Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и структура рынка



Рынок – сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до потребителей.

четыре типа рыночных структур (моделей): чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Под структурой рынка понимаются основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между его субъектами. Основными элементами рыночного механизма являются объект купли-продажи, цена, спрос и предложение. Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он устанавливает непосредственную взаимосвязь между предложением (объектом продажи) и индивидуальным платежеспособным спросом (индивидуальной потребностью) и с учетом этой связи позволяет корректировать как предложение, так и спрос, а также определяющие их факторы (цену, объем производства, товарные запасы и т.п.).

Классификация рынков: - по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок труда, рынок средств производства, рынок технологий, сырьевой рынок, рынок потребительских товаров, рынок услуг, финансовый рынок, рынок вторичного сырья, рынок духовных благ; - по уровню конкуренции - свободный (высококонкурентный), монополистический, олигополистический, дуополистический, - смешанный; - по масштабу охвата территории – региональный, национальный, мировой; - по характеру продаж – оптовый, розничный; - по отраслевой принадлежности – продовольствия, сельскохозяйственного сырья, промышленный, автомобильный, нефтяной и др.; - по степени доступности к объекту продажи – открытый, закрытый.

Социально-экономическая природа рынка раскрывается через его экономические функции: - функция связи производства с потребителем - перелив капитала, конкуренция, пропорции общественного производства; - информационная функция - о спросе, о предложении, о требованиях потребителей, о ценах, о рабочей силе; - функция стимулирования - экономическая свобода предприятий и производителей, рост производства продукции, повышение качества продукции, снижение затрат, самостоятельный выбор форм собственности, освоение достижений НТП; - функция динамичной пропорциональности в развитии – регионов, краев и областей, национальных хозяйств, интернационализации и интеграции; - функция экономичности потребления - сокращение издержек обращения в сфере потребления, соразмерность спроса населения с доходами.

Инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Т.е. современная инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне. Рыночная инфраструктура АПК – это комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, цель которых – доведение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителей до потребителей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.