Здавалка
Главная | Обратная связь

Становление Public Relations в современной России



В России обучение по специальности "Связи с общественностью" началось лишь в начале 90-х. К концу 90-х годов лицензию на профподготовку таких специалистов получили около 20 вузов страны: МГИМО, ГАУ, МГТУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский ГУ, Казанский государственный технический университет, Пензенский государственный технический университет, Ульяновский государственный технический университет и др. Постепенное проникновение образования по Public Relations началось с ряда специализаций на факультетах журналистики крупнейших вузов страны. Сегодня достаточно остро стоит проблема с определением Public Relations в российской деловой практике. Расплывчатость и неопределенность понимания сущности данной профессии свойственна не только рядовым обывателям, в настоящее время часто большинство руководителей и управляющих компаниями и организациями до конца не понимают специфику, значение, важность и серьезность данного вида деятельности. Проведенные социологические опросы показали, что только 6 % опрошенных специалистов считают, что Public Relations является у них высоко ценимой специальностью, 27% - говорят о ее недооценке, но при этом целых 67% отметили, что репутация Public Relations постепенно повышается. Тем не менее во всем мире доход от Public Relations растет со скоростью 25% в год.[20]Профессор Государственного университета культуры и искусств Г.Л. Тульчинский утверждает, что Public Relations адекватен среде, экономико-политической ситуации. А поскольку в бизнесе у нас преобладает утилитаристская модель, то и современный российский Public Relations это манипуляция. Public Relations воспринимается как деятельность, направленная на разрушение позитивного имиджа других лиц на фоне отсутствия четких границ между пропагандой и Public Relations, национального недоверия к СМИ и при стойкой убежденности в том, что не собственность рождает власть, а наоборот[21]. Несмотря на культурную специфику, российский менталитет и особенность экономической, политической и социокультурной ситуации современной России, развитие Public Relations экстенсивно проходит все этапы институционализации, принимая во внимание богатейший мировой опыт в этой области.Система RACE

Российская Ассоциация по связям с общественностью была создана в 1991 году как общественная некоммерческая организация с правами юридического лица.

Учредители Ассоциации: Союз Журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Журфонд РСФСР, Секретариат ООН (Нью-Йорк, департамент общественной информации), Торгово-промышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Росвнешторг, Внешторгреклама, Посольство СССР в США, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей, Институт социологии парламентаризма.

В 1991-1993 годыРАСО активно развивает контакты с международным Public Relations -сообществом. Весной 1992 года состоялся первый в России международный бизнес семинар "Связи с общественностью в рыночной экономике" с участием одного из основоположников европейской теории PR - Сэма Блэка.

В 1994 годуРоссийской Ассоциацией по связям с общественностью принята "Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

В 1995 годуРАСО осуществляет программу развития и укрепления связей с регионами. Созданы отделения РАСО в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

С 1996 годаРАСО - соорганизатор Национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник". В 2000 году Ассоциация выступила учредителем Всероссийского Конкурса студенческих работ в области Связей с общественностью "Хрустальный апельсин" и регионального конкурса "PRоба", который проводится Северо-Западным отделением Ассоциации (г. Санкт-Петербург).

При поддержке РАСО увидело свет первое специализированное издание - журнал "Советник" самое авторитетное издание в сфере Public Relations в России. Проводится ежегодный цикл мероприятий "Дни PR в Москве": конференции, семинары, круглые столы, деловые встречи и конкурсы. В 2002 году он получил статус фестиваля.

С 1997 годаРАСО стала членом Европейской Конфедерации по связям с общественностью (CERP). С 2000 года Ассоциация представлена в Исполкоме CERP в лице Генерального секретаря РАСО С.Д. Беленкова.

В 1999 году по инициативе РАСО, при поддержке Центральной избирательной комиссии и Администрации Президента РФ была разработана Хартия "Политконсультанты за честные выборы". Ее подписали большинство организаций, участвовавших в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу.

В 2000 годуРАСО утвердило "Основные принципы профессиональной сертификации в области связей с общественностью". К настоящему моменту Общественным Комитетом по профессиональной сертификации выдано более 70 сертификатов.

В 2001 годуРАСО приняла Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. 18 октября он был опубликован и вступил в силу.

В 2002 годуПод эгидой РАСО и Торгово-промышленной палаты РФ, при поддержке компании "Филип Моррис Сэйлз Энд Маркетинг" осуществлен проект "Деловая репутация и социальная ответственность бизнеса". По регионам России, среди которых Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Волгоград, Краснодар прошли семинары представителей деловых кругов по вопросам управления репутацией компаний и необходимости внедрения принципов социальной ответственности в повседневную практику ведения бизнеса в России.

В 2003 годуМинистром труда и социального развития РФ было подписано постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов). В справочник были внесены характеристики следующих должностей: "Заместитель директора по связям с общественностью", "Начальник отдела по связям с общественностью", "Менеджер по связям с общественностью" и "Специалист по связям с общественностью". Процесс государственной регистрации профессии начался в 2001 по инициативе РАСО и был обусловлен в первую очередь необходимостью дальнейшей самоидентификации и внутренней самоорганизации PR-отрасли. Государственное признание вывело связи с общественностью из разряда теневых профессий. PR приобрел статус такого же необходимого инструмента, как маркетинг, реклама и другие направления деятельности организации, способствующие развитию ее основного бизнеса.

В 2004 году продолжена серия "Студенческих Public Relations -недель" в регионах России, летних и зимних школ PR. Проведен цикл тематических круглых столов:
- "Профессия Public Relations: де-юре и де-факто" - о государственной регистрации профессии
"Особенности национального бизнеса" в Санкт-Петербурге и Москве
- Круглый стол по обсуждению внесения изменений в Избирательное законодательство России, совместно с ВОСТ
- Круглый стол с обсуждением проблем охраны здоровья нации, совместно с Госнаркоконтролем.

В 2005 годуРАСО издала второй выпуск Общероссийского Public Relations -СПРАВОЧНИКА - каталога организаций, профессионально связанных с коммуникационными услугами, адресованный потенциальным клиентам PR-агентств, самим PR-агентствам и их партнерам, аналитикам, исследовательским центрам, преподавателям и студентам образовательных учреждений в области связей с общественностью, журналистам, представителям средств массовой информации и специализированных изданий в области рекламы и Public Relations. РАСО. Журнал "Советник" и портал Sovetnik.ru при поддержке "Бритиш Американ Тобакко Россия", провели первый в России конкурс " Public Relations на страницах российских СМИ" на лучшую публикацию в СМИ, освещающую проблематику индустрии связей с общественностью в России.

В 2006 году началось формирование Национальной пиарбиблиотеки РАСО. Был запущен официальный сайт в новом формате « Российский PR – портал»[22].

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Изучите исторические данные, соберите факты об известной персоне, выдающейся личности, значимой фигуре в истории политики или искусства, проанализируйте материал на предмет использования в их жизни и деятельности элементов Public Relations.

2. Проанализируйте четыре модели исторического развития Public Relations Д. Грюнига. К какой из них, по Вашему мнению можно отнести концепцию Public Relations Администрации Президента РФ?

3. Какое влияние на институционализацию Public Relations в России оказывает бюрократизм как традиционно российская организационная культура, стереотипные отношения к власти и государству со стороны россиян, затянувшийся период реформирования государственной управленческой системы, высокий интеллектуальный потенциал большинства населения страны, фундаментальный характер образовательной системы.

 

Тема 3. Теория коммуникаций в Public Relations







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.