Эталон ответов к билету №12
Задача «Основы биохимии с методами клинико-биохимических исследований» При определении калия в сыворотке крови лаборант обратил внимание на показатели этого электролита у пациентов терапевтического отделения. Результаты были следующие: а) 5,7 ммоль/л в) 5,9 ммоль/л б) 6, 1 ммоль/л г) 6,0 ммоль/л Во время личной беседы с процедурной сестрой этого отделения врач- лаборант выяснил, что кровь была взята за день до исследования и ночь хранилась в холодильнике. Задания: 1. Расскажите клинико-диагностическое значение определения калия. 2. Объясните правила взятия крови для исследования электролитов. 3. Дайте оценку полученным результатам, применяя терминологию. 4. Проанализируйте, почему могли получиться такие результаты. Эталон ответа задаче: 1. Калий – основной внутриклеточный катион, участвующий в поддержании осмотического давления, кислотно-основного баланса, особенно нуждаются в калии нервные и мышечные клетки. Концентрация калия существенно влияет на работу сердца. Снижение концентрации калия в крови называется гипокалиемия. Она возникает при недостаточном его поступлении с пищей, увеличении потерь с мочой и калом, при рвоте, поносе, применении калий-истощающих мочегонных средств, применении стероидных препаратов, некоторых гормональных нарушениях и внутривенном введении больших объёмов жидкости, не содержащих калия. Гиперкалиемия – повышенное содержание калия в крови отмечается при выраженной почечной недостаточности, при ацидозе, неконтролируемом введении. 2. Избегать длительного наложения жгута при взятии крови, не допускать хранения крови в холодильнике до получения сыворотки или плазмы даже на короткое время. После свертывания крови отделить сыворотку от форменных элементов в течение 30-60 минут, чтобы предотвратить освобождение калия из клеток. Несоблюдение этих правил даёт при анализе повышенное содержание калия в крови, которое обозначают как «ложная гиперкалиемия».
Задача «Методы клинических исследований» При постановке СОЭ кровь в капилляре свернулась. Задания: 1. Дайте оценку ситуации и опишите ваши действия в данной ситуации. 2. Перечислите возможные причины свертывания крови при постановке СОЭ. 3. Назовите внешние факторы, которые могут повлиять на показатель СОЭ. 4. Скажите, сколько капилляров Панченкова упаковывают в бумажные пакеты для стерилизации. Эталон ответа задачи: 1. Необходимо повторить определение. 2. К свертыванию крови может привести использование несвежеприготовленного раствора цитрата натрия, неправильное соотношение цитрата натрия и крови, плохое перемешивание крови с цитратом натрия. 3. На показатель СОЭ может повлиять температура окружающей среды: при температуре ниже 18°С оседание эритроцитов замедляется, выше 22°С – ускоряется. Не рекомендуется переносить штатив с капиллярами, так как при этом СОЭ ускоряется. Установка капилляров не строго вертикально в штативе также может повлиять на показатель СОЭ. 4. В бумажный пакет для стерилизации упаковывают 5-10 капилляров. Задача «Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования» В лабораторию доставлен биоматериал от больного ребенка с поражением ротовой полости, вызванного предположительно дрожжеподобными. Задания: 1. Расскажите, какой биоматериал был взят и доставлен в лабораторию. 2. Дайте характеристику предполагаемому возбудителю. 3. На какой питательной среде выделяют чистую культуру возбудителя, и какой на ней характер роста. 4. Перечислите способы обеззараживания инфицированного материала.
Эталон ответа задачи: 1. Исследуемым биоматериалом служит отделяемое ротовой полости. Материал берется натощак или через 2 часа после приема пищи, полоскания, или питья. Взятие материала проводят стерильным ватным тампоном со слизистой оболочки или с поражением участка. Тампон помещают в стерильную пробирку. Транспортировку биоматериала нельзя отправить в лабораторию немедленно, хранить его следует в холодильнике не более 24 часов. Транспортировку любого клинического материала лучше проводить в специальном металлическом контейнере, который легко очищать и обеззараживать. Не допускается транспортировка случайными людьми или больными, а также в общественном транспорте. 2. Дрожжеподобные грибы к роду Candida. Грибы рода кандида существуют в двух формах: 1) дрожжеподобная-сапрофитическая, имеет вид округлых, дрожжеподобных клеток с зернами волютина и 2)псевдомицеллиальная-паразитическая, представляет собой псевдомицелий в виде вытянутых клеток, располагающихся друг за другом или под углом друг к другу. 3. Для культивирования грибов рода кандида используется плотная питательная среда Сабуро, на которой они растут с образованием беловатых или кремовых, гладких, блестящих, непрозрачных, сливкообразных колоний с ровным краем. Лучше культивировать при температуре 300С, рН 6,0 – 6,8. 4. Инфицированный биологический материал обеззараживается в паровом стерилизаторе водяным насыщенным паром при избыточном давлении 2,0 атм., 1320 в течение 20 минут, либо химическим методом – растворами аламинола 5% 180 минут или 3% раствором «Мистраль» 90 минут. Для контроля стерильности используется индикаторная бумага – «Винар» с режимом для автоклава. Задача «Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований» В лабораторию была доставлена цитратная кровь больного С. с диагнозом острый инфаркт миокарда для определения биохимических показателей, в том числе, фибриногена. Пробирка с кровью содержала незначительный сгусток. Результат фибриногена составил 1,8 г/л. Врач усомнился в полученном результате и назначил на следующий день повторное исследование. Повторный результат был 8,2 г/л. Задания: 1. Дайте общую характеристику фибриногена. 2. Расскажите принцип определения фибриногена методом Рутберг. 3. Назовите причину расхождения результатов в первом и втором исследованиях. 4. Оцените результаты исследования, применяя терминологию. Эталон ответа задачи: 1. Фибриноген - I плазменный фактор, участвующий в свёртывания крови, синтезируется в печени, относится к острофазным белкам. В процессе свёртывания под действием тромбина и фибринстабилизируещего фактора превращается в нерастворимый фибрин – основу сгустка Увеличение концентрации фибриногена свидетельствует о повышенной свёртываемости и риске образования тромбов. Повышение концентрации фибриногена даже в пределах нормальных значений рассматривается как риск сердечно-сосудистых заболеваний. 2. При добавлении к цитратной плазме 5% хлорида кальция и тромбопластина образуется сгусток фибрина, который быстро высушивают и взвешивают. Количество фибриногена определяют по количеству образовавшегося фибрина, умножая вес фибрина на коэффициент 0,2. 3. Присутствие сгустка крови в пробирке привело к получению заниженного результата. Кровь со сгустком исследовать нельзя из-за получения ложно-заниженных результатов. 4. По результатам первого анализа у пациента гипофибриногенемия. Второй результат – гиперфибриногенемия. Задача «Методы клинических исследований» У пациента с жалобами на боли в костях общий анализ крови выявил относительный лимфоцитоз, небольшое количество плазматических клеток, увеличение СОЭ до 60 мм/час. В моче обнаружен белок Бенс-Джонса. Задания: 1. Назовите предполагаемое заболевание. 2. Перечислите дополнительные исследования, необходимые для подтверждения диагноза. 3. Скажите, может ли увеличение СОЭ считаться специфическим показателем воспаления. 4. Назовите изменения состава крови, способствующие увеличению СОЭ. Эталон ответа задачи: 1.У пациента можно предположить миеломную болезнь. 2. Для подтверждения диагноза необходимо: а) исследовать пунктат красного костного мозга – увеличение количества плазматических клеток в пунктате красного костного мозга до десятков процентов подтверждает диагноз; б) провести биохимическое исследование крови: при миеломной болезни увеличивается количество общего белка сыворотки крови за счет парапротеина. Может также увеличиться уровень мочевины и креатинина. 3. Нет, СОЭ не является специфическим показателем воспаления. 4. Увеличению СОЭ способствует: а) эритроцитопения (относительная или абсолютная); б) увеличение в плазме уровня глобулиновой фракции белков; в) увеличение уровня холестерина и фибриногена. Задача «Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования» В микробиологическую лабораторию доставлен биоматериал (испражнения от больного 32-х лет с подозрением на брюшной тиф). Биоматериал засеяли на дифференциально-диагностические среды: Эндо, Плоскирева, висмут-сульфит агар (ВСА) и на селенитовую среду обогащения. На средах Эндо и Плоскирева выросли единичные колонии, а на висмут-сульфит агаре через 48 часов выросли черные колонии. Задания: 1. Расскажите, как правильно взять биоматериал для бактериологического исследования. 2. Объясните необходимость посева на ДДС и на среду обогащения. 3. Объясните, о чем свидетельствует рост черных колоний на ВСА через 48 часов. Перечислите требования безопасности во время работы с заразным материалом. Эталон ответа задачи: 1. 3 –5 г испражнений (последней порции, т. к. поражается тонкий кишечник), помещают в стерильную баночку или пробирку с 30% глицериновой смесью. Хранить собранный материал в глицериновой смеси можно в течение 6 – 8 часов, лучше в холодильнике при темп-ре +40 С. 2. При подозрении на инфекцию сальмонеллезной этиологии проводят первичный посев на дифференциально – диагностические среды для кишечной группы: Эндо, Плоскирева, висмут–сульфитный агар. Среды Эндо и Плоскирева содержат углевод лактозу, который является дифференциально – диагностическим, т. к. кишечная палочка расщепляет лактозу, а шигеллы и сальмонеллы – не расщепляют. ВСА является элективной средой для сальмонелл. При подозрении на сальмонеллез в качестве среды обогащения используют селенитовый бульон, т.к. он ингибирует рост посторонней микрофлоры, но в нем хорошо растут и размножаются сальмонеллы. 3. Рост черных колоний на висмут-сульфит агаре через 48 свидетельствует о наличии сальмонелл. Для идентификации сальмонелл необходимо выделить чистую культуру и провести сероидентификацию по таблице Кауфмана-Уайта, используя реакцию агглютинации на стекле. 4. Персонал лаборатории во время работы не должен допускать спешки, проведение анализов следует выполнять с учетом безопасных приемов и методов работы. Обязательно: использование перчаток, груш для работы с пипетками или автоматических пипеток, наличие дезинфицирующих растворов для отработанного биологического материала и использованной посуды. Лабораторную посуду, отработанный материал (испражнения) помещают в 3% растворы аламинола или «Мистраль» не менее чем на 60 минут или в другой дезинфицирующий раствор, обладающий аналогичным дезинфицирующим действием и разрешенный к использованию в данном ЛПУ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|