понимать, что крупные и малые предприятия не являются прямыми конкурентами, так как преимущества одних являются недостатками других, поэтому в условиях жесткой конкуренции эффективно развиваются различные формы сотрудничества крупных и малых предприятий. На основе субподрядной системы крупное предприятие передает значительную часть работ малым предприятиям, сосредоточиваясь на стратегических вопросах, определяющих конкурентоспособность предприятия. Малые предприятия заинтересованы в субподрядной системе, так как получают возможность гарантированного сбыта продукции (услуг) в соответствии с субподрядным договором.

Система малое предприятие – «лоцман» крупного предприятия характеризуется тем, что в соответствии с договором малое предприятие осуществляет разработку и (или) выход на рынок с новой продукцией (технологиями, услугами). Преимущество для крупного предприятия заключается в значительном снижении риска при переходе на продукцию нового вида, а для малого – в возможности осуществления и реализации новой идеи при финансовой поддержке крупного предприятия практически при отсутствии риска свои имуществом.

Франчайзный договор позволяет крупному предприятию продвигать свой товар в новые регионы, улучшать имидж компании, вести более эффективную ценовую политику, а малому предприятию – использовать разработанную технологию производства, бизнеса, торговую марку, снижать риск при реализации товара. Развитие франчайзной системы значительно влияет на повышение инвестиционной активности региона, так как позволяет вовлекать в бизнес средства отдельных предпринимателей, недостаточные для открытия ими своего бизнеса.

В Беларуси малые предприятия начали создаваться с конца 80-х годов ХХ века. В соответствии с Указом Президента от 19.07.1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (ст. 98 Закона) под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо со следующей среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте – до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

В силу особенностей малого бизнеса и его огромной значимости для решения проблем экономического развития Республики Беларусь необходимо формирование специальных систем институциональной и финансовой поддержки этого сектора. Финансовая поддержка предпринимательства осуществляется из республиканского бюджета, местных бюджетов, из Фонда содействия занятости населения и других источников. Фонды финансовой поддержки предпринимательства финансируют инвестиционные проекты малого предпринимательства на конкурсной основе, что повышает эффективность использования выделяемых средств, которых явно не хватает. В республике отсутствует достаточно гибкая система налогообложения в отношении малого бизнеса. В начальной стадии находится создание специальной инфраструктуры, поддерживающей малый бизнес.

Государственную поддержку предпринимательства и малого бизнеса необходимо развивать по следующим основным направлениям:

– формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

– создание для субъектов малого предпринимательства льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

– содействие подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства.

В современной ситуации одним из определяющих условий является создание инфраструктуры, поддерживающей развитие малого бизнеса. К ней относятся: специальные фонды; специальные банки, обслуживающие малый бизнес, или кредитные линии; инновационные центры; научно-технологические парки; информационные центры; общественные и государственные организации и т.д.

В Беларуси в соответствии с Программой развития ООН (ПРООН) реализуется проект «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь». В настоящее время в Беларуси созданы 61 центр поддержки предпринимательства, 9 бизнес-инкубаторов и 2 научно-технологических парка. Создается Национальный центр технологического трансфера, цель которого – оказывать помощь в передаче и использовании новых технологий.

В республике разработаны методические положения по созданию и оценке эффективности функционирования центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого бизнеса.

Для регулирования развития малых предприятий в Республике Беларусь, необходимо:

четко определить их статус, критерии оценки, методы регистрации, создать условия для возможности адекватного отслеживания их развития статистическими органами;

o упростить систему регистрации, устранить бюрократические барьеры, сократить время и «стоимость» регистрации;

o создать развитую сеть финансирования и кредитования малых предприятий, включая формирование сети микрокредитования;

o развить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;

o сформировать систему обучения для лиц, которые хотят работать в малом бизнесе; выработать менталитет, ориентированный на развитие предпринимательства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.