Журналистика в информационном обществе.
Мы живем в новом мире. Все большее количество людей обретает возможность самоопределения, ибо наша жизнь освобождается от прежних локальных ограниченийи нам открывается практически весь мир. В наше время государство больше не управляет обществом единолично. Общество все активнее требует для себя право голоса. Образуются коалиции, объединяющие самых разных людей, представителей различных регионов и кругов. Новые условия => потребность в поиске новых моделей развития журналистики. Следовательно, меняется и роль журналиста в таком обществе, вырабатываются новые профессиональные стандарты. Существует много разных классификаций и формулировок касательно задач журналистики. Но чаще всего они сводились к описанию двух подходов в журналистике. · Либеральный подход: все интересное и важное для аудитории должно быть отражено в новостях. Наиболее ярко эта идеология проявляется в США, где право личности на доступ к информации обеспечивается Первой поправкой к Конституции страны. СМИ – «агент» общества, который присматривает за государством. СМИ следит за чиновниками, чтобы они не злоупотребляли властью. Идея транспарентности западных демократий (государство должно быть максимально открытым для граждан). · Второй подход, социально-ответственная журналистика: СМИ поддерживает моральные основы общества. Задачи журналистики в Российской парадигме: 1. Журналист стоит над аудиторией, рассматривая читателей как объект управления (воспитания, формирования), а себя – как носителя или транслятора управленческих программ разного типа. Это тип воздействия. 2. Вторая установка размещает журналиста рядом с аудиторией и ориентирует его на отношения информирования. В этом случае журналист считает своей основной профессиональной обязанностью поставлять аудитории разнообразные интересующие ее сведения, данные, материалы, оказывать помощь в выражении мнений. Обе эти установки, несмотря на существенные различия между ними, приводят к отчуждению аудитории от СМИ. 3. Журналист находится внутри определенного человеческого сообщества, рассматривать себя как заинтересованного участника совместного с аудиторией поиска решений сложных жизненных проблем. Журналист рассматриваетчитателей, зрителей, слушателей не как фон или пассивных наблюдателей, а как участников решения важных вопросов. Эта журналистика самоопределяется в таких терминах, как «гражданская», «коммунитарная», «гуманитарная» журналистика, журналистика соучастия и т.п. Основной функцией ж. становится «модераторирование диалога». Это означает, что журналистика должна создавать среду для равноправного диалога между различными социальными группами, в ходе которого могут разрешаться социальные противоречия и конфликты. С.Г. Корконосенко выделяет четыре социальных роли журналистики: - производственно-экономическую; - информационно-коммуникативную; - регулирующую; - духовно-идеологическую. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|