Выполняют функции поведение
планирования; индивидов; индивидуальной организации; групп; эффективности; руководства; организаций групповой контроля эффективности; организационной эффективности
Обратная связь
Рис. 3. Вклад менеджмента в эффективность организации. Источник: Там же, с.25.
Относительная значимость одной функции по сравнению с другой зависит от места менеджера в организации и проблем, которые он решает. Однако способность оценивать сравнительную значимость планирования, организации, руководства и контроля, возможно, и отличает эффективных менеджеров от неэффективных. Функция планирования включает определение конечных показателей, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств, необходимых для достижения определенных конечных результатов. Необходимость в этой функции определяет целевая (т.е. ориентированная на конечный результат) природа организаций. Ожидаемые результаты планирования зависят от понимания членами организации того, чего конкретно они должны добиться. Это понимание может отражаться в усложненных планах, определяющих предполагаемые результаты, или в общем согласии среди членов организации. Функция организации включает всю управленческую деятельность, требующуюся для переноса запланированных действий в структуру заданий и полномочий. В практическом отношении она включает: 1) определение ответственности и полномочий каждого отдельного лица и 2) определение того, какие работы будут выполняться конкретным отделом. Например, менеджеры инженерной фирмы решают, что должен делать каждый инженер и в какую группу его следует включить. Результатом выполнения функции организации служит организационная структура. Взаимосвязи между планированием и организацией являются очевидными. Функция планирования определяет организационные задачи и средства, т.е. устанавливает, «что» и «как». Функция организации определяет, «кто» (кто и с кем будет делать то, что является необходимым для достижения требующихся конечных результатов). Функция руководства подразумевает тесный повседневный контакт менеджера с исполнителями (как с каждым в отдельности, так и с группами). Тем самым эта функция является в равной степени как личностной, так и межличностной. Руководство подразумевает ежедневное взаимодействие между менеджерами и их подчинен-ными. Полная картина человеческого поведения является очевидной: члены организации работают, отдыхают, общаются, конкурируют, принимают или отвергают других, объединяются в группы, по-кидают группы, принимают вознаграждения и борются со стрессом. Обладая уникальными потреб-ностями, амбициями, восприятиями и отношениями, люди по-разному относятся к своему рабочему месту и своим должностным обязанностям. Менеджеры должны принимать во внимание эти уникальные устремления и особенности поведения и каким-то образом направлять их на достижение общих целей. Один вдумчивый и внимательный наблюдатель поведения лидеров советовал менеджерам лучше изучать психологию людей в качестве средства более эффективного управления. Функция контроля включает действия, которые менеджеры предпринимают для обеспечения совпадения фактических конечных результатов с запланированными. Менеджеры осуществляют контроль с целью выяснить, достигнуты ли намеченные результаты, а если нет, то почему. Функция контроля предполагает рассмотрение эффективности на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Оценка результативности означает сопоставление фактических результатов работы персонала с нормативами. Менеджеры считают эффективными тех работников, которые выполняют нормативные показатели. Точно так же, когда контролеры оценивают организационные группы (например, производственный, сбытовой или конструкторский отделы), они выносят суждение о том, соответствуют ли результаты ожидаемым (эффективной ли была их деятельность). На самом высоком уровне результативности высшие менеджеры при выполнении контрольной функции оценивают эффективность организации в целом. Функции менеджмента требуют применения технического и административного опыта. Они требуют также использования знаний в области человеческих отношений, способности общения с людьми. В литературе, посвященной организационному поведению, подчеркивается важность человеческого фактора, и многие наблюдатели и практики в области менеджмента полагают, что эффективное руководство людьми является ключевым фактором совершенствования производства и повышения эффективности в современных группах и организациях.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|