Здавалка
Главная | Обратная связь

Специфика традиционных и новых каналов СМИ



Про традиционные методы СМИ все написано пунктом выше. Для них характерны вышеперечисленные методы манипулирования и управления массовым сознанием. Кстати, по результатам многочисленных статистических опросов (и в западной части страны, и за Уралом) – наибольшим доверием публики пользуется ТВ!

Новые медиа – это, в первую очередь, блоги, - затем уж всякие твиттеры, соцсети, «народные» сайты новостей. Такие медиа на сегодняшний день составляют значительную конкуренцию СМИ традиционным. Если раньше принято было считать, что Интернет – это поле СВОБОДНОГО и независимого выражения мнений, то сейчас можно убедиться в том, что и здесь не все чисто: приведу конкретную ситуацию, когда и в Интернет-медиа происходила накрутка и попытки манипулирования общественным сознанием. Во время конфликта в Южной Осетии некоторые люди целенаправленно занимались нагнетанием атмосферы вокруг данной темы в интернете и создавали определенный фон подачи информации. В блогосфере была проделана целенаправленная работа людей, которые утром приходили на работу и садились озвучивать определенные взгляды во всех местах, где они видели неспровоцированное обсуждение тематики.

* * * Влияние интернета на общественное мнение сегодня все возрастает. В России, по самым консервативным оценкам, 25 миллионов пользователей интернета, то есть примерно 90% экономически активного населения страны. * * *

Все большую и большую популярность обретает так называемая «гражданская журналистика» (изначально этот термин был синонимом «журналистики соучастия», а сегодня так называют блоггерство). Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции.

Возможности влияния ОМ на деятельность СМИ в рыночных условиях

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ.


Типология СМИ.

Типологизация - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

Характерные замечания по поводу самого метода типологизации:

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).

Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновленные редакции опирались на многолетний опыт своих предшественниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «старых» изданиях. Подобным образом относительно новая для России деловая пресса (газеты «КоммерсантЪ», «Экономика и время», «Деловой Петербург» и др.) обязана своим появлением и успехом возрождению в России предпринимательства и формированию спроса на деловые издания. Однако потребовались еще, с одной стороны, инициатива конкретных издателей и журналистов, увлекшихся этим видом прессы, а с другой стороны — выдающиеся образцы деловых изданий, формировавшиеся в течение последнего столетия: «Financial Times» в Великобритании, «Wall Street Journal» в США, «Neue Ziircher Zeitung» в Швейцарии и др.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

Параметры типологизации:

1. Регион распространения. При этом за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провинции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. Таковы, к примеру, издания петербургского холдинга «Калейдоскоп», которые расходятся более чем в 100 городах России, стран СНГ и Балтии. И наоборот: некоторые столичные издания имеют крайне узкий ареал распространения.

- транснациональные (или наднациональные). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназначенных для разных континентов.

-общенациональные СМИ (для нашей страны — общероссийские, федеральные). Охват — 50% террит. и более

- региональнае . Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т.п.

- под местной прессой в последние годы стали понимать главным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потребительский спрос.

-муниципальные издания. Это газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.

2. Учредитель.Согласно российскому законодательству, учредителями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный (а не более жесткий разрешительный) порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной частоты в эфире.

Средства информации, учрежденные негосударственными и непартийными органами, имеют возможность проводить независимую линию в идеологии и политике. Несколько парадоксальной, но яркой иллюстрацией тому служит газета, которую единолично учредил некий липецкий фермер — для общения в среде подобных ему людей.

Но острота противоречий в политической жизни порождает борьбу За сферы влияния в журналистике. Влияние выражается через спонсорство, личные взаимоотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Конечно, в каждом случае для этого требуется проводить специальное изучение неформальных связей журналистского коллектива.

Сейчас фактически распоряжаются большинством российских СМИ:

- Промышленно-финан-совые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.)

- пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Березовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.)

- Администрация (в особенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов).

Аудитория.

Тут следует определиться с критерием или комплексом критериев, по которым будет рассматриваться аудитория.

  1. Пол — мужские, жекские журналы
  2. Возраст - молодежь, пенсионеры, дети
  3. Образование — среднее, высшее

Обычно это все-таки комплекс. Например, журнал для женщин в возрасте от 22- до 45 лет, имеющих среднеспециальное или высшее образование.

Критерием может быть узкая специализация потенциальных читателей - так, узко направленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам (для автомобилистов-любителей -«5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.). В нашей стране давно и прочно утвердилась профессионально-отраслевая периодика: «Красная звезда» для военнослужащих, «Гудок» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета»

Легитимность.

Петербургский социолог. Н. Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность. В нашей стране это было особенно актуально до вступления в силу законодательства о печати, в частности для рубежа 80-х и 90-х годов, когда власти были не в состоянии контролировать и запрещать растущие как грибы оппозиционные газеты. Регистрационный порядок учреждения средств информации, в отличие от разрешительного, снимает остроту противостояния прессового андеграунда и официальных властей. Почти все редакции стали действовать легитимно, то есть пройдя регистрацию в государственных инстанциях. Однако по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование).

Есть незарегистрированные, но все же легитимные издания. Для них существ. Отдельный порядок рассмотрения. Так, не требуется регистрация следующих средств информации:

ü учреждаемых органами власти для издания официальных сообщений, нормативных и иных актов;

ü периодических изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

ü радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям в пределах одного учреждения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов;

ü аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.