По целевому назначению
- художественные; - публицистические; - развлекательные; - научные; - рекламные; - информационные. Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные. Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели: - «для всех не обо всем» (тематическая); - «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские). Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников» Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме.Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления. Композиционно-графическая модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей. Сетевой график. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям - для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно продуманная, возможно, измененная после выхода первых номеров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели - размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Структура фактически является моделью содержания, конкретизированным перспективным планом работы редакции. Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними. Стандартные операции набора в определенной степени перекликаются с моделью подвальной ступени. Они закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текст и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т.п.). Особое значение эта часть КГМ приобрела с введением компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщика, все стандартные операции закрепляются в стилевых файлах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном служебном комплексах необходимо менять дату выпуска, время подписания в печать. Макеты-стандарты представляют собой принципиальные схемы верстки полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели. Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в то же время оставляет не мало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему - некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью. В последние годы разработка редакциями КГМ приобретает особое значение в связи с коммерциализацией изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы. Введение в редакционной практике методов системного проектирования позволяет более эффективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий. Поиск «лица» издания позволяет усилить бренд, так как газета или журнал в таком случае приобретает, если использовать типично рекламный термин, «фирменный стиль», выделяющий издание на фоне конкурентов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|