Подход к эффективности с позиций теории систем
Подход к анализу организационного поведения с позиции теории систем предполагает выделение основных элементов «вход — процесс — выход» в рассматриваемой системе и необходимость ее адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. В контексте теории систем организация — это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом. Движение вводимых факторов и выпуск продукции представляют собой отправную точку для описания организации. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осущест-вляет обработку этих ресурсов и возвращает их в измененной форме (выпускаемые товары и услуги). Теория систем подчеркивает также связь организации с более крупной системой, частью кото-рой она является. Любая организация — это часть отрасли (более крупной системы), общества (еще более крупной системы) и все чаще — глобальной экономики (возможно, самой крупной из всех сис-тем). Все эти системы предъявляют требования к своим частям; речь идет не просто о требованиях приемлемого качества продуктов и их количества. Организации обязаны также удовлетворять требо-ваниям чистоты окружающей среды путем защиты воздушного бассейна и водоемов и т.д. Теория систем предоставляет возможность описывать как внутреннее, так и внешнее поведение организаций. В первом случае мы можем видеть, как и почему люди внутри организаций выполняют свои индивидуальные и групповые задания. Во втором случае мы можем соотносить деятельность организаций с другими организациями или учреждениями. Менеджеры должны иметь дело одновременно с внутренними и внешними аспектами организационного поведения. Теория систем может также описывать поведение работников и их групп. «Входы» индивиду-ального поведения работника являются его «причинами». Например, причиной могут быть указания менеджера выполнить определенное задание. Затем вводимый фактор (причина) подвергается осмы-слению работником, имеющим определенные ментальные и психологические особенности, в зависи-мости от которых получаем характерный для данного человека результат. Разумеется, предпочтите-льный для менеджера результат - согласие с данным указанием, но в зависимости от индивидуальных процессов переработки полученной информации результатом может оказаться и несогласие. С помощью положений теории систем мы можем аналогичным образом рассмотреть поведение группы. Например, поведение группы работников при совместном достижении результата (выход) может быть описано с точки зрения воспринятой несправедливости в распределении менеджером работ (вход) и состояния сплоченности группы (процесс). В данной работе мы используем положения теории систем для описания и объяснения поведения работников и их групп в рамках организации. Концепция организации как системы, которая соотносится с более крупной системой, подразумевает важность обратной связи. Как отмечалось ранее, организация является зависимой от среды не только в отношении вводимых факторов, но и в отношении приемлемости выпускаемой продукции. Следовательно, существенный момент заключается в том, что организация вырабатывает средства, чтобы адаптироваться к требованиям внешнего окружения. Средствами для такой адаптации являются информационные каналы, которые позволяют организации воспринимать эти требования. Например, в коммерческих организациях исследование рынка является важным механизмом обеспечения обратной связи. Обратная связь представляет собой информацию, которая отражает результат действия или серии действий, предпринимаемых работником, группой работников или организацией. Теория систем делает акцент на двух важных соображениях: 1) выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды; 2) для удовлетворения этих требований полный цикл «вход - процесс - выход» должен находиться в центре внимания руководства. Следовательно, критерии эффективности должны отражать каждое из этих соображений, а эффективность должна определяться соответствующим образом. Системный подход объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая прямо не связана с достижением цели организации. Другими словами, приспособление к среде и поддержание цикла «вход — процесс — выход» требуют, чтобы ресурсы распределялись и в тех областях деятельности, которые лишь косвенно связаны с основной целью организации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|