Здавалка
Главная | Обратная связь

Античный атомизм в истории философии.

 

Атомизм возникает в 5 – 4 вв. до н.э. на севере Греции во Фракии в городе Абдеры. Основатели Левкип (5 в. до н.э.) и Демокрит (4 в. до н.э.). Произведения Левкипа и Демокрита объединены в «корпусе Демокрита», в который вошли «Великий мирострой», « Малый диакосмос» и т.д. (провести чёткое разграничение в авторстве трудов очень сложно, поэтому часто атомизм называют учением «Левкипа – Демокрита). Представители этой философской школы занимали противоположные философские позиции относительно рассуждений элеатов о бытие и утверждали, что мироздание множественно благодаря его физическому устройству. Атомисты являлись представителями материализма, и, более того, в философии партию материалистов, называют также партией Демокрита, обоснованно приписывая ему первые философские попытки сформировать материалистическое понимание философских вопросов.

Основные идеи.

1) Бытие состоит из атомов. Атомос – неделимый, неразрезаемый на части. Атомы бесконечны по числу, неделимы, так как абсолютно плотны и не содержат в себе пустоты. Они являются бесконечно малыми, не обнаруживаются посредством чувств и постигаемы только умом. Атомы различны по формам, размерам, положениям и порядку (могут быть шарообразными, крючковидными и т.д.) Из отдельных мельчайших частиц состоит также время и пространство. Для времени это «теперь» - nyn, для движения это «движок» – kineton. Атомы в телах разделяет пустота, которая не тождественна небытию. Для обозначения пустого пространства атомистами вводится понятие «существующее ничто». Употребление понятия атом, мерности деления помогает атомистам преодолеть апории Зенона против множественности. А указание на существование пустоты, отделяющей атомы и тем самым позволяющей им передвигаться, направленно против апорий о невозможности движения.

По их мнению, о существовании пустоты, говорит, например, уплотнение и разряжение тел. Пустота бесконечна и однородна, и может существовать отдельно от объектов. Пустота сама по себе бесплодна, бездеятельна и является просто пространством. Тела, их свойства, цвет, закон, целые миры, образуются благодаря постоянному «равнонаправленному» движению и их столкновению. (Понятие о «криволинейном» движении, в решении вопроса об отклонении от траектории перемещения атомов, введёт позже Эпикур, пытаясь объяснить вопрос о возникновении сложных взаимосвязей и случайности в мире. Демокрит же рассматривал движение атомов как прямолинейное). Столкновение атомов аналогично вселенскому вихрю, в котором они могут отталкиваться друг от друга, а также сцепляться если их форма, положение и порядок соответствуют друг другу образуя при этом, как отдельные вещи, так и целые миры. Поэтому всё в этом мире есть только сочетание атомов и пустоты.

Движение есть неотъемлемое свойство атомов, поэтому не требует объяснения причин своего происхождения. Также утверждалось, что вечное и бесконечное, в том числе и движение, не имеет начала, а причина и есть начало и спрашивать о причине то же самое, что искать начало бесконечного – то есть абсурд. Атомисты выделили три формы движения: 1) хаотично рассеивающееся; 2) вихреобразное, побуждающее похожие атомы соединяться, а отличные разъединяться, что в результате приводит к рождению миров; 3) движение атомов, образующих испарение вещей, типичный пример которых запахи.

2) Необходимость и случайность. Атомисты одними из первых используют понятие причина, и обращаются к причинно-следственным объяснениям происходящего. Они утверждали, что не только ничто не может возникнуть из ничего, так как всё имеет свою материальную основу, но и само возникновение не может произойти без причины. То есть причина появления объекта отделяется от его субстанциональной основы, то есть не сводилось к какому-то конкретному элементу. Причина понималась ими механически, как «сопротивление, движение, удар материи». Также она утрачивает значение «одухотворённости», «разумности», и приобретает, главным образом, стихийный характер, отождествляется с природой не управляемой божественной волей.

Необходимость изначально действует во всём мире. Поэтому исключается случайность, как состояние отсутствия причины. Даже при беспорядочном движении атомов существует закономерность притягивания подобного к подобному, управляющая движением, создаются закономерные вихри атомов. Случайность же признаётся как нечто противоположное целесообразности. При этом отрицалось утверждение, что всё появляется ради некой изначально предназначенной цели. Поэтому Демокрит, прежде всего, ставит вопрос, почему возникает явление, а не для какой цели.

3) Душа и познание. Душа для человека есть движущее начало, а также орган мышления и ощущений. Она материальна и состоит из шаровидных атомов, подобных огню, так как для того чтобы приводить тело в движение она должна сама обладать подвижностью. Наиболее же подвижная форма шар, а субстанция – огонь. Поэтому душа есть соединение шаровидных и подвижных атомов, схожих с атомами огня. Атомы души способны к ощущению, что наделяет человека чувствами. Но знания, получаемые из ощущений, обманчивы. Предоставляя, например, образы запаха, цвета они не способны нам дать понимание, что всё это лишь соединение атомов и пустоты. Поэтому чувства не открывают истину, а формируют лишь мнение. Но «тёмное» знание ощущений играет существенную роль в познании так, как чувственные качества предметов основаны на свойствах атомов. По причине того, что явления и их различия проистекают из столкновения атомов между собой и их воздействий на наши чувства, то на основе эмпирического возможно построить разумное познание, то есть от наглядного образа осуществить переход к рациональному понятию. Таким образом, чувственное и рациональное в познании тесно взаимосвязаны, и строго неразъединены. Рациональное познание, не совершенно противоположно чувственному, как это предполагалось элеатами, а является его продолжением, раскрытием того, что осталось за пределами чувств. Атомисты даже указывали, что достоверность умопостигаемого имеет своим источником чувственное восприятие.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.