Методы работы журналиста с источниками информации
Источник информации – физическое лицо, которое в силу своего служебного положения и профессиональных знаний обладает интересующей информацией. К ним также можно отнести официальные статистические сведения, доступные базы данных, а также источники. Один из этапов создания журналистского произведения – это направленное изучение конкретного предмета будущего произведения. Изучить – значить собрать информацию, то есть обратиться к источникам информации, которые компетентны по этой теме. Три основные источника информации: документ, человек и предметно-вещественная среда.
1.Документ– самый объективный источник информации на сегодняшний день. Документ – официальный, письменный источник. Это заявления, законы… Более объективный характер. «Царь» источников. По Лазутиной: Понятие «документ» употребительно сегодня в двух смыслах – широком и узком. Согласно широкому, документ – это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности. 2.Человек. Если человек носитель компетентной информации. Интересная психология человека. Разные вопросы программируют разные типы ответов. По Лазутиной: Человек – ключевое звено в системе информационных источников. В американской научной традиции оно квалифицируется как «живой источник», и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во-первых, он всегда свидетель или участник происходящих вокруг событий и потому вы ступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем внутреннем, субъективно созданном мире. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других. Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для нас: как существо социальное человек программирует свое поведение сам, что обязан учитывать журналист. 3.Наблюдение: кратковременное, долгосрочное, случайное, запланированное. Предметный в большей степени текст. Василий Песков – мастер журналистики наблюдения. Всегда проверять полученную информацию о предметно-вещественной среде. Всегда использовать предметно-вещественную среду для создания журналистского произведения. Человек всегда находится в состоянии включенного наблюдения. По Лазутиной: Предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Однако и тут есть сложность: они «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык. 4.Журналистский эксперимент – это инициированное журналистом ситуация, в которой люди действуют как в естественной, не зная об эксперименте и тем самым обнаруживают истинные мотивы поведения и интересы. Журналист может быть участником ситуации. Условие, при котором возможен журналистский эксперимент и необходим – когда журналист, воспользовавшись традиционными источниками информации, объективной информации получить не может. Существуют и опосредованные источники информации. Существует достаточно развернутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам относятся следующие: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности; 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы; 4) пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами; 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений. Законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Источниками информации выступают агентства новостей (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, ИМА-пресс, РИА-новости и др.). Сейчас в журналистике одним из основных источников стали ПР- и пресс-структуры. Согласно западным, до 70% информации поступает к журналисту именно от них. После 1991 года при правительственных органах и на многих предприятиях стали создаваться пресс-службы, они также относятся к информационным службам системы журналистики. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|