Здавалка
Главная | Обратная связь

Многопараметрический подход к эффективности



Многопараметрический подход к эффективности предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. С прак­тической точки зренияон акцентирует внимание на относительной важ­ности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.

Люди и их группы, принимающие участие в организации, включают ее служащих (ме­неджеров и исполнителей), акционеров, директоров, поставщиков, кредиторов, офици­альных лиц на всех государственных уровнях, менеджеров конкурирующих и сотруднича­ющих организаций и общественность. Каждый из этих людей или каждая из этих групп предполагают следующее: организация будет управляться таким образом, что они будут получать выгоду, но эти ожидания могут быть совместимыми или несовместимыми с ожи­даниями других людей или групп.

Настоящий подход должен установить, что нет способа определения относительной важности требований клиентуры и что существует столько же оценок эффективности, сколь­ко имеется людей, выносящих суждения. Этот реалистический подход подразумевает, что все требования к организации являются действительными, отсутствует база для упорядо­чения их важности и, таким образом, не имеется основы для вынесения общего заключе­ния относительно организационной эффективности.

Чтобы действия руководства были эффективными, оно должно осознавать, что каждый клиент контролирует ресурсы, имеющие ценность для организа­ции. В каждый момент эти ресурсы имеют большую или меньшую важность, а организа­ция является эффективной в той степени, в которой она удовлетворяет интересы группы, которая контролирует наиболее важный ресурс. Таким образом, интересы держателей акций преобладают над интересами служащих в тех случаях, когда организация должна приобретать фонды, необходимые для ее выживания, либо интересы государственного кон­троля преобладают над интересами акционеров в тех случаях, когда соответствие требова­ниям техники безопасности вызывает необходимость в инвестициях, направлен-ных на обес­печение безопасных условий труда. Этот принцип может быть распространен до концеп­ции организации, представляющей собой арену, на которой различные группы согласуют свои требования посредством создания коалиций, способных объединять возможности чле­нов коалиции.

Менеджеры организации добиваются эффективности, выявляя наиболее мощные ко­алиции и удовлетворяя запросы наиболее влиятельных участников этих коалиций.

Вопрос о том, интересы какой группы будет стремиться удовлетворять организация, всегда связан с системой ценностей. Таким образом, с позиций многопараметрического подхода все суждения об эффективности связаны с ценностными аспектами. Ут­верждать, что следует удовлетворять наиболее мощную группу в ущерб наименее влиятель­ной группе, значит исходить из того, что индивид считает самым важным. А поскольку существуют различные источники ценностных суждений, не следует рассчитывать на окон­чательный ответ на вопрос, эффективна ли организация. Не следует также ждать оконча­тельного ответа на вопрос о наличии индивидуальной или групповой эффективности. Цен­ности отражают суждения людей о степени важности явления, но эти суждения зависят от индивида, места и времени.

Для того чтобы понять, как различные менеджеры могут выбирать различные резуль­таты, перечислим круг конкурирующих между собой ценностей, требующих внимания со стороны руководства. Модель конкурирующих оценок подразумевает, что менеджеры долж­ны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих: 1) жесткий кон­троль или гибкость и 2) внутренние или внешние факторы. Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:

• менеджер, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;

• менеджер, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использо­вания ресурсов;

• менеджер, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;

• менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.

Менеджеры производят выбор среди этих четырех возможностей, сравнивая их по­парно. Тем самым их организации будут отражать степень приемлемости этих базовых оценок. Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что ме­неджеры должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключа­ющие оценки, что является следствием того, что среды, внутри которых действуют организации, продолжают включать в свой состав крупные группы клиентов, предъявляющих различные и зачастую противоречи­вые требования к организации.

С помощью многопараметрической теории можно интегрировать системные и целевые под­ходы к определению эффективности. Исследования свидетельствуют о том, что некото­рые клиенты отдают предпочтение результатам, относящимся к средствам (элементам процесса в системах), в то время как другие предпочитают результаты, относящиеся к конеч­ным факторам (элементы выпуска продукции в системе). Таким образом, имеется возмож­ность использовать многопараметрическую теорию для комбинирования целевого и сис­темного подходов с целью получения более достоверного определения организационной эффективности. Однако, даже если в какой-то момент удастся устранить различия между системным и целевым подходами в отношении того, что требуют различные клиенты от деятельности организации, эти требования с течением времени могут видоизмениться и вновь стать первостепенными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.