Эмпирический уровень познания
- Метод наблюдения. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Виды наблюдения: открытое и скрытое (люди не знают, что за ними наблюдает журналист), «включенное» (журналист принимает участие в событии, действии) и «невключенное» (наблюдение со стороны), прямое и косвенное (опосредованно наблюдает), кратковременное и длительное. - Метод проработки документов. Основа - контент-анализ - требует изучения большого массива однотипных документов по определенным параметрам этих документов. - Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования. Опрос – это такой метод получения информации, когда журналист пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Анкетирование – метод, близкий к опросу, однако обладающий своими особенностями. - Метод эксперимента. Существует две основные разновидности эксперимента. В первом случае журналист «меняет профессию»: «включается» в какую-то сферу деятельности в качестве исполнителя определенной роли, должности, становится членом какого-то коллектива. Во втором случае он специально организует какую-то ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли журналиста. Методы познания в аналитической журналистике: формально-логические (методы выводного знания) и содержательно-логические (диалектические методы). Формально-логические методы – это сведения, полученные по законам логики, путем соответствующих умозаключений из известного (старого) знания. Виды: - индуктивное умозаключение (индукция) – от частного к общему. Может быть полная (изучения каждого предмета класса => умозаключение обо всем классе) и неполная (изучение отдельных предметов класса => умозаключение обо всем классе) индукция. - дедуктивное умозаключение (дедукция) – от общего к частному. - традуктивное умозаключение (традукция). Подразделяется на сравнение и аналогию (проводится по главным существенным единым признакам). Исходя из сходства нескольких признаков двух или более явлений делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений. Знания в виде догадок, предположения, но основанные на фактах – это неполное знание, потому что носит форму предположения. Содержательно-логические методы – принимают во внимание изменчивость и непостоянство изучаемого предмета. - метод анализа - разложение целого предмета на составные его части, изучение связей. - метод синтеза - обратная операция, когда части соединяются, и мы получаем обогащенное знание о предмете. Методы анализа и синтеза дополняют друг друга и не существуют друг без друга. - гипотетический метод (гипотеза) – это предположение, основанное на достоверных фактах, способное дать истинное значение. Носит вероятностный характер. Из области неочевидного. - метод историзма – выявляет индивидуальные черты развития какого-либо предмета. Момент и история возникновения чего-либо, плавные этапы в его развитии, что он представляет сейчас. - метод логический – выявляет сущностные прямые связи предмета. - частные, конкретные методы. Применяются журналистом для истолкования предмета (описание, причинно-следственный анализ, оценки, прогноз, формулирование программ действий). Художественный метод -применение авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом». Вариант применения элементов метода. Создание публицистических образов, ограниченные «правдой факта». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|