Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие газетного рынка в 1860е-1880е годы



1850-е гг. – введен электромагнитный телеграф и установлено регулярное телеграфное сообщение. 1862 г. -разрешалась розничная торговля на улицах; разрешение публиковать частные объявления, освещать судебные процессы. 1865 г. – большинство столичных изданий начинают выходить без предварительной цензуры.1866 г. – первое частное информационное агентство печати в Петербурге, рассылавшее телеграммы. 1870 г. – появление скоропечатных машин. Все это способствовало оживлению газетного рынка. Росли тиражи, периодичность, доходность. Возникла необходимость совершенствования системы распространения. Усиливается конкуренция за читателя. До 1855 г. в России 3 ежедневных газеты, в 1870 г. – 38. Больше всего газет было в Петербурге. Газеты начали оттеснять журналы на второй план. Распространяется реклама и коммерческие объявления.

Особенности:

1. Тенденция к универсализации газет (разнообразный материал). Универсальная общественно-политическая газета была представлена большой и малой прессой – прообраз качественного и желтого издания. Большая пресса («Голос», «Новое время», «Русские ведомости») – для образованной аудитории (не только информационные и развлекательные материалы, но и аналитические). Непременный атрибут – передовая статья (позиция редакции по политическим вопросам). Малая пресса («Московский листок»», «Петербургский листок») – обыденные читательские интересы (местный материал, сенсации, криминал). «Петербургский листок»:главное -хроника. Газета открывалась информационной подборкой, где все факты излагались сжато.

2. Постоянная двусторонняя связь издателя с читателем. «Письмо к издателю» перестает быть литературным приемом и превращается в газетный жанр, за которым стоит реальный корреспондент. Появляется отдел «Ответы редакции». Способы привлечения читателей: бесплатные приложения, система льгот и скидок, благотворительные акции, самореклама и др. В 1860-1870 гг. распространяются вечерние выпуски газет, которые отличались более свежей информацией.

3. Появляетсяспециализированные газеты:торговые, религиозные, экономические, медицинские, театральные.

4. Влияние капитализации: появился новый массовый читателя – купцы, разночинцы, ремесленники, мелкие служащие. Новый тип газеты – дешевые массовые издания для «среднего читателя»(«Сын Отечества», «Русская газета»). Отличие от малой прессы – эти рассчитаны на «среднего читателя». Потребность в событийном и статистическом материале. Центральные фигуры газет – репортер и фельетонист.«Сын Отечества»(Старчевский) - политико-научно-литературная газета. В редакционных отношениях начинает играть роль меркантилизм, формируется новый тип журналиста-поденщика и редактора-предпринимателя.Постепенно газета отказывается от полемичности и проблемности, становится информационной.

5. Сближаются направления. Так, «Биржевые ведомости» - консервативно-либерально-биржевая газета. «Новости» - либерально-консервативная.

6. Официальные издания под влиянием конкуренции вынуждены перестраиваться. «Русский инвалид» - бывший орган военного министерства преобразован в полуофициальное либеральное издание. Официальная газетная периодика в провинции - «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости». Состояли из официальной и неофициальной частей (культурная, историческая, краеведческая информация). Во главе частной монархической печати - газета«Московские ведомости» M.H. Каткова.

Наиболее влиятельные в 1860-1870 гг. –газеты либерального направления(«Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время», «Сын Отечества», «Голос», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Новости»). Черты – благонамеренный тон, разнообразное достоверное содержание. Задача – ознакомление с фактами внутренней общественной жизни. «Новости»: в газете развивается репортаж, практикуются первые интервью. «Русские ведомости» - наиболее серьезная газета направления.«Неделя» - орган либерально-народнической прессы. До 70-х гг. – демократический характер. При редакторе Гайдебурове с 1876 г. становится ярым пропагандистом теории «малых дел», выступает с порицанием методов революционной борьбы против самодержавия, проповедью мирного культурничества. Ее сотрудники идеализировали деревенскую общину.

7. Возрастает роль фельетона. 2 значения – место на газетной полосе и жанр. Чаще всего фельетоном называли подвальную статью на 1-3 полосах, которая отличалась простотой изложения и могла быть посвящена самой разной тематике. В более узком смысле – произведение юмористического характера или остросатирический материал.

8. Новое явление - проникновение газеты в деревню.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.