Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие информационного пространства



На рубеже XX-XXI вв. компьютеризация и информатизация мирового сообщества привела к формированию глобального информационного пространства. В зарубежных исследованиях названное понятие используется в более узком значении - «глобальное киберпространство».

Сегодня большинство исследователей роли ИКТ в жизни мирового сообщества рассматривают глобальное информационное пространство как совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, которые составляют государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации.

· К информационным ресурсам (ИР) относятся текстовые документы, базы данных, изображения, звуковые материалы, программное обеспечение и веб-страницы. Накопленные информационные ресурсы можно рассматривать как мировые.

· Объединение ИР происходит посредством информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ). Это совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. Взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей рассматривают в виде иерархии отдельных слоев:

1. Пользовательский (потребительский) слой

2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям поставщиками информации.

3. Информационный слой, в котором содержится информационный ресурс.

4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль

Состояние ИР и ИКИ на локальном, национальном и региональном уровнях оказывают решающее воздействие на формирование глобального информационного пространства. Но есть множество препятствий, например, проблема неравного доступа к информационным и коммуникационным ресурсам.

1. Мифологизация концепции «информационного общества». Мифическая коммуникационная «глобальная деревня» слишком неоднородна и контрастна, из-за чего нельзя утверждать, что человечество переходит во всеобщее социальное качество – «информационное общество».

2. Монополизация ИКТ западными странами.Они сделали производство ИКТ своей интеллектуальной собственностью. Это лишает другие страны возможности копировать и имитировать инновации в области ИКТ.

3. «Информация» сама по себе еще не является «знанием». Даже принятая аудиторией информация не всегда трансформируется в знание, а переизбыток информации создаёт барьеры, мешающие осознанию меняющейся социальной действительности.

Коммерциализация СМИ привела к тому, что основной части населения доступна дешевая и малосодержательная информация (о «стиле жизни» и знаменитостях, публичных скандалах, и пр.). При этом создается иллюзия безграничного информационного выбора.

Медиаорганизации

Сильнейшее воздействие на СМИ оказывал экономический фактор. Не случайно информация стала одним из видов товара. А в процессе сбора, обработки и распространения информации стали участвовать не отдельные люди, а целые организации. 2 основных вида медиаорганизаций в зависимости от их функций.

1) производители контента: СМИ (печать, ТВ и радио), книжные издательства, киностудии, студии звукозаписи, рекламные и PR-агентства, студии видеопроизводства и иные организации

2) службы тиражирования и распространения контента: типографии, службы доставки прессы, службы и операторы связи, различные провайдеры и др.

Особенности

1. СМИ = экономическое предприятие.

2. СМИ = образовательный и культурный институт.

3. СМИ – фактор социального управления.

4. СМИ – группа людей.

Другие виды массово-информационной деятельности:

Журналистика. Задачи: оперативное информирование, участие в социальном управлении. Характер информации: на текущий момент, документальная, связанная с оздоровлением

Реклама. Задачи: привлечение внимания к услугам, товарам и идеям рекламодателя. Характер информации: мифологизированноая, связанная с заказчиками текста

PR-продукт. Задачи: участие в социальном управлении; Характер информации: инструмент для решения различных задач.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.