Вильгельм фон Безольд
Эффекты цвета
Восприятие цвета всегда зависит от контекста. В реальном мире наверное только небо не имеет границ, остальные же предметы являют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Далее, поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета - предметы могут быть гладкими и блестящими или шероховатыми и текстурированными. И наконец, предметы нашего мира не существуют обособленно, они организованы в пространстве, взаимодейтсвуют и влияют друг на друга. Цвет является неотъемлемой частью этого взаимодействия, в зависимости от контекста формы, поверхности и положения в пространстве меняется и наше восприятие цвета. Цвет может мутировать сам и менять объекты вокруг себя. Одним словом, цвет - наиболее непредсказумое явление среди прочих элементов визуальной коммуникации. В данной статье относительность восприятия цвета будет показана на примере взаимодейтсвия цветов друг с другом. Вы увидите, что сочетания цветов с определенными показателями яркости, насыщенности и теплоты могут создать действительно необычные, порой даже парадоксальные эффекты восприятия. В течении последних 150 лет, несколько выдающихся теоретиков цвета изучали эффекты цвета. Эта статья расскажет о результатах работы Мишеля Шевреля, Вильгельма фон Безольда, Джозефа Альберса и Иоганна Итена. Шеврель (1786-1889) - директор фабрики по производству красок в Париже. Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Ниже следует описание основных принципов его теории: 1. Яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности в результате мы получаем практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный. 2. Если два цвета немного удалены друг от друга на цветовом круге (то есть не аналоговые, но и не комплементарные сочетания), то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На рисунке, приведенном в качестве примера желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетовго цвета. Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически смешиваться, "образуя" при этом новый цвет. Шеврель также отметил, что аналоговые сочетания лучше воспринимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичный цвет (красный, желтый или голубой). chevreul3.gif Вильгельм фон Безольд Вильям фон Безольд, известный дизайнер тканей 19 века, открыл, что изменение всего одного цвета в цветовой схеме дизайна может изменить композицию до неузнаваемости. Это правило, однако, больше всего применимо к доминатным цветам сочетаний. Так, на приведенном примере, ярко желтый цвет фона был изменен на черный. Все остальные цвета остались неизменными. В результате, одни оттенки, формы и узоры стали более заметными, доминантными, другие же, напротив, отошли на второй план. Джозеф Альберс (1888-1976) На следующем примере мы имеем дело с так называемым "эффектом вампира". Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре. Три цвета превращаются в четыре На следующем изображении мы наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит "эффект вампира". Три цвета превращаются в два. Обратите внимание: красный прямоугольник на черном фоне кажется несколько большим, чем в сочетании с подложками других цветов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|