Многопараметрический подход к эффективности
Многопараметрический подход к эффективности предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. С практической точки зренияон акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации. Люди и их группы, принимающие участие в организации, включают ее служащих (менеджеров и исполнителей), акционеров, директоров, поставщиков, кредиторов, официальных лиц на всех государственных уровнях, менеджеров конкурирующих и сотрудничающих организаций и общественность. Каждый из этих людей или каждая из этих групп предполагают следующее: организация будет управляться таким образом, что они будут получать выгоду, но эти ожидания могут быть совместимыми или несовместимыми с ожиданиями других людей или групп. Настоящий подход должен установить, что нет способа определения относительной важности требований клиентуры и что существует столько же оценок эффективности, сколько имеется людей, выносящих суждения. Этот реалистический подход подразумевает, что все требования к организации являются действительными, отсутствует база для упорядочения их важности и, таким образом, не имеется основы для вынесения общего заключения относительно организационной эффективности. Чтобы действия руководства были эффективными, оно должно осознавать, что каждый клиент контролирует ресурсы, имеющие ценность для организации. В каждый момент эти ресурсы имеют большую или меньшую важность, а организация является эффективной в той степени, в которой она удовлетворяет интересы группы, которая контролирует наиболее важный ресурс. Таким образом, интересы держателей акций преобладают над интересами служащих в тех случаях, когда организация должна приобретать фонды, необходимые для ее выживания, либо интересы государственного контроля преобладают над интересами акционеров в тех случаях, когда соответствие требованиям техники безопасности вызывает необходимость в инвестициях, направлен-ных на обеспечение безопасных условий труда. Этот принцип может быть распространен до концепции организации, представляющей собой арену, на которой различные группы согласуют свои требования посредством создания коалиций, способных объединять возможности членов коалиции. Менеджеры организации добиваются эффективности, выявляя наиболее мощные коалиции и удовлетворяя запросы наиболее влиятельных участников этих коалиций. Вопрос о том, интересы какой группы будет стремиться удовлетворять организация, всегда связан с системой ценностей. Таким образом, с позиций многопараметрического подхода все суждения об эффективности связаны с ценностными аспектами. Утверждать, что следует удовлетворять наиболее мощную группу в ущерб наименее влиятельной группе, значит исходить из того, что индивид считает самым важным. А поскольку существуют различные источники ценностных суждений, не следует рассчитывать на окончательный ответ на вопрос, эффективна ли организация. Не следует также ждать окончательного ответа на вопрос о наличии индивидуальной или групповой эффективности. Ценности отражают суждения людей о степени важности явления, но эти суждения зависят от индивида, места и времени. Для того чтобы понять, как различные менеджеры могут выбирать различные результаты, перечислим круг конкурирующих между собой ценностей, требующих внимания со стороны руководства. Модель конкурирующих оценок подразумевает, что менеджеры должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих: 1) жесткий контроль или гибкость и 2) внутренние или внешние факторы. Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов: • менеджер, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации; • менеджер, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов; • менеджер, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников; • менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности. Менеджеры производят выбор среди этих четырех возможностей, сравнивая их попарно. Тем самым их организации будут отражать степень приемлемости этих базовых оценок. Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что менеджеры должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки, что является следствием того, что среды, внутри которых действуют организации, продолжают включать в свой состав крупные группы клиентов, предъявляющих различные и зачастую противоречивые требования к организации. С помощью многопараметрической теории можно интегрировать системные и целевые подходы к определению эффективности. Исследования свидетельствуют о том, что некоторые клиенты отдают предпочтение результатам, относящимся к средствам (элементам процесса в системах), в то время как другие предпочитают результаты, относящиеся к конечным факторам (элементы выпуска продукции в системе). Таким образом, имеется возможность использовать многопараметрическую теорию для комбинирования целевого и системного подходов с целью получения более достоверного определения организационной эффективности. Однако, даже если в какой-то момент удастся устранить различия между системным и целевым подходами в отношении того, что требуют различные клиенты от деятельности организации, эти требования с течением времени могут видоизмениться и вновь стать первостепенными. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|