Здавалка
Главная | Обратная связь

СМИ и проблемы манипулирования массовым сознанием.



Для начала – Сергей Зелинский «Манипуляция массами и психоанализ».

Манипулирование — это воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого. Невозможны отношения в обществе без манипулирования. Манипулирование в данном случае будет завуалировано стремлением одного индивида — подчинить (оказать воздействие на психику с целью подчинения) другого. Внимание: психика абсолютно любого индивида подвержена манипулятивным воздействиям извне.

Самое важное правило манипуляций — воздействовать на подсознание другого индивида таким образом, чтобы он выполнял вашу команду (ваше завуалированное желание), но при этом считал, что делает это сам, по доброй воле и собственному желанию.

Воздействие на психику – гораздо более широкое понятие в отличие от манипулирования. Психологическое воздействие это не только манипуляция или внушение. К нему так же относятся: убеждение, самопродвижение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевание симпатий, управление, слухи и НЛП. Без психологических воздействий люди превратились бы в мумий.

Убеждение (аргументация) – логически аргументированное воздействие на сознание людей. Цель убеждения – создание, усиление или изменение взглядов, мнений, установок, оценок у адресата воздействия так, чтобы он принял другую точку зрения и следовал ей в своей деятельности и поведении.

Самопродвижение - самореклама. Реализуется посредством демонстрации компетентности, высокого статуса и власти, ассоциированием себя с высокозначимыми личностями.

Внушение – воздействие на психику, предполагающее некритическое восприятие информации. Представляет собой составленные определенным образом словесные конструкции.

Просьба - обращение призывающее удовлетворить какие-нибудь потребности, нужды, желания. Просить – склонять к исполнению своих желаний.

Принуждение - воздействие с целью совершения человеком какого-либо действия против воли.

Игнорирование - умышленное невнимание, пренебрежение. Применяется как средство влияния и как средство защиты от опасного влияния.

Агрессия (нападение) - поведение, наносящее вред, физический ущерб какому-либо человеку или вызывающее у него психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности).

Заражение - передача эмоционального состояния от одного субъекта другому. Происходит неосознанно или с умышленной целью.

Побуждение к подражанию (уподоблению) – использование стремления человека подражать кому-либо. Подражание - осознанное или неосознанное следование примеру, эталону, образцу, манере поведения. Проявляется в принятии, заимствовании или воспроизведении поведенческих или психологических особенностей других людей.

Формирование благосклонности (завоевывание симпатии, расположение) - установление дружелюбных отношений, симпатий, доверия.

Манипуляция - скрытое управление в эгоистических целях.

К видам влияния также относят управление людьми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи.

НЛП – набор техник, моделей. Дает инициатору воздействия большую власть над адресатом. Манипулятивно в случае, если инициатор добивается выигрыша только для себя, а адресат в проигрыше. Если цель инициатора благородна по отношению к адресату, это позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.

Слухи – специфический вид информации, возникающей спонтанно и становящейся достоянием обширной аудитории. Может специально распространятся с целью оказания воздействия на общественное сознание людей.

Управление - предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти. Управлять, значит руководить, направлять деятельность кого-либо. Например, руководитель управляет подчиненными; родители, воспитатели, учителя руководят детьми. По Нескрябиной «Медиапсихология и Медиаэтика»: управление есть игра, где все игроки ознакомлены с правилами и принимают их.

По Нескрябиной: «Идею тотального манипулирования сознанием посредством СМИ можно считать профессиональным журналистским мифом», - так как умение создавать убедительный текст есть лишь важнейшее профессиональное качество журналиста.

Манипуляцию принято трактовать расширительно, за счёт чего она приобретает видимость вездесущности.

Логически трудно отделить манипулятивные техники от средств художественной выразительности. И в том, и в другом случае используются те же приёмы, но их различает мотивация. При манипулировании целью воздействия является суггестия, когда внушается мысль или образ в чём-то не соответствующий реальности. Бывает, что само сообщение подаётся неискажённым, но если при этом скрывается источник информации, оно фактически становится дезинформацией. Художественный текст изначально заявлен как суггестивный, а журналистский текст обладает «презумпцией объективности», его заявленная цель – информационная. Так, манипулирование – это не просто скрытое воздействие, а внедрение информации, искажающей реальность.

Тотальное манипулирование возможно только в отношении людей, лишенных индивидуальности, а развитая личность способна сопротивляться суггестивным техникам.

Теория тотального манипулирования сознанием выгодна корреспондентам, но она также удобна с точки зрения респондентов. С одной стороны, люди не любят манипуляцию, она уничтожает человеческое достоинство. Но, с другой стороны, если мы поддаемся влиянию, то нам бы хотелось, чтобы это влияние признавалось дьявольски мощной силой, которой человек не может сопротивляться. Такое преувеличенное представление о манипулировании не слишком ранит наше самолюбие, тем более, если предполагается. Что это влияние идет в обход сознания.

Можно сделать вывод, что в медиаструктуре на тему манипулирования сознанием посредством СМИ много ложных доводов и манипулятивных приемов. Заметно стремление представлять аудиторию однородной и пассивной массой, что выражает суггестивные интенции данной темы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.