Государственные расходы и налоги. Предельная склонность к налогообложению.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 12 РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. Нам предстоит завершить построение модели «кейнсианский крест» и провести анализ равновесия на товарном рынке. Для этого нам необходимо построить кейнсианскую кривую совокупного спроса (по доходу), т.е. кривую планируемых совокупных расходов, а также кейнсианскую кривую совокупного предложения. Основной предпосылкой кейнсианского (краткосрочного) анализа является неизменный уровень цен (P – const.). Для получения кейнсианской функции планируемых совокупных расходов нам осталось определить функции государственных расходов и расходов остального мира (заграницы).
1. Государственные расходы и налоги. Предельная склонность к налогообложению. 2. Функция чистого экспорта. Предельная склонность к импорту. 3. Фактические и планируемые совокупные расходы. 4. Кейнсианский крест и равновесие на товарном рынке. Сбережения и инвестиции.
Государственные расходы и налоги. Предельная склонность к налогообложению.
Государственные расходы (расходы государственного бюджета) состоят из двух частей: государственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. o Рассмотрим сначала государственные закупки товаров и услуг – G в системе национальных счетов, которые, как вам известно, являются частью совокупного спроса. Поэтому: G↑ => AE↑ (=> Y↑) G↓ => AE↓ (=> Y↓) В этом проявляется прямое воздействие государства на совокупный спрос (точнее на AE), а через него на экономику. Как показывает исторический анализ, существует ярко выраженная тенденция к росту G , однако трудно определить экономические факторы, определяющие объем государственных закупок. Очевидна связь объема государственных закупок с государственным бюджетом: G - главная составная часть расходов госбюджета. Но государственный бюджет напрямую не зависит от уровня ВВП (Y), хотя фактом является рост доли госбюджета в ВВП по мере исторического развития. Поэтому в макроэкономических моделях функция госзакупок ( = спроса государства) на товарном рынке имеет вид: G = G(Y) = const. Т.е мы рассматриваем G как автономный элемент планируемых совокупных расходов(рис. 12.1). Рис. 12.1
НО o государство оказывает и косвенное воздействие на планируемые совокупные расходы AE, влияя на другие составляющие (C и I): 1. Трансфертные платежи (Тр) не являются составной частью AE (так как не входят в ВВП), но влияют на уровень РЛД, а значит, и на потребительские расходы: Тр↑ => РЛД↑ => C↑=> AE↑(=>Y↑) Тр↓ => РЛД↓ => C↓=> AE↓(=>Y↓) 2. Налоги (Т) воздействуют на РЛД и на инвестиции: Т↑ => РЛД↓ => C↓=> AE↓(=>Y↓) T↑ => I↓ => AE↓(=>Y↓). · Прямые налоги (прежде всего подоходный) уменьшают национальный доход до РЛД. · Часть РЛД расходуется на потребительские расходы (С), косвенные налоги еще больше уменьшают ту часть дохода, которая возвращается в кругооборот доходы - расходы в виде С: Косв. нал.↑ ÞC↓ÞAE↓ (ÞY↓) · Часть собираемых налогов не зависит от уровня Y (налоги на имущество, недвижимость, наследство), т.е это автономные налоги, но поскольку они уплачиваются (как и все налоги) из РЛД, они также воздействую на AE: Автономные налоги (Та )↑ Þ РЛД ¯ Þ С¯ Þ AE↓ (Þ Y↓) o Налоги влияют и на инвестиции: налоги на прибыль корпораций (прямые), а также косвенные налоги, увеличивающие издержки производства, сокращают инвестиции (субсидии фирмам уменьшают издержки, способствуя росту инвестиций). В общем виде связь между всеми видами налогов (T) и доходом (Y) характеризуется категорией MPT (предельная склонность к налогообложению): , где ΔT – изменение общей суммы налоговых поступлений, ΔY – изменение уровня дохода. Тогда общая сумма поступлений от всех налогов T = Та + MPT*Y. В качестве MPT можно рассматривать t - ставку налогообложения (рис.12.2). Тогда 1. все налоги должны быть сведены к подоходному (мы так и делали в курсе экономической теории; 2. кривая налогов должна выходить из 0; поэтому 3. T = MPT*YилиT = t*Y (t – средняя, или единая ставка, или просто ставка налогообложения, но не предельная ставка, или предельная ставка, которая равна средней). И наконец, так как налоги (T) – утечка из потока «доходы – расходы», то: MPT(или t)↑ Þ РЛД↓ Þ C↓ Þ AE↓(Þ Y↓)
Рис. 12.2 T
T = MPT Y
t (= MPT) 0 Y
3. Денежно-кредитная политика государства влияет на ставку процента, следовательно, влияет на инвестиции M↑ Þ i↓ Þ I↑ Þ AE↑ (Þ Y↑) -при прочих равных условиях (и наоборот).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|