Здавалка
Главная | Обратная связь

О многочисленных клятвах



 

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Человек, который возвеличивает Аллаха и чье сердце сжимается при Его поминании, не будет использовать клятвы. Многочисленные клятвы несовместимы с полной убежденностью в единобожии, ибо если в сердце раба укореняется подлинное единобожие, или если его единобожие приближается к совершенному, то он не желает часто использовать имя Аллаха в своих клятвах. Он не подобен тем, кто всегда клянется: покупает - клянется, продает - клянется и так далее. Кто всегда клянется, тот не возвеличивает Всевышнего Аллаха. Здесь речь идет о клятвах, которые люди скрепляют своими намерениями, то есть произносят их осознанно. Что касается клятв, произнесенных неосознанно, то Аллах прощает их. Тем не менее, желательно, чтобы приверженец единобожия оберегал свои уста и сердце от многочисленных клятв и не пытался угодить людям, раздавая праздные клятвы Аллахом.
Соответствие этой главы книге Единобожия - явное. Многочисленность клятв не соответствует полноте единобожия, а противоречит ей. Клятва, как мы говорили ранее, это подтверждение слов Кем-то великим, а это - Всевышний Аллах. А кто постоянно осознанно клянется, тот не возвеличивает Всевышнего Аллаха. Нужно беречь имя Всевышнего Аллаха, сторониться клятв Его именем, кроме как при нужде. А многочисленность клятв не является признаком праведных людей. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ ﴿


«Оберегайте же свои клятвы». (Сура аль-Маида, аят 89)
Этот приказ указывает на обязательность, поэтому человек не должен клясться постоянно.

Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клятва делает товар ходким, однако уничтожает баракят его (зароботка)» аль-Бухари, 2087; Муслим, 1606.
Уничтожение дохода (или бараката) является своего рода наказанием за то, что человек не проявляет должного уважения к имени Великого и Могучего Аллаха.

Сальман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя людьми Аллах не будет разговаривать в день Воскресения и не очистит их [от грехов] и постигнет их мучительное наказание: это - развратный старик, высокомерный бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом». Передали ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кабир», 6111; аль-Бейхакъи в «Шу‘аб аль-Иман», 4/220.
«Развратный старик» - его голову покрыла седина, а сердце по-прежнему связано с прелюбодеянием, да убережет нас Аллах! Его не зовёт к этому страсть, в отличии от молодого юноши, но в сердце у него любовь к ослушанию. Поэтому такому человеку угрожает это страшнейшее наказание.
«Высокомерный бедняк» - он также подобен первому. Как говорят ученые, высокомерие возникает по двум причинам: либо человек сам по себе высокомерный, либо ему есть чем гордиться.
Что касается второго вида, то это запрещено! Например, человек гордиться своим имуществом или положением в обществе. Но однако у такого человека есть какая-то причина, которая побуждает его проявлять высокомерие. Это очень частое явление среди богатых людей. Они часто ведут себя высокомерно с бедняками. У таких людей есть какая-то причина, которая заставляет их гордиться. Однако еще страшнее положение того, кто высокомерный сам по себе, хотя не имеет никаких причин для высокомерия. У человека ничего нет, а он видит себя великим. Этот грех относится к величайшим грехам и именно о нём сказано в нашем хадисе. В хадисе речь идёт о бедняке, который не имеет никаких поводов для высокомерия.
«...и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом» - именно поэтому автор привел этот хадис в данной главе. Из хадиса явно видно, что этот поступок порицаем, а тот, кто совершил его, совершил тяжкий грех. Он сделал Аллаха предметом своей торговли. Это несовместимо с совершенным единобожием, несовместимо с возвеличиванием Аллаха. Такой человек попадает в большой грех.

Сообщается от Имрана ибн Хусейна о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие люди в моей общине - это мое поколение, затем следующее за ним, а затем - следующее за ним». Имран продолжил: "Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три". После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать до того, как от них будет требоваться свидетельство, будут совершать предательства, в то время когда им будут доверяют, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И будут среди них много полных». Муслим, 2535.
Сообщается также от Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшее из людей - это мое поколение, затем - следующее за ним, а затем - следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться».Ибрахим ан-Нахаи рассказывал: «Когда мы были маленькими, нас били за то, что мы свидетельствовал или давали обещание (или же: за свидетельство и обещание)».Муслим, 2533.
Это сообщение свидетельствует о том, что ранние мусульмане воспитывали своих детей и потомков в духе уважения к Великому и Могучему Аллаху.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Завет оберегать клятвы.
2. Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере бараката в доходе не смотря на то, что этот товар ходко продается.
3. Суровая угроза тому, кто не покупает и не продаёт ничего, не поклявшись.
4. Указание на то, что совершённый грех усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
5. Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
6. Похвала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, трём или четырём поколениям и возвещение того, что произойдёт после них.
7. Порицание тех, которые свидетельствуют, когда их не просят свидетельствовать.
8. Саляфы били детеи за обязательства или за свидетельства.

بابُ ما جاء في ذِمّة الله وذمّة نبيه

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.