Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы избирательной компании.



Первый этап избирательной кампании – анализ ситуации в избирательном округе. Осуществляется этап информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании.

Основные направления предвыборных исследований:

· всесторонний анализ ситуации в округе накануне выборов проводят за 3–6 месяцев до выборов. (численность населения, его социальная и этническая структура; основные религиозные общины; структура промышленного и сельскохозяйственного производства; крупнейшие предприятия и финансовые учреждения; образовательные учреждения, средний и мелкий бизнес и т.д.), а также о его жителях (интересы, ценностные ориентации, запросы, электоральные предпочтения, установки и т.д.). Следует учитывать факторы, закономерности и тенденции, определяющие предвыборную ситуацию.

Системообразующие факторы, которые могут оказывать влияние на ситуацию на протяжении всей кампании:

географический фактор - специфические особенности избирательного округа: геополитическое положение (специфические региональные темы), особенности электорального менталитета, социально-экономическое положение округа, экономическая ситуация и ее динамика, специфика отраслевой структуры избирательного округа, основные проблемы избирательного округа.

политический фактор - электорально-политическая специфика избирательного округа и его отдельных территорий: динамика общественно-политических процессов; расклад политических сил; политические традиции; фактор регионального (федерального) центра; список претендентов (предварительный анализ); специфика голосования (местный фактор).

Анализ структуры электорального поля с точки зрения общей оценки ресурсов Кандидата с учетом территориального фактора и выявления его преимуществ по сравнению с другими фигурантами.
Структура электорального поля может быть проанализирована через: электоральный рейтинг и антирейтинг всех кандидатов; уровень известности и доверия к кандидатам; возможности перетекания голосов; география электората каждого кандидата; половозрастная структура электората каждого кандидата; система ожиданий; другие основания для сегментации электората.

Собранный массив информации анализируется, и на его основе предлагаются конкретные рекомендации по выработке стратегии избирательной кампании. Если эта задача решается своевременно и профессионально, то эффективность избирательной кампании резко возрастает, так как действия ее организаторов начинают строиться с учетом реальных ожиданий конкретных людей.

· Информационно-аналитическая поддержка начавшейся избирательной кампании. Мониторинговые исследования, позволяющие отслеживать колебания общественного мнения и изменение отношения избирателей к кандидату, а также путем наблюдения за действиями конкурентов и других политических акторов, вовлеченных в избирательный процесс.

Второй этап –разработка стратегии избирательной компании.

Избирательная стратегия –это совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет подчинена вся избирательная кампания. Выработать стратегию – значит определить такие ключевые темы.

Обычно в избирательной кампании выбирается какая-то центральная тема, например, обеспечение политической стабильности, зашита от внешнего врага, экономический рост и т.д. Главное, чтобы она отвечала ожиданиям тех людей, которые будут готовы терпеть социальные, экономические тяготы, если увлекутся данной программой действий.

Различия в стратегии избирательных кампаний конкурирующих участников предвыборной борьбы, как правило, определяются тем, какое место эти участники занимали в политическом пространстве, какую роль играли в политической жизни общества и на какие социальные слои хотели бы опереться. Многообразие ценностных ориентации, интересов, ожиданий населения позволяет участникам предвыборной борьбы выстраивать различные электоральные стратегии.

Стратегические темы в ходе избирательной кампании должны получить информационное подкрепление в виде соответствующих аргументов, фактов, распространяемых по различных коммуникационным каналам, а также раскручиваться по определенно направленным сценариям. В связи с этим в научной литературе выделяют следующие стратегические сценарии предвыборных кампаний: ориентация на избирателя, ориентация на конкурентов, ориентация на разработку предвыборной кампании, ориентация на технологию проведения выборов, ориентация на создание собственного имиджа.[96]

Ориентация на избирателя – подразумевает выбор избирательного сегмента, которого стремится заручится кандидат на выборах. По отношению к кандидату (избирательному объединению) весь электорат можно представить в виде пяти основных слоев (групп):

1)активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин(совпадение ценностных ориентации, интересов, высокая идентификация) готовы осознанно и направленно сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей.

2)пассивно поддерживающие – это люди, которые выказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большой долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действия могут оказать воздействие любые, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к политике, факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.);

3)занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, чаще всего не имеющие четко выраженной политической позиции.

4)настроенные недоверчиво. Обычно этот слой составляет люди, симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам, или люди с сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона.

5)настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники.

В современных Public Relations технологиях необходимость учета фактора социальной дифференциации населения признается всеми профессионалами. Как признает один из видных английских политических консультантов Ф. Гоудд, «мы все совершаем ошибку, пытаясь обратиться ко всем и каждому. Однако суть ведущей к успеху политической стратегии заключается в том, чтобы делать выбор, и часто жесткий выбор. Необходимо признать, что вы не можете адресовать свой политический призыв всем – вам придется выбирать»[97].

Наиболее распространенными критериями сегментирования электората являются следующие: демографические (молодые и пожилые, мужчины и женщины), социально-профессиональные (шахтеры, учителя, студенты и т.д.), территориально-поселенческие (городские, сельские жители, жители больших или малых городов), этнические (особенно важны в многонациональных округах), статусные (богатые, бедные, средний класс) и др.

Ориентация на разработку предвыборной программыпредставляет сценарий поиска общей для нескольких сегментов электората темы интереса. Разработка избирательной программы должна охватить социальные проблемы, наиболее остро беспокоящие большую часть избирателей.

Ориентация на конкурентов применяется когда очевидны фавориты избирательной компании и избиратели невольно проводят сравнительные аналогии.

Ориентация на технологию проведения выборов – включает в себя использование наиболее эффективных приемов избирательной кампании (СМИ, концертные программы, агитационные туры…). В этом случае требуется достаточный материальный фонд для покрытия больших затрат.

Ориентация на создание особого имиджа используется на основе подчеркивания личных качеств кандидата, наиболее ценных для избирателей.

Центральное место в избирательной кампании занимает кандидат. Даже если выборы осуществляются по пропорциональной системе и население голосует за партийный список, то все равно ключевыми фигурами в предвыборной гонке остаются те, кто возглавляет этот список. От того, какие у избирателей сложатся представления, оценки, мнения о кандидате, зависит успех или провал избирательной кампании.

Имидж формируется целенаправленно путем контроля над содержанием распространяемой информации и коммуникационными потоками. Политический лидер заинтересован в направленном конструировании своего имиджа, так как в этом случае имиджу можно придать те черты, которые позволят вызвать позитивное отношение населения к нему. При подготовке и проведении избирательной кампании данное направление деятельности команды кандидата становится ключевым.

Алгоритм конструирования имиджа кандидата:

Стадия идентификации - формирование образа, наиболее приемлемого для избирателей (создание биографии, корректировка внешнего облика, манер поведения…), при котором учитывается:

—ранее сложившихся в массовом сознании представлений о кандидате (в ходе избирательной кампании невозможно коренным образом изменить образ известного политика);

—ожиданий избирателей (какие качества кандидата могут быть востребованы в данной ситуации, чего ждут от него массы);

—выбранной стратегии избирательной кампании (основные идеи, темы избирательной кампании должны работать на имидж кандидата, помогать его раскрытию и, наоборот, избранный типаж должен реализовываться в программе и лозунгах).

Стадия аргументации – наполнение образа позициями, деятельными характеристиками (программы, предложения, акции…)

Наполнению имиджа кандидата должна быть подчинена вся пропагандистская и агитационная работа избирательного штаба. Тексты выступлений, программные заявления, рекламная продукция, массовые акции – все это должно работать на избранный типаж кандидата.

Стадия сопоставления с оппозицией – формируется и предоставляется нейтральная или неблагоприятная информация о других кандидатах, избирателям предлагается сравнить все достоинства и недостатки.

Третий этап – тактической реализации избирательной компании

Назначение тактики – проинформировать население о кандидате, основных целях его программы, сформировать у избирателей мнения, суждения, убеждения, оценки, установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата.

Разнообразные тактические приемы или Public Relations технологии можно рассматривать как конкретные способы воздействия на сознание, мотивацию избирателей в соответствии с целями организаторов избирательной кампании.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.