В трудовом коллективе О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий нравится - не нравится, приятный - неприятный. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживается критерий желание - нежелание работать в данном коллективе, желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга. Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная знание - незнание особенностей членов коллектива. Тестовый материал Инструкция: Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: 1. Внимательно прочитать варианты ответа. 2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению. 3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа. 1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите ваш коллектив? 5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы бы поместили бы свой коллектив?
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом: - положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак); - отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым знаком с любым другим знаком); - неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида. В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0. На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения
Например, для эмоционального компонента
где Сумма (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Сумма (-) - количество отрицательных ответов, п - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от - 1 до +1) делится на три равные части: от -1 до - 0,33; от - 0,33 до+0,33; от+0,33 до+1. Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: 1) полностью положительное; 2) положительное; 3) полностью отрицательное; 4) отрицательное, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный, в третьем - как совершенно неудовлетворительный, в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2,5,8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса. Ситуационные задачи: 1.Представьте, что вы сидите шестым человеком в одном ряду из семи человек, в эксперименте С.Аша. После разъяснения, что вы принимаете участие в эксперименте по исследованию оценок восприятия, экспериментатор спрашивает вас, какой из отрезков на рисунке соответствует эталонному отрезку. Вы с легкостью определяете, что этот отрезок номер два. Так что нет ничего удивительного в том, что пятеро отвечающих перед вами все как один называют отрезок номер два. Следующее сравнение происходит с той же легкостью, и вы настраиваетесь высидеть до конца скучного эксперимента. На третьем туре вы начинаете волноваться. Хотя правильный ответ кажется столь же простым, как и раньше, первый испытуемый говорит что-то явно не то. Когда второй участник эксперимента повторяет то же самое, вы подскакиваете на стуле и внимательно смотрите на карточки. Третий согласен с первыми двумя. Четвертый и пятый согласны со всеми предыдущими. Теперь экспериментатор смотрит на вас и Вы переживаете: «как мне узнать, что правильно? То, что говорят мои товарищи, или то, что говорят мои глаза?» ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|