Основные показатели психического развития ребенка в эпоху подросничества. Пример диагностики любого из показателей.
Й блок 10вопрос Основная характеристика подросткового возраста -- его противоречивость. Противоречивость находит выражение в следующих особенностях возраста: 1. Промежуточный, переходный между детством и взрослостью возраст, совмещающий характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период. Включенность и в мир взрослых, и в мир детства обусловливает тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Открытие феномена «подростковой субкультуры» свидетельствует о маргинальности и переходности этого периода [80]. Отрочество (подростничество и юность) представляют собой социокультурный феномен, продолжительность которого определяется особенностями социальной и технологической организации общества. Возрастание периода отрочества -- тенденция индустриального и постиндустриального общества. Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфофизиологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости; Л.С. Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает зрелости социокультурного развития [22]. Подростничество является одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эгоидентичности). Другая проблема, связанная с противоречивостью подросткового возраста, -- различия в определении его хронологических границ. Ш. Бюлер определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (полового созревания). Психологические симптомы переходного возраста появляются уже в 11-12 лет, затем следует пубертатная стадия (12-17 лет) и юность (18 21-23 года). Бюлер выделяла негативную и позитивную фазы подросткового возраста. Негативная фаза продолжается с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков. В юношеском возрасте происходит относительная стабилизация характера и проявляются черты зрелости. Э. Шпрангер включал подростковый возраст в юношеский, границы которого он определял 13-19 годами у девушек, 14-22 -- у юношей. Подростковая фаза (14-17 лет) характеризуется кризисом, связанным с освобождением от детской зависимости. Шпрангер также выделял в качестве основных новообразований этого возраста открытие Я, возникновение юношеской рефлексии, осознание своей индивидуальности. Заслуга Э. Шпрангера состоит в выделении трех вариантов прохождения юности [цит. по изд.: Кон И. С, 44]: 1) резкие бурные изменения, классическое «кризисное» течение; 2) постепенное усвоение ценностей взрослого общества без явных личностных изменений; 3) быстрая психологическая перестройка личности без выраженных негативных симптомов вследствие саморазвития и самостроительства. нередко можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятым окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания. Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш.Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. При благоприятных условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению». Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М„ 1983 чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст-Холла). С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт-тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п. \ По мнению А.Е.Личко характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых'. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости. \ Наряду с реакцией эмансипацией А.ЕЛичко выделяет в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков2. Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера1. Формирующийся образ тела по разному сказывается на формировании самосознания девочек и мальчиков. У девочек раньше, чем у мальчиков, возникают сложные формы рефлексии, у них сильнее потребность во взаимопонимании, раньше и сильнее обнаруживается интерес к внутреннему миру литературных героев, они считают себя в сравнении со сверстниками менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на словесное общение, а не совместную деятельность2. Наряду с этим у девочек этот образ более тесно связан с другими психологическими представлениями о себе, а у мальчиков слабее. Так, девочки-подростки, считающие себя внешне малопривлекательными, негативно оценивают и другие стороны своего «Я». Мальчики могут негативно оценивать свою Лебединская К.С. Ук. соч. 1 Голод С. И. Цит. по Исаев Д. Н., Каган В.Е. У к. соч. «Методика исследования гибкости мышления»(Лущихина И.М)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|