Здавалка
Главная | Обратная связь

НАПИСАНИЕ ВВЕДЕНИЯ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Введение предназначено для того, чтобы в сжатом виде показать путь, которым вы шли при разработке данной научной проблемы, и обосновать свой вклад в тему.

Во введении последовательно в концентрированной форме раскрываются основные аналитические задачи курсовой работы, которые формулируются в строго определенные пункты. Однако последовательность этих пунктов строго нигде не регламентирована.

Чаще всего используется следующая последовательность описываемых во введении пунктов:

- Актуальность работы

- Объект исследования

- Предмет исследования

- Цель исследования

- Задачи исследования

- Хронологические и географические рамки работы (если необходимо)

- Обзор литературы (или историографический обзор, или степень изученности проблемы)

- Обзор источников, используемых в работе (если есть)

- Методы исследования

- Научная новизна темы (если есть)

- Научная и практическая значимость работы

 

(жирным шрифтом выделено то, что должно быть в курсовой работе первого курса)

Возможна и несколько иная последовательность пунктов, описываемых во введении, более близкая к последовательности этапов работы над курсовой работой. Она выражается в том, что после обоснования актуальности сразу идет обзор историографии (или степени разработанности проблемы) и уже после него определяются объект, предмет, цель, задачи и т.д.

При выборе последовательности ориентируйтесь на подсказки научного руководителя и на специфику своего исследования. Если ваша последовательность сильно отличается от приведенного примера, вы должны уметь ее аргументировать. В противном случае это будет воспринято как ошибка.

При описании пунктов введения желательно их выделять зрительно: жирным шрифтом, или подчеркиванием, или курсивом.

 

Актуальность темы.

Сформулированная вами тема должна быть актуальна, т.е. важна, прежде всего, для науки. Однако актуальность не следует путать с конъюнктурностью. Тема, цель исследования и выводы должны носить в идеале объективный характер и не зависеть от изменяющейся политической ситуации, от смены научных доктрин и от личных интересов автора.

Для истории актуальность определяется важностью события, явления, процесса, персоналии для определенной эпохи и его влияние на последующее историческое развитие, в т.ч. современность (не путать с политической актуальностью). Т.о., во введении вы должны привести доводы, свидетельствующие в пользу актуальности исследуемой темы.

Многие работы грешат тем, что авторы очень многословно пытаются объяснить актуальность. Как правило, такое многословие свидетельствует о нечетком представлении автора об актуальности. Желательно, формулировать актуальность сжато и емко. Как, впрочем, и все остальные пункты во введении.

 

Объект и предмет исследования.

Определение объекта и предмета исследования в курсовой работе строго не регламентировано. Исходите из мнения научного руководителя. Строго необходима формулировка объекта и предмета в выпускной работе.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

Таким образом, объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Например, тема исследования «Итальянская интервенция в Эфиопию 1894-1896 годов».

Объектом исследованияявляется первая итало-эфиопская война 1895-1896 гг. Предметом исследованияявляется дипломатическая борьба и боевые действия между двумя сторонами.

Тема исследования «Испано-советские отношения в 1945-1975 гг.»

Объектом исследования является политика, проводимая Испанией и СССР в отношении друг друга в указанный период. Предметом исследования являются факторы, определявшие интересы и позиции каждой из держав в контексте главных процессов международной жизни рассматриваемого периода.

 

Цель и задачи исследования.

Конкретное описание конечного результата исследования представляет собой формулировку цели работы.

Другими словами, цель следует формулировать таким образом, чтобы был понятен конечный результат вашего исследования. Если цель сформулирована как «изучить» или «проанализировать», то она может быть бесконечной, т.к. это процесс. Лучше ставить цель такими формулировками, как «выявить причины (или последствия)», «выделить и обосновать этапы», «определить факторы», «разработать (или обосновать) концепцию» и т.д.

Чтобы достичь поставленной цели, вы формулируете задачи. Задачи исследования – это то, что вы должны осуществить для того, чтобы достичь поставленной цели, т.е. то, что помогает максимально раскрыть тему.

Т.о., цель в работе ставится одна, а задач, ее раскрывающих – несколько.

Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Т.о. часто существует прямая взаимосвязь постановки задач со структурой работы.

 

Если необходимо, вы определяете хронологические рамки исследования и географические рамки исследования.

Т.е. отрезок времени, который вы берете для исследования должен быть логически обоснован: почему вы начали с такой даты, а заканчиваете такой датой).

Если вы изучаете какую-то проблему на примере какой-то страны, а не всех стран, где она существует, то необходимо объяснить, почему вы берете для изучения именно эту страну.

 

Обзор литературы (или историография проблемы, или историографический обзор, или степень изученности проблемы).

Непременным составляющим элементом введения является обзор литературы, т.е. вы должны проанализировать научную литературу, которая написана по исследуемой вами проблеме. Этот анализ нельзя сводить к простому или развернутому перечислению научной литературы и поверхностному описанию каждой работы. Необходимо провести ее хронологическую или тематическую группировку, можно определить этапы освещения избранной темы, характерные черты каждого из них, определить направленность и результаты научных поисков. Только таким путем можно проследить динамику исследования проблемы, выявить общее и особенное в оценках, показать различия в авторских выводах и подходах. Особое внимание можно уделить тем вопросам, которые оказались вне поля зрения ученых, не получили всестороннего освещения или вызвали научные споры. Это тем более важно, если их изучению посвящена ваша работа.

Таким образом, можно выявить историографию проблемы – т.е. историю ее изучения. Из историографического анализа можно сделать вывод о степени разработанности темы, что помогает вам определить для себя поле для научного исследования, понять цель и задачи своей работы. А также, если это возможно, определить свою научную новизну.

Возможно, на первом курсе обзор научной литературы у вас не сложится в историографию проблемы.

 

Обзор источников, используемых в работе (или источниковедческий обзор, или источниковедческая база).

Аналогичным образом следует провести и характеристику использованных вами источников. Вполне правомерно определить их основные группы (опубликованные и архивные) с последующим выделением внутри каждой из них различных категорий (законодательные акты, официальные материалы, газетные статьи, аналитические записки, отчеты, воспоминания и т.п.). Их дальнейшее рассмотрение обязано показать, насколько широко представлена фактическая сторона вопроса, как глубоко проработаны выявленные материалы, какие объективные выводы следуют из их изучения. При этом необходимо отмечать степень репрезентативности каждой группы, т.е. в какой степени она создает условия для раскрытия заявленной темы.

 

Методы исследования или методологическая база работы

Излагаются общенаучные и исторические методы и подходы, использованные для анализа и изложения материала.

 

Научная новизна темы (если есть).

Необходимо четко сформулировать признаки научной новизны (вспомните, в чем они могут заключаться).

 

Научная и практическая значимость работы.

Принято перечислять, каким образом в дальнейших научных исследованиях может применяться материал работы; в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и/или могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.

 

Кроме того, именно во введении вы можете оговорить все сложные нюансы работы (например, объяснить используемую терминологию, дать необходимые, на ваш взгляд, пояснения и т.п.).

Также во введении вы можете обратить внимание или особо подчеркнуть какие-то свои достижения (например, работу с архивными материалами, или переводы документов или литературы с иностранного языка и т.п.)

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.