Количественные и качественные показатели рыночной власти
В странах Европейского Сообщества используются следующие критерии выделения рынка: - показатель изменения выручки при изменении цены. Если, например, возросшая цена товара А привела к росту выручки, прибыли, то рынок ограничен только товаром А. - географическая ограниченность рынка. К количественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся:- численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;- доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;- показатели рыночной концентрации. Так как численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, не дает возможности сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними (за исключением случаев, когда их количество очень мало), целесообразней исследование долей фирм, действующих на рынке. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе. В современной экономике для определения типа рыночной структуры используются как минимум семь показателей (индекс концентрации, индекс относительной концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент энтропии, дисперсия логарифмов рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмона), в основе расчета которых лежит понятие доли предприятия на рынке. К качественным показателям, характеризующими структуру товарного рынка, относятся:- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Термин «барьеры входа» был впервые введен в 1956 году американским экономистом Джо Бэйном, который предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом: 1) легкий вход; 2) слабо затрудненный (предоставляемый); 3) сильно затрудненный (сдерживаемый);В нашей стране вxoдные барьеры принято классифицировать по следующим признакам: 1.Экономические и организационные ограничения; 2. Административныe ограничения; З. Неразвитость pыночной инфраструктуры; 4. Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке; 5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов; 6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба; 7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат; 8. Экологические ограничения; 9. Ограничения по спросу; 10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций. Входные барьеры делятся на стратегические и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды. Нестратегические барьеры включают административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры. Стратегические барьеры могут формировать лишь фирмы, обладающие рыночной властью, используя ценовую и неценовую стратегии поведения. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар , имеющий оптимальное соотношение этих характеристик: КТ=К/Ц К- показатель качества товара; Ц- показатель цены товара; Кт - показатель конкурентоспособности товара. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|