Здавалка
Главная | Обратная связь

Эталон ответов к билету №19



Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

У двух пациентов определяли общий холестерин (ХС) и холестерин в составе липопротеинов высокой плотности (ХС-ЛПВП). Были получены следующие результаты:

 

Вид исследования / ФИО Иванов А.П. Петров В.Г.
Общий холестерин 6,2 ммоль/л 6,2 ммоль/л
ХС-ЛПВП 1,2 ммоль/л 1,7 ммоль/л

Задания:

1. Дайте характеристику общего холестерина.

2. Расскажите о функциях липопротеинов.

3. Рассчитайте индекс атерогенности у обоих пациентов, оцените результаты исследований, применяя терминологию, и сделайте вывод о риске развития атеросклероза у обоих пациентов.

4. Расскажите принцип определения общего холестерина ферментативным методом.

Эталон ответа задачи:

1. Холестерин (холестерол) – одноатомный циклический ненасыщенный спирт. Функции холестерина: входит в состав клеточных мембран, является предшественником стероидных, половых гормонов, витамина D, желчных кислот. В организме синтезируется всеми клетками, а также поступает с пищей, транспортируется в составе липопротеинов

2. Липопротеины (ЛП) – сложные белки, необходимые для транспорта не растворимых липидов. Существует несколько классов ЛП, отличающихся размером, плотностью, местом синтеза и функциями: хиломикроны, липопротеины очень низкой плотности, липопротеины низкой плотности, липопротеины промежуточной плотности, липопротеины высокой плотности

3. ИА = (ХС – ХС-ХСЛПВП) :ХС-ЛПВП, (6,2 – 1,2) :1,2 = 4,2 – ИА пациента Иванова., (6,2 – 1,7) : 1,7 = 2,6 – ИА пациента Петрова. У пациента Иванова высокий ИА, поэтому у него высокий риск развития атеросклероза, у пациента Петрова ИА в пределах нормы.

4. Эфиры холестерина под действием холестеролэстеразы превращаются в свободный холестерин и жирные кислоты, холестерин под действием холестеролоксидазы превращается в холестенон и перекись водорода, которая под влиянием пероксидазы окисляет аминосодержащий краситель в присутствии фенольного реагента в окрашенный продукт. Интенсивность окраски прямо пропорциональна содержанию холестерина.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

При подсчете лейкоцитарной формулы был получен следующий результат: ю – 5%; п/я – 20%; с/я – 60%; MONO – 3%; LYMPH – 11%; EO – 1%; BASO – 0%. WBC – 11,0´109 /л, RBC – 4,2´1012 /л, HGB – 130 г/л, СОЭ 20 мм/час.

Задания:

1. Дайте оценку результату.

2. Объясните причины подобного сдвига.

3. Назовите, в какой части мазка подсчитывают лейкоцитарную формулу.

4. Поясните, что означает "линия Меандра".

Эталон к задаче:

1. В результате анализа можно отметить лейкоцитоз, нейтрофильный сдвиг влево, увеличение СОЭ.

2. Подобный сдвиг лейкоцитарной формулы, с лейкоцитозом и увеличением СОЭ возможен при острых воспалительных реакциях в организме.

3. Лейкоцитарная формула подсчитывается в наиболее тонкой части мазка, где эритроциты расположены одиночно, а не "монетными столбиками".

4. Лейкоциты в мазке располагаются неравномерно: более крупные клетки – моноциты, эозинофилы, нейтрофилы встречаются чаще по краю мазка, более мелкие – лимфоциты – в середине. Поэтому подсчет ведется по зигзагообразной "линии Меандра": 3-5 полей зрения вдоль края мазка, затем 3-5 полей зрения под прямым углом к середине мазка, потом 3-5 полей зрения параллельно краю и вновь под прямым углом возвращаются к краю мазка.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В микробиологическую лабораторию поступил исследуемый материал от больного с клиническими признаками ботулизма.

Задания:

1. Расскажите, какой материал подлежит исследованию в бактериологической лаборатории на пищевую интоксикацию; правила сбора и транспортировки материала в лабораторию.

2. Поясните, каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя ботулизма.

3. Назовите основные среды для культивирования возбудителя ботулизма и его культуральные свойства.

4. Перечислите правила и способы обеззараживания лабораторной посуды и остатков исследуемого биоматериала.

 

Эталон к задаче:

1. Исследуемым биоматериалом при подозрении на ботулизм служат: рвотные массы, которые берут стеклянным шпателем 50-60 г; промывные воды желудка – 50-100 мл; кал –20-30 ; кровь – 6-8 мл; остатки пищевых продуктов – 100 г из разных мест. Все пробы собирают в стерильные банки или пробирки, которые закрывают резиновыми или корковыми пробками, к каждой пробе прикрепляют этикетки и в специальных контейнерах доставляют в лабораторию.

2. Возбудители ботулизма – крупные палочки с субтермально расположенной спорой, что напоминает теннисную ракетку. Гр+ .

3. Питательными основными средами является бульон Хоттингера с 0,5% глюкозы, Китт-Тароцци и кровяной агар. На жидких питательных средах рост возбудителя ботулизма характеризуется сильным газообразованием, диффузным помутнением, с последующим выпадением осадка и просветление бульона. На кровяном агаре вырастают колонии в виде росинок с блестящей поверхностью и ровными или изрезанными краями (R-форма).

4. Лабораторная посуда и весь инфицированный материал обеззараживается автоклавированием в паровом стерилизаторе при 2 атм., 132+-2С, 90 минут (кипячение в 2% растворе пищевой соды-60 мин).


Эталон ответов к билету №20

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

Протромбиновое время (ПВ) исследуемой плазмы больного И., принимающего антикоагулянтную терапию – 30 секунд, протромбиновое время контрольной плазмы – 12 секунд. Международный индекс чувствительности тромбопластина (МИЧ) – 1,1.

 

Задания:

1. Расскажите клинико-диагностическое значение и принцип определения факторов протромбинового комплекса.

2. Объясните, какими единицами можно выражать результаты исследования факторов протромбинового комплекса.

3. Поясните, какую плазму (богатую или бедную тромбоцитами) используют для проведения этого теста.

4. Выразите активность протромбинового комплекса больного в ПО и МНО (по таблице), оцените результаты исследования.

Эталон ответа задачи:

1. Плазменные факторы свёртывания II, V, VII, X в совокупности называются факторы протромбинового комплекса, так как от их активности зависит время образования тромбинового сгустка. При врождённой недостаточности этих факторов, при тяжёлых поражениях печени, недостатке витамина К, а также при лечении антикоагулянтами удлиняется протромбиновое время. Принцип метода: при добавлении оптимального количества хлорида кальция и тромбопластина время образования сгустка зависит от факторов протромбинового комплекса II, V, VII, X.

2. Активность факторов протромбинового комплекса можно выражать в виде 1) протромбинового времени в (ПВ) секундах, б) в протромбиновом отношении (ПО), в) в виде протромбина по Квику в %, г) в виде международного нормализованного отношения (МНО), которое равно ПОМИЧ.

3. Бедную тромбоцитами, так как исследуются только плазменные факторы

4. ПО = ПВ пл. больного/ПВ конт. пл.; 30/12 = 2,5; МНО = ПО в степени МИЧ = 2,51,1 = 2,52 (см. таблицу) Для лиц, принимающих антикоагулянтную терапию МНО должно быть от 2,5 до 4. Для данного больного это норма.

Задача

«Методы клинических исследований»

У пациента с обширными ожогами при определении HCT был получен результат 65%.

Задания:

1. Расскажите, каковы нормальные величины HCT для мужчин и для женщин.

2. Дайте оценку полученному результату.

3. Поясните, является ли данный результат следствием истинного эритроцитоза.

4. Расскажите, изменится ли показатель СОЭ при данной патологии.

Эталон к задаче:

1. Норма для мужчин: 40-48%; для женщин: 36-42%.

2. В данном случае гематокрит выше нормы.

3. Данный результат является следствием потери плазмы из кровяного русла.

4. При данной патологии показатель СОЭ уменьшается.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В микробиологическую лабораторию поступила мокрота пациента с подозрением на легочную

форму туберкулеза. Из поступившего материала был приготовлен микроскопический препарат,

в котором микобактерии туберкулеза не были обнаружены.

 

Задания:

1. Расскажите, как правильно собрать мокроту у больного с подозрением на туберкулезную инфекцию.

2. Расскажите правила микроскопирования препарата из мокроты на выявление туберкулезной палочки.

3. Поясните, какой метод окраски применяется для выявления туберкулезных микобактерий и какая особенность туберкулезных микобактерий лежит в основе этого метода.

4. Дайте ответ, как обеззаразить остатки исследуемого материала.

 

Эталон к задаче:

1. Мокроту собирают в стерильную широкогорлую стеклянную баночку с завинчивающейся крышкой. Перед сбором мокроты пациент должен провести гигиеническую обработку полости рта. Мокроту следует собирать натощак или не раньше, чем через 2 часа после еды. Если мокроту собирают в течение дня, то в перерывах ее хранят в холодильнике при Т +40С.Для получения объективного результата при выявлении туберкулезной палочки в биоматериале необходимо взять три пробы мокроты, причем хотя бы одна из них должна быть собрана ранним утром.

2. При микроскопировании препарата необходимо исследовать не менее 100 полей зрения, перемещая предметное стекло по продольной оси препарата слева направо. В противном случае, исследование менее 100 полей зрения, может привести к ложноотрицательному результату.

3. Для выявления туберкулезных микобактерий используется окраска по Цилю-Нильсену. В основе этого метода лежит особенность строения туберкулезной палочки (содержание 40% липидов вместо 3-4% ), что определяет их кислотоустойчивость. Отрицательный результат при микроскопическом методе исследования на наличие туберкулезного возбудителя не является диагностическим, что объясняется его невысокой чувствительностью.

4. Мокроту заливают 3% раствором аламинола в течение 60 мин с последующим автоклавированием. Посуду обрабатывают в одном из дезрастворов путем полного погружения на 1 час, металлические предметы обрабатывают над пламенем горелки. Перчатки замачивают в дезрастворе – 3% аламиноле с последующим автоклавированием. Предметный столик микроскопа и оптическую систему протирают 70% спиртом.

 


Эталон ответов к билету № 21

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

При проведении пробы Реберга концентрация креатинина в сыворотке – 80 мкмоль/л, в суточной моче – 8,32 ммоль/л, объём суточной мочи (V) – 1440 мл.

Задания:

1. Дайте общую характеристику креатинина.

2. Объясните, с какой целью делают пробу Реберга и почему для постановки этой пробы необходимо исследовать концентрацию креатинина в сыворотке и в моче.

3. Расскажите принцип определения креатинина методом Яффе.

4. Рассчитайте клубочковую фильтрацию (Ф), канальцевую реабсорбцию (Р) и сделайте вывод о функциональном состоянии почек у данного пациента.

Эталон ответа задачи:

1. Креатинин – фракция остаточного азота. Он образуется из макроэрга креатинфосфата, после того как последний отдаст часть своей энергии миофибриллам. Креатинин бывает экзогенного (поступает с пищей) и эндогенного (синтезируется в организме) происхождения. Уровень его содержания в крови и моче определяется в основном мышечной массой и выделительной способностью почек.

2. Проба Реберга проводится с целью выяснения фильтрационной и реабсорбционной функции почек. Креатинин – беспороговое вещество, не реабсорбируется и не секретируется в почечных канальцах, поэтому параллельное определение креатинина в крови и в моче позволяет оценивать функциональное состояние почек, а именно фильтрацию. Зная фильтрацию и минутный диурез можно рассчитать реабсорбцию.

3. Креатинин с пикриновой кислотой в щелочной среде образует жёлто-оранжевое окрашивание, интенсивность которого прямо пропорциональна концентрации креатинина в пробе.

4. Ф = С креат. в моче : С креат. в сыв. • Д (минутный диурез), Д = V : Т (время в минутах).

Ф = 8320 : 80 • 1 = 104 (мл/мин) – норма, Р = (Ф – Д) : Ф • 100%. Р = (104 – 1) : 104 • 100 = 99% - норма.

Задача

«Методы клинических исследований»

При определении осмотической резистентности эритроцитов произошла внутрилабораторная ошибка: вместо 1% раствора натрия хлорида для получения ряда гипотонических растворов с постепенным снижением концентрации в качестве исходного был использован 3% раствор натрия хлорида.

Задания:

1. Сделайте вывод, каким образом повышенная концентрация раствора повлияет на результаты анализа.

2. Опишите ваши действия.

3. Назовите нормальные показатели осмотической резистентности для взрослых.

4. Объясните диагностическое значение данного исследования.

Эталон к задаче:

1. Повлияет. Минимальная резистентность будет определяться в пробирке с "более низкой" концентрацией раствора. Максимальная же резистентность может вообще не определиться.

2. Необходимо повторить исследование с другим свежеприготовленным 1% раствором натрия хлорида.

3. В норме минимальная резистентность эритроцитов по макроскопическому методу Лимбека и Рибьера равна 0,48-0,46% раствору хлорида натрия. Максимальная резистентность 0,34-0,32% раствору хлорида натрия.

4. Исследование осмотической резистентности эритроцитов проводят при подозрении на гемолитическую анемию. Появление признаков гемолиза эритроцитов при более высокой, чем в норме, концентрации хлорида натрия (0,70-0,75% раствор хлорида натрия) свидетельствует о понижении осмотической резистентности эритроцитов, что характерно для наследственного микросфероцитоза, аутоиммунных гемолитических анемий. Повышение осмотической резистентности эритроцитов наблюдается при талассемии, гемоглобинопатиях.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В микробиологическую лабораторию поступил материал от больного с клиническим диагнозом

«пневмония». При первичном посеве материала на кровяном агаре выросли влажные колонии

зеленоватого – серого цвета, окруженные зеленой зоной гемолиза (α-гемолиз).

 

Задания:

1. Расскажите, какой исследуемый материал поступил в лабораторию и каковы правила сбора, хранения, доставки этого материала.

2. Объясните, для какого возбудителя характерны культуральные, морфологические, тинкториальные свойства, поставленные в задаче.

3. Укажите, какие пробы позволяют определить вид возбудителя.

4. Перечислите средства для обеззараживания остатков исследуемого материала.

 

Эталон к задаче:

1. Исследуемый материал – мокрота. Перед сбором исследуемого биоматериала больной должен провести гигиеническую обработку полости рта. Мокроту собирают в стерильную посуду с крышкой утром до еды или не ранее, чем через 2 часа после приема пищи. Посев следует провести не позднее, чем через 2 часа после взятия биоматериала.

2. Предполагаемый возбудитель – пневмококк. В препаратах из нативного материала пневмококк имеет форму ланцетовидных Гр+ диплококков, окруженных общей капсулой. Культуральные свойства характерны для пневмококка или для зеленящего стрептококка.

3. Отдифференцировать пневмококк от зеленящего стрептококка можно путем постановки проб:

А)с желчью (пневмококк лизируется желчью)

Б)с инулином (пневмококк ферментирует инсулин)

В)с оптохином (пневмококк не растет на среде с оптохином)

4. Отработанный материал обеззараживают 3% раствором аламинола или «Мистраль» 60 мин. с последующим автоклавированием. Возможно применение любого другого дезинфектанта, разрешенного к использованию в данном ЛПУ.

 


Эталон ответов к билету №22

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

Активность альфа–амилазы больного К. в динамике, поступившего в больницу с приступом острого панкреатита следующая:

Время определения активности альфа-амилазы от начала болевого приступа Активность альфа–амилазы сыворотки Активность альфа– амилазы мочи
Через 8 часов гиперамилаземия гиперамилазурия
Через 12 часов гиперамилаземия норма
Через 24 часа гиперамилаземия гиперамилазурия
Через 3 суток норма гиперамилазурия
Через 5 суток норма норма

 

Задания:

1. Дайте характеристику альфа-амилазы и расскажите клинико-диагностическое значение её определения.

2. Объясните принцип определения альфа-амилазы методом Каравея и особенность постановки контрольной пробы.

3. Сделайте вывод по результатам исследования, присутствует ли в исследованиях лабораторная ошибка.

4. Расскажите правила обеззараживания и мытья кювет для колориметрирования

 

Эталон ответа задачи:

1. Альфа-амилаза - фермент класса гидролаз, катализирует расщепление альфа 1,4 гликозидных связей крахмала, гликогена и других полисахаридов. Альфа амилаза имеет два изофермента – слюнной и панкреатический. В сыворотке находятся оба. Определение активности альфа-амилазы имеет важное диагностическое значение при заболеваниях поджелудочной железы, в особенности при остром панкреатите, а также при заболеваниях слюнных желёз. При остром панкреатите рекомендуется определять активность альфа-амилазы в сыворотке и в моче, так как в моче её активность повышается позднее, чем в сыворотке и приходит в норму значительно позже сывороточной активности.

2. Метод базируется на колориметрическом определении концентрации крахмала до и после его ферментативного гидролиза с участием альфа-амилазы. Контрольную пробу ставят на каждую сыворотку и мочу, внося их в пробирку только после инкубации.

3. Лабораторная ошибка присутствует в первом исследовании, так как активность альфа-амилазы в сыворотке увеличивается значительно раньше, чем активность альфа-амилазы в моче с момента болевого приступа. Гиперамилазурия наступает через 24 часа от начала болевого приступа и длится дольше, чем гиперамилаземия.

4. Кюветы заливают 6% перекисью водорода на 1 час, промывают многократно проточной водой, затем несколько раз ополаскивают дистиллированной или деонизированной водой и сушат на воздухе.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

Во врачебно-физкультурном диспансере было произведено лабораторное обследование команды хоккеистов-юниоров вскоре после утренней пробежки и плотного завтрака.

Задания:

1. Расскажите, какие возможны отклонения от нормы показателей общего анализа крови.

2. Расскажите, возможны ли в данном случае отклонения от нормы показателей общего анализа мочи, и какие.

3. Расскажите, о чем надо было предупредить спортсменов накануне диспансерного обследования.

4. Назовите ваши действия в данной ситуации.

 

Эталон к задаче:

1. В данном случае возможно повышение количества эритроцитов и концентрации гемоглобина, а также пищеварительный лейкоцитоз. Эти изменения являются физиологическими и преходящими.

2. В моче может быть обнаружена физиологическая протеинурия и глюкозурия, связанные с повышенной физ. нагрузкой, могут быть обнаружены гиалиновые цилиндры в осадке мочи.

3. Накануне обследования спортсменов следовало предупредить о недопустимости любых физических нагрузок и плотного завтрака перед обследованием.

4. Необходимо повторить обследование, предварительно проинструктировав спортсменов.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В лабораторию доставлен биоматериал (испражнения) с подозрением на дизентерию. Через 24 часа на среде Эндо выросли колонии малиновые с металлическим блеском и мелкие бесцветные колонии.

Задания:

1. Расскажите, какие питательные среды используется при первичном посеве биоматериала при подозрении на дизентерию.

2. Объясните, какие колонии необходимо подвергнуть изучению для подтверждения наличия дизентерийной палочки.

3. Укажите, на какие среды необходимо сделать посев чистой культуры для подтверждения, выделенного возбудителя.

4. Перечислите средства для обеззараживания остатков исследуемого биоматериала.

Эталон к задаче:

1. При первичном посеве биоматериала при подозрении на дизентерию необходимо использовать среду Плоскирева, так как она является избирательной средой для дизентерийной палочки. В эту среду входят соли желчных кислот, которые подавляют рост всех микроорганизмов, кроме дизентерийной палочки. На этой среде дизентерийная палочка растет виде прозрачных, бесцветных колоний. Кроме того, посев биоматериала проводится на среды Эндо, Левина, содержащие углевод лактозу, которая дизентерийной палочкой не разлагается. Колонии дизентерийной палочки в этих средах бесцветные.

2. Для подтверждения наличия дизентерийной палочки, необходимо взять отдельные прозрачные колонии со среды Эндо и Плоскирева и сделать пересев на скошенный агар для получения чистой культуры.

3. Необходимо сделать пересев на среду Рессель. Дизентерийная палочка не расщепляет лактозу («скошенная часть» не изменилась), а глюкозу («столбик») расщепляет до кислоты – изменение цвета. Эти биохимические свойства характерны для дизентерийной палочки.

4. После окончания работы всю отработанную посуду, остатки исследуемого материала, использованные перчатки, ветошь помещают в дезинфицирующие растворы – 3% аламинол или «Мистраль» на 60 минут(или другой дез. раствор утвержденный к использованию в ЛПУ). Руки моют бактерицидным мылом.

 

 

Эталон ответов к билету № 23

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

Данные установочной серии для общего белка, определяемого биуретовым методом следующие: Х средняя – 68 г/л, среднеквадратическое отклонение (S) – 2г/л.

Задания:

1. Расскажите, что такое контроль качества лабораторных исследований.

2. Дайте понятие определению «воспроизводимость» метода.

3. Рассчитайте коэффициент вариации

4. Сделайте вывод о воспроизводимости метода, если в таблице предельно допустимых значений он равен 5%.

 

Эталон ответа задачи:

1. Контроль качества – это система мероприятий, которые направлены как на оценку того, достаточна ли надёжность получаемых результатов для выдачи их лабораторией, так и на устранение причин неудовлетворительных характеристик этих результатов.

2. Воспроизводимость измерений – качество измерений, отражающее близость результатов измерений друг к другу, выполняемых в различных условиях (в различное время, в различных местах, разными людьми).

3. Коэффициент вариации показывает воспроизводимость метода в процентах, он рассчитывается по формуле СV% = S : X • 100%, СV% = 2 : 68 • 100% = 2,91%

4. Воспроизводимость удовлетворительная, так как в таблице допустимых значений указано, что коэффициент вариации не должен превышать 5%, а по расчётам коэффициент вариации – 2,91%.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

При проведении общего анализа крови у пациента были получены следующие результаты:

HGB - 100 г/л

RBC - 2,5´1012

WBC - 4,5´109

П/я – 1%; с/я – 75%; NEYT – 76%; EO – 1%; BASO – 0%; MONO – 3%; LYMPH – 24%.

Гиперсегментация нейтрофилов, базофильная пунктация нейтрофилов,

Анизоцитоз, пойкилоцитоз эритроцитов, кольца Кебота, тельца Жолли. Мегалоциты.

Задания:

1. Вычислите цветовой показатель крови у данного пациента.

2. Дайте оценку полученному результату.

3. Сделайте вывод, какое заболевание можно предположить по данной картине крови?

4. Расскажите классификацию анемий по этио-патогенетическому признаку.

Эталон к задаче:

1. Цветовой показатель крови равен 1,2.

2. По результатам анализа выявляется: снижение концентрации гемоглобина; эритроцитопения; гиперхромия; небольшой нейтрофилез со сдвигом вправо; изменения в эритроцитах по величине и по форме, патологические включения в эритроцитах.

3. По данной картине крови можно предположить В12-фолиеводефицитную анемию.

4. По этио-патогенетическому признаку анемии можно классифицировать как:

а) анемии, связанные с кровопотерей (постгеморрагические) острые и хронические;

б) анемии, связанные с нарушением кровообразования (железодефицитные, В12-фолиеводефицитные, апластические, гипопластические);

в) анемии, связанные с повышенным кроворазрушением – гемолитические (наследственные и приобретенные).

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

Больной с жалобами на высокую температуру, боли в животе, сыпью на теле поступил в инфекционное отделение больницы с диагнозом брюшной тиф.

Задания:

1. Расскажите, какой биоматериал необходимо взять в первые дни заболевания.

2. Объясните, какую питательную среду необходимо использовать для первичного посева биоматериала.

3. Укажите, на какую питательную элективную среду необходимо сделать пересев для выделения чистой культуры, и каковы культуральные и биохимические свойства предполагаемого возбудителя.

4. Дайте ответ, как обеззаразить весь отработанный материал.

 

Эталон к задаче:

1. В первые дни заболевания необходимо взять кровь из вены в количестве 10 мл на гемокультуру.

2. Для первичного посева биоматериала следует сделать посев на селенитовый бульон или желчный бульон.

3. Для выделения чистой культуры необходимо сделать посев на висмут-сульфитный агар, на котором вырастают черные колонии с металлическим блеском, при снятии колонии петлей остается темная площадка. На среде Рессель лактоза не расщепилась, а глюкоза расщепилась до кислоты. По данным свойствам можно предположить о выделении брюшнотифозной палочки. Окончательный результат можно установить после проведения серологической реакции по таблице Кауфмана-Уайта.

4. Остатки отработанного материала (лабораторная посуда, кровь, чашки Петри с посевами и т.д.) заливают 3% раствором аламинола на 60 минут или другим дезинфектантном разрешенным к использованию в данном ЛПУ, затем автоклавируют.


Эталон ответов к билету № 24

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

При вскрытии контрольного материала пробка от флакона упала на пол. Лаборант добавил требуемый объём дистиллированной воды, прижал большим пальцем горлышко и стал встряхивать флакон, чтобы растворить лиофилизат, затем сразу использовал сыворотку для проведения контроля качества.

Задания:

1. Расскажите, что такое контрольный материал и о цели его применения в лаборатории.

2. Назовите виды контрольного материала.

3. Расскажите правила подготовки контрольной сыворотки к работе

4. Перечислите ошибки допущенные лаборантом при подготовке контрольной сыворотки к работе.

Эталон ответа задачи:

1. Контрольным называется однородный материал, результаты исследования которого используются для оценки

погрешности выполняемого аналитического измерения.

2. Контрольные материалы могут быть промышленного производства (коммерческие), а также собственного изготовления (при невозможности приобретения промышленных контрольных материалов в лаборатории готовят контрольные материалы из неиспользованных остатков образцов пациентов – слитые сыворотки, моча, плазма). Контрольные материалы промышленного производства выпускаются сухие и жидкие, с установленными (аттестованными) значениями, и с неустановленными (неаттестованными) значениями. Контрольные материалы с установленными значениями используются для контроля правильности и воспроизводимости, а с неустановленными значениями только для контроля воспроизводимости.

3. Каждая серия контрольных сывороток сопровождается паспортом, в котором подробно рассказываются правила подготовки сыворотки к работе. Необходимо надевать резиновые перчатки, так как любой контрольный материал является потенциально инфицированным, нельзя допускать потери контрольного материала во время открывания флакона, надо точно соблюдать объём растворителя, время растворения, перемешивание контрольного материала с растворителем проводить аккуратно без встряхивания и образования пены.

4. Часть лиофилизата потерялась из-за падения пробки; кожные покровы находились в соприкосновении с сывороткой, которую следует рассматривать как потенциально инфицированный материал; встряхивание привело к пенообразованию, чего необходимо избегать; не соблюдалось время растворения сыворотки.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

Зимой пациент принес в лабораторию мочу для исследования. Когда он извлек из пакета флакон с мочой, то очень удивился тому, что она стала мутной с обильным осадком кирпично-розового цвета, тогда как во время сбора моча была прозрачной и без осадка.

Задания:

1. Предположите возможную причину мутности мочи.

2. Объясните, чем обусловлен цвет осадка.

3. Поясните, является ли в данном случае мутность мочи и обильный осадок признаком патологии.

4. Назовите способ, как можно избавиться от осадка в данном случае.

Эталон к задаче:

1. Причиной мутности мочи могло явиться выпадение солей в результате низкой температуры окружающей среды.

2. Цвет осадка обусловлен большим количеством уратов.

3. Мутность мочи и обильный осадок в данном случае не может быть расценен как признак патологии.

4. Избавиться от осадка, вызванного выпадением уратов, можно путем добавления реактива Селена (4 г буры, 4 г борной кислоты, 100 г воды). Реактив Селена наносят на осадок после центрифугирования, размешивают и вновь центрифугируют.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В лабораторию доставлены остатки кондитерских изделий, содержащих крем, предположительно

послужившим причиной отравления.

 

Задания:

1. Расскажите, какие микроорганизмы могут находиться в кремовых изделиях.

2. Объясните, на какую питательную среду необходимо сделать первичный посев биоматериала.

3. Поясните, на какие питательные среды следует сделать пересев для выявления культуральных свойств данного возбудителя.

4. Дайте ответ, как обеззаразить отработанный материал.

Эталон к задаче:

1. В креме и кремовых изделиях определяют присутствие патогенного стафилококка, а также возможно присутствие кишечной палочки.

2. Первичный посев производится на накопительную среду Кесслера.

3. Для выявления культуральных свойств микроорганизмов пересев проводится со среды Кесслера на ЖСА – для выявления колоний стафилококка, который образует на этой среде радужный венчик вокруг колоний. А для выявления возможного присутствия микроорганизмов кишечной группы пересев проводится на ряд ДДС – Эндо, Левина, ВСА.

4. Отработанный материал (лабораторная посуда, остатки пищи, посевы и др.) заливаются 3% раствором аламинола, 3% раствором «Мистраль» или другим дезраствором на 60 минут, с последующим автоклавированием.

 

Эталон ответов к билету № 25

Задача

«Основы биохимии и методы клинико-биохимических исследований»

Лаборант центрифугировал мочу. Во время центрифугирования пробирка с мочой разбилась.

Задания:

1. Назовите действия, которые должен предпринять лаборант, чтобы ликвидировать аварию.

2. Расскажите о правилах обеззараживания биоматериала.

3. Поясните, какие пакеты применяют для сбора и хранения медицинских отходов разных классов.

4. Объясните правила сбора опасных (рискованных) отходов.

 

Эталон ответа задачи:

1. Центрифугу нужно выключить из сети. Об аварии надо сообщить руководителю подразделения. Через сорок минут после полного оседания аэрозоля открыть крышку, поверхность прибора обработать дез. раствором, применяемым в данной лаборатории, сгустки крови и сыворотку залить дез. средством, применяемым в лаборатории или засыпать сухой хлорной известью в соотношении 5 : 1 на 1 час, стаканы для пробирок залить дез. средством на 1 час. Случай аварии и проведённые мероприятия по её устранению зафиксировать в специальном журнале.

2. Сгустки крови засыпаются сухой хлорной известью на 1 час или заливают дез. средством, применяемым в данной лаборатории (% раствора и время экспозиции указываются в инструкции к дез. средству), или упаковывают в специальные пакеты для автоклавирования

( одноразовые пробирки с кровью) и автоклавируются, затем утилизируются. Сыворотку

и мочу заливают дез. средством, применяемым в лаборатории аналит, аламинол, пресепт и др.)

на 1 час, затем упаковывают в маркированные пакеты класса «Б» ил «В» ( в зависимости от

степени опасности) и утилизируют.

3. Для сбора и хранения медицинских отходов существует несколько классов пакетов. Пакеты класса А (белый) – для неопасных отходов, класс Б (жёлтый) – опасные ( рискованные) отходы, класса В (красные) – чрезвычайно опасные отходы, Г (чёрные) – отходы, близкие к промышленным.

4. После заполнения пакета примерно на 3/4 (уже обеззараженными отходами) из него удаляется воздух, и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию с помощью замка-стяжки, прикрепляет бирку, где указывается № подразделения и Ф.И.О. ответственного за утилизацию.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

В лабораторию ЦИТО доставлена моча пациента с множественными переломами бедренных и берцовых костей. При исследовании лаборантка заметила присутствие капель жира на поверхности мочи. В остальном, общий анализ мочи отклонений от нормы не показал.

Задания:

1. Назовите причину присутствия жира в моче в данном случае.

2. Перечислите методы выявления жира.

3. Назовите термин, обозначающий присутствие жира в моче.

4. Скажите, при какой патологии почек может появиться жир в моче.

 

Эталон к задаче:

1. Причиной присутствия капель жира в моче в данном случае могли явиться множественные переломы трубчатых костей, содержащих в своих полостях жировой костный мозг. С током крови капли жира прошли через почки и выявились в моче.

2. Подтвердить, что это жир можно двумя способами:

а) в пробирку с мочой добавить эфир – жир растворится;

б) добавить раствор Судан Ш – капли жира окрасятся в оранжевый цвет.

3. Присутствие жира в моче называется липурией.

4. Причиной липурии может быть также жировое перерождение почек.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В лабораторию поступил биоматериал для исследования от больного с подозрением на «сепсис».

Задания:

1. Расскажите, какой материал поступил в лабораторию для исследования.

2. Объясните, на какую питательную среду необходимо провести первичный посев.

3. Поясните, на какие питательные среды необходимо произвести пересев для выделения чистой культуры.

4. Перечислите правила и способы обеззараживания остатков отработанного материала.

 

Эталон к задаче:

1. В лабораторию доставлено 10 мл крови, взятой у больного из вены натощак.

2. Первичный посев следует сделать на сахарный бульон, так как он является средой обогащения. Посев следует произвести из расчета 1:10

3. Пересев следует произвести на желточно-солевой агар для обнаружения и выделения чистой культуры стафилококка. На кровяной агар сеют для обнаружения гемолитических свойств кокковой группы микроорганизмов - стрептококка, пневмококка и стафилококка. На среды Гиса - для изучения биохимических свойств. Для идентификации выделенного микроорганизма проводятся серологические реакции.

4. Остатки отработанного материала (лабораторная посуда, кровь, чашки Петри с посевами и т.д.) заливают 3% раствором аламинола или «Мистраль» на 60 минут или другим дезинфектантом, разрешенным к использованию в данном ЛПУ, затем автоклавируют.

 

 

Эталон ответов к билету № 26

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

Больной В. поступил в инфекционное отделение с подозрением на вирусный гепатит. Получены результаты исследований: в сыворотке – общий билирубин 145мкмоль/л, билирубин конъюгированный – 112 мкмоль/л, в моче - наличие стеркобилиногена, конъюгированного билирубина, резко увеличено содержание мезобилиногена; в кале наличие стеркобилиногена.

Задания:

1. Дайте характеристику билирубина.

2. Расскажите принцип определения билирубина методом Йендрашика.

3. Рассчитайте содержание неконъюгированного билирубина.

4. Оцените результаты исследований и сделайте вывод о соответствии этих результатов предполагаемому диагнозу.

Эталон ответа задачи:

  1. Билирубин – пигмент желто-красного цвета, обычный пигмент плазмы, образуется при распаде гемоглобина в клетках, токсичен, не растворим в воде, по крови транспортируется в комплексе с альбумином и называется неконъюгированным. Обезвреживается в клетках печени - гепатоцитах, взаимодействуя с активной формой глюкуроновой кислоты. Соединение билирубина с глюкуроновой кислотой называется конъюгированный билирубин. Он мало токсичен, растворим в воде, является предшественником пигментов кала и мочи.
  2. Конъюгированный билирубин взаимодействует непосредственно с диазосмесью с образованием розово-фиолетового окрашивания. При добавлении к сыворотке кофеинового реактива неконъюгированный билирубин переходит в диссоциированное состояние и тоже реагирует с диазосмесью с образованием розово-фиолетового окрашивания, по интенсивности которого судят о концентрации общего билирубина. Неконъюгированный билирубин находят по разности между общим и конъюгированным билирубином.
  3. Общий билирубин = конъюгированный + неконъюгированный. Неконъюгированный билирубин. = 145 - 112 = 33 (мкмоль/л).
  4. Норма общего билирубина – 5,13 – 20,5мкмоль/л. Результаты соответствуют предполагаемому диагнозу, так как при паренхиматозной желтухе отмечается гипербилирубинемия за счёт конъюгированной и неконъюгированной фракций, билирубинурия, мезобилирубинурия.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

В лабораторию доставлена моча грудного младенца на общий анализ в количестве 30 мл. Молодая неопытная лаборантка провела все исследования за исключением относительной плотности.

Задания:

1. Назовите способ определения относительной плотности мочи, когда мочи мало.

2. Перечислите случаи, когда вносятся поправки в значение относительной плотности мочи.

3. Назовите термины, обозначающие повышение и понижение относительной плот­ности мочи.

4. Перечислите правила хранения урометра в лаборатории.

Эталон к задаче:

1. Если мочи мало, то ее разводят в 2-3 раза дистиллированной водой, а потом полученную цифру относительной плотности умножают на степень разведения.

2. Урометры откалиброваны для температуры окружающей среды равной 15°С. При повышении температуры на каждые 3°С прибавляют 0,001, а при понижении – вычитают 0,001.

Если в моче имеется белок в количестве, превышающем 6-7 г/л, то вносят поправку: вычитают из относительной плотности мочи 0,00026 на каждый 1 г/л белка.

При наличии глюкозы – вычитают 0,004 на каждый 1% глюкозы.

3. Повышение относительной плотности выше 1,030 – гиперстенурия; понижение ниже 1,010 – гипостенурия.

4. Закончив определение относительной плотности, урометр опускают в стаканчик с дезинфицирующим раствором, дно которого выложено ватой или бинтом. Вне работы урометры хранятся в специальных картонных футлярах цилиндрической формы.

 

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В роддоме зарегистрировано несколько случаев гнойничковых заболеваний кожи у новорожденных.

 

Задания:

1. Расскажите, какой контингент подлежит обследованию, и какой биоматериал необходимо взять для исследования.

2. Объясните, на какие питательные среды необходимо сделать первичный посев.

3. Перечислите признаки патогенности стафилококка на использованных средах. Как установить источник инфекции.

4. Перечислите правила и способы обеззараживания отработанного материала.

 

Эталон к задаче:

1. В роддоме обследуют детей, обслуживающий персонал, рожениц. Берутсмывы с пеленальных столов, исследуют, перевязочный материал, белье. У новорожденных берут гнойное отделяемое из пораженного места стерильным тампоном. У обслуживающего персонала и рожениц отделяемое слизистых оболочек носа и зева берут также стерильным тампоном.

2. Первичный посев делают на ЖСА, кровяной агар и среду Эндо.

3. На ЖСА определяют лецитовителазную активность (по наличию «радужного венчика» и вокруг колонии) и гемолитическую активность на кровяном агаре по наличию а и в – гемолиза. Источник инфекции устанавливается по фаготипированию.

4. Отработанный материал (тампоны, посевы и др.) заливают 3% раствором аламинола или «Мистраль» на 60 минут с последующим автоклавированием.

 

Эталон ответов к билету № 27

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

Для определения общего кальция лаборант использовал многоразовые стеклянные пробирки общего назначения, предварительно замоченные в моющем растворе и промытые проточной водой из крана. После добавления реагентов все пробы интенсивно окрасились, в том числе, контрольная. Экстинкция опытной пробы была с отрицательным результатом, экстинкция стандартной пробы - очень маленькая.

Задания:

1. Дайте общую характеристику кальция и назовите пути его использования в организме.

2. Расскажите принцип определения общего кальция.

3. Расскажите правила подготовки лабораторных пробирок для исследования кальция.

4. Объясните, почему экстинкция стандартной пробы была очень маленькой, а экстинкция опытной пробы была отрицательной.

Эталон ответа задачи:

1. Общий кальций состоит из ионизированного кальция, кальция связанного с гидрокарбонатом и цитратом, и кальция, связанного с белками. Кальций входит в состав костной ткани, участвует в свёртывании крови, регулирует активность многих ферментов, участвует в мышечном сокращении, выполняет роль вторичного мессенджера в действии гормонов на клетки.

2. кальций в щелочной среде образует окрашенный комплекс с о-крезолфталеин комплексоном. Интенсивность окраски пропорциональна концентрации кальция в пробе.

3. Пробирки для исследования кальция моют обычным способом, затем кипятят несколько минут в слабом растворе соляной кислоты для удаления следов кальция со стенок пробирок и ополаскивают деионизированной водой. Лучше всего для определения кальция использовать одноразовые пластиковые пробирки или пробирки, которые предназначены только для определения кальция.

4. В результате неправильной обработки пробирок на них остались следы кальция, которые дали интенсивную окраску контроля. Так как контрольный раствор является раствором сравнения, то разница между стандартной пробой оказалась очень маленькой, а экстинкция опыта имела даже отрицательный результат.

Задача

«Методы клинических исследований»

В лабораторию поступила моча пациента с запахом ацетона. Качественная проба на глюкозу оказалась положительной.

Задания:

1. Назовите дополнительное исследование мочи, которое необходимо провести, не дожидаясь назначения врача?

2. Перечислите методы определения кетоновых тел.

3. Дайте ответ, может ли быть кетонурия без глюкозурии.

4. Перечислите возможные причины кетонурии.

Эталон к задаче:

1. При наличии запаха ацетона в моче, при глюкозурии лаборант обязан провести определение кетоновых тел в моче без назначения врача. В обычных случаях это исследование относится к дополнительным пробам и выполняется по специальному назначению врача.

2. Для определения кетоновых тел в моче применяются:

а) Проба Ланге: к 4-6 мл мочи прибавляют 8-10 капель ледяной уксусной кислоты и несколько капель свежеприготовленного насыщенного раствора нитропруссида натрия. На полученную смесь осторожно наслаивают 20% раствор аммиака. Пробу считают положительной, если в течение 3 мин на границе между аммиаком и остальной смеси образуется красно-фиолетовое кольцо.

б) экспресс-метод с помощью диагностических таблеток или тест-полосок, в основе которого лежит проба Лестраде.

3. Да, кетонурия может быть и без глюкозурии.

4. Причиной кетонурии может быть сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, черепно-мозговая травма, токсическая диспепсия, длительное голодание, безуглеводная диета, ацетонемическая рвота у детей.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В детском саду зарегистрировано несколько случаев заболеваний с признаками гастроэнтерита. Врач поставил диагноз «Пищевая токсикоинфекция» и направил детей на госпитализацию.

 

Задания:

1. Расскажите, какой биоматериал следует взять на исследование.

2. Поясните, какие питательные среды следует взять на первичный посев.

3. Перечислите питательные среды, используемые для выделения чистой культуры.

4. Дайте ответ, как обеззаразить отработанный материал.

 

Эталон к задаче:

1. Для исследования необходимо взять испражнения. По возможности рвотные массы и остатки пищи.

2. Биоматериал засевают на среду обогащения (на селенитовый бульон), на среды Эндо, Плоскирева, висмут – сульфитный агар.

3. Для выделения чистой культуры делают пересев со среды обогащения на ДДС; а кроме того изучают культуральные свойства на плотных питательных средах взятых для исследования, с последующей идентификацией возбудителя.

4. Отработанный материал (тампоны, посевы и др.) заливают 3% раствором хлорамина на 60 минут с последующим автоклавированием.


Эталон ответов к билету №28.

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-диагностических исследований»

Пациенту с подозрением на атеросклероз провели исследования липидного спектра. Показатели были следующие: Общий холестерин – 5,9 ммоль/л, β-липопротеины определить не удалось, так как сыворотка оказалась хилёзной, триглицериды – 6,2 ммол/л, ХС-ЛПВП – 0,9 ммоль/л.

Задания:

  1. Расскажите правила взятия биоматериала для исследования липидного спектра.
  2. Объясните принцип энзиматического метода определения триглицеридов.
  3. Оцените результаты исследований, применяя терминологию.
  4. Сделайте вывод, можно ли рассчитать ХС-ЛПНП, исходя из данных, или надо проводить электрофорез липопротеинов, чтобы оценить картину липидного спектра.

Эталон ответа задачи:

1. Кровь для исследования берут утром, натощак, после 12 – 14 часового голодания. До исследования пациент в течение 2-х недель должен придерживаться своей обычной диеты. Пробы крови берут в одном положении пациента (лучше сидя). Работать желательно с одним видом биоматериала (либо сывороткой, либо плазмой). В качестве антикоагулянта лучше использовать ЭДТА. Хранить пробы в холодильнике (при + 40 С) можно не более 5 суток. На уровень показателей влияет приём алкоголя, диета, гепарин. Измерению мешает гемолиз и эктеричность сыворотки (плазмы). Однократное измерение непоказательно в виду значительных индивидуальных колебаний.

2. а). Триглицериды под действием липазы гидролизуются до глицерина и жирных кислот. б) Глицерин взаимодействует с АТФ при каталитическом участии глицерокиназы с образованием глицерил-3-фосфата и АДФ. в) Глицерил-3-фосфат окисляется кислородом воздуха при участии глюицерофосфатоксидазы с образованием диоксиацетонфосфата и перекиси водорода. г). Перекись водорода окисляет аминосодержащий краситель в присутствии фенольного реагента при участии пероксидазы с образованием окрашенного продукта - хинонимина. Концентрация хинонимина в пробе прямо пропорциональна концентрации триглицеридов.

3. Незначительная гиперхолестеринемия, гипертриглицеридемия, гипохолестеринемия- ЛПВП.

4. Нельзя, так как формула расчёта ХС-ЛПВП годится только лишь, если триглицериды не превышают 4,5 ммоль/л. Пациенту надо проделать электрофорез липопротеинов, выделить каждую фракцию отдельно и в каждой фракции определить ХС.

 

Задача

«Методы клинических исследований»

В лабораторию из отделения терапии доставлено 8 банок с мочой на исследование по Зимницкому. При анализе обнаружено резкое снижение показателей относительной плотности в дневных порциях, сочетающееся с полиурией. При расспросе пациента врач выяснил, что он в течение дня ел в большом количестве арбуз.

Задания:

1. Дайте оценку результату.

2. Расскажите, о чем необходимо было предупредить пациента накануне сбора мочи по Зимницкому.

3. Назовите соотношение дневного и ночного диуреза в норме.

4. Назовите термин, которым называется превышение ночного диуреза над дневным.

 

Эталон к задаче:

1. Данный результат не поддается оценке, так как моча была собрана неправильно.

2. Накануне сбора мочи по Зимницкому пациента необходимо предупредить, что он должен соблюдать обычный питьевой режим, не превышающий 1,5 л жидкости в день и обычный пищевой режим.

3. В норме дневной диурез в 2-3 раза превышает ночной.

4. Превышение ночного диуреза называется никтурией. Никтурия может являться следствием снижения концентрационной способности почек, т.е. развития хронической почечной недостаточности, а также следствием сердечной недостаточности.

 

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

Из испражнений больного выделена чистая культура микроорганизма со следующими свойствами: на среде Эндо – бесцветные колонии, на среде висмут-сульфит агаре – колонии черные.

Задания:

1. Поясните, можно ли на основании изучения культуральных свойств судить о предполагаемом возбудителе и обоснуйте свой ответ.

2. Расскажите, какие питательные среды используются для определения биохимических свойств выделенных культур.

3. Объясните, как провести идентификацию выделенной культуры микроорганизма.

4. Дайте ответ, как обеззаразить отработанный материал.

Эталон к задаче:

1. На основании культуральных свойств судить о возбудителе нельзя, так как бесцветные колонии на среде Эндо могут быть сальмонеллами, иерсиниями или шигеллами.

2. Для определения биохимических свойств выделенной чистой культуры необходимо сделать пересев на среду Рессель или «пестрый» ряд Гисса. Если на среде Рессель лактоза не расщепилась, а глюкоза расщепилась до кислоты и газа, это предположительно говорит о сальмонеллезной природе заболевания.

3. Идентификацию выделенной культуры нужно провести путем постановки серологической реакции с поливалентными и типовыми сыворотками. Вид микроорганизма определяют по таблице Кауфмана-Уайта.

4. Отработанный материал (тампоны, посевы и др.) заливают 3% раствором аламинола или «Мистраль» на 60 минут с последующим автоклавированием.


Эталон ответов к билету № 29

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

В лабораторию была доставлена моча новорождённого с предположительным диагнозом фенилкетонурия. Методом распределительной радиальной хроматографии на бумаге в моче была выявлена аминокислота, наличие которой подтверждает предполагаемый диагноз.

 

Задания:

1. Назовите аминокислоту, которая появляется в моче при фенилкетонурии.

2. Объясните принцип распределительной радиальной хроматографии на бумаге.

3. Расскажите, как проводилась идентификация аминокислоты методом хроматографии.

4. Поясните, что такое коэффициент распределения.

 

Эталон ответа:

1. При фенилкетонурии в моче накапливается аминокислота фенилаланин.

2. При распределительной хроматографии разделение происходит вследствие различной растворимости определяемых веществ в двух несмешивающихся фазах. Для этого необходима система, состоящая из неподвижной фазы (носителя) и подвижной фазы (растворителя). На неподвижную фазу наносится смесь веществ, и через неё пропускается ток растворителя. Чем лучше данное вещество растворимо в подвижной фазе, тем дальше оно продвинется по направлению тока растворителя.

3. В контрольный сектор хроматографической полоски наносят аминокислоту - фенилаланин, а в опытный - мочу больного ребёнка. Проводят хроматографию, Хроматограммы фиксируют, окрашивают, затем рассчитывают коэффициенты распределения аминокислот в контрольном и опытном секторах. Если коэффициенты распределения одинаковые, то в опытном секторе находится та же аминокислота, что и в контрольном.

4. Коэффициент распределения (Rf) – это отношение пути, пройденного аминокислотой к пути, пройденному растворителем. Каждая аминокислота имеет свой коэффициент распределения в данном растворителе

Задача

«Методы клинических исследований»

В лабораторию доставлена моча насыщенного цвета "пива" с желтой пеной.

Задания:

1. Предположите, чем может быть обусловлен такой цвет мочи и пены.

2. Назовите дополнительные пробы, которые необходимо провести, не дожидаясь специального назначения врача?

3. Перечислите виды желтух.

4. Объясните, какой цвет имеет моча при разных видах желтух.

 

Эталон к задаче:

1. Моча цвета "пива" и желтый цвет пены бывает при паренхиматозной желтухе. Это обусловлено билирубинурией и увеличением концентрации уробилина в моче.

2. Необходимо сделать дополнительные пробы:

а) определение билирубина в моче (проба Розина и проба Фуше, или при помощи тест-полосок);

б) определение уробилина в моче (проба Флоранса, проба Шлезингера или с помощью тест-полоски).

3. Возможны три вида желтух:

а) паренхиматозная;

б) механическая (обтурационная);

в) гемолитическая.

4. При паренхиматозной желтухе моча имеет цвет "пива", при механической – зеленовато-бурый, при гемолитической – темный, почти черный.

 

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

У 3-х летнего ребенка Сергея М. частый жидкий стул с примесью крови и слизи, боли в животе, рвота, ложные позывы на испражнения. Врач поставил диагноз: «Дизентерия?» и назначил бактериологическое исследование на кишечную группу.

Задания:

1. Расскажите, каковы методы сбора биоматериала на бактериологическое исследование при подозрении на дизентерию.

2. Объясните, на какие питательные среды необходимо сделать первичный посев исследуемого биоматериала.

3. Укажите, какие культуральные свойства возбудителя выявляются на этих средах.

4. Дайте ответ, как обеззаразить остатки исследуемого материала.

 

Эталон к задаче:

1. При подозрении на дизентерию биоматериал необходимо брать с первых дней заболевания. Берут как первые порции кала, так и последнии, т.к. возбудитель дизентерии - шигеллы - локализуются в слизистой оболочке толстого кишечника, а энтеропатогенная кишечная палочка и сальмонеллы локализуются в тонком кишечнике. Для этого у постели больного из судна или горшка берут 3-5 г испражнений, отбирая слизисто-гнойные комочки, и помещают материал в глицериновую смесь.

2. Пробу испражнений при первичном посеве засевают на дифференциально-диагностические среды Эндо, Левина, Плоскирева, висмут-сульфат агар.

3. На среде Эндо вырастут светло-розовые колонии, на среде Левина – светло-фиолетовые. Эти среды содержат углевод лактозу, которую дизентерийная палочка не расщепляет. На среде Плоскирева колонии бесцветные, что подтверждает дизентерийную природу, т.к. соли желчных кислот среды Плоскирева подавляют рост всех микроорганизмов кишечной группы, кроме шигелл. При пересеве чистой культуры на среду Рессель дизентерийная палочка расщепляет глюкозу до кислоты, за исключением шигеллы Зоне, которая медленно расщепляет лактозу.

4. Остатки исследуемого биоматериала заливают 3% раствором аламинола или «Мистраль» на 60 минут с последующим автоклавированием.

 

Эталон ответов к билету № 30

Задача

«Основы биохимии и методами клинико-биохимических исследований»

При проведении электрофореза на бумаге были получены следующие показатели экстинкций:

  1. Е альбуминов – 0,18 х 3
  2. Е α1-глобулинов – 0,10
  3. Е α2-глобулинов – 0,15
  4. Еβ - глобулинов – 0,14
  5. Еγ -глобулинов – 0,17

Задания:

  1. Назовите основные функции белков плазмы
  2. Объясните, на какие фракции разделяются белки при электрофорезе на бумаге или на плёнках из ацетата целлюлозы.
  3. Рассчитайте относительное содержание белковых фракций.
  4. Назовите термин, обозначающий количественное изменение белковых фракций и оцените результаты исследований.

Эталон ответа:

1. Поддержание онкотического давления, участи в свёртывании крови, поддержание постоянного рН крови, транспортная функция, участие в иммунных процессах организма, поддержание уровня катионов, «белковый резерв» организма.

2. Альбумины, глобулины ( α1- глобулины, α2- глобулины, β- глобулины, γ-глобулины)

3. ∑ = (0,18х3) + 0,10 + 0,15 + 0,14 + 0,17 = 1,10;

Альбумины = 0,54 х 100% : 1,10 = 49,09%

α1- глобулины = 0,10 х 100% : 1,10 = 9,09%

α2- глобулины = 0,15 х 100% : 1,10 = 13,64%

β- глобулины = 0,14 х 100% : 1,10 = 12,73%

γ- глобулины = 0,17 х 100% : 1,10 = 15,45%

4. Диспротеинемия. Альбумины – гипоальбуминемия, α1- глобулины – гипер, α2- глобулины – гипер

β- глобулины – норма, γ- глобулины - норма

 

Задача

«Методы клинических исследований»

В лабораторию доставлена моча на общий анализ с обильным кирпично-розовым осадком.

Задания:

1. Предположите, чем обусловлен такой осадок?

2. Назовите, как можно избавиться от подобного осадка, если он является помехой для микроскопического исследования?

3. Объясните, в какой моче – кислой или щелочной встречается подобный осадок.

4. Перечислите правила приготовления препарата мочи для микроскопического исследования.

 

Эталон ответа к задаче:

1. Такой осадок обусловлен выпадением солей – уратов.

2. Избавиться от осадка вызванного выпадением уратов, можно путем добавления реактива Селена (на 100 мл воды 4г буры и 4г борной кислоты) в пробирку с осадком после центрифугирования. После этого осадок перемешивают и вновь центрифугируют.

3. Подобный осадок встречается в кислой моче.

4. Моча для микроскопического исследования осадка должна быть сежей, так как при хранении ее при комнатной температуре в течение 2-3 ч разрушается до 50% клеточных элементов.

Мочу перемешивают и вносят 10 мл в центрифужную пробирку. Центрифугируют 5 мин при 2000 об/мин. Надосадочную жидкость сливают, стараясь не взболтать осадок. Небольшую каплю осадка с минимальным количеством жидкости, спустившейся по стенке пробирки после сливания, после предварительного перемешивания с помощью пипетки переносят на середину предметного стекла и накрывают покровным.

В правильно приготовленном препарате не должно быть пузырьков воздуха и жидкость, растекаясь, не должна выходить за пределы покровного стекла.

Задача

«Микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования»

В группе детского сада зарегистрирован случай дизентерии, подтвержденный

микробиологическими исследованиями.

Задания:

1. Расскажите о способах сбора биоматериала у контактных лиц для выявления возможных носителей или больных дизентерией.

2. Объясните, какие питательные среды применяются при первичном посеве исследуемого биоматериала.

3. Укажите, какие культуральные особенности возбудителя дизентерии выявляются на этих средах.

4. Перечислите способы обеззараживания остатков исследуемого биоматериала.

 

Эталон ответа к задаче:

1. У контактных лиц биоматериал берут из прямой кишки ректальными трубками, а лучше ректальными тампонами.

2. При первичном посеве исследуемый биоматериал наносится на плотные питательные среды Эндо, Левина, Плоскирева в чашках Петри а также засевается на среду обогащения.

3. На 2-ые сутки отбираются подозрительные колонии (лактозонегативные) –бесцветные и пересеваются на среду Рессела (сначала по скошенной поверхности, затем уколом в столбик) и среду Гисса с маннитом







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.