Здавалка
Главная | Обратная связь

По стопам Шрилы Прабхупады. Воспоминания

Источник: http://www.vasudeva.ru

 

Составитель Ядубара дас; пер. с англ. — К.: Вайшнавская литература, 2011. — 512 с.

 

Данная книга представляет собой транскрипцию записей воспоминаний более чем 300 преданных и друзей ИССКОН, запечатленных на 30-часовом DVD сериале Ядубары даса «По стопам Шрилы Прабхупады» производства ИССКОН Синема. Записи собирались на протяжении 7 лет с 2002 до 2009 года.

Мы много слышали и читали о Шриле Прабхупаде, но он настолько многогранен, что о нем нельзя знать все. Так или иначе, читателю этой книги придется встретиться с новыми, может быть, неожиданными сторонами личности великого ачарьи, еще раз убедившись в том, что трансцендентное не имеет границ.

В книге предстает ИСККОН первых лет — такой, как он был, с его головокружительными взлетами, досадными промахами и несокрушимым энтузиазмом. В ней также содержатся уникальные воспоминания о таких легендарных преданных, как Джаянанда и Вишнуджана.

 

Перевод с английского

Составитель: Ядубара дас

Переводчики: Бриджабаси дас, Према Вардхана дас

Корректор: Махалила д.д.

Дизайн и верстка: Станислав Топольский, Дмитрий Простаков

Общая редакция: Вишну дас

Книга печатается при финансовой поддержке Рам Кишор даса

 

Оглавление

Глава 1. Ноябрь 1965 — Июль 1970

Нью-Йорк, Сан-Франциско, Нью-Джерси, Бостон, Монреаль, Буффало, Беркли, Лос-Анджелес, Лондон

Глава 2. Июль 1970 — Март 1971 57

Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Нью-Вриндаван, Каир, Бомбей,

Матхура, Амритсар, Сурат, Аллахабад, Бенарес

Глава 3. Май 1971 — Август 1972 99

Сидней, Сан-Франциско, Лондон, Лос-Анджелес, Калькутта,

Нью-Дели, Вриндаван, Джайпур, Маяпур, Бомбей, Мельбурн,

Мехико

Глава 4. Июль 1972 — Июль 1973 147

Маяпур, Амстердам, Нью-Вриндаван, Вриндаван, Хайдарабад,

Джуху, Сидней, Джакарта, Калькутта, Бруклин, Лондон

Глава 5. Август 1973 — Март 1974 191

Париж, Лондон, Стокгольм, Лос-Анджелес, Маяпур

Глава 6. Март 1974 — Июль 1974 231

Вриндаван, Джуху, Тирупати, Рим, Женева, Париж, Германия,

Мельбурн

Глава 7. Июль 1974 — Апрель 1975

Чикаго, Сан-Франциско, Даллас, Нью-Вриндаван Нью-Йорк, Каракас, Атланта, Калькутта, Майяпур

Глава 8. Апрель 1975 — Май 1975

Вриндаван, Курукшетра, Нью-Дели, Мельбурн

Глава 9. Май 1975 — Июль 1975

Фиджи, Лос-Анджелес, Денвер, Вашингтон, Чикаго, Филадельфия Глава 10. Июль 1975 — Июль 1976

Беркли, Сан-Франциско, Сан-Диего, Детройт, Маврикий, Дурбан, Йоханнесбург, Найроби, Майяпур, Алигарх, Вриндаван Мельбурн, Лос-Анджелес, Нью-Вриндаван, Потомак

Глава 11. Июль 1976 — Сентябрь 1977

Гита Нагари, Нью-Йорк, Лондон, Хайдарабад, Аллахабад, Майяпур, Бомбей, Джуху, Ришикеш

Глава 12. Октябрь 1977 — Ноябрь 1977

Вриндаван

 

 

Глава 1

Ноябрь 1965 — Июль 1970

Ноябрь 1965 г.

Штат Нью-Йорк — Ананда Ашрам доктора Мишры

Джоан Сувал:

Ашрам открывался только на выходные. Мы приезжали в пятницу вечером вместе со Свамиджи (Шрилой Прабхупадой) и Гуруджи (доктором Мишрой), а также с нашим сыном, и возвращались обратно в воскресенье вечером. Меня очень скоро прозвали мамой ашрама. Если я, в свои 30 лет, была мамой ашрама, то Свамиджи был его дедушкой.

Больше всего мне запомнились его смех и улыбка. Когда они со Шри Брахманандой (тогда еще доктором Мишрой) общались на хинди, их разговор то и дело прерывался взрывами смеха. После программы ве-дантических чтений и воспеваний Гуруджи обычно давал Свамиджи возможность провести вторую половину вечерней программы. Он предупреждал его; «Свамиджи, осталось всего пятнадцать минут. Максимум двадцать минут, Свамиджи!» А Свамиджи очень искренне смотрел на него и говорил: «Я знаю, знаю, людям нужно отдохнуть, уже поздно. Я немного попою». Но как только Свамиджи погружался в свое божественное пение, пение в духе бхакти, он совершенно терял восприятие времени и пространства, и редко случалось так, чтобы он пел менее часа. Гуруджи знал об этом, и все его предупреждения были просто шуткой.

Свами Бхактиведанта был серьезен, только когда пел или рассказывал о сознании Кришны, но когда он общался с людьми, и особенно с Гуруджи, его глаза загорались, он излучал сияние. Это сияние появлялось всегда, когда Свамиджи был счастлив.

Больше всего меня привлекала в Прабхупаде его уверенность. Он не говорил: «Возможно...», «Предположительно...», «Я считаю, что...» Он резко отличался от профессоров, которых я знал но Колумбийскому университету. Его утверждения звучали твердо и уверенно: «Кришна говорит в Бхагавад-Гите следующее...» — и мы чувствовали, что именно так оно и есть,

 

Прабхупада дас:

Мое положение было достаточно безнадежным. Я вырос в Бруклине в еврейской семье среднего достатка с традиционными быстрыми обедами из полуфабрикатов и был весьма избалован. И вот я очутился на улице в довольно опасном районе города, без денег, под воздействием ЛСД и собственного неуравновешенного ума. Я пришел к Прабхупаде, чтобы задать ему вопрос. Но я не мог правильно оценить свое положение и, вместо того, чтобы спросить у него, как мне стать более уравновешенным, я сказал Свамиджи: «Я весь день тяжело работаю. Как и Вы, я тоже обращаюсь к людям, проповедуя благую весть». Я на самом деле так думал... Шрила Прабхупада взглянул на меня, покачал головой, и сказал очень строго: «Просто присоединяйся к нам. Мы решим все твои проблемы». Теперь, оглядываясь назад, можно понять глубину сказанного Шрилой Прабхупадой: решение проблем — это конец рождению, смерти, болезням и старости. Сказав это, он протянул мне отрез ткани. Я понял, что это дхоти, и отказался. Я стал пятиться назад, к двери, и, запинаясь, сказал ему: «Я еще не совсем готов», Когда я выходил, Шрила Прабхупада стоял, держась за дверь, и я отчетливо помню, как у пего на глазах появились слезы. Он сказал: «Пожалуйста, возвращайся», — именно так. И я вернулся, но это произошло не в тот момент, когда он хотел. В тот момент я вышел на улицу, и меня прямо за углом чуть не убили какие-то головорезы — реакция была мгновенной.

 

Гаргамуни дас:

У нас был бол мной магнитофон, весом почти 50 фунтов, Я отвечал за него. Брахмананда каждый вечер выносил его из комнаты Прабхупады, а моя обязанность состояла в том, чтобы записывать на него лекции. Прабхупада очень настаивал, чтобы его лекции записывались полностью. Если во время того, как он говорил, магнитофонная лента заканчивалась,

он останавливался и ждал, пока я вставлю новую. В те времена ленты, я помню, стоили недешево — по 3-4 доллара за штуку, а денег у пас не было. Но Прабхупада хотел, чтобы все лекции были записаны. Тогда мы еще не до конца понимали важность этого процесса, но сейчас видим, насколько эти записи важны для проповеди.

 

Прабхупада дас:

В один прекрасный день я ветром влетел в комнату Шрилы Прабхупады и выпалил: «Свамиджи! Я хотел бы для вас что-то делать, чем-то помочь вам...» Себе я, наверное, казался Божьим даром для миссии и для всего мира. Шрила Прабхупада словно только этого и ждал. Он тут же взял большой поднос с прасадом и протянул его мне. Он сказал, я помню слово в слово: «Ты мог бы стать тем, кто раздает преданным Прасад».

Я был окрылен: теперь у меня было не просто служение, а целая должность — раздатчик ирасада. Я стоял наверху, на лестнице, ведущей от комнаты Прабхупады к магазинчику, и размышлял о том, как мне преодолеть эти ступеньки и не уронить поднос. А тем временем кто-то из преданных-хиппи, уж не помню, кто, выхватил его у меня и побежал раздавать. Меня подвела моя заторможенность. Преданным просто надоело ждать, пока этот болван, наконец, спустится с лестницы. Так я остался без ответственного служения и отправился выполнять другое служение — по принятию прасада.

 

Гаргамуни дас:

Как-то мне пришла в голову мысль: «Мы столько всего получили от Прабхупады, пора бы начать отдавать». И я спросил у Прабхупады: «Свамиджи, мы почти каждый день приходим сюда, принимаем Кришна-прасад и расходимся. Может быть, мы можем что-то сделать для вас?» Я ожидал услышать развернутый ответ, но Прабхупада сказал коротко: «Обязанность ученика состоит в том, чтобы помогать духовному учителю в его работе». Я стал думать: « Что за работа? Ведь Прабхупада не работает, он религиозный учитель». Но потом мне вспомнилась одна вещь, которую он делает каждый день, — перевод книг.

При этом он пользовался своей пишущей машинкой. Прабхупада не умел быстро печатать, он печатал только указательными пальцами.

Однажды я, как обычно, прошелся по торговым точкам — посмотреть, как идет продажа журнала «Обратно к Богу». На моем пути был магазин «Грюндиг», и что-то в его витрине привлекло мой взгляд. Это было нечто вроде миниатюрного магнитофона, на котором было написано: «Диктофон». С таким предметом я еще не встречался. Я зашел в магазин и спросил у продавца: «Что значит «диктофон»? Он ответил: «Этой штукой пользуются адвокаты и врачи, чтобы делать заметки».

«Да ну!», — воскликнул я от удивления. Я рассказал продавцу, что знаю человека, который переводит книги, и спросил, мог ли этому человеку пригодиться диктофон? Продавец заверил меня, что это будет то, что нужно, и показал, как пользоваться этим замечательным устройством.

Я решил купить диктофон для Прабхупады. Я думал: «Вот это и будет конкретная помощь ученика учителю, он быстрее сможет набирать свои книги». В сущности, диктофон совершил революцию в печатании книг Прабхупады. Он как раз тогда собирался переводить «Гиту», и не знаю, сколько бы десятков лет ему понадобилось, чтобы набрать ее вручную.

Диктофон стоил, кажется, 150 долларов. Купив его, я шел к учителю в радостном возбуждении. Я с гордостью думал: «Я помогаю Прабхупаде». Но вдруг меня сразила мысль: «Господи, а как же Прабхупада будет этим пользоваться? Ведь он из деревни. Во Вриндаване никто не знает, что такое диктофон».

Придя к Прабхупаде, я показал ему покупку и добавил: «Вот руководство по эксплуатации, я помогу вам в нем разобраться». На свое удивление, я услышал в ответ: «Нет, не надо, я знаю». И Прабхупада стал уверенно нажимать кнопки, проверяя работу устройства. При этом он ни разу не заглянул в инструкцию. Я был поражен: мне понадобился целый час, пока в магазине мне все показали и объяснили, а человек из деревни знает все без подсказки. Тогда-то я понял, что это совсем не обычный человек. Иначе откуда он знает, как работать с этой штукой, которую он первый раз видит. Вообще Прабхупада не боялся электроники и обращался с ней очень легко.

К нашей всеобщей радости, Прабхупада стал надиктовывать свои книги на пленку, f 1о вскоре возникла другая проблема: ленты накапливались, а мы не успевали перепечатывать записанные тексты на бумагу. Почему-то никто из нас не умел хорошо печатать. Для одновременной работы с диктофоном и пишущей машинкой необходима была хорошая координация движений, примерно как при вождении автомобиля. Ногой нужно было нажимать на педаль, чтобы прослушать запись, а руки в это время должны были печатать текст. Среди нас же ни один не мог согласовать движение ноги с движением рук: я думаю, из-за того, что мы все раньше сидели на ЛСД. И тут вдруг

появляется новый парень из Антиохского колледжа. Его звали Нил. В колледже он получил задание на лето, на все три месяца, — иступить в религиозную организацию и затем описать свой опыт в курсовой работе. Он сам выразил желание пройти практику именно у нас. Мы невзначай спросили: «А ты умеешь печатать?» Он ответил: «Да, я печатаю» — «А диктофоном пользоваться умеешь»? — «Конечно». Мы чуть не запрыгали от радости.

Этот парень набирал очень быстро — в минуту по 60 слов. Мы следили за его ногой: Господи! — нога двигалась, будто он бежал со скоростью миля в секунду. Он знал, как мгновенно перемотать пленку вперед или назад, чтобы вновь вернуться к прослушанному тексту. Мы удивлялись такой находке и думали: «Мистика какая-то: именно тот человек, который нам был нужен, сам постучался в нашу дверь».

Первое время, сталкиваясь с подобными вещами, мы то и дело говорили: «Мистика!». А немного позже мы поняли, что все происходит по воле Кришны и Его чистого преданного.

Нам нравилось постоянно быть возле Прабхупады, рядом с ним нас покидали тревоги. Мы чувствовали себя под его полной защитой и верили, что когда мы с Прабхупадой, у нас все получится. И на самом деле получалось!

 

Брахмананда дас:

Свой первый уличный киртан мы провели в Томпкинс-сквер парке. Прабхупада пел, а мы с Ачьютанандой танцевали. Стиль этого киртана был очень медитативный. Я чувствовал, что пока Прабхупада поет, нужно танцевать все время, не останавливаться, не садиться, иначе это будет непочтительно по отношению к Свамиджи. И я не останавливался, а Прабхупада пел три часа без перерыва.

Прабхупада ввел в практику именно такие киртаны — очень длинные и медитативные. Я однажды спросил у него, как правильно петь киртан? Он ответил: «Нужно петь так, чтобы не уставать и чтобы киртан мог продолжаться без конца».

В тот день нашим киртаном заинтересовались корреспонденты из «Нью-Йорк Таймс». Они сфотографировали нас с Ачьютанандой и сидящего Прабхупаду. На опубликованном в газете фото Прабхупада запечатлен со спины, в руках у него барабанчик бонго, на котором он играл. Заголовок гласил: «Последователи Свами испытывают экстаз в парке». Прабхупада, просмотрев статью, похвалил «Нью Йорк Таймс», сказав, что это самая важная газета в мире. «Эта статья, — сказал он, — ознаменовала начало моего движения».

 

Умапати Свами:

Однажды вечером в Нью-Йорке я шел по Второй Авеню и услышал: «чинг-чинг-чинг, чинг-чинг-чинг». Я повернул, пошел на звук и пришел в дом Кришны в то время, когда Прабхупада и все присутствовавшие пели мантру. Я читал, что повторение мантр — лучший способ медитации, и подумал: «Может, это как раз то, что я ищу». Я уже хотел войти, по замялся у дверей: мне показалось, что Прабхупада отрицательно качает головой, как будто говоря: «Не заходи», Но потом я понял, что он просто двигал головой из стороны в сторону в такт музыке. Я зашел, сел и начал петь вместе со всеми. Затем Прабхупада стал давать лекцию. И когда он произнес фразу: «Высшая Абсолютная Истина — это Личность», я сразу понял, что нашел своего духовного учителя. Раньше я читал буддистские книги, в которых говорится, что невозможно описать Истину: нельзя сказать, что она есть, нельзя сказать, что ее нет, также нельзя сказать, что она одновременно есть и ее нет. Никто не мог толком сформулировать, что же такое Истина. И вот, наконец, я вижу человека, который отвечает на этот вопрос, и его ответ звучит действительно весомо и убедительно.

По вечерам в понедельник, среду и пятницу проводились лекция и киртан. И я посещал их регулярно. Однако через некоторое время меня стало одолевать одно сомнение. Я видел, что Свами очень честен, он никого не обманывает, но как убедиться, что он действительно обладает совершенным знанием? Ведь можно быть честным человеком и при этом быть в заблуждении. Я ничего не говорил Прабхупаде, но все время размышлял над этим, И, словно мне в ответ, в одной из своих лекций он сказал: «Я учу только тому, что есть в писаниях». У меня отлегло от сердца: теперь нечего волноваться.

Так как я бывал в храме регулярно, я видел, что ребята были чем-то заняты, и, выполняя то или иное служение, каждый говорил: «Я делаю это для Свами». И я подумал, что неплохо бы подключиться к ним. Ведь Свами может взять пару учеников и удалиться в какую-нибудь горную пещеру, чтобы там открыть им тайное учение. А я не хотел упустить такую возможность. Я поднялся к Прабхупаде и спросил: «Могу- ли я что-то сделать для Вас»? Он ответил: «Да, ты можешь во время лекции делать заметки и печатать их».

Честно говоря, я не совсем понял свою задачу. На следующий день я сделал некоторые заметки и показал Прабхупаде. Он в ответ показал мне эссе, над которым он работал. Эссе называлось «Кто сумасшедший?» Мне стало понятно, что Прабхупада хочет, чтобы я делал заметки в виде эссе. «В дальнейшем, — сказал Прабхупада, — мы соберем эти эссе в одну книгу и назовем ее «Практическая теология».

 

Киртанананда дас:

Я готовил для Прабхупады, и как-то раз мне пришло на ум, что было бы здорово начать проводить воскресные программы. Я рассказал Прабхупаде, что в Америке есть традиция — по воскресеньям все члены семьи собираются вместе: общаются и едят. В связи с этим неплохо было бы проводить по воскресеньям Пир Любви, на который мы могли бы пригласить людей — хиппи и других желающих придти на пир в сознании Кришны. Прабхупада одобрил эту идею. Так начались Пиры Любви. По воскресеньем у нас собирались толпы желающих. Весь прасад поглощался до крошки. Готовили Прабхупада, Ачьютананда и я. Мы также раздавали гостям листовки. На них было написано: «Будь всегда на подъеме. Не опускайся. Практикуй сознание Кришны».

 

Умапати Свами:

В первый раз, когда я оказался в Томпкинс-сквер Парке со Шрилой Прабхупадой, он попросил меня танцевать, держа в руках изображение санкиртаны Господа. Но через некоторое время я опустил руки. Прабхупада спросил, почему я это сделал, а я ответил: «Устал». У меня не было ни малейшего представления о том, какой честью для меня было держать эту картину на киртане в западных странах, и каким важным событием это было. Мы не видели в этом ничего важного, но Прабхупада видел.

 

Гаргамуни дас:

В парке на Томпкинс-сквер, где большей частью сидели на лавочках старики из России и Польши, человек из Индии в индийских одеяниях смотрелся очень необычно. Мы каждую неделю по выходным ходили в Томпкинс-сквер петь с Прабхупадой. Я находился в толпе, раздавая пригласительные, разговаривая с людьми и приглашая их на наши программы. У нас были листовки «Всегда будь на подъеме», и людей это просто вышибало. Мы использовали фотографию Прабхупады, где он сидит и смеется, положив руку на голову. Эта фотография никого не оставляла равнодушным. Люди смотрели на нее и говорили: «Да он кайфует! Ему так классно, что только мантра его и сдерживает!».

 

Счастье на Второй Авеню

 

Джадурани даси:

Начиная с ноября 1966 г. Прабхупада начал давать лекции по «Чайтанья-чаритамрите».Это были наставления Господа Чайтаньи Сапатапе Госвами, где речь идет о бесчисленных воплощениях Кришны и о Его чередующихся появлениях в материальном мире. Мы слушали о том, как Кришна проходит через всю вселенную и появляется в другой вселенной: каждая вторая Его секунда становится первой секундой в следующей вселенной, и Он одновременно пребывает в миллионах вселенных. Прабхупада рассказывал много удивительных вещей. Например, если дать человеку крошку птомаинового яда, то он умрет, даже если крошка будет размером с атом. Так и душа, крошечная частичка, дает жизнь всему телу.

 

Дамодара дас:

Однажды Шрила Прабхупада давал лекцию по «Чайтанья-чаритамрите» на Второй Авеню, 26. Речь шла о Кришне и о мальчиках-пастушках. Он просто рассказывал об их развлечениях и играх в лесу, но это было так чудесно! Он говорил, что мальчики-пастушки всегда думают о Кришне. В их мыслях постоянно звучит: «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна...» Прабхупада увлекся и, не останавливаясь, продолжал повторять «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна...». Может быть, он прогрузился в транс. Он произносил только: «Кришна, Кришна, Кришна...». Я отчетливо помню, как Брахмананда, который сидел в это время у стоп Прабхупады и смотрел на него, не отрываясь, вдруг начал дрожать всем телом. От неожиданности он вскрикнул: «А-а-а!». Я не помню, остановился ли Прабхупада, когда услышал этот крик или нет, но это был необычный момент, В этот момент Шрила Прабхупада был там, в духовной реальности, он был вместе с мальчиками-пастушками, не думая ни о чем другом, кроме Кришны.

Мы говорили порой друг другу, что у Прабхупады на внутренней стороне век изображен Кришна, поэтому всякий раз, когда он закрывал глаза, он видит Кришну. Это простодушное и наивное суждение говорило о нашем глубоком восхищении Прабхупадой.

 

Брахмананда дас:

Первое время у нас не было ни денег, ни книг — никаких доходов. Прабхупада давал лекции, сидя на диванной подушке, которую я подобрал на улице. Кто-то выбросил свой старый диван. Я подобрал подушку от него и принес Прабхупаде. В конце киртана Прабхупада обычно передавал в зал корзинку, в которую набиралось, может быть, три доллара. Обычно люди бросали туда монеты по двадцать пять центов. Первым наставлением, которое я получил от Прабхупады, было заниматься своей работой. Я был преподавателем Нью-Йоркского городского комитета по вопросам образования. Честно говоря, я хотел было оставить работу. Но Прабхупада сказал: «Работай и отдавай свою зарплату Кришне». Я спросил у него: «А как я буду отдавать Кришне зарплату?» Прабхупада ответил: «Отдавай мне, а я буду отдавать Кришне». Я согласился. Вот так мы и жили... Помню, как летом 1966 г, мы готовили сабджи из арбузных корок. Мы покупали арбуз, потому что он был очень дешевым, по 10 центов за фунт. Мы съедали арбуз, а из корок готовили сабджи. Как нам казалось, получалось неплохо.

 

Дамодара дас:

Как только Шрила Прабхупада обосновался на Второй Авеню, 26, он повесил на двери вывеску, приглашавшую молодых людей обучаться у него с проживанием, при условии следования правилам и предписаниям. К тому времени у Прабхупады уже было несколько учеников, еще несколько пришло по объявлению, и все они поселились в магазинчике. Душ принимали наверху, в квартире.

Магазинчик был в передней части здания, над ним — квартиры, посредине был дворик, а дальше — задняя часть здания, где располагалась квартира Шрилы Прабхупады — на втором этаже, с окнами, выходящими во двор. Мы повторяли джапу, ходя по кругу во дворе, и Шрила Прабхупада, выглядывая из окна и видя нас за этим занятием, был очень доволен.

У нас была единственная пластинка «Сознание Кришны», которую мы постоянно слушали. На одной стороне были речь Прабхупады и молитвы «Самсара...», на другой — киртан. Мы проигрывали ее в комнате и выставляли динамики прямо в окна, выходящие на улицу, чтобы громкие звуки киртана было хорошо слышны по всему кварталу. В те времена мы нисколько не стеснялись представлять людям сознание Кришны в чистом виде.

И многие люди познакомились с нашим движением или, по крайней мере, с пением маха-мантры, благодаря этим колонкам. Везде на улице, где бы мы ни появились, люди говорили: «Харе Кришна! Харе Кришна!»

 

Джадурани даси:

Первым президентом Храма на Второй Авеню Прабхупада назначил Брахмананду, а его брата Гаргамуни — казначеем. Их двоих Прабхупада попросил позировать для одной из первых моих картин — изображения Господа Нрисимхадева. Один из них изображал Хираньякашипу, великого демона, а другой — Господа Нрисимхадева. Прабхупада велел, чтобы один лег другому на колени, и показал им, как должна выглядеть эта сцена. Прабхупада очень живо передавал образ Господа, скосив глаза и показывая, как Он разрывае т демона своими руками с длинными когтями.

А самой первой картиной, которуюя нарисовала для Шрилы Прабхупады, была копия с отпечатка, где изображалось, как Чайтанья Махапрабху проводит санкиртану во дворе дома Шриваса Тхакура. На мой взгляд, то, что я нарисовала, было ужасно. Все было непропорционально: стопы были гигантскими, а головы — маленькими, рука выходила из какого-то места, не связанного с телом, но Прабхупада, увидев мою работу, постарался воодушевить меня. Когда преданные собрались вокруг него, смотревшего мою работу, он громко сказал, что Кришна послал меня, чтобы я Его рисовала. В тот день Прабхупада пригласил меня приходить и рисовать в его квартире, и на протяжении нескольких последующих месяцев я рисовала там. Он часто заходил в комнату, где я работала, и давал наставления, касающиеся изображений.

 

Январь 1967 г.

Сан Франциско, Калифорния — Прибытие

Киртан на Хиппи Хилл

 

Шьямасундара дас:

Прабхупада прибыл за день или два до концерта «Мантра-рок». Встречая его в аэропорту, мы не знали, чего ожидать. Мукунда и Ямуна встречались

с Прабхупадой, но никто из нас еще его не видел. Но как только увидели его, мы сразу же пришли в восторг и поняли, что сделали правильный выбор. Казалось, что он освещает каким-то сиянием всю комнату. Мы не могли отвести глаз от него. И это понятно, раз ему удалось расположить к себе наших гуру, таких как Аллен Гинзберг. Аллен Гинзберг имел огромное влияние на нас. Он был одним из лидеров так называемого «поколения битников». Он и Джек Керуак изменили сознание миллионов молодых американцев своими идеями о том, ч то нужно жить очень открыто, свободно, преследуя высшие цели и сбрасывая старые оковы. Мы считали, что, раз Прабхупада получил «штамп» одобрения от «поколения битником», то он — наш человек.

 

Гаура Хари дас:

В Сан-Франциско, в Голден-гейт парке, эго место было известно как «Холм хиппи». Почти каждый день там кто-то собирался, а иногда приходили преданные и пели. Тот день был для меня таким же, как и любой другой, но я помню, как при входе в парк меня очень привлекла красота звука... Я в то время и не знал ни о какой мантре Харе Кришна, хотя ее уже несколько месяцев пели по всему Хэйт-Эшбери. Понимание того, что где-то рядом находится великая личность, просто захватило меня через звуки голоса Прабхупады. Он достиг моего сердца напрямую и словно сказал мне: «Ты — мой». Не прошло и года, как я присоединился к храму.

 

Дайананада дас:

То, что делал Прабхупада, напоминало действия Крысолова из одноименной сказки. Его киртаны в парке привлекали всех, особенно молодежь. Она настолько открыто воспринимала их, что чистосердечно сочла «Харе Кришна» религией хиппи. И многие хиппи были просто влюблены в Прабхупаду и в преданных и охотно причисляли себя к «Харе Кришна».

 

Аллен Гинзберг:

Обычно я приходил в парк, помогал преданным расставить аппаратуру и пел с ними. Я с 1963 г. пел Харе Кришна в этом парке, и теперь мне казалось, будто из Индии прибыло подкрепление. В то время я придерживался мысли, что чем больше свами, чем больше духовных учителей, тем

лучше, потому что в те дни Америка, мне казалось, тонет в болоте агрессивного и кровожадного милитаризма. Был как раз разгар войны во Вьетнаме, и я вернулся домой из Индии через Сайгон. И здесь, в Америке любой, к то выходил на улицу и пел Харе Кришна, приносил свет и облегчение в напряженную ситуацию. Это был прорыв радостной песни и танцев, чудесный вклад в развитие общества.

 

Лето 1967 г.

Нью Йорк, Томпкинс-сквер парк — Санкиртана

 

Дамодара дас:

Первое время мы носили на шее маленькие куклы Господа Джаганнатхи. У нас было много вопросов к Шриле Прабхупаде, и один из них: «Можно ли заходить в туалет с Господом Джаганнатхой на шее?» Прабхупада ответил, что Его нужно снять перед тем, как зайти. В то время мы еще мало разбирались в вопросах этикета.

 

Мадхусудана дас:

Во втором томе «Бхагаватам» преданных заинтересовал комментарий Прабхупады к одному из стихов. В комментарии был стих, состоящий из имен Кришны: Хе Кришна Говинда Хари Мурари, Хе Натха Нарайана Васудева. Прабхупада объяснял, что Кришна — это все Они в Одном. И мы подумали, что это еще одна мантра, состоящая из имен Кришны, и начали повторять их. Сочинили к ней музыку и пели ее... Это напоминало народную песню. Мы с огромной радостью исполняли эту новую мантру, потому что тогда, вначале, мы не знали других мантр, кроме Харе Кришна.

И вот приехал Прабхупада. Мы все поклонились, он сел на вьясасану и спросил: «Кто дал вам эту мантру?» Кто-то ответил: «Прабхупада, мы прочитали ее в вашем «Бхагаватам». Он сказал: «Не надо ее петь». И добавил: «Она не авторитетная». Мы были будто громом поражены! Прабхупада продолжал объяснять: «Если мантра не получена по цепи ученической преемственности, ее нельзя повторять, даже если она состоит из имен Кришны». И есть такой стих, где утверждается, что мантра должна быть получена в сампрадайе. И сразу после этого он спросил: « А хотите повторять другую

мантру?» И все совершенно спонтанно радостно воскликнули; «Да!». И он начал петь: джайа шри-кришна-чайтанйа прабху нитйананда, гири адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда, — и потом ввел эту мантру в киртане.

 

Июнь 1967 г.

Лонг- Бранч, Нью-Джерси — Выздоровление

 

Говинда даси:

После инсульта Прабхупада в течение трех недель восстанавливал свое здоровье на берегу океана. Мы с Гаурасундарой, а также Киртанананда, жили с ним в домике на пляже. Однажды преданные из Сан-Франциско прислали нам бобину с записью киртана. Запись показалась нам грубой и дикой. Ребята придумали свои мелодии — таких в Нью-Йорке еще не слышали: здесь были горны, тарелочки — все, что угодно, к тому же запись не была доведена до конца. Слушая этот неистовый дикий киртан, больше похожий на шумную вечеринку, некоторые преданные из Нью-Йорка просто ахнули: «О Боже, это еще что такое?» Но Прабхупаде запись понравилась. Я заметила, что он сиял от счастья. Он был доволен тем, что они в Сан-Франциско все еще повторяют мантру. Неважно, что мелодия была другая, неважно, что ее пели танцующие в безумии необузданные хиппи, некоторые из которых, а может, и большинство, все еще принимали наркотики...

Они прислали еще одну небольшую запись под названием «Нарада Муни, вечный космонавт». Эти ребята из Сан-Франциско были творческими новаторами и чудаками, И Прабхупада вдохновлял их, в то время, как мы в Иовом свете были склонны их критиковать и принижать. У Прабхупады вообще не было настроения кого-то критиковать. Наоборот, он старался воодушевить и тех, и других.

Но что меня больше всего удивило, когда мы через некоторое время приехали в Сан-Франциско с Прабхупадой, мы увидели, что тамошние преданные полностью изменились. Воспевание очистило их. Они стали совершенно другими, они были прекрасны. Я говорю о Мукунде, Ямуне, Шьямасундаре, Малати, — о самых первых преданных. Они были по-настоящему искренними людьми, они любили Прабхупады и изо всех сил делали для него все, что только могли.

 

Нью-Йорк — «Свамиджи»

Комната Шрилы Прабхупады на Второй Авеню, 26

 

Дамодара дас:

В начале лета 1967 года мы задумали снять фильм о Прабхупаде. Он тогда только вернулся в Нью-Йорк из Нью Джерси и Сан-Франциско после лечения от инсульта. Со здоровьем у него было плохо, и он решил поехать в Индию восстановиться. Когда мы узнали об этом, мы чуть не сошли с ума. Мы считали, раз он едет в Индию, значит, навсегда. Мы думали: «Он больше не вернется, потому что наш климат, наши холодные зимы плохо отражаются на его здоровье». Мы понимали, что не вправе удерживать его здесь. И преданные предложили мне сделать документальный фильм — просто съемки, кадры со Шрилой Прабхупадой. У нас были фотографии, но нам хотелось иметь также фильм, чтобы смотреть и медитировать на Прабхупаду, чувствовать себя рядом с ним. Я спросил у Шрилы Прабхупады разрешение на съемки, и он согласился.

Фильм «Свамиджи» был снят в квартире Шрилы Прабхупады на Второй Авеню, 26. У нас была камера с восьмимиллиметровой пленкой, очень простая техника, и был последний день пребывания Шрилы Прабхупады в Нью-Йорке. На следующий день он уезжал в Индию. Прабхупада позволил мне находиться с ним рядом в его комнате. Я не задавал ему никаких вопросов, и не просил его делать что-то, моя камера просто следовала за ним. Киртанананда собирал его чемоданы для перелета: они были больше, чем обычные чемоданы, это были сундуки...

Этот фильм стал нашим мурти Шрилы Прабхупады, пока он был в Индии. Преданные ставили этот фильм, когда повторяли свои круги. Иногда, смотря этот фильм, мы слушали звукозапись бхаджана или киртана Шрилы Прабхупады. В этом фильме не так уж много действий: мы просто смотрим на Прабхупаду, а он смотрит на нас. Во время съемки мне приходилось менять катушки с пленкой, и когда я в очередной раз делал это, Шрила Прабхупада попросил показать ему, как пленка прикрепляется к катушке. Увидев маленький пластиковый зажим, он заметил: «Они все продумали».

Вскоре после отъезда Киртанананда прислал письмо из Индии. Он поделился впечатлением, что, когда по прилету в индийский аэропорт он сошел с самолета, он словно попал в раскаленную печь. К высказываниям Киртанананды Прабхупада добавил свои замечания, где он сказал относительно погоды: «На меня это действует ободряюще».

 

Джадурани даси:

Шрила Прабхупада попросил меня нарисовать плакат с Харе Кришна ман трой дли большой программы в Томпкинс-сквер парке. Этот плакат был высотой в четыре или пять футов на блестящем белом картоне. В те времени у нас не било мольбертов, и мне приходилось распластываться над плакатом, чтобы дотянуться до другого конца. Когда Прабхупада зашел к комнату, я извинилась перед ним: «Простите, что я оскорбляю Святое Имя». Прабхупада выслушал мои извинения и сказал: «Ничего страшного, ведь это ради служения». А затем рассказал мне историю, как однажды у Кришны болела голова, и гоп и взяли пыль со своих стоп, чтобы приложить к Иго голове и таким образом избавить Ею от боли. Они не думали о том, что могут попасть в ад, лишь бы Кришна выздоровел.

 

Говинда даси:

Иногда Прабхупада садился, вращал глобус, и медитировал на разные страны. Он говорил; «Брахмананда, ты поедешь в Россию. Гаурасундара, ты поедешь в Японию. Кто-нибудь еще. ты поедешь в Южную Америку». А у нас в то время не было ни денет, ни людей — ничего. Мы были горсткой эксцентричных ребят чу ть старше двадцати. Мы отвергли наши культурные ценности и просто следовали за Прабхупадой, как крысы за Крысоловом. А он говорит нам о странах, в которые мы должны будем поехать, о храмах, которые должны будем открыть. У пего был свой план. И он не был беспорядочным. 11апример, он спланировал «захват» России еще задолго до того, как поехать туда.

У меня есть прекрасное изображение Прабхупады, где он сидит и вращает спой глобус. Он смотрит на разные страны и составляет свой план. Это было целью его прихода в этот мир. В Монреале, когда у нас было много времени, он рассказывал мне о разных своих планах. У нас не было денег, мы жили в небольшой квартире, где водились крысы. А Прабхупада уже говорил о том, что у него будет всемирная группа санкиртаны, о том, что он хочет иметь большой зал, куда люди могли бы приходить и слушать бхаджаны, смотреть спектакли, выступления актеров в сознании Кришны, вместо того, чтобы ходить в кинотеатры. Он считал, что кинотеатры стягивают

людей в низшие гуны. И он уже знал, как осуществить задуманное. Когда я бываю в Бомбее и вижу огромный зал, я вспоминаю то время, когда он только собирался сделать это. Со стороны это выглядело так же, как если бы я, не имея денег, сказала вам, что скоро построю Диснейленд. Но я никогда не сомневалась ни в чем из того, что говорил Прабхупада. Я просто слушала его, а ему нравилось рассказывать мне о своих планах.

 

Брахмананда дас:

Джадурани нарисовала картину: Вриндаван, храм Мадана-Мохана. Этот храм возвел Санатана Госвами для первого Божества в движении Господа Чайтаньи. Джадурани перерисовала его с фотографии, которую ей дал Прабхупада. Прабхупада повесил картину на стену там, где он обычно сидел. Эта сцена: Прабхупада и висящая над ним картина олицетворяли для нас связь между нами и Вриндаваном.

 

Джадурани даси:

Вскоре после того, как я нарисовала Храм Мадана-Мохана, Прабхупада собрался возвращаться в Индию. Он уезжал в июле 1967 г., и мы все чувствовали в сердце большое опустошение. Но Прабхупада взглядом указал на картину и сказал: «Когда вы будете смотреть на эту картину, мы будем вместе, несмотря на то, что я буду в Индии. А когда вы будете повторять «Харе Кришна», мы будем крепко связаны, хотя я в Индии, а вы здесь».

 

Умапати Свами:

Мы все были новоиспеченными преданными, толком ничего не знавшими. Поэтому между нами было много споров и разной чепухи. Меня это волновало, и я пошел к Прабхупаде жаловаться на некоторых преданных. Прабхупада сказал: «Если тебе не нравится то, чем они занимаются, тогда сам покажи им правильный пример». Немного позже я опять пришел к нему с жалобой на преданных, и он сказал: «Что ты хочешь от них? Они пытаются служить Кришне». А в третий раз, уже в 1972 г., когда я жил в Сан-Франциско и написал Прабхупаде письмо снова с жалобами на преданных, Прабхупада написал мне ответ. Я жаловался, что люди плохо себя

ведут, что это плохой пример для других и так далее. Прабхупада написал в своем ответе: «Кто сказал, что они являются примером?» Далее он говорил: «А ты посмотри, что ты сам делаешь? Ты только и делаешь, что зарабатываешь деньги и тратишь их на свою семейную жизнь».

Я утверждал в своем письме: «Я не понимаю это Движение». Прабхупада отвечал: «Ты со мной уже столько лет и до сих пор еще не понимаешь. Когда же ты поймешь?» И следующая его фраза: «Все это Движение — для служении».

 

Брахмананда дас:

Шьямасупдара сделал и Сан-Франциско Божества Джаганнатхи. Вместе с Прабхупадой они прибыли и аэропорт Нью-Йорка. Мы встречали Прабхупаду и должны были получить багаж, В багажном отделении к нам выехал чемодан Прабхупады и большие деревянные ящики, которые Прабхупада также велел забрать. Мы не знали, что там внутри, и даже не стали спрашивать об этом, просто забрали и привезли в храм.

Ящики стояли в соседней комнате, и Прабхупада послал нас открыть их. Мы пошли и открыли. Перед нами были Божества Джаганнатхи, но мы в Нью-Йорке Джаганнатху раньше никогда не видели. Джаганнатха непосредственно пришел к нам из Сан-Франциско. Точно так же, как в Нью-Йорке Прабхупада создал Вриндаван, в Сан-Франциско он создал Пури.

Итак, мы смотрели на эти Божества и не могли ничего понять: «Это не Кришна — тогда что же?» Кто-то пошутил, что это похоже на тотемный столб североамериканских индейцев — вот его три части. Мы пытались понять, где верхняя часть, где средняя, а где нижняя, чтобы собрать столб. Подспорьем нам служила лестница, с которой я красил стены. И ту г в комнату вошел Прабхупада и увидел, что мы веселимся. Он услышал и нашу версию про индейский тотемный столб. И Прабхупада сказал: «Это Господь Джаганнатха, Господь Вселенной! Кланяйтесь!» И все враз упали на пол. Вот так Прабхупада ввел поклонение Джаганнатхе в Нью-Йорке.

Оставлять Божества в магазинчике у всех на виду и без присмотра было нельзя: туда забредали разные пьяницы и кто угодно, поэтому мы забрали Их в квартиру и поклонялись Им там.

 

Бостон, Массачусетс — Аэропорт

Отбытие из Нью-Йорка в Бостон

Прогулка

Храмовая жизнь

 

Джадурани даси:

Где-то за неделю до прибытия Прабхупады в Бостон я расклеила сотни листовок по всему городу — на фонарные столбы, на рекламные щиты, в магазинах и везде, где только смогла, — с информацией о бхакти-йоге Прабхупады и о его лекциях по Бхагавад-Гите.

Говинда даси:

Куда бы ни ехал Прабхупада, у него всегда был с собой индийский чемоданчик, в который помещались все его вещи. Когда мы приезжали в другой город и останавливались, я вынимала все его вещи из чемоданчика и раскладывала в комнате, а чемоданчик служил Прабхупаде столом, за которым он сидел прямо на полу. Вот так он жил, для него это казалось нормальным. Обычно я проводила два-три часа в день, сидя перед ним и слушая, как он диктует письма. В те времена ему приходилось писать не так много писем, может, с десяток в день, а то и меньше, и часто Прабхупада просто разговаривал с нами. Он говорил обо всем: о поездах и автобусах, что лучше — поезд или автобус; о тиграх, — словом, обо всем. Одними из самых сладких были минуты, когда Гаурасундара делал ему массаж; к этому моменту вся работа за день уже была выполнена, и я садилась в дверном проеме и просто слушала. Мы были, как одна семья. Прабхупада часто повторял: «Мы как одна семья». Он говорил, обращаясь ко мне: «Моя мать умерла в раннем возрасте. Кришна послал тебя, чтобы ты была моей матерью». А мне было всего двадцать лет, и он годился мне в дедушки, ведь ему было уже за семьдесят. Когда я снимала для Прабхупады квартиру, я говорила владельцу: «Я снимаю ее своему дедушке».

 

Рукмини даси:

Однажды Прабхупаде позвонили, и он переезжал в другой город. Джадурани, которая не была хорошим поваром, спросила его, будет ли

он есть перед отъездом, или приготовить ему что-то уже после прибытия. И Прабхупада сказал: «Я как корова. Я могу поесть на одном пастбище, а потом еще и на другом».

 

Прадьюмна дас:

Во время пребывания Прабхупады в Бостоне, среди нас то и дело появлялись новые лица; ато съезжались нью-йоркские преданные — Брахмананда, Раярама, Ру пан у га,., В Бостонском храме тогда было немного преданных — два-три, иногда пять-шесть человек — не более. Но во время визита Прабхупады храм был битком набит, в основном, преданными из Нью-Йорка.

Помню, на следующий день после брахманической инициации мы все вышли на прогулку, и я усмехнулся: «Бостонские брахманы». Прабхупада сказал; «Да, бостонские брахманы». Мы вшестером получили священные шнуры — шесть мужчин и ни одной женщины. Женщины тогда и не явились. Они так рассердились, что им не дают второй инициации, что даже не пришли на церемонию.

 

Говинда даси:

Гаурасундари много читал и очень хотел получить гаятри мантру. Он поговорил об этом с Прабхупадой, и тот согласился дать ему гаятри мантру и второе посвящение. Я встретила Гаурасундару на улице с полностью обритой головой, что меня очень удивило. В тот вечер у него было посвящение в гаятри мантру. Я была расстроена, узнав, что Прабхупада собирался дать мантру Гayрасундаре, но не собирался давать ее мне. У меня было ощущение, будто меня забыли. И когда настало время идти на церемонию инициации, я сказала: «Я неважно себя чувствую, поэтому не пойду». Я надулась. Но потом, когда все ушли, я опомнилась: «Что я делаю? Я не могу не быть там!». И я выбежала из дома, пробежала 10 кварталов и буквально ворвалась в храм. Прабхупада сидел и давал посвящения. Он поднял голову и сказал: «О, Говинда даси. Я как раз подумал, как же ты могла не придти? 'Ты же так любишь слушать меня». Он искренне хотел видеть меня, но меня охватило какое-то безумие. Я была очень расстроена. Джадурани тоже очень переживала из-за этого. Видя мое огорчение, Прабхупада решил, что девушки тоже должны получать гаятри мантру. Он видел, что в этой стране парни и девушки обучаются одинаково. На следующий день он провел инициацию и дал нам гаятри мантру.

 

Джадурани даси:

Однажды Прабхупада новел нас. в центр города, где он ходил, когда впервые сошел с «Джаладуты» на американский берег. Капитан корабля пошел за покупками и взял с собой Прабхупаду. Прабхупада показывал нам места, которые он запомнил. Я шла сзади, но потом подбежала ближе, чтобы идти прямо возле него. В это время он повернулся ко мне и сказал: «Если шакалы прославляют тебя, что толку?» Я поняла это как: «Не пытайся обрести материальную славу». Затем я услышала другую фразу: «Природа любого большого города состоит в том, чтобы ломать и строить». Он повторил: «Строить и ломать, строить и ломать». Он продолжал: «Мы должны прекратить это «строить и ломать», мы должны сломать с майей и построить с Кришной».

 

Вайкунтханатх дас:

Мы ожидали Прабхупаду. Он ехал, по-моему, на такси, а тем временем, преданные находились в храме на Гленвиль Авеню, 95, погруженные в киртан. В храме, как обычно, было серо от ладана, комната была полна дыма. Когда Прабхупада входил, мы были буквально в экстазе. Трудно передать словахми, насколько сильное влияние Прабхупада имел на нас. Мы ловили каждое движение Прабхупады, каждый его жест. Он просто плавал в экстазе, и мы могли ощущать то блаженство, в котором он находился. Прабхупада сел на вьясасану и сказал: «Секрет в том, чтобы, когда мы поем имя Кришны, молиться «Пожалуйста, Кришна, просто помести меня в общество, где Тебе служат».

 

Говинда даси:

С самого начала все знали его как «Свамиджи». Это было до мая 1968 г. И Гаурасундара решил, что будет называть меня Говиндаджи. Он спросил у Прабхупады, правильно ли это, и Прабхупада ответил: «Нет, на самом деле «джи» — это третьесортное обращение. Лучше не называй ее так. Тут вмешалась я. Я сидела прямо перед Прабхупадой и сказала: «Но если

это третьесортное обращение, почему тогда мы называем вас «Свамиджи»? Он ответил: «Это не так важно». Но я возразила: «Нет, эхо очень важно. Если это форма обращения третьего класса, то мы не хотим называть вас так. Мы хотим называть вас самым первоклассным именем. Поэтому, скажите какое-нибудь подходящее для вас имя». Прабхупада был очень смиренным и не настаивал на изменениях, но я настаивала: «Мы должны изменить обращение». И он сказал: «Вы можете называть меня «Гурудев», или «Гуру Махарадж», или «Прабхупада». Я сказала: «Три имени, а нам нужно одно. Какое из них самое лучшее?» И он ответил: «Шрила Прабхупада — хорошее имя, самое лучшее». И я сказала: «С сегодняшнего дня вас будут называть Шрила Прабхупада». Я сообщила всем преданным. Некоторым преданным это имя вначале не понравилось, потому что его было труднее произносить скороговоркой, как «Свамиджи». Но с того времени мы постепенно начали называть его «Шрила Прабхупада».

 

Июнь 1968 г.

Сан-Франциско, Калифорния — Ратпха-ятра

 

Макханлал дас:

Сразу после фестиваля Ратха-ятра в храм в Сан-Франциско пришло жить около пятнадцати человек, Храмом был узкий магазинчик с дверями в датском стиле, которые смастерил Шьямасундара. Но в нем была замечательная семейная атмосфера. В те времена еще не проводилось мангала-арати, не было книг. На самом деле только могущество воспевания Святого имени и невероятная харизма фестиваля Ратха-ятры влекли преданных в храм.

 

Шьямасундара дас:

Первый фестиваль Ратха-ятры в Сан-Франциско состоялся в 1967 г. Божества ехали прямо на кузове грузовика «Херц», который мы специально наняли. Процессия была небольшой.

А в 1968 г. состоялась первая в западном мире настоящая Ратха-ятра — с колесницей, которую мы построили с Джаянандой и еще несколькими преданными. Мы изгибали стойки из красного дерева для куполов. Вся колесница была из красного дерева, которое мы по дешевке купили на фирме, занимающейся демонтажом старых домов. Мы отшлифовывали каждую доску, чтобы она смотрелась, как новая. Такого дерева теперь не найдешь. Несколько недель подряд мы старательно собирали колесницу на автостоянке рядом с храмом на Фредерик-стрит. Малати и другие девушки шили из ткани купола. Мы специально сделали колесницу невысокой, чтобы она проходила под трамвайными проводами. Когда шествие закончилось, ее тут же разобрали, а дерево, пролежав некоторое время, нашло себе другое применение.

 

Малати даси:

В том году наш Господь Джаганнатха впервые надел одежды. Шрила Прабхупада сказал нам, что нужно сшить Ему одежды и даже сделал не большой рисунок. Я помню, Шьямасундара был слегка шокирован, потому что он так гордился тем, как тщательно ему удалось раскрасить Божества. Он сказал: «Одежды спрячут роспись». Но Ямуна и Харшарани немедленно взялись за это задание, делая прекрасные одежды и тюрбаны.

 

Ямуна даси:

Самые первые одежды и украшения Господу Джаганнатхе преподнес Шрила Прабхупада. Это было в декабре 1967 г., когда Шрила Прабхупада вернулся из Индии, где поправлялся после сердечного приступа. Шрила Прабхупада сошел с самолета, неся на плече данду. Мы впервые видели Шрилу Прабхупаду с посохом санньяси. С посоха свисал маленький шафрановый мешочек.

Мы приехали с Прабхупадой на квартиру на Уиллард-стрит. Он попросил открыть его чемоданы. Там были подарки. Для каждой матаджи он привез сари, в подарок для нашего храма — терку для кокосов. Он открыл маленький мешочек: в нем были три шелковых малы, украшения для Божеств. Естественно, мы никогда еще не видели ничего подобного. Свамиджи объяснил, что это украшения, которые мы можем предложить Господу Джаганнатхе. Он также сказал, что мы можем делать для Господа одежды. Мы спросили, а разве роспись на Божестве не является одеждой? Прабхупада объяснил нам, что Божества иногда раскрашивают, иногда на Них что-то высечено, но это не мешает шить для них одежду. Мы спросили у него, а какие одежды годятся для Джаганнатхи? И Прабхупада

объяснил, какие одежды носит Джаганнатха и как их делать. Затем он спросил, есть ли добровольцы, желающие пошить их. И мы с Харшарани решили попробовать.

Так что перед Ратха-ятрой мы работали вместе с преданными, строившими колесницу. Они дали нам чертеж, и мы предложили для колесницы набор украшений со складками, похожих на зонты. Они располагались по краям купола из ярких шафрановых и золотых тканей. Джаганнатха, Субхадра и Баларама были в одеждах из красного атласа, такими их запечатлели фотографии того времени. Их красные тюрбаны украшали гирлянды из благоухающих цветов.

 

Гурудас:

Первую колесницу для Джаганнатхи спроектировал и построил Джаянанда, и потом делал это каждый год. Его даже называли «Мистер Ратха-ятра». Перед фестивалем он практически не ложился спать, и каждый год он совершенствовал свое служение — более изысканными становились украшения, вместо одной колесницы их стало три. Шествие колесниц ста-ло традицией Сан-Франциско, и осталось ею. Этот день посвящен Господу Джаганнатхе, и это признают власти Сан-Франциско.

 

Ямуна даси:

Для меня фестиваль Ратха-ятры 1968 г. связан с замечательной молитвой: Гауранга' болите хабе пулака-шарира. Этот бхаджан в исполнении Прабхупады проигрывали через усилительную систему в промежутках между киртанами. Он периодически звучал с колесницы во время шествия, а в конце, когда колесница стояла у пляжа, на берегу океана, его играли часами, не прерываясь. Этот бхаджан практически задавал настроение Ратха-ятры. Помню, я стояла у пляжа, дул порывистый ветер и доносил звуки этой величественной молитвы, и для меня она осталась главной темой нашей Ратха-ятры 1968 г., фестиваля стремления Господа Чайтаньи к Кришне,

Помню также, как однажды вечером мы проводили киртан на океане, и в самом конце, после того, как Прабхупада сказал «Джайа Туласи Деви», он добавил: «Слава Тихому океану», и мы ответили: «Харе Кришна». Он сказал: «Слава Тихому океану», «Харе Кришна», «Слава Тихому океану»,..

Прабхупада стоял лицом к океану с поднятыми руками. В моей памяти, это был единственный случай, когда Прабхупада добавлял что-либо помимо наших классических молитв в конце киртана. И это тронуло всех нас. Мы думали о том, насколько Свамиджи добросердечен, мы также понимали, что ему нравится океан с его величием и то место, где мы находимся.

 

Патита Уддхарана дас:

Я жил как хиппи, но у меня всегда было стремление понять трансцендентное. Поэтому я считал себя не хиппи, а ищущим человеком. Когда я услышал, что преданные Харе Кришна проводят в Голден-гейт парке фестиваль Ратха-ятры, я решил пойти туда. Помнится, я всю дорогу прошел пешком, из-за чего и опоздал. Я прибыл только в конце фестиваля и увидел на берегу Господа Джаганнатху. Я уже пару раз был в храме, но именно при виде Джаганнатхи, всматривающегося в океан, в моем сердце заискрилось некое вечное чувство. Именно в тот момент я стал преданным.

 

Июнь — Август 1968 г.

Монреаль, Канада — Прибытие

Храмовая жизнь

Посвящение

 

Киртанананда дас:

Ближе к лету Прабхупада поехал в Монреаль. Я написал ему письмо и попросил прощения за свои оскорбления. Я сказал ему, что не могу забыть его, не могу забыть сознание Кришны и хочу предаться ему. Он написал мне в ответ: «Мой дорогой сын, как я мог потерять тебя? Я взываю к Кришне: «Как случилось, что я потерял Киртанананду?» И Прабхупада пригласил нас в Монреаль. Мы приехали, он очень тепло обнял меня и сказал: «Теперь я точно знаю — мы не можем расстаться».

 

Канчанбала даси:

Однажды утром кто-то из преданных попросил меня отнести Шриле Прабхупаде бхогу. Я пришла к дому с продуктами и очень тихо постучала в дверь. Химавати едва приоткрыла дверь, я передала ей бхогу, и краешком глаза посмотрела в щель. Я увидела, что Шрила Прабхупада сидит

и повторяет джапу. Он тут же спросил у Химавати: «Кто там?», а Химавати ответила: «Это Канчанбала, она принесла бхогу», И Прабхупада сказал: «Скажи ей, пусть войдет». Вот это был сюрприз! Войдя, я поклонилась, а Шрила Прабхупада сказал, чтобы я села и вместе с ним повторяла джапу. Было очень здорово!

 

Хамсадута дас:

Когда Прабхупада приехал в Монреаль, ему сняли небольшую комнату, и у меня была возможность провести почти пять дней с Прабхупадой.

Комната была простой, в ней было небольшое углубление, где стоял умывальник и было место, где можно было что-то готовить. Как раз в этом месте я спал. В первую ночь я так волновался, что даже не мог уснуть, Около часа ночи я услышал шорох: Прабхупада встал, но свет не включил, а просто начал повторять на четках. Я стал думать: «А мне что делать? Вставать или лежать дальше?» Я не знал, как поступить правильно, поэтому никак не поступил, просто сделал вид, что сплю. Но на следующий день произошло то же самое: я так волновался, что опять не мог спать. И когда Прабхупада встал и начал повторять, я тоже встал. Прабхупада включил свет и сказал: «Ты не спишь?» Я ответил: «Знаете, Прабхупада, я так волнуюсь, что не могу спать». И он сказал: «О, это хорошо, очень хорошо». Он продолжал: «Я считаю, что сон — это потеря времени. Я не люблю спать и не люблю, когда мои ученики спят». Затем он добавил: «На самом деле, наша цель — это свести еду к нулю, сон к нулю, секс к нулю и оборону к нулю. Мы не говорим об этом, но это — цель».

 

Вайкунтханатх дас:

Дела в Монреальском храме шли хорошо, но постоянно были трудности с уплатой ежемесячной аренды. Существовала опасность в какой-то момент потерять храм, потому что денег на аренду постоянно не хватало. Прабхупада предложил мне и Прадьюмне повстречаться с людьми из индийской общины, объяснять им, что мы пытаемся открыть здесь храм Радха-Кришны, и просить у них помощи и поддержки. Но мы с Прадьюмной так и не последовали этому наставлению. Мне кажется, мы просто не понимали, как это надо делать. Но что я точно умел делать, так это собирать деньги в аэропорту. Когда мне было семнадцать лет, я помню, как пару раз мне не хватало денег на авиабилет, и я не знал, как быть. Я просто стал спрашивать у людей: «Не найдется ли у вас лишнего доллара? Мне недостает пять долларов на самолет». И, что удивительно, люди любезно давали мне пару долларов.

И вот я снова отправился в аэропорт, стал делать то же самое, и мне удалось собрать несколько сотен долларов. Я отдал их в храм на уплату аренды. Я даже не подозревал, что Прабхупада знает об этом. Но четыре или пять лет спустя, он как-то сказал мне: «Я помню, как ты собирал деньги, чтобы спасти храм в Монреале». Это прозвучало, как гром среди ясного неба. Я был тронут тем, что Прабхупада помнит об этом моем служении. Я никогда не забуду доброту и любовь Прабхупады к своим ученикам.

 

Прадьюмна дас:

Джанардана однажды организовал выступление Прабхупады в университете Макгилла, старейшем университете Канады. Taм проходила встреча факультета или что-то в этом роде, и Прабхупада отправился к ним на обед. Вообще-то Прабхупада не обедал с людьми, которые едят мясо, но тут он сказал: «Я не должен этого делать, но ради проповеди я пойду».

После Бостона Прабхупада приехал в Монреаль и провел там целое лето. Он был вынужден покинуть Америку, поскольку его американская виза закончилась, и было неясно, сможет ли Прабхупада вообще когда-либо вернуться в Соединенные Штаты. Брахмананда обратился за помощью к Аллену Гинзбергу, попросил его связаться с юристами, и те сказали: «Он должен уехать из страны и обратиться за новой визой. Для этого должно пройти, минимум, три месяца». И Прабхупада обосновался в Монреале. Он говорил: «Ничего страшного. Получим визу — хорошо, не получим — тогда сделаю в Монреале всемирную штаб-квартиру». Много преданных приехало в то лето в Монреаль. А в августе мы узнали, что документы приняты и Прабхупада получил визу.

 

Лето 1968 г.

Буффало, Нью-Йорк — Храмовая жизнь

 

Нароттама дас:

Храм в Буффало находился на Ласалль Авеню, недалеко от университета. Преданные казались мне достаточно интересными, По вечерам я видел

их в университетских аудиториях — с караталами и дымящимися благовониями. Там велись занятия под названием «Введение в ведическую литературу», и Рупануга представлял на этих занятиях сознание Кришны.

 

Прахладананда Свами:

Шрила Прабхупада был в Буффало около недели. Он остановился дома у Рупануги прабху, который проводил занятия по бхакти-йоге в местном университете. Прабхупада давал лекции в различных университетах, в том числе, в университете Буффало, и каждый день читал лекции в храме.

В один прекрасный день я пришел жить в храм, и меня тут же назначили главным пуджари, хотя я толком даже не знал, как зовут Божеств. Меня также назначили казначеем. Я продолжал учиться в университете Буффало и ходил на занятия в дхоти, с тилакой и с бритой головой. Но перед занятиями я каждое утро был рядом с Прабхупадой, на его лекциях. Я увлекался хатха-йогой, и как-то раз я смотрел на Прабхупаду, пытаясь разглядеть вокруг него сияние. Как бы поняв мои намерения, Прабхупада взглянул на меня и сказал: «Наш метод — бхакти-йога, а не мистическая йога». Тогда я понял, что Прабхупада обладает большой проницательностью. Он давал превосходные наставления. Он мог вести с нами долгие разговоры, но время от времени он останавливался, брал свои четки и начинал повторять. Он учил нас: «Как только у вас появилось время, повторяйте». Я помню одно наставление, которое он дал мне. Он сказал: «Не пытайся учить своих духовных братьев».

Как-то раз Прабхупада давал лекцию в университете, и прямо на лекции один человек из аудитории подполз прямо к Прабхупаде и сказал: «Прабхупада, как низко нужно опуститься, чтобы увидеть Бога? Насколько надо стать смиренным?» Позже он получил посвящение у Прабхупады, его зовут Кушакратха прабху. В то время он был довольно странным человеком, но по милости Прабхупады и благодаря общению с преданными он стал редактором санскрита.

 

Лето 1968г.

Нью-Йорк — Студия звукозаписи Санкиртана

Игра в парке

 

Гаргамуни дас:

У нас была магнитофонная запись мантры Харе Кришна. Мы записали ее без всяких репетиций, на одном дыхании. Такой себе «хеппеннинг», импровизация. В те времена в Нью-Йорке была одна классная ночная радиостанция. Она называлась WBA1, и пользовалась большой популярностью. Там был один парень, который вел ночные передачи с одиннадцати вечера до восьми утра. Я пришел к нему и предложил запустить в эфир нашу запись. Он согласился, и мантра имела успех. Люди звонили на радио и говорили: «Круто! Мы в восторге от этой песни». И он крутил «Харе Кришна» без перерыва, с ночи до утра, снова и снова.

 

Говинда даси:

Прабхупада рассказывал нам о Кришне в лесу Вриндавана, Он закрывал глаза, ему делали массаж, и он говорил о Кришне: «Мальчики-пастушки приходят домой из леса и говорят: «Мама, Кришна сегодня убил очень большого демона. Кришна такой удивительный!» Они не знают, что Кришна — Бог». И каждый раз во время этого рассказа, когда Прабхупада вдруг останавливался, невозможно было понять, где мы находимся. Мы переносились на какую-то другую планету. Нужно было потом долго вспоминать, кто вы, где вы? У Прабхупады была способность переносить нас туда, и я очень привязалась к его рассказам, к их трансцендентной сладости.

Однажды он говорил нам о том, что страха нет: «Кришна играет с мальчиками в прыгающих лягушек, и они ничего не боятся. Если вы просто будете думать об этом, вас тоже покинет страх. Сейчас вы даже не понимаете, что постоянно чего-то боитесь. А тут вдруг на несколько секунд вами овладеет бесстрашие».

Карттикея делился со мной: «Это был такой удивительный опыт! На несколько мгновений я забыл о страхе!»

Таким же образом, когда Прабхупада говорил о Вриндаване, мы оказывались с ним там. Он весь был в лиле, он все видел. Мы не видели, но что-то такое ощущали. И я очень пристрастилась к этому. И потом, когда Прабхупада уехал в Индию, псе время, пока он там был, я молилась Господу Джаганнатхе: «Пожалуйста, позволь мне заботиться о Свамиджи, когда он вернется из Индии». Когда Прабхупада был в Индии, он прислал мне письмо. Я ответила ему, выражая это свое желание. Он ответил мне в письме: «Я построю дом во Вриндаване, куда ты вместе с мужем сможешь приехать навсегда». В конце письма он написал: «Я знаю псе, что ты думаешь». Я не сомневалась в этом: он слышал мои молитвы. И когда он вернулся, это желание исполнилось. Он позволил мне быть с ним и служить ему весь тот год, который был очень сладким, потому что это было как раз перед тем, как начала создаваться большая организация. В то время Прабхупада все еще не полностью поправился после инсульта и нуждался в заботе, Гак что я заботилась о нем, как мать, а он заботился о нас, как отец. Мы были семьей. Все делалось из любви. И это короткое сладкое время, я думаю, Прабхупада тоже высоко ценил.

 

Джахнава даси:

Мы вышли на прогулку с Пурушоттамой, Джадурани и Шрилой Прабхупадой. Шел снег. Пара девушек-подростков стояла на противоположной стороне улицы. Они были одеты в мини-юбки, а, как я уже говорила, шел снег. Мы с Джадурани, естественно, смотрели на ту сторону, думая о том, что эти молодые девушки выглядят в мини-юбках в снегопад очень странно. А они смотрели на нас с Джадурани, одетых в сари, и тоже удивлялись. Шрила Прабхупада заметил комичность ситуации и сказал: «Вы смотрите на них, а они на вас». И добавил: «Их аскеза — ради половой жизни, а ваша — ради Кришны».

 

Дамодара дас:

Мы с Наянабхирамой снимали фильм о Радхе и Кришне. Большая часть его была снята в Бруклинском ботаническом саду. Мы показывали небольшую сценку из Вриндавана: Радха и Кришна, гуляющие по лесам Вриндавана. Мы рассказали Прабхупаде, которого в то время не было в Нью-Йорке, что этим двум преданным, одетыми как Радха и Кришна, мы поклонялись как настоящим Радхе и Кришне. Прабхупада был вне себя ярости. Он сказал: «Это было самое страшное оскорбление», — и мы были убиты отчаянием. Но как-то нам удалось придти в себя, и Шрила Прабхупада разрешил нам снять этот фильм позже, уже с пониманием того, что эти люди, конечно же, не были Радхой и Кришной.

 

Наянабхирама дас:

Мы пошли в Бруклинский ботанический сад с Прабхупадой на прогулку, и он сказал, глядя вокруг: «Это напоминает Вриндаван». После этого мы стали называть ботанический сад «Бруклинский Вриндаван». Он говорил о том, человеческое желание строить парки, ботанические сады, и тому подобное, — это сублимация нашего желания восстановить Вриндаван. В то время Дамодара, с которым мы сотрудничали, уже снимал подпольные фильмы, а я изучал фильмопроизводство в Колумбийском Университете. Прабхупада дал нам наставление: снять фильм по Бхагавад-Гите, включая сцены сражений из Махабхараты, со слонами. Он провел целое заседание, рассказывая нам, как должен быть сделан этот фильм. Прабхупада сказал, что когда придет время, он станет режиссером этого фильма. Я так толком и не понял, что он имел виду — он будет действовать через Сверхдушу или будет делать это лично. Он был очень серьезен, и мы на какое-то время восприняли это наставление всерьез. Мы с Дамодарой иногда ходили из храма смотреть обычные фильмы, потому что считали, что знание современного кино поможет нам выполнить наставления Прабхупады.

 

Балаи даси:

Я помню, как




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.