Здавалка
Главная | Обратная связь

Подход к эффективности с позиций теории систем



Подход к анализу организационного пове­дения с позиции теории систем предполагает выделение основных элементов «вход — процесс — выход» в рассматриваемой системе и не­обходимость ее адаптации к условиям си­стемы более высокого уровня, частью ко­торой она является.

В контексте теории систем организация — это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом. Движение вводимых факто­ров и выпуск продукции представляют собой отправную точку для описания организации. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осущест-вляет обработку этих ресурсов и возвращает их в измененной форме (выпускаемые товары и услуги).

Теория систем подчеркивает также связь организации с более крупной системой, час­тью кото-рой она является. Любая организация — это часть отрасли (более крупной систе­мы), общества (еще более крупной системы) и все чаще — глобальной экономики (возмож­но, самой крупной из всех сис-тем). Все эти системы предъявляют требования к своим частям; речь идет не просто о требованиях приемлемого качества продуктов и их количест­ва. Организации обязаны также удовлетворять требо-ваниям чистоты окру­жающей среды путем защиты воздушного бассейна и водоемов и т.д.

Теория систем предоставляет возможность описывать как внутреннее, так и внешнее поведение организаций. В первом случае мы можем видеть, как и почему люди внутри организаций выполняют свои индивидуальные и групповые задания. Во втором случае мы можем соотно­сить деятельность организаций с другими организация­ми или учреждениями. Менеджеры должны иметь дело одно­временно с внутренними и внешними аспектами организационного поведения.

Теория систем может также описывать поведение работников и их групп. «Входы» индивиду-ального поведения работника являются его «причинами». Например, причиной могут быть указания менеджера выполнить определенное задание. Затем вводимый фак­тор (причина) подвергается осмы-слению работником, имеющим определенные менталь­ные и психологические особенности, в зависи-мости от которых получаем характерный для данного человека результат. Разумеется, предпочтите-льный для менеджера результат - со­гласие с данным указанием, но в зависимости от индивидуальных процессов переработки полученной информации результатом может оказаться и несогласие. С помощью положе­ний теории систем мы можем аналогичным образом рассмотреть поведение группы. На­пример, поведение группы работников при совместном достижении результата (выход) может быть описано с точки зрения воспринятой несправедливости в распределении ме­неджером работ (вход) и состояния сплоченности группы (процесс). В данной работе мы используем положения теории систем для описания и объяснения поведения работников и их групп в рамках организации.

Концепция организации как системы, которая соотносится с более крупной системой, подразумевает важность обратной связи. Как отмечалось ранее, организация является за­висимой от среды не только в отношении вводимых факторов, но и в отношении прием­лемости выпускаемой продукции. Следовательно, существенный момент заключается в том, что организация вырабатывает средства, чтобы адаптироваться к требованиям внеш­него окружения. Средствами для такой адаптации являются информационные каналы, которые позволяют организации воспринимать эти требования. Например, в коммерчес­ких организациях исследование рынка является важным механизмом обеспечения обрат­ной связи.

Обратная связь представляет собой информацию, которая отражает результат действия или серии действий, предпринимаемых работником, группой работников или организацией.

Теория систем делает акцент на двух важных соображениях: 1) выживание организа­ции зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды; 2) для удовлетворе­ния этих требований полный цикл «вход - процесс - выход» должен находиться в центре внимания руководства. Следовательно, критерии эффективности должны отражать каж­дое из этих соображений, а эффективность должна определяться соответствующим обра­зом. Системный подход объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятель­ности, которая прямо не связана с достижением цели организации. Другими словами, приспособление к среде и поддержание цикла «вход — процесс — выход» требуют, чтобы ресурсы распределялись и в тех областях деятельности, которые лишь косвенно связаны с основной целью организации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.